Памятки-рекомендации для педагогов и классных руководителей
консультация по психологии на тему
Данные памятки помогут педагогу понять психологию обучающихся:
1. Факторы благоприятного (неблагоприятного) социально – психологического климата школьного коллектива.
2. Что должен знать педагог о своих воспитанниках.
3. Ступени личностного роста обучающегося.
4. Факторы создания благоприятного психологического климата урока.
5. Характерологические особенности доминирования полушарий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatkirekomendatsii.docx | 77.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Факторы благоприятного социально – психологического климата школьного коллектива
Параметры | Вербальные референты | Невербальные референты |
Эмоциональный фон | Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам | Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний. |
Способность к сотрудничеству | Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности во мнениях других («А как ты думаешь?», « Вам это нравится?»). | Выслушивание с демонстрацией внимания (поддакивания, «угуканием»), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга). |
Эффективность взаимодействия | Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом. | Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы. |
Характеристики благоприятного социально - психологического климата:
- В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
- В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам.
- В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
- Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в учебе и досуговой деятельности.
- Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
- В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Факторы неблагоприятного социально – психологического климата школьного коллектива
Параметры | Вербальные референты | Невербальные референты |
Эмоциональный фон | Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. | Недоброжелательные улыбки смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний. |
Способность к сотрудничеству | Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности во мнении других (« А кто тебя спрашивает?», « А ты здесь причем?») | Отсутствие «угукания», поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению). |
Эффективность взаимодействия | Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом. | Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы. |
Характеристики неблагоприятного социально - психологического климата:
1.В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого,
каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
5.Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
6.В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
7.В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
Удачи Вам!
Подготовила: педагог-психолог МОБУ СОШ села Амзя
Мухетдинова Эльвира Ралифовна
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Что должен знать педагог о своих воспитанниках
5–8 лет | |
Физическое развитие |
|
Особенности поведения |
|
Советы |
|
9–11 лет | |
Физическое развитие |
|
Особенности поведения |
|
Советы |
|
12–14 лет | |
Физическое развитие |
|
Особенности поведения |
|
Советы |
|
15–16 лет | |
Физическое развитие |
|
Особенности поведения |
|
Советы |
|
Удачи Вам!
Подготовила: педагог-психолог МОБУ СОШ села Амзя
Мухетдинова Эльвира Ралифовна
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Ступени личностного роста.
Младшее школьное детство (7-10 лет).
Суперзадача | Отработка основных форм социального поведения, трудолюбие или чувство неполноценности. |
Значимость оценки | Оценка учителя переносит успех (неуспех) учащихся на все другие сферы их деятельности и личности. |
Ведущая деятельность, особенности проявления | Учение: необходимо научить выделять главный предмет изучения в любой области знаний: свойства предметов и их отношений. Умственное развитие: усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей – устранение развёрнутых действий с эталонами и формирование действий в моделях – устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями. |
Личностное новообразование | Произвольное целеполагание. |
Результаты прогрессивного развития | Компетентность. |
Позиция взрослого | Авторитет, идеал, на который стремятся походить. |
Младший подростковый возраст (11-15 лет).
Суперзадача | Установление паритетных отношений с миром взрослых |
Значимость оценки | Даёт возможность занять более высокое положение; расхождение между собственной оценкой достигнутых результатов и оценками со стороны значимых других – ущербность. |
Ведущая деятельность, особенности проявления | Интимно-личностное общение. 14 лет – самооценка; принятие другими; быть не как все – желание выделяться; в интеллектуальной деятельности определяющими становятся: степень трудности и проблемности решаемой задачи, самостоятельность и творчество, проявленные в процессе решения, выход за пределы заданных стандартов. |
Личностное новообразование | Способность к идентификации. |
Результаты прогрессивного развития | Привязанность и верность. |
Позиция взрослого | Старший друг: в оценивании разграничивать ролевое и личностное поведение подростков. |
Старший подростковый возраст (15-17 лет).
Суперзадача | Социальное самоопределение |
Значимость оценки | Оценка со стороны взрослых; порождает конфликт поколений, дифференцированная самооценка, самоуважение, противопоставление своих ценностей родительским ценностям. |
Ведущая деятельность, особенности проявления | Учебно-профессиональная деятельность. 16 лет – развитие способностей, выработка умений, интеллектуальное развитие (абстрактное и логическое мышление), рефлексия собственного жизненного пути, стремление к реализации себя. |
Личностное новообразование | Чувство одиночества, первая любовь. |
Результаты прогрессивного развития | Признание и любовь. |
Позиция взрослого | Близкий человек: понимающий и терпеливый, у которого слово не расходится с делом |
Чтобы быть интересным, будьте интересующимися.
Чарльз Нордман Ли
Удачи Вам!
Подготовила: педагог-психолог МОБУ СОШ с. Амзя
Мухетдинова Эльвира Ралифовна
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Факторы создания
благоприятного психологического климата урока.
- Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
- Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
- Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.
Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекция поведение учащихся, оценка их знаний.
- Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)
- Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
- Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
- Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
- Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
- Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
- Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
- Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
- Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать от излишних замечаний.
- Помнить, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.
- Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
- Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
- Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
- Формула поведения педагога на уроке:
- Улыбнитесь.
- Будьте доброжелательны и сдержанны.
- Заинтригуйте.
- Вовлеките.
- Стимулируйте к поиску.
- Помните, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока.
Отношение учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Удачи Вам!
Подготовила: педагог-психолог МОБУ СОШ с. Амзя Мухетдинова Э.Р.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Характерологические особенности
доминирования полушарий.
Левое полушарие | Правое полушарие |
Хорошая память на имена | Хорошая память на лица |
Лучше воспринимают устно и письменно изложенную информацию (указание) | Лучше воспринимают наглядную информацию (демонстрируемую) |
Держат свои чувства и мысли при себе | Охотно делятся своими переживаниями |
Продумывают несколько возможных путей, прежде чем предпринять новое дело | Любят делать то, что раньше делать не приходилось |
Предпочитают делать одно дело | Любят делать много дел одновременно |
Любят тесты, в которых надо выбрать из двух (да/нет) или нескольких альтернатив | Предпочитают тесты, где сами придумывают ответы |
Ждут, когда человек сам сообщит им о своем состоянии | Могут понять состояние человека, не спрашивая его об этом |
Серьезны (не остроумны) | Остроумны («большие шутники») |
Любят памятки, программы, схемы, списки, письменные контракты и соглашения | Действуют наугад, опаздывают. Не любят ограничений, детализации, планов |
Ценят аккуратность в себе и других | Хорошо переносят суматоху, не организованы, беспорядочны |
Обладают устойчивым вниманием, хорошо слушают, могут долго концентрироваться на одном действии | Невнимательны, «витают в облаках», мечтательны, восторженны |
Не склонны к риску, осторожны: не любят ошибаться; любят определенность | Рисковые (с авантюрной жилкой), не боятся неудач |
Следуют предписаниям | Не любят предписаний |
До принятия решения задают много вопросов, в проблемных ситуациях бывают упрямы и излишне предусмотрительны | Отвечают наугад или интуитивно в проблемных ситуациях. Для осуществления замысла используют все, что попадает под руку. Предпочитают систему организации по типу «феерии» |
Любят читать, для них книги всегда лучше, чем фильмы | Любят рисовать |
Помните:
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
К.Д. Ушинский
Основные нейропсихологические, психологические
и психофизиологические типы человека.
Левополушарники | Правополушарники |
Аналитики | Синтетики |
Индуктивный тип мышления (от частного к общему) | Дедуктивный тип мышления (от общего к частному) |
Абстрактный тип мышления | Конкретный тип мышления |
Линейный тип мышления | Нелинейный тип мышления |
Независимые | Зависимые |
Усилители | Усреднители |
Достоинства | |
Легко воспринимают чисто вербальный материал (лекция, беседа). Четкая, правильно оформленная речь. Знают правила и умеют их использовать на практике. Хорошая способность к произвольному запоминанию. Способны контролировать свои эмоции. Четко планируют свою деятельность. Последовательны в своих действиях и поступках. | Легко улавливают основную мысль, принцип. Могут свободно включаться в дискуссию, подвести итог, сделать выводы. Обладают пространственным воображением. Хорошо работают методом «мозгового штурма». Тонко чувствуют нюансы. Имеют хорошую память. При запоминании и воспроизведении ориентируются на логические моменты. |
Недостатки | |
Если надо подвести итоги, оценить что-либо в сравнении, догадаться, исходя из контекста, испытывают затруднения. Сконцентрировавшись на деталях, могут не понять главного, принципа, смысла, если им не объяснить, не «разжевать». Эмоционально не очень отзывчивы. Теряются в нестандартной ситуации. | Не очень контролируют свою речь, она часто неточна, невыразительна (хромает грамматика, стилистика). С трудом воспринимают новую информацию посредством дидактических объяснений или ознакомления с правилами, которые часто не могут применять на практике. Бывают излишне эмоциональны. |
Выводы:
Нет «хороших» и «плохих» психологических типов личности: каждый имеет свои преимущества и свои недостатки.
Левополушарники углубляют и систематизируют имеющиеся знания, не дают отклониться от общей линии развития.
Правополушарники – это «генераторы идей», способные к панорамному мышлению, к созданию целостных теорий, объединяющих разрозненные знания. Они направляют развитие, ими определяются направление прогресса.
Без левополушарников общество превратится в хаос, без правополушарников станет роботоподобным. Прогресс в обществе возможен только при наличии людей и с левополушарным, и с правополушарным типами мышления.
Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за «удобства» организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать прогресс.
Входя в класс, вспоминайте слова Осипа Мандельштама:
«Не сравнивай! Живущий несравним».
Подготовила: педагог-психолог МОБУ СОШ с. Амзя Мухетдинова Эльвира Ралифовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...
Совместный план работы социального педагога и классного руководителя
Данный практический материал облегчит работу классного руководителя по внеклассной работе...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Как же в нашем образовательном учреждении ведется работа в этом направлении? Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...
Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе.
Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе....
Циклограмма совместной работы социального педагога с педагогом-психологом, классными руководителями и учителями-предметниками
Документ, помогающий социальному педагогу регламентировать свою ежедневную работу....
Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".
выступление на МО классных руководителей Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...
Педсовет "Взаимодействиесоциального педагога с классными руководителями и другими педагогами школы".
Взаимодействие социального педагога,классного руководителя, и других педагогов имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребёнка или группы детей, прогнозирования развития личности...