Главные вкладки

    Урок мира "Я причастен к России".
    методическая разработка по теме

    Агапова Антонида  Александровна

     Урок о  России и малой родине. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ya_prichasten_k_rossii.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Я причастен к  России

    (Урок мира)

    Цель: формировать чувство патриотизма и гордости за свою страну. Оформление и оборудование: рисунки детей, иллюстрации, цитаты, магнитофон с записями песен о Родине.

    Ход мероприятия

    Учитель.

    Спит ковыль. Равнина дорогая,

    И свинцовой свежести полынь.

    Никакая родина другая

    Не вольет мне в грудь мою теплынь.

    Знать, у всех у нас такая участь,

    И, пожалуй, всякого спроси —

    Радуясь, свирепствуя и мучась,

    Хорошо живется на Руси.

    Свет луны, таинственный и длинный,

    Плачут вербы, шепчут тополя.

    Но никто под окрик журавлиный

    Не разлюбит отчие поля.

    Хлеб, которым кормится человек, земля, на которой человек живет, мать, которая дала жизнь... Без этого человеку жить невозможно. Среди самого заветного есть у человека Родина.

    Так много значит слово «Родина», что другим словом и не объяснишь. Одно назовешь, а каждый тебе еще что-либо подскажет, так как каждый понимает Родину по-своему.

    Родина - это и земля, город или деревня, в которой ты родился и живешь, друзья и соседи твои. Это мать и отец твои, поэтому Родину еще Отчизной, отечеством называют, как дом родной - отчим домом.

    Когда произносишь слово «родина», то чаще всего вспоминаешь что-то из детства. А что у вас ассоциируется со словом «Родина»?

    Ученик. Река Волга, на которую меня повел отец весной, и мы смотрели на льдины.

    Ученица. Лес, куда мы с родителями ходили за грибами.

    (Ученики продолжают перечислять свои ассоциации.)

    Учитель. Мы все родом из детства. У каждого есть большая родня - это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой - Россия!

    Россия, я твоя росинка,

    Песчинка малая твоя,

    когда метель - то я снежинка,

    в ручье - я капелька ручья.

    Из этих капелек-росинок

    большие реки потекли,

    и, если б не было песчинок,

    тогда бы не было земли.

    Мы возвратили герб старинный,

    Россия, в нем твои черты:

    И красный - сколько красоты!

    В нем белизна твоих буранов

    и синева твоих озер,

    твои надежды, муки, раны

    и вечный огневой задор.

    Россия - тройка, песня, птица,

    страна с особенной судьбой, должна

    Россия возродиться, и возродимся мы с тобой.

    Ученик. У каждого народа своя история. Наша история древняя, богатая событиями. Страна особенная, и история у нее особенная.

    (Звучит медленная музыка.)

    Учитель. Сохранилось в памяти народа имя князя Александра Ярославовича, замечательного полководца, получившего прозвище - Невский.

    В тяжелое время приехал в Новгород старший сын князя Ярослава - статный и красивый Александр.

    По Руси гулял смелый и беспощадный татарский хан Батый со своим кочевым, беспредельным, как степь, войском.

    Ходили татарские полчища и на Север, только сорока верст не дошли до Новгорода. Узнали про то коварные северные соседи великого Новгорода и Пскова - шведы и ливонские рыцари. И решили они поживиться на чужом горе, ограбить и уничтожить россов, ожидавших нападения с востока.

    Самыми опасными противниками Новгорода были ливонские рыцари, присоединившиеся к воинскому немецкому Ордену. Зная, что князя Александра нет в Новгороде; а в Пскове стоит раздор, они решили захватить Псков.

    И осажденный Псков решено было отдать мирно, уплатив дань. Править в Пскове стал богатый горожанин - изменник Твердило. По новгородской земле тяжело ступали могучие кони с закованными в латы рыцарями в развевающихся белых мантиях с черными крестами на груди и щитах.

    Отправили новгородцы послов в Киев к Ярославу, чтобы дал им князя Александра.

    Вернувшись в Новгород, Александр уже через год освободил от врага Псков, опрокинул рыцарей и на их щитах вошел в Чудскую землю, во владения Ордена.

    Но, пока главное войско замешкалось, головной отряд был отброшен назад. Тогда Александр пошел на военную хитрость. Он отступил на лед Чудского озера. Весна была в тот год холодная, и в начале апреля на озере был еще довольно твердый лед.

    Основная масса русских войск была пешая и легко вооружена, лед выдерживал их. Пятого апреля началась знаменитая битва, известная под названием Ледовое побоище.

    Была же тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была злая сеча, и раздавался такой треск и звон мечей, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью...

    (Звучит грозная музыка.)

    Учитель. И обратились враги в бегство, и гнали их, и секли воины Александра, и некуда было тем бежать, лед под ними трещал, и падали они в озеро и тонули. Когда подошел князь к городу Пскову, весь народ встретил его перед городом, воздавая хвалу и славу. Со времени славных походов Александра прошло уже более 700 лет, но имя его осталось для русских священным.

    Ученик.

    Родина! Что это, дедушка, значит?

    Это цветы, что растут в нашем крае.

    Это река, что в горах наших скачет.

    Это заря, что горит, не сгорая...

    Родина - это глаза твоей мамы,

    Полные слез или в искорках смеха.

    Родина - это закат над полями,

    Гор наших милых звонкое эхо.

    Родина - слова не знаю чудесней,

    В нем - наши сказки и славные были,

    Дедов далекие грустные песни.

    Те, что и мы до сих пор не забыли.

    Родина - это земля у порога,

    Где ты впервые узнал свое имя.

    Родина - это большая дорога,

    Та, по которой пойдешь ты с другими.

    Учитель. Ребята, а кто из вас расскажет об известном вам русском герое?

    Ученик. Один из русских героев - Иван Сусанин. Обыкновенный русский крестьянин из-под Костромы. Он завел в лес польский военный отряд. Поляки догадались о его хитрости и убили его, но сами выйти не смогли из леса и все погибли.

    (Звучит фрагмент оперы «Иван Сусанин»)

    Учитель. Другим важным и памятным событием была Отечественная война 1812 года. На Россию напал Наполеон. Он покорил всю Европу и решил завоевать Русскую землю.

    На защиту Родины встали все как один. Армия Наполеона дошла до Москвы. Там, у небольшой деревушки Бородино, и произошло главное сражение. Страшное, кровавое, бессердечное сражение, которое выиграл русский народ. А потом изгнал врага со всей своей земли.

    Ученик.

    Я зрел поля Бородина –

    Сей памятник российской славы!

    Благоговейте, времена,

    Цари, народы и державы.

    На сих полях кровавый бой

    Решил судьбу полувселенной,

    На них пал галлов грозный строй

    Перед тобой, Благословенный!

    Учитель. Но не унимались наши недруги. Как дикого зверя, выпустили они из клетки немецкий фашизм.

    (Звучит грозная музыка о Великой Отечественной войне.)

    Учитель. Как и Наполеон, Гитлер хотел завладеть всем миром и прежде всего завоевать непокорную Россию. Но просчитался грозный враг. Не удалось ему постоять на Поклонной горе, никто не принес ему ключи от Москвы, Ленинграда и Сталинграда. Самая грозная была эта война. Но не выдержала фашистская армия, дрогнула и была разбита. Уничтожил фашизм вновь русский народ.

    И настал День Победы.

    Кто из вас, ребята, расскажет о русском герое Великой Отечественной войны?

    Ученик. Александр Матросов. Мы все знаем это имя. Подвигов во время войны было великое множество. Кто-то горящий самолет направлял в колонну немцев, погибая сам, кто-то горящим танком душил немецких солдат, кто-то последней гранатой взрывал себя вместе с немцами. А Александр Матросов закрыл своим телом немецкую амбразуру. Нужно было выполнить важное задание. А любая атака захлебывалась, потому что сидел немец с пулеметом и строчил, укладывал наших ребят, не давая встать.

    И тогда Александр принял решение - отдать свою жизнь за Родину. Подполз он и закрыл телом своим немецкий пулемет. Нет слов, чтобы можно было выразить чувства о таких поступках бессмертных.

    Ведь, уничтожив одного немца, каждый приближал миг Победы. А герои наши, погибая сами, за собой тащили множество немцев. В каждом солдате жил тогда герой, в каждом!

    Ученик.

    Победа! Какое крылатое слово!

    Оно, как огонь, зажигает сердца!

    Оно трепетать заставляет любого!

    Оно поднимает на подвиг бойца!

    Победа - и залпы гремят над Москвою,

    И трубы играют, и губы поют.

    Привет тебе, пахарь!

    Салют тебе, воин!

    И Родине нашей -

    Трижды салют!

    Учитель. Отчизной наделен всякий человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах.

    Славное прошлое нашей Родины, как родник, вспоивший нас, нашу силу, - священно для нас. Наша страна прекрасна. Наш народ лучший. Он трижды защитил весь мир.

    Ученик. Да, мы все родом из детства. У каждого из нас есть своя «малая родина», где мы родились, и большая Родина - Отечество.

    Ученица.

    Что такое Россия?

    Равнины?

    Ледяное мерцание звезд?

    Гул тайги? Снеговые вершины?

    Иль свечение белых берез?

    Да, все так.

    Но не только... не только...

    В ней есть север, и юг, и восток,

    и ее соловьиное горло исторгает печаль и восторг.

    Ее речь неторопка, напевна,

    и пленяет своей прямотой,

    здесь гордится любая деревня

    неказистой своей красотой.

    Эту гордость никто не отнимет,

    хотя кто-то отнять бы не прочь,

    свое сердце Россия вынет,

    если надо кому-то помочь.

    Да, Россию легко обидеть

    и недолго обмануть,

    но Россию - сломить?

    Не выйдет!

    Россияне найдут свой путь!

    Соберут удалую ватагу

    и разгонят жулье и ворье.

    Да, России к лицу отвага,

    а вот трусость - не для нее.

    Что такое Россия?

    Не знаю.

    Да и кто это знает вообще?

    Это за морем пусть гадают

    о загадочной русской душе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    2 класс.Олимпиадные задания по окружающему миру.УМК "Школа России"

        2 класс.Олимпиадные задания по окружающему миру. 1.   Все обходят это место:   здесь земля как будто тесто,    Здесь...

    УРОК МИРА по теме: « РОССИЯ В БОРЬБЕ ЗА МИР»

    Цели:·         Продолжить учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;·...

    Социальный проек "Расскажи миру о своей России"

    Патриотическое воспитание молодежи очень ценно для страны. Нередко нам кажется, что где-то лучше, чем здесь, что «клубника у соседей слаще», «раньше было лучше» и т.д. Но правд...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс  (индивидуальное обучение)...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс (индивидуальное обучение)

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс  (индивидуальное обучение)...

    Урок 2 Национальные интересы России в современном мире

    Урок 2 Национальные интересы России в современном мире...