Главные вкладки

    Презентация к родительскому собранию "Усталому родителю и учителю-родителю в частности"
    презентация к уроку (7 класс) на тему

    Паньженская Ольга Вениаминовна

    Презентация создана по матеиалам одноименной книги психолога Алины Бакеевой. Материал заставит задуматься о многом....

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Советы усталому родителю и учителю-родителю, в частности Презентация создана учителем МОУ СОШ №10 г. Жуковского МО Паньженской О.В. по книге Алины Бикеевой «Уроки психологии для школьного учителя» Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону

    Слайд 2

    Небольшой урок биологии и родительства

    Слайд 3

    Уважаемые родители и педагоги! на до выталкивать собственных детей и учеников на поверхност ь жизни. Выталкивать всеми силами, ни на минуту их не бросая, чтобы они, задохнувшись от нашего невнимания и безвоздушности пространства вдруг не пошли ко дну, ко дну жизни Давайте запомним урок, который нам ненавязчиво преподают умные дельфины.

    Слайд 4

    Мы просто обязаны быть отлич ными родителями , мы должны быть родителями успешными и эффективными .

    Слайд 5

    И ещё мы должны поместить своих детей в пространство любви, нашей к ним любви. Иначе наши дети могут вырасти несчастливыми, неуверенными в себе, закомплексованными, неуспешными и не вполне психически здоровыми.

    Слайд 6

    Обычно мы к своим родным детям испытываем любовь, но иногда случается и ненависть. Признаться в этом себе можно, но своим детям — ни в коем случае!

    Слайд 7

    Ребёнок не может быть не прав, потому что он — ребёнок. Неправы всегда взрослые!

    Слайд 8

    «За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение» (Поль Брэгг).

    Слайд 9

    А уж хороших детей точно ни за какие деньги не купишь. Их можно только вырастить таковыми.

    Слайд 10

    Гнаться за деньгами никогда не поздно, если уж вам так действительно хочется удовлетворять собственные всё возрастающие потребности. А растить детей в человечной обстановке в настоящей семье может стать поздно, так как наши дети имеют одну удивительную для нас, родителей, особенность — они быстро растут .

    Слайд 11

    Если вы, уважаемые родители, всё же продолжаете откладывать любовь к своим родным детям на «потом», то по крайней мере не обманывайте себя, а сделайте чистосердечное признание: «Я откладываю своих родных детей навсегда! Мне не только сейчас некогда заниматься, общаться и дружить с собственными детьми, мне также некогда будет этим всем заниматься всегда . Потом, позже, у меня уже точно не будет подобной возможности».

    Слайд 12

    Может быть, для многих из вас родительство — это важно, но проходит оно, как генеральная репетиция . Смотрите, будьте осторожны. Дети, главные зрители жизненного спектакля, разыгрываемого нами, взрослыми, могут на премьеру и не прийти. родительство — это сама премьера.

    Слайд 13

    «Маленькие детки — маленькие бедки, а вырастут детки, и будут большие бедки». Не верьте этому и не относитесь к своему ребёнку как к несчастью, к беде, к горю луковому, или к какому-нибудь ещё, как к исчадию ада. Относитесь совсем наоборот как к подарку судьбы, как к радости, счастью, везению и вашему благословению свыше .

    Слайд 14

    В бедах, которые иногда, увы, приносят нам наши дети, виноваты мы, взрослые. Если наши выросшие детки приносят нам большие бедки, значит мы, их родители, что-то напортачили, когда наши детки были маленькими; что-то мы явно делали не так

    Слайд 15

    Ведь родительство — это не просто имение детей в наличии в вашем доме. Это — нечто более сложное, объёмное, энергозатратное и неповторимое. В сравнении с ним всё — суета и ерунда! Так давайте не будем суетиться и тратить свою жизнь на ерунду. Откладывая родных детей на «потом», мы, сами того не осознавая, откладываем свою жизнь, родительскую жизнь, навсегда. Не откладывайте свою жизнь на «потом»! Будьте живы сейчас!

    Слайд 16

    Примеры из жизни природы Кормление и одевание детей не так уж и важно. Это всё как раз — второстепенно. Подобный уровень общения родителей со своими детьми — это уровень любой приличной животноводческой фермы

    Слайд 17

    А чтобы не получилась ферма вместо семьи , Нужно просто общаться со своими детьми , постоянно для этого отодвигая и бросая все остальные дела, в том числе приготовление корма или замену подстилок. Нужно жить интересами своих детей и всё время заниматься с ними конструктивной деятельностью, любой. Нужно разговаривать с ними обо всём, разговаривать бесконечно, обсуждая их дела, советуя им и принимая их. Нужно... Нужно...

    Слайд 18

    Уважаемые родители! отставляйте в сторону, откладывайте все ваши дела, если к вам обращается ваш ребёнок. Ничего не может быть важнее этого. Слушайте, выслушивайте своих детей. Слушайте терпеливо, заинтересованно и бесконечно долго. Выслушайте до конца всё, что говорит ваш ребёнок. Никаких перебиваний и нетерпимости. Нашим детям непременно нужны внимательные и доброжелательные слушатели. Им крайне необходимы благодарные слушатели. Слушатели, не критикующие и не осуждающие, а принимающие; слушатели, не поучающие и упрекающие, а внимающие и понимающие .

    Слайд 19

    Не отдававйте никогда и никому своего ребенка Не рассчитывайте, что вашим ребёнком будет заниматься кто-нибудь другой. Если вы поручаете своего ребёнка кому-нибудь другому этот кто-нибудь будет делать с вашим чадом что-нибудь и как-нибудь . Вас это точно устраивает?

    Слайд 20

    Родительский ликбез на бегу

    Слайд 23

    Текст под плакатами Физическое наказание причиняет вашему ребёнку больше боли, чем вы думаете. Быть родителем — непросто. Но ваше родительство не должно причинять боль вашим детям



    Предварительный просмотр:

    Московский Педагогический Государственный Университет.

    Самостоятельная  работа №1

    Разработка методики по формированию у учащихся ценностного отношения здоровому образу жизни

    по курсу вариативного учебного модуля

    «Деятельность классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьников» (72ч)

    Выполнила классный руководитель

    5 «а» класса МОУ

    лицей №14 г.о. Жуковский

    Паньженская О.В.

    Научный руководитель проекта

                         Жданова О.И., к.п.н

    Жуковский, 2011

    Введение

                    “Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах.

            Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.        Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют определить наиболее распространенные среди детей болезни: ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхит, воспаление легких, инфекционные заболевания, кариес зубов, травмы, аллергические заболевания, нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты зрения и другие нарушения состояния здоровья.

            Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы, обучение плаванию), закаливание, рациональное общественное питание школьников.

                    

     §1. Благоприятные возможности для внедрения в практику всей системы обучения и воспитания здорового школьника

            Ныне действующая программа школы дает благоприятные возможности для внедрения в практику всей системы валеологического обучения и воспитания учащихся.

            На уроках русского языка и литературы предусматривается знакомство с правилами гигиены чтения и письма, формирование и закрепление гигиенических навыков чтения и письма: правильной посадки, положения книги, тетради и т.д.

            В программе имеется ряд положений, имеющих значение для воспитания внимательного, доброжелательного отношения к товарищам, одноклассникам, развития речевой этики, культуры общения. Все это важно для создания благоприятного психологического климата в классе.

                    Природоведение, биология дают наиболее систематизированные валеологические знания для привития некоторых навыков личной и общественной гигиены. Уже в начальной школе дается значительный материал по валеологии: распорядок дня, режим питания, проветривание помещения, умение правильно мыть руки, правильно пользоваться носовым платком, правильно сидеть во время занятия и др.

     На уроках ОБЖ всех ступеней образования рассматриваются вопросы предупреждения несчастных случаев на улице, в общественных местах, зимой – на льду, летом – на водоемах и т.п.

            Физическая культура. Во всех классах  школы учащиеся получают сведения об оздоровительном значении тех или иных элементов физического воспитания, отдельных комплексов (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, спортивный час, плавание и т. д.). Здесь же дается материал по личной гигиене, закаливанию, режиму дня.        

     Роль школьной мебели. Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Конструкция мебели должна  быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

    Обоснование  правильной позы. Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС и периферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору - незначительное дрожание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

    Классная доска. Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный ( коэффициент отражения не менее 80% ). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела.

    §2. На что следует обращать внимание учителю

    Охрана зрения. Рекомендуется проводить с учащимися целенаправленную воспитательную работу по охране зрения. Дети показывают приемы самоконтроля за посадкой, гимнастику и отдых для глаз.

    Дурные привычки. Гораздо более серьезного внимания требуют дурные и вредные для здоровья привычки, формирование которых подчас происходит в младшем школьном возрасте. Это употребление алкоголя и чаще курение. Почему же начинают курить младшие школьники?

            Ученые, исследовавшие этот вопрос, пришли к выводу, что на первом месте (около 30% всех школьников, начавших курение) нужно поставить влияние товарищей, одногодок старших ребят. Курение взрослых в присутствии детей создает у них представление о курении, как о норме поведения. Младшие школьники скорее приобщаются к вредной привычке. Вторая причина курения – любопытство, интерес. На третьем месте стоит желание подражать взрослым: уважаемому учителю, мастеру, родителям известным киноактерам и др.           Наиболее важным представляется направление наших усилий на то, чтобы дети не начинали курить. Разъяснение вреда курения должно идти со строгим учетом возрастных особенностей.

    Заключение

            Что же конкретно может сделать школьный учитель  для воспитания здорового школьника? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс: это своевременная смена статического напряжения во время урока – физкультминутки, активный отдых для глаз, смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены – все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя.

            Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, бережно относится к ранимой психики ребенка. Зная психологические особенности детей, условия их быта, владея педагогическим мастерством и имея необходимые валеологические знания, учитель может и должен быть основным “воспитателем здоровья” ребенка.



    Предварительный просмотр:

    Московский Педагогический Государственный Университет.

    Самостоятельная  работа №2

    Разработка методики и форм работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию  здорового образа жизни у детей

    по курсу вариативного учебного модуля

    «Деятельность классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьников» (72ч)

    Выполнила классный руководитель

    5 «а» класса МОУ

    лицей №14 г.о. Жуковский

    Паньженская О.В.

    Научный руководитель проекта

                         Жданова О.И., к.п.н

    Жуковский, 2011

    При работе с родителями классный руководитель должен обращать их внимание на основные моменты, сохраняющие здоровье ученика в школе и дома. Сформулируем эти основные моменты.

    Правильная осанка. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. На уроках в доступной форме нужно рассказать о том, какое значение для здоровья и хорошей работоспособности имеет правильная осанка. В мотивации необходимости самоконтроля за своей осанкой нужно использовать разные приемы: эстетические – на стройного, прямо держащегося человека приятно смотреть, это красиво. Медицинские – при прямой осанке лучше работают все органы, весь организм человека. Задача классного руководителя постоянно напоминать родителям о необходимости вне школы соблюдать правильность осанки.

    Мытье рук – простая, но подчас основная мера предупреждения кишечных инфекций и в первую очередь дизентерии. И классному руководителю и детям нужно объяснить, когда и почему это следует делать, воспитать потребность в выполнении этой процедуры. Для выработки внутренней потребности мыть руки гораздо сильнее и точнее действует “эстетическая мотивация”: грязные руки некрасивы, неприятны, противны. Но вместе с тем подчеркивается, что нет ничего страшного, если при работе, игре руки запачкаются. И самое важное воспитать у ребенка привычку мыть руки как норму поведения.

    Закаливание. Особое внимание следует обратить на детей, пропускающих занятия из-за простуды, часто приходящих в школу с кашлем, насморком.
    Посоветовать родителям показать их ребенка врачу для принятия мер по оздоровлению. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, внеклассных занятиях и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах.

    Охрана зрения. Рекомендуется проводить с учащимися и родителями целенаправленную воспитательную работу по охране зрения. На уроках и дома во время пауз необходимо приучить учащихся к проведению гимнастики для глаз.

    Ели ученик заметил, что у него ухудшается зрение, нужно сказать об этом родителям, учителю, обратиться к врачу. Все назначения врача должны точно выполняться, чтобы зрение не ухудшалось. Ни в коем случае нельзя смеяться над людьми, которые носят очки. Говоря об уходе за глазами, учитель отмечает, что при утреннем умывании следует промывать и глаза, нельзя тереть и трогать глаза руками

    Дурные привычки. Гораздо более серьезного внимания требуют дурные и вредные для здоровья привычки, формирование которых подчас происходит в младшем школьном возрасте. Это употребление алкоголя и чаще курение. Почему же начинают курить младшие школьники?

    Ученые, исследовавшие этот вопрос, пришли к выводу, что на первом месте (около 30% всех школьников, начавших курение) нужно поставить влияние товарищей, одногодок старших ребят. Курение взрослых в присутствии детей создает у них представление о курении, как о норме поведения. Младшие школьники скорее приобщаются к вредной привычке. Вторая причина курения – любопытство, интерес. На третьем месте стоит желание подражать взрослым: Прежде всего родителям, уважаемому учителю, мастеру,  известным киноактерам и др. Мягко, но настоятельно необходимо доносить до родителей мысль о том, что все начинается с семьи и только потом с улицы.

    Наиболее важным представляется направление наших усилий на то, чтобы дети не начинали курить.

    Другая чрезвычайно вредная для здоровья человека привычка – употребление алкоголя. Это привычка также имеет сложные социально- экономические, биолого-социальные и педагогические аспекты. Своеобразная
    “положительная” установка на алкоголь может возникать у детей даже из тех семей, где бытовое пьянство сопровождается скандалами. Наблюдая подобные явления, у детей формируется представление на такие явления, как на “норму” поведения. Отрицательное отношение к алкоголю формируется у детей из семей, в которых он не употребляется, и в семьях, где алкоголь приносит несчастья, является бедой. В противоалкогольном воспитании ведущая роль принадлежит семье, поэтому школа должна дать родителям четкие установки:
    - ни в какие дни, ни в каком виде, ни в самых малых дозах не давать детям алкогольные напитки;
    - в семьях должна быть четкая установка: алкоголь – враг здоровья, алкоголь

    – враг учебы, алкоголь – враг спорта;
    - алкоголь (во всех видах) крайне вреден для детского растущего организма.



    Предварительный просмотр:

    Московский Педагогический Государственный Университет.

    Самостоятельная  работа №3

    Разработка методики и форм работы классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способа укрепления духовно-нравственного здоровья  

    по курсу вариативного учебного модуля

    «Деятельность классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьников» (72ч)

    Выполнила классный руководитель

    5 «а» класса МОУ

    лицей №14 г.о. Жуковский

    Паньженская О.В.

    Научный руководитель проекта

                         Жданова О.И., к.п.н

    Жуковский, 2011


    Сущность и содержание духовно-нравственного здоровья

    Духовность — 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой

    личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения — сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом

    Критерии  духовно-нравственного здоровья:

    - осознание смысла жизни;

    - стремление к самоактуализации;

    - наличие нравственных ценностей;

    - развитое чувство ответственности;

    - нравственное сознание (способность к созиданию добра);

    - способность к нравственной саморегуляции;

    - творческая направленность личности

    - духовные запросы;

    - личная этика;

    - согласие с собой, другими, миром и обществом;

    - прогнозирование и моделирование событий своей жизни.

    2. Влияние полового воспитания на духовно-нравственное здоровье учащихся

    Половое воспитание - система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задачи полового воспитания - использование половой принадлежности как фактора личностного развития подрастающего поколения, формирование четкой полоролевой идентификации и нравственных межполовых отношений, укрепление брака и семьи. Поэтому половое воспитание не может рассматриваться обособленно от общих вопросов воспитания, готовящего молодое поколение не только к труду и общественной деятельности, но и к личной жизни. Вместе с тем "половой вопрос" - это и социально-гигиеническая проблема, связанная со здоровьем, работоспособностью, настроением людей, оздоровлением их семейного быта.

    Сексуальность - нормальное качество здорового человека. Реализация его сексуальных возможностей не должна осуществляться в отчужденных, обезличенных формах, а половое воспитание должно противостоять бездуховному сексу.

    В половом развитии подрастающего поколения есть существенное противоречие, которое определяет сложность полового воспитания. Это большой разрыв во времени между половым и гражданским созреванием и еще больший - между половой зрелостью и экономической самостоятельностью человека. Девочки в половом отношении созревают к 14-15 годам, большинство мальчиков - к 16-17.

    Однако половая зрелость в этом возрасте находится в дисгармонии с физическим и психическим развитием. Разрыв этот составляет пять и более лет. Одна из задач полового воспитания - сформировать у юношей и девушек понимание смысла этой дисгармонии, воспитать волю, умение руководить своими чувствами.

    При осуществлении полового воспитания необходимо придерживаться следующих принципов. 1/ Половое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы. Оно не должно быть обособленным. 2/ Необходимо,чтобы содержание, формы и методы полового воспитания соответствовали возрастным особенностям учащихся (в том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным темам. Они имеют право получать исчерпывающие (на их уровне) нравственно направляющие ответы на все возникающие у них вопросы. 3/ Учащиеся, интересующиеся более глубокими и специфическими вопросами, должны получать требуемую информацию индивидуально или в небольшой группе - из бесед с приглашенными специалистами. Семейные, супружеские, интимные отношения - как бы их ни называть и какие бы аспекты их ни рассматривать, все это - различные уровни и формы духовного и физического единения. Человек, с детства проявляющий склонность и способность к взаимопониманию, будет более состоятельным и в данной специфической сфере взаимоотношений. Поэтому формирование таких способностей, как черты личности, необходимо рассматривать в качестве базисной задачи полового воспитания учащихся, начиная с младших классов.

    С учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания состоят в следующем:
    - привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения в сфере межполовых отношений;
    - формирование у учащихся ответственного отношения к своему телу как основе индивидуальной жизни и позитивного отношения к здоровому образу жизни и ответственному родительству;
    - привитие учащимся отношения к семье как к ведущей идее сдержанности в сфере сексуальных отношений, дискредитация ранних половых связей;
    - обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот сложный этап взросления.

    Учитель должен быть подготовлен к тому, чтобы давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе - важный и необходимый элемент системы полового воспитания.

    При осуществлении полового воспитания необходимо считаться также с особенностями отечественной (евразийской) цивилизации, которая отличается специфическим отношением к вопросам пола, учитывать национально-религиозную и региональную специфику.

    3. Основные теории полового воспитания и их использование в педагогической практике

    Психологическая литература, посвященная формированию половых различий в процессе социализации детей, огромна, но весьма противоречива.

    Авторы важнейшей обобщающей работы в этой области Э. Маккоби и К. Джэклин перечисляют ее основные гипотезы.
    1.    Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным ожиданиям, принятым для того или другого пола. Отсюда вытекает, что мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек –  за послушание и заботливость, тогда как поведение, не соответствующее полоролевым ожиданиям, в обоих случаях влечет за собой отрицательные санкции. Такая педагогическая стратегия взрослых не обязательно бывает сознательной и целенаправленной, да и  степень “половой типизации” может быть весьма различной, тем не менее она существует.
    2.    Вследствие врожденных половых различий, проявляющихся уже в раннем детстве, мальчики и девочки по-разному стимулируют своих родителей и тем самым добиваются от них разного к себе отношения. Кроме того, вследствие тех же врожденных различий одно и то же родительское поведение может вызывать у мальчиков и девочек разную реакцию.

    3.    Родители основывают свое поведение по отношению к ребенку на своих представлениях о том, каким должен быть ребенок данного пола. Такая адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей может иметь разные формы.
    4. Родительское поведение по отношению к ребенку в известной степени зависит от того, совпадает ли пол ребенка с полом родителя, иными словами, являются ли они одно- или разнополыми.

    Воззрениям Фрейда, полагавшего, что ключевой силой, мотивирующей поведение человека, является половое влечение, исследователи более позднего времени стали придавать большое значение обучению и накоплению опыта, которые происходят в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой. Начало современной теории обучения было положено на рубеже нынешнего века, когда русский физиолог  Иван Павлов 1849-1936 выяснил механизм условного рефлекса, изучая пищевые реакции собак.

    Павловская модель классического условного рефлекса непосредственно не объясняет половое поведение человека. У человека можно выработать условный рефлекс в павловском смысле слова, так чтобы он реагировал половым возбуждением на запах духов или лосьона для бритья, которым пользуется его ее половой партнер, или на звуки музыки, которую они обычно включают во время полового акта. Однако такая связь между раздражителем и реакцией на него в большинстве случаев недостаточно сильна, чтобы нейтрализовать другие воздействия на половое поведение настроение, озабоченность и т.д.

    Усилиями ряда американских физиологов, в том числе Э.Торндайка, Дж. Уотсона и Б. Скиннера, рамки теории обучения были значительно расширены.

    Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Необходимо использование современных достижений личной гигиены и ухода за телом для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Культура должна быть самобытной, а цивилизованность - современной.

    При реализации программ полового воспитания, как нигде, необходимо тесное сотрудничество учителя и школы в целом с родителями учащихся. Деятельность школы в сфере полового воспитания должна осуществляться в связи с работой специальных центров, имеющих характер учреждений консультативной и социальной помощи подросткам (например, в случае ранней беременности). Учащиеся должны быть ознакомлены с подобными центрами и характером их работы и быть готовы в случае необходимости воспользоваться их помощью.

    Сведения, относящиеся к сфере межполовых отношений, тесно связаны с базисными жизненными процессами: духовным и физическим благополучием человека, жизнеспособностью общества. Эти сведения всегда личностно-ориентированы. Интимная жизнь человека уязвима и легко ранима. Поэтому велика ответственность тех, кто эти сведения должен сообщать школьникам. Здесь, как нигде, необходимы сдержанность, чувство меры, такт. Система представлений о возможном в сфере межполовых отношений у каждого человека складывается постепенно. Процесс этот происходит разными темпами, на фоне различной заинтересованности в получении соответствующих сведений. То, что для одного является преждевременным, для другого - пройденным этапом. Это касается и взрослых, и подрастающего поколения, в том числе учащихся одного и того же класса. Человеку необходимо дорасти до понимания некоторых вещей. Искусственно ускорять или замедлять этот процесс вредно: результат будет деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы.

    Ответы на одни вопросы из сферы межполовых отношений человек должен получить в школе, другие - из бесед с родителями, третьи - наедине с самим собой и хорошей книгой.

    Задача школы - заложить основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме учащихся.



    Предварительный просмотр:

    Московский Педагогический Государственный Университет.

    Самостоятельная  работа №4

    Разработка методики эффективных коммуникаций как фактора снижения конфликтогенности школьного социума  и укрепления психического здоровья детей

    по курсу вариативного учебного модуля

    «Деятельность классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьников» (72ч)

    Выполнила классный руководитель

    5 «а» класса МОУ

    лицей №14 г.о. Жуковский

    Паньженская О.В.

    Научный руководитель проекта

                         Жданова О.И., к.п.н

    Жуковский, 2011

    Способности к эффективному общению как показатель психического здоровья личности

    Психическое здоровье – сохранность и активность механизмов личной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. Эффективное общение в коллективе или собеседником выявляет выдержанность, способность грамотно и правильно строить фразы, правильно реагировать на слова собеседника и т.п. Таким образом, способность к эффективному общению является  показателем психического здоровья личности

    2. Выявление основных путей формирования у учащихся социальной адаптивности

    Социальная адаптация включает:

    1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
    2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
    3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
    4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
    5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

    У каждого учителя свой стиль общения с учащимися. Одни преподаватели склонны к сдержанности, другие - к несдержаннности при оценке и характеристике учеников. Для одних преподавателей характерна общая тенденция оценивать своих учеников преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь "розовые очки", другие подходят со "строгим метром". Таким образом, ни та, ни другая оценка по отношению к ребенку не будет точной.

    Результаты психологических исследований показали, что в школьных коллективах, где нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя, «образ-Я» уже может быть устойчивым и независимым.

    Стабильность и узость представлений учителей об учениках создают сдержанную и часто напряженную эмоциональную атмосферу. Система ожиданий учителя и одноклассников в значительной степени предопределяет его поведение и поступки. Учителя, ставящие ученику плохую отметку, подкрепляют отрицательные ожидания ученика, которые в свою очередь порождают плохую отметку: так возникает порочный круг неуспеха. Ученик, получивший подряд несколько не удовлетворяющих его оценок, очень скоро может прийти к выводу, что он не способен усвоить данный предмет. Он начинает сомневаться в своих возможностях и считать, что он никогда не достигнет успеха в предмете.

    Объяснение нового материала строится, как известно, на усвоенном предыдущем материале. Школьника, упустившего несколько тем, охватывает чувство, что он остается в классе отстающим. Он впадает в панику, но старается скрыть ее дома и в школе. Если подобная ситуация приобретает затяжной характер, ученик теряет веру в себя, начинает негативно относиться к учебе, испытывает страх перед занятиями.

    Школьник почти всегда отличается таким поведением, которое соответствует ожиданиям учителя и одновременно подкрепляет эти ожидания.

    Уважение учителя к ученику не исключает требовательности к нему. Однако отношение учителя должно вызывать у ученика стремление к учебным достижениям, а не страх к учению, наказанию. Страх может парализовать волю зрелого человека, не говоря уже о ребенке. Отделяйте человека от поступка. Отношение учителя к ребенку является позитивно прогностичным. Учитель предвидит и вызывает к появлению лучшие свойства личности ученика, опирается на сильные стороны его учебных возможностей.

    3. Определение особенностей школьного социума

    К особенностям школьного социума можно отнести следующие моменты:

    Образовательный уровень педагогических кадров

    Наполняемость классов

    Режим работы школы

    Социальный статус семей учащихся

    Мотивация учащихся на образовательную деятельность

    Все эти моменты формируют специфический для каждой отдельно взятой школы социум, который определяет комфортность для обучения детей и комфортность условий работы для педагогов.

    4. Выявление роли и места межличностных отношений в конфликтогенности школьного социума

    Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности, протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с ученическим коллективом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях.

    В жизнедеятельности педколлектива существуют две стороны: формальная (функционально-деловая) и неформальная – эмоционально-личностная. Психологическое единство в социуме может быть достигнуто за счет совместной деятельности и здоровых межличностных отношений.

    Многие ученые и педагоги полагают, что конфликт межличностных взаимоотношений. возникает в сфере эмоционально-субъективного отношения учителей и учащихся. Ряд ученых относят к конфликтам взаимоотношений и конфликты на почве борьбы за лидерство, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики, серьезные ошибки в тактике взаимодействия, дискриминацию в отношениях к отдельным учащимся.
    Демонстрация своего превосходства, своего особого статуса, к сожалению, слишком распространены в учительской среде. Лишь 10 % учителей обладают умением пристального и постоянного внимания к личности другого человека, глубокого понимания ее, уважения, искренностью в выражении чувств и переживаний в межличностном общении.
    В неверных взаимоотношениях педагога с детьми видел известный психолог П. П. Блонский причины многих ошибок, приводящих к возникновению педагогического конфликта.

    Потому воспитание самого учителя должно заключаться, по мнению ученого, прежде всего «не в подготовке его как, в традиционном смысле, человека, несущего знания, обучающего детей, а в "воспитании человека, внимательно и естественно относящегося к детям ».

    5. Методики обучения учащихся основным приемам работы с конфликтными ситуациями

    Каждая школа самостоятельно определяет подобные методики. Одной из методик может служить проведение семинара на тему "Конфликт. Эффективные способы его разрешения":

    Определение понятия "конфликт". Причины и поводы его возникновения.

    Просмотр фрагмента фильма "Розыгрыш" (начало фильма: с 3-й по 10-ю минуту).

    Обсуждение просмотренного сюжета. В чем причина возникновения конфликта? (Учащиеся могут пользоваться буклетом.)

    Задание учащимся: "Проанализируйте конфликтную ситуацию, увиденную в фильме".

    Индивидуальная работа. (Ученикам предлагается подумать над вопросами: Можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт? В какой момент? Ответы записываются в буклет.)

    Обсуждение предложенных учениками вариантов.

    Обсуждение в парах: что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт? (Ответ записывается в буклет.)

    Обсуждение результатов работы в парах.

    Беседа. (Ученикам предлагается подумать над тем, каким мог бы быть результат увиденного в фильме конфликта.)

    Ознакомление учащихся со стратегиями выхода из конфликтов, предложенными К. Томасом

    Выбор способа разрешения конфликта. Обсуждение в группах по 4 чел., какие варианты поведения подходят к рассматриваемой ситуации?

    Обобщение результатов работы в группах.

    Вопрос классу: какой опыт приобрели участники конфликта?

    Вывод: какой бы опыт ни приобрели участники конфликта (положительный или отрицательный), его в дальнейшем можно использовать для правильного выстраивания взаимоотношений с другими людьми.

    Правила конструктивного поведения в конфликте.

    Еще один вариант - Игра с использованием элементов технологии дебатов на тему "Надо ли избегать конфликтов?"

    6. Способы упреждения конфликтов в школе

    Психическое здоровье зависит от жизненной среды, окружающего человека пространства. Особой средой для учащихся является школьный социум, который влияет на развитие личности детей и, увы, это влияние не всегда положительно.

    В каждой школе существует психологическая служба, которая изучает по сигналу классного руководителя психологический климат в классах, выявляет «проблемные» классы, а также определяет наиболее часто встречающихся категорий конфликтов.  Анализ результатов  опроса классных руководителей становится ясно, что чаще всего разрешаются конфликты в основном, с помощью классного руководителя (80 %), проходят сами собой (35 %), разрешаются с помощью третьих лиц (психологов, педагогов) – 31 %. Помогают  разрешить конфликт участие администрации (24%) и родители (22 %).

    До школьников необходимо довести принятие правил работы в группе (традиционно использующихся во многих видах групповой работы)
    - правило конфиденциальности,
    - правило доброжелательности,
    - правило активного участия каждого,
    - правило «Я-высказываний».



    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Московской области

    ГОУ Педагогическая академия

    Кафедра человековедения и физической культуры

    Итоговый практико-значимый проект

    Методика проведения и сценарии классных часов по формированию основ здорового образа жизни школьников

    по курсу вариативного учебного модуля

    «Деятельность классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьников» (72ч)

    Слушатель
    Паньженская Ольга Вениаминовна,

     классный руководитель

    5 «а» класса МОУ

    лицей №14 г.о. Жуковский

    Научный руководитель проекта

                         Жданова О.И., к.п.н

    Жуковский, 2011


    Оглавление

    Введение        

    Методика организации и проведения классного часа        

    Классные часы, посвященные формированию  здорового образа жизни        

    Классный час «Правильное питание как основа формирования здорового образа жизни» 5 класс        

    Классный час  "Умей сказать: "Нет!". 7-й класс        

    Классный час «О вреде курения» 9 класс        

    Заключение        

    Список литературы        


    Введение

    Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. 

    “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)

    “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)

    Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

    - это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

    - это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

    Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

    1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

    2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

    3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

    4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

    Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Возможные формы проведения классного часа:

    •классное собранияе

    •воспитательный час (час классного руководителя)

    •экскурсии

    •тематические лекции

    •беседа (этическая, нравственная)

    •диспуты

    •встречи с интересными людьми

    •викторины по различным областям знаний

    • дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)

    • КВН

    •интерактивные игры

    •игры — путешествия

    •театральные премьеры

    •психологические игры и тренинги

    •читательские конференции.

             Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

     Классный час выполняет функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.

    Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

    Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:

    1. С уважением относиться друг к другу.

    2. Любое мнение заслушивать внимательно.

    3. Пока один говорит, все его слушают.

    4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

    Методика организации и проведения классного часа

             При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа:

    • Определение темы и задач классного часа

    • Определение времени и места проведения классного часа

    • Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление  по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)

    • Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)

    • Анализ его результативности.

    Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

    Классные часы, посвященные формированию  здорового образа жизни

    Классные руководители достаточно часто обращаются к теме здорового образа жизни,  даже не упоминая о формулировке самого этого понятия. В начальной школе – это привитие ребенку основных навыков личной гигиены, физкультурные занятия, гимнастика, в средней и старшей школе – напоминание о необходимости личной гигиены, разрешение межличностных конфликтов, разговор о вредных привычках, формирование психологического климата в классе

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

    Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится: «Здоровье- это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

    Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни.

    Подобные научные определения здорового образа жизни, может, на классном часе упоминать не стоит, а вот вести разговор в различных организационных формах по данной теме просто необходимо.

    Представляю сценарии классных часов, проведенных мною в 5, 7 и 9-х классах

    Классный час «Правильное питание как основа формирования здорового образа жизни» 5 класс

    Цель: Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека.

    Главное в жизни - это здоровье!
    С детства попробуйте это понять!
    Главная ценность - это здоровье!
    Его не купить, но легко потерять.

    Базовые составляющие ЗОЖ:

    Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

    Отказ от вредных привычек

    Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом. Самые полезные и доступные виды спорта: плавание, езда на велосипеде, гимнастика, походы.

    Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.

    Гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи.

    Питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов. Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.

    Просмотр презентации о пользе и вреде чипсов, обсуждение таблицы вредных веществ, входящих в состав продуктов. Чтение отдельных пунктов статьи из Википедии  «Кока Кола».

    Конкурс эрудитов

    1. Известный врач П. Брэгг говорил, что есть 9 докторов. Начиная с четвертого это естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум. Назовите первых трех докторов, упомянутых Брэггом. (Солнце, воздух и вода).

    2.Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши).

    3.Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу).

    4.Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами). 5.Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (До этого возраста активно формируется скелет).

    5.Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый человек – 8 часов, подросток – 9 – 10 часов, ребенок – 10 – 12 часов).

    6.Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой).

    В заключении:

    Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Так будьте здоровы!!!

    Классный час  "Умей сказать: "Нет!". 7-й класс

    Цели и задачи классного часа: 

      воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

      продолжить воспитание отрицательного отношения детей к наркотическим веществам;

      выяснить, какие качества личности повышают риск возникновения наркотической зависимости, а какие помогают воздерживаться от употребления одурманивающих веществ;

      показать роль самооценки в отказе от употребления наркотических веществ;

      учить учащихся находить у одноклассников положительные качества личности, ценить позитивные свойства и достоинства своей личности.

    Наглядность

    На доске висит плакат со словами: “Умей сказать: “Нет!”, презентация “Воздействие наркотиков на человека”, выставка детских рисунков на тему: “За здоровый образ жизни”.

    Ход классного часа.

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы и целей классного часа.

    3. Просмотр презентации о воздействии наркотиков на человека.

    4. Беседа.

    Вам предлагают попробовать наркотик, причём в очень вежливой форме. В этой ситуации некоторым людям бывает трудно отказать, и они, сами того не желая, делают то, чего не должны делать, нанося себе вред.

     Каждый человек должен помнить о своих неотъемлемых правах:

      право делать то, что ему лучше;

      право принять решение;

      право передумать, поменять решение.

    5. Сценка “Два персонажа”.

    Один ученик уговаривает другого попробовать сигарету с “травкой”, другой должен отказаться.

    Затем происходит обсуждение ситуации. Учащиеся предлагают свои варианты отказа. Делается запись на классной доске:
    Никогда не колебаться, а решительно и твёрдо сказать: “Нет!” При этом смотреть прямо в глаза собеседнику.

    6. Обсуждение проблемы: “Самооценка, как регулятор поведения”.

    Вначале проводится тестирование, причём учащимся не сообщается, что целью его является определение самооценки.

    На доске в столбик выписаны следующие качества:

    беспечность

    вспыльчивость

    жизнерадостность

    застенчивость

    капризность

    медлительность

    мнительность

    настойчивость

    нервозность

    осторожность

    пассивность

    смелость

    терпеливость

    увлекаемость

    упрямство

    уступчивость

    холодность

    нерешительность

    энергичность

    энтузиазм

    Если учащимся непонятны значения некоторых терминов, то учитель должен пояснить их.

    Учащимся даётся такая инструкция: приведён ряд положительных и отрицательных качеств личности. Разделите страницу на три колонки следующим образом:

    А) Идеал.

    Б) Антиидеал.

    В)  Я – реальное

    В первую колонку выпишите из написанного на доске списка те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют идеальной личности.

    Во вторую колонку выпишите отрицательные качества, которыми идеальный человек, по вашему мнению, не должен обладать.

    В третью колонку выпишите из написанного на доске списка те качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы сами.

    Просьба работать самостоятельно, в данном случае важно ваше личное мнение, а не мнение соседа.

    Теперь в третьем списке обозначьте знаком “+”, те качества, которые совпадают с идеалом, и знаком “-” те качества, которые совпадают с антиидеалом. Подсчитайте следующие значения:

    Н – количество качеств, совпадающих с идеалом “+”.

    М – количество слов в столбике “Идеал”.

    Вычислите коэффициент К по формуле: К=Н : М.

    Затем учащимся сообщается, что с помощью этого теста они определили свою самооценку, и предлагается проанализировать результаты, руководствуясь следующими критериями:

    если К > 0.55 – самооценка завышена

    если К< 0.45 – самооценка занижена.

    Пределы нормы К от 0,45 до 0,55 - в этом случае самооценка считается адекватной.

    7. Теоретический материал для учителя: “Самооценка как регулятор поведения”

    Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения личности. От неё зависит отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.

    Если самооценка занижена, то человек:

      склонен чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия;

      хуже приспосабливается к условиям жизни;

      трудно сходится со сверстниками;

      неуверен в себе, от критики приходит в отчаяние;

      слишком критичен к себе;

      имеет повышенный уровень тревожности.

    При заниженной самооценке наркотические вещества могут стать для человека возможностью самоутвердиться, доказать себе и другим свою значимость.

    Если самооценка завышена, то человек:

      слишком уверен в себе, в своей правоте и исключительности;

      не проявляет критичности и требовательности к себе;

      ставит себя выше других, что может привести к конфликтам;

      теряет внутренний стимул для развития личности.

    К сожалению, завышенная самооценка тоже является фактором риска употребления наркотических веществ.

    Самый низкий риск употребления наркотических веществ у учащихся с адекватной самооценкой. Если самооценка адекватна, то человек:

      делает ошибки и учится на них;

      принимает свой физический облик таким, как есть, даже если он несовершенен;

      исследует новые возможности и интересы, используя их как потенциал для роста;

      пребывает в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими людьми;

      с уважением относится к другим;

      заботится о своём физическом здоровье.

    8. Вопросы учителя. 

     Что вы переживали, слушая положительные оценки в свой адрес?

      Что из сказанного было для вас неожиданностью?

      Какое из высказанных мнений вам понравилось больше всего?

     Трудно ли обдумывать то, что вы цените в одноклассниках?

     Трудно ли говорить об этом?

      Как вы считаете, влияют ли мнения и высказывания других в ваш адрес на то, что вы думаете о себе?

      Как, по-вашему, ход мыслей о самих себе влияет на ваши поступки?

     Cчитаете ли вы, что люди, которые о себе хорошего мнения, склонны воздерживаться от употребления наркотических веществ?

    9. Вывод.

    У каждого человека имеются все основания чувствовать хорошее отношение к себе. Мы должны заботиться о себе, что предполагает отказ, от одурманивающих веществ.

    10. Выставка детских рисунков.

    Учащиеся показывают свои рисунки на тему: “За здоровый образ жизни” (о вреде наркотических веществ). Подводятся итоги. Называются лучшие детские рисунки.

    11. Подведение итогов классного часа.

    А теперь подумайте, какие качества личности помогают воздерживаться от употребления одурманивающих веществ?

    Ответы детей:

     внутренний самоконтроль

     целеустремлённость

     умение постоять за себя

     умение обращаться за помощью к другим

     умение прогнозировать последствия своих поступков

     Умение сказать: “Нет!”

    Классный час «О вреде курения» 9 класс

    Здравствуйте, ребята! Давайте наше мероприятие начнём с викторины.

    Викторина «В объятиях табачного дыма»

    Вопросы:

    Родина табака.

    Южная Африка;

    Южная Америка; 

    Южный полюс.

    Когда Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы, то он встретил жителей с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли...

    сигаро; 

    папирус;

    самокруто.

    Кто обнаружил в табаке никотин?

    Жан Жак Руссо;

    Жан Поль Бельмондо;

    Жан Нико. 

    В какой стране табак в 16 веке был объявлен «забавой дьявола"?

    Испания;

    Италия; 

    Бразилия.

    Большие дозы никотина действуют подобно яду...

    мышьяку;

    кураре; 

    синильной кислоте.

    Самый популярный способ употребления табака в США до 19 века.

    курение;

    нюхание;

    жевание.

    В 1934 году во французском городке Ницца компания молодежи устроила соревнование: кто выкурит больше папирос. Двое "Победителей" не смогли получить приз, так как скончались, выкурив по...

    40 папирос;

    60 папирос; 

    80 папирос.

    Кого называют «курильщиками поневоле"?

    тех, кто находится в обществе курящих; 

    тех, которых заставляют курить принудительно;

    тех,кто курит в тюрьме.

    А теперь мы с вами отправимся на «Остров мечты», чтобы увидеть своё будущее.

    Каким вы его видите?

    Обычно ответы: семья, дом, деньги, любовь, работа, дружба, слава и т.д. Здоровье иногда забывают. (Работа с доской).

    Подвести к здоровью (здоровье – основа будущего)

    Что может нарушить наше здоровье?

    Вот об этом я и хочу с вами поговорить.

    Что же может помешать нам достичь нашего прекрасного будущего, которое мы здесь с вами нарисовали.

    Вы уже поняли, мы сегодня говорим о курении. И тема нашего кл. часа. «О вреде курения»

    История табака.

    Что из себя представляет?

    Растение с тяжёлым, неприятным запахом. Первыми курильщиками были американские индейцы, которые использовали табак для религиозных ритуалов. (трубка мира) В Европу это зелье завёз Колумб. В Россию был завезён при Иване Грозном... Несмотря на то, что принимались жестокие меры в отношении курильщиков, табак распространился по всему миру. Сегодня курение считается в порядке вещей, нормой. Но так ли это на самом деле?

    Почему люди курят?

    (Записывать ответы ребят на доске)

    О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Однако, чтобы умереть, человек (или лошадь) должны проглотить эту дозу за один раз. Но на самом деле яд попадает в организм очень малыми дозами, от которых организм успевает избавиться довольно быстро. Поэтому отравление никотином обычно хроническое (постоянное), а не острое. Представьте себе: каждый курильщик – это хронически отравленный человек. Лошадь, по крайней мере, быстро отмучилась…

    Я приглашаю посмотреть презентацию «О вреде курения».

    Влияние рекламы 

    За последние десятилетия учёные выяснили, что у людей не курящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Не курящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. при курении в организм человека проникает 20-25% ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что не курящие «курят». Появился даже специальный термин – «пассивное курение»

    Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. То же происходит и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия твёрдо решила стать некурящей нацией. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.

    Почему же человечество продолжает употреблять табак? Дело в том, что это – выгодный бизнес, приносящий доход многим людям – от производителей и продавцов до контрабандистов и политиков. Многие государства имеют свой, и немалый доход от данной индустрии. А мы вместе с деньгами теряем здоровье, благополучие семьи, генофонд нации.

     Ученые считают, что на самом деле легче преуспеть в жизни, чем быть неудачником; легче быть счастливым, чем несчастным; легче любить, чем ненавидеть. Нужно лишь приложить усилия и жить, любить, работать, творить здоровое тело и здоровый дух, сохранять хорошее состояние мыслей и души.

    А курить или не курить - это пусть каждый решает сам. Но твое увлечение никоим образом не должно оказывать вреда окружающим людям и твоему здоровью. А здоровье - это красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано вам природой, поддерживайте и сохраняйте свое здоровье.

    Спасибо всем!

     В девятом классе проводился также классный час, на котором обсуждалась презентация, выполненная учащимся нашего же класса Чуфириным Сергеем «ЗОЖ. Влияние окружающей среды на организм человека».

    После просмотра подобных презентаций могу сказать одно: отучить курящего и привыкшего курить (часто с разрешения родителей) ребенка нельзя. Для этого должно быть его добровольное решение. А вот воздействие на  однажды попробовавших, но сомневающихся ( продолжать ли?), опасающихся родительского гнева, является несомненным. Несколько впечатлительных девочек в классе больше не стали возвращаться к вопросу о курении.

    Заключение

    Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей школьного возраста о здоровом образе жизни посредством раскрытия соответствующих тем на классных часах..

    Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер, вредные привычки появляются даже у детей младшего и среднего школьного общества

    Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи и становятся острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения.

     Эта проблема напрямую касается  российского образования, в основе принципов которого выдвигаются задачи развития физически и психологически здоровой личности ребенка.

    Методика формирование у детей школьного возраста здорового образа жизни предполагает использование всего возможного арсенала школьных средств по разъяснению, представлению на наглядных примерах (видефильмы, мультимедийные средства, игровые ситуации, викторины и т.п.) вреда, наносимого здоровью человека экологией, социальной сферой общения, неправильным питанием.

    От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе особенно актуальной.

    Список литературы

    Белов  В.И. Психология здоровья. – М.: КПС;  Спб.: Респекс, 2000.

    Википедия. Coca Cola.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Coca_Cola

    Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.

    3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 2003.

    Мы за здоровый образ жизни
    http://school-58.ucoz.ru/publ/10-1-0-15

    Сайт Краевой Марии Александровны. Презентация о вреде наркотиков
    http://bioshkola.ucoz.ru/load/klassnoe_rukovodstvo/prezentacija_o_vrede_narkotikov/6-1-0-80

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.

    Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: Антиква, 2006


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к родительскому собранию "Роль родителей в повышении уровня воспитанности детей"

    Презентация предназначена для проведения родительского собрания в разных классах на тему "Роль родителей в повышении уровня воспитанности детей". В презентации сформулированы основные задачи воспитани...

    Родительское собрание "Учитель - родитель. Качество и эффективность взаимного общения"

    Родительское собрание "Учитель-родитель. Качество и эффектиность взаимного общения"....

    Презентация к родительскому собранию "Авторитет родителей".

    Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;Если дети живут среди насм...

    Родительское собрание:" Родители! Прошу слова!"(презентация)

    У ребёнка своё особое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим.                          ...

    Групповое занятие с элементами тренинга «Родительское собрание в «трудном классе» проблемы взаимодействия «учитель» / «родитель».

    Данное занятие проводится с педагогами школы, чтобы помочь им наладить эффективное общение с родителями ....

    Родительское собрание. «Гармония общения: ученик, учитель, родитель»

    Родительское собрание «Гармония общения: ученик, учитель, родитель»...

    Презентация к родительскому собранию "Усталому родителю и учителю-родителю в частности"

    Презентация создана по материалам одноименной книги психолога Алины Бакеевой.Материал заставит задуматься о многом.......