Памятки-рекомендации для педагогов и классных руководителей
консультация по психологии на тему

Мухетдинова Эльвира Ралифовна.

Данные  памятки помогут  педагогу  понять психологию  обучающихся:

1. Факторы  благоприятного (неблагоприятного)  социально – психологического  климата школьного  коллектива.

2. Что должен знать педагог о своих воспитанниках.

3. Ступени   личностного  роста обучающегося.

4. Факторы создания  благоприятного психологического климата урока.

5. Характерологические  особенности  доминирования  полушарий.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatkirekomendatsii.docx77.04 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Факторы  благоприятного  социально – психологического  климата школьного  коллектива

Параметры

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам

Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний.

Способность к сотрудничеству

Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности  во мнениях других («А как ты думаешь?»,

« Вам это нравится?»).

Выслушивание с демонстрацией внимания (поддакивания, «угуканием»), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга).

Эффективность взаимодействия

Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом.

Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы.

Характеристики благоприятного социально - психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в учебе и досуговой  деятельности.
  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

   

Факторы  неблагоприятного социально – психологического  климата школьного  коллектива

 

Параметры

Вербальные  референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.

 Недоброжелательные улыбки  смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний.

Способность к сотрудничеству

Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности  во мнении других (« А кто тебя спрашивает?», « А ты здесь причем?»)

Отсутствие  «угукания», поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению).

Эффективность взаимодействия

Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом.

Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы.

Характеристики неблагоприятного социально - психологического климата:

1.В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого,  

каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя  лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

5.Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

6.В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

7.В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Удачи  Вам!

Подготовила: педагог-психолог  МОБУ  СОШ  села  Амзя  

Мухетдинова  Эльвира  Ралифовна

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Что должен знать педагог о своих воспитанниках

5–8 лет

Физическое развитие

  1. Руки и ноги растут быстрее тела.
  2. Общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к семи годам

Особенности поведения

  1. Высокий уровень активности.
  2. Стремление к общению вне семьи.
  3. Желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо.
  4. Понимание различий между полами.
  5. Стремление получить время для самостоятельных занятий.
  6. Ребенок  может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным

Советы

  1. Организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега, развитие умения лазать и пользоваться качелями.
  2. Использование ритмических видов деятельности, пение, драматические постановки.
  3. Обучение правильным навыкам труда.
  4. Обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении.
  5. Предоставление детям свободы действия, развитие различных способностей

9–11 лет

Физическое развитие

  1. Рост девочек опережает рост мальчиков.
  2. Первоначально мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее

Особенности поведения

  1. Стремление мальчиков к лидерству.
  2. Дети энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны, нуждаются в постоянной деятельности.
  3. Часты беспокойные состояния.
  4. Любят коллективные игры, шумны, влюбчивы, боятся поражения, чувствительны к критике.
  5. Интересы постоянно меняются.
  6. Мальчики играют с девочками, соперничают с ними.
  7. Дети начинают осознавать нравственные нормы.
  8. Пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг

Советы

  1. Учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале.
  2. Использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности.
  3. Организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам.
  4. Организация разумного руководства, разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру.
  5. Стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей

12–14 лет

Физическое развитие

  1. Девочки обычно выше мальчиков.
  2. Половое созревание.
  3. Быстрый рост мускулатуры.
  4. Девочки менее активны

Особенности поведения

  1. Мальчики склонны к групповому поведению.
  2. Дети испытывают внутреннее беспокойство.
  3. Девочки и мальчики дразнят друг друга.
  4. Мнение сверстников более важно, чем мнение взрослых.
  5. Дисциплина может страдать от «группового» авторитета.
  6. Стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды.
  7. Сопротивление критике.
  8. Появляется интерес к заработку

Советы

  1. Организация коллективных игр, различных для мальчиков и девочек.
  2. Предпочтение спортивным играм.
  3. Использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий

15–16 лет

Физическое развитие

  1. Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями

Особенности поведения

  1. Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками.
  2. Крайности в поведении, например «Я знаю все!»

Советы

  1. Оказание помощи старшим подросткам в том, чтобы все они были приняты своими сверстниками

Удачи  Вам!

Подготовила:  педагог-психолог  МОБУ  СОШ  села  Амзя  

Мухетдинова Эльвира Ралифовна

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Ступени   личностного  роста.

Младшее  школьное  детство (7-10  лет).

Суперзадача

Отработка  основных  форм  социального  поведения, трудолюбие  или  чувство  неполноценности.

Значимость  оценки

Оценка  учителя  переносит  успех (неуспех)  учащихся  на  все  другие  сферы  их  деятельности  и  личности.

Ведущая  деятельность, особенности  проявления

Учение: необходимо  научить  выделять  главный  предмет  изучения  в  любой  области  знаний: свойства  предметов  и  их  отношений. Умственное  развитие: усвоение  действий  с  эталонами  по  выделению  искомых  свойств  вещей  и  построение  их  моделей – устранение  развёрнутых  действий  с  эталонами  и  формирование  действий  в  моделях – устранение  моделей  и  переход  к  умственным  действиям  со  свойствами  вещей  и  их  отношениями.

Личностное  новообразование

Произвольное  целеполагание.

Результаты  прогрессивного  развития

Компетентность.

Позиция  взрослого

Авторитет, идеал, на  который  стремятся  походить.

Младший  подростковый  возраст (11-15  лет).

Суперзадача

Установление  паритетных  отношений  с  миром  взрослых

Значимость  оценки

Даёт  возможность  занять  более  высокое  положение; расхождение  между  собственной  оценкой  достигнутых  результатов и оценками  со  стороны  значимых  других – ущербность.

Ведущая  деятельность, особенности  проявления

Интимно-личностное  общение.

14  лет – самооценка; принятие  другими; быть  не  как  все – желание  выделяться; в  интеллектуальной  деятельности  определяющими  становятся: степень  трудности  и  проблемности решаемой  задачи, самостоятельность  и  творчество, проявленные  в  процессе  решения, выход  за  пределы  заданных  стандартов.

Личностное  новообразование

Способность  к  идентификации.

Результаты  прогрессивного  развития

Привязанность  и  верность.

Позиция  взрослого

Старший  друг: в  оценивании  разграничивать  ролевое  и  личностное  поведение  подростков.

Старший  подростковый  возраст (15-17  лет).

Суперзадача

Социальное  самоопределение

Значимость  оценки

Оценка  со  стороны  взрослых; порождает  конфликт  поколений, дифференцированная  самооценка, самоуважение, противопоставление  своих  ценностей  родительским  ценностям.

Ведущая  деятельность, особенности  проявления

Учебно-профессиональная  деятельность.

16  лет – развитие  способностей, выработка  умений, интеллектуальное  развитие (абстрактное  и  логическое  мышление), рефлексия  собственного  жизненного  пути, стремление  к  реализации  себя.

Личностное  новообразование

Чувство  одиночества, первая  любовь.

Результаты  прогрессивного  развития

Признание  и  любовь.

Позиция  взрослого

Близкий  человек: понимающий  и  терпеливый, у  которого  слово  не  расходится  с  делом

                                   

                                    Чтобы  быть  интересным, будьте   интересующимися.

                                                                                         Чарльз  Нордман  Ли

Удачи  Вам!

Подготовила: педагог-психолог  МОБУ  СОШ  с. Амзя

Мухетдинова  Эльвира  Ралифовна

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Факторы создания

благоприятного психологического климата урока.

  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                  
  • Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
  • Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекция поведение учащихся, оценка их знаний.

  • Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)
  • Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
  • Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
  • Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
  • Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
  • Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
  • Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у  кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
  • Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  • Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
  • Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать от излишних замечаний.  
  • Помнить, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.
  • Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
  • Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  • Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
  • Формула поведения педагога на уроке:
  1. Улыбнитесь.
  2. Будьте  доброжелательны и сдержанны.
  3. Заинтригуйте.
  4. Вовлеките.
  5. Стимулируйте к поиску.
  • http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=88c0ad4d45b73946497d8e5aa2a29ee4-69-144&n=21Помните, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока.

Отношение учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

Удачи  Вам! 

Подготовила: педагог-психолог  МОБУ СОШ с. Амзя  Мухетдинова  Э.Р.

  РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Характерологические  особенности

доминирования  полушарий.

                   Левое  полушарие

                    Правое  полушарие

Хорошая  память  на  имена

Хорошая  память  на  лица

Лучше  воспринимают  устно  и  письменно  изложенную  информацию (указание)

Лучше  воспринимают  наглядную  информацию  (демонстрируемую)

Держат  свои  чувства  и  мысли  при себе

Охотно  делятся  своими  переживаниями

Продумывают  несколько  возможных  путей, прежде  чем  предпринять  новое  дело

Любят  делать  то, что  раньше  делать  не  приходилось

Предпочитают  делать  одно  дело

Любят  делать  много  дел  одновременно

Любят  тесты, в  которых  надо  выбрать  из  двух  (да/нет)  или  нескольких  альтернатив

Предпочитают  тесты, где  сами  придумывают  ответы

Ждут, когда  человек  сам  сообщит  им  о  своем  состоянии

Могут  понять  состояние  человека, не  спрашивая  его  об  этом

Серьезны (не  остроумны)

Остроумны («большие  шутники»)

Любят  памятки, программы, схемы, списки, письменные  контракты  и  соглашения

Действуют  наугад, опаздывают. Не  любят  ограничений, детализации, планов

Ценят  аккуратность  в  себе  и  других

Хорошо  переносят  суматоху, не  организованы, беспорядочны

Обладают  устойчивым  вниманием, хорошо  слушают, могут  долго  концентрироваться  на  одном  действии

Невнимательны, «витают  в  облаках», мечтательны, восторженны

Не  склонны  к  риску, осторожны: не  любят  ошибаться; любят  определенность

Рисковые (с  авантюрной  жилкой), не  боятся  неудач

Следуют  предписаниям

Не  любят  предписаний

До  принятия  решения  задают  много  вопросов, в  проблемных  ситуациях  бывают  упрямы  и  излишне  предусмотрительны

Отвечают  наугад  или  интуитивно  в  проблемных  ситуациях. Для  осуществления  замысла  используют  все, что  попадает  под  руку. Предпочитают  систему  организации  по  типу  «феерии»

Любят  читать, для  них  книги  всегда  лучше, чем  фильмы

Любят  рисовать

Помните:

«Если  педагогика  хочет  воспитывать  человека  во  всех  отношениях, то  она  должна  прежде  узнать  его  тоже  во  всех  отношениях»

                                                                                                                       К.Д.  Ушинский

Основные  нейропсихологические, психологические

и  психофизиологические  типы  человека.

                    Левополушарники

                       Правополушарники

Аналитики

Синтетики

Индуктивный  тип  мышления (от  частного  к  общему)

Дедуктивный  тип  мышления (от  общего  к  частному)

Абстрактный  тип  мышления

Конкретный  тип  мышления

Линейный  тип  мышления

Нелинейный  тип  мышления

Независимые

Зависимые

Усилители

Усреднители

Достоинства

Легко  воспринимают  чисто  вербальный  материал (лекция, беседа). Четкая, правильно  оформленная  речь. Знают  правила  и  умеют  их  использовать  на  практике. Хорошая  способность  к  произвольному  запоминанию. Способны  контролировать  свои  эмоции. Четко  планируют  свою  деятельность. Последовательны  в  своих  действиях  и  поступках.

Легко  улавливают  основную  мысль, принцип. Могут  свободно  включаться  в  дискуссию, подвести  итог, сделать  выводы. Обладают  пространственным  воображением. Хорошо  работают  методом  «мозгового  штурма». Тонко  чувствуют  нюансы. Имеют  хорошую  память. При  запоминании  и  воспроизведении  ориентируются  на  логические  моменты.

Недостатки

Если  надо  подвести  итоги, оценить  что-либо  в  сравнении, догадаться, исходя  из  контекста, испытывают  затруднения. Сконцентрировавшись  на  деталях, могут  не  понять  главного, принципа, смысла, если  им  не  объяснить, не  «разжевать». Эмоционально  не  очень  отзывчивы. Теряются  в  нестандартной  ситуации.

Не  очень  контролируют  свою  речь, она  часто  неточна, невыразительна (хромает  грамматика, стилистика). С  трудом  воспринимают  новую  информацию  посредством  дидактических  объяснений  или  ознакомления  с  правилами, которые  часто  не  могут  применять  на  практике. Бывают  излишне  эмоциональны.

Выводы:

Нет  «хороших»  и  «плохих»  психологических  типов  личности: каждый  имеет  свои  преимущества  и  свои  недостатки.

Левополушарники  углубляют  и  систематизируют  имеющиеся  знания, не  дают  отклониться  от  общей  линии  развития.

Правополушарники – это  «генераторы  идей», способные  к  панорамному  мышлению, к  созданию  целостных  теорий, объединяющих  разрозненные  знания. Они  направляют  развитие, ими  определяются  направление  прогресса.

Без  левополушарников  общество  превратится  в  хаос, без  правополушарников  станет  роботоподобным. Прогресс  в  обществе  возможен  только  при  наличии  людей  и  с  левополушарным, и  с  правополушарным  типами  мышления.

Создание  в  школе  неравных  условий  для  развития  детей, относящихся  к  каждому  из  этих  типов, из-за  «удобства»  организации  образовательного  процесса  не  только  безнравственно, но  и  может  надолго  задержать  прогресс.

Входя  в  класс, вспоминайте  слова  Осипа  Мандельштама:

«Не  сравнивай! Живущий  несравним».

Подготовила: педагог-психолог  МОБУ  СОШ  с. Амзя  Мухетдинова  Эльвира  Ралифовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Совместный план работы социального педагога и классного руководителя

Данный практический материал облегчит работу классного руководителя по внеклассной работе...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе.

Алгоритм действий социального педагога и  классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе....

Циклограмма совместной работы социального педагога с педагогом-психологом, классными руководителями и учителями-предметниками

Документ, помогающий социальному педагогу регламентировать свою ежедневную работу....

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".

выступление на МО классных руководителей   Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...

Педсовет "Взаимодействие социального педагога с классными руководителями и другими педагогами школы".

Взаимодействие социального педагога,классного руководителя, и других педагогов имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей, прогнозирования развития личности...