Проблемы адаптации первоклассников
статья по теме

Статья, посвящённая проблемам адаптации первоклассников. Может быть полезна учителям первых классов, психологам, классным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_adaptacii__pervoklassnikov_k_shkole.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.

Начало школьного обучения для каждого ребенка  является сильным стрессом.   Наряду с чувствами : радости, гордости, удивления всему новому, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Возросшая тревожность снижает общую сопротивляемость организма и, как следствие, в адаптационный период могут участиться  простудные заболевания, обостриться хронические, появиться или усилиться невротические проявления : нарушение сна, аппетита, повышение температуры, похудение, нервные тики (при данных проявлениях необходима консультация невропатолога или психоневролога).

У  части детей появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными  проявлениями. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Адаптационный период к школе может длиться от 2(3) мес. до 1,5 лет. Значительная часть детей адаптируется в течение первых 2-3 месяцев обучения. Другим детям требуется больше времени для привыкания.

С чем связаны трудности адаптации?

С социально-психологической и физиологической готовностью ребенка к началу систематического обучения.

Основные причины, вызывающие трудности привыкания:

1.Несформированность «внутренней позиции школьника».(Не сформированы желание учиться и  готовность к роли ученика, который имеет свои права и обязанности).

2.Слабое развитие произвольности. (Необходим достаточный начальный уровень  развития произвольности поведения:

- умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, определяющему

способ действия;

- умение ориентироваться на заданные требования;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять его задания;

- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительному образцу.)

3.Трудности в общении со сверстниками.

4.Завышенные требования со стороны родителей.

5.Состояние здоровья и особенности, уровень физического развития. В частности, гиперактивность с СДВ, левшество могут вызвать определенные трудности в адаптации.

6. Негативная семейная ситуация, частые конфликты между супругами. В этом случае ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не способна удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви. Как следствие, общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносится на школьную жизнь.

Общие рекомендации по адаптации 1-ов:

1.Будте искренне заинтересованы  его школьными делами и заботами.

2.Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.  Объясните их необходимость и целесообразность.

3.Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением.

Оптимальное время для выполнения уроков с 16-17 часов. Не заставляйте ребенка быстро бросить игрушки и немедленно садиться за уроки, потому что пришло время. Иначе у него возникнет протест и негатив на выполнение домашнего задания. Надо дождаться момента, когда ребенок отложит одну и еще не возьмется за другую игрушку.

4.Делать уроки рядом с ребенком, но не навязчиво. Без раздражения. Если у  ребенка  что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него д/з целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключении, обязательно похвалите: «Вот видишь, какой ты- молодец! Я тебе только немного помогла и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появится позитивная установка «Я сам все могу».

Предлагайте ему  самому оценить результаты своей работы. Если сделал ошибки, пусть пробует найти их самостоятельно (например, с помощью игры «Горячо-холодно»).

Не скупитесь на любовь, придвиньтесь, погладьте по голове, по спинке, пошепчите на ухо что-нибудь ласковое и ободряющее.

5.Почаще хвалить за любую победу и не акцентировать внимание на неудачах. В каждой работе обязательно найдите за что можно было бы   похвалить.

6. Не сравнивать с другими, не обзывать смешными прозвищами.

7.При неудачах поддерживать, говорить, что когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно.

8.Не завышать требования и не возлагать на ребенка больших надежд и ожиданий.(Умерить свои амбиции; минимум секций, кружков, если они есть, в этот период).

9.Не делать за ребенка его  собственные школьные дела и  обязанности. Пусть он ощущает, что это его почетное ПРАВО.

10.Не делайте акцента на отметках.

11.Старайтесь,чтобы засыпал в хорошем настроении. И утром провожайте в школу ласково и нежно.

12.После школы Ваш главный и первый вопрос:«Что ты сегодня узнал нового и интересного?»

13.Заинтересовать ребенка учебой и поддерживать этот интерес!

(Для этого важно:  соблюдать распорядок дня, отдыхать; оборудовать место для уроков; выполнять  д/з от простого к сложному,  давать право на ошибку, не устраивать «сцен», если ребенок ошибся или грязно написал (« черновик » не рекомендуется). Ребенок не должен связывать выполнение  задания с неприятными эмоциями! Он должен понимать, что уроки - это его дело. А если не хочет - пусть сходит раз с невыполненными…)

14.На данный период быть РОДИТЕЛЕМ это ваша основная , главная профессия.

ОСОБЕННОСТИ   ГИПЕРАКТИВНЫХ  ДЕТЕЙ  С СДВ

(у мальчиков встречается чаще).

Дети с раннего детства  беспокойные, двигательно расторможенные, склонные к перевозбуждению и импульсивности; сильная отвлекаемость внимания.

Пик проявления синдрома  в 6-7 лет с обратным развитием  в благоприятных условиях к 14-ти 15-ти годам. При неблагоприятном  течении  ухудшение ситуации в 11-13 лет.

Рекомендации:

Консультация у психоневролога. Комплексное биологическое лечение.

Родителям и педагогам – направлять и организовывать двигательную активность ребенка, придавать ей цель и смысл. Рекомендуются игры со  сверстниками, которые имеют ясную цель, четкие условия и подчинены общему плану . Рекомендуются занятия спортом.

Тренировать произвольное внимание, усидчивость и самоконтроль. Прививать дисциплинарные нормы и правила поведения, привычку соблюдать распорядок дня и доводить начатое дело до конца.                                                Отказаться от завышенных требований и сверхожиданий, быть терпеливыми и непременно  подмечать и поощрять личные достижения.

ОСОБЕННОСТИ  ЛЕВОРУКИХ  ДЕТЕЙ.

Проблемы: как правило, плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Для них характерны:  искажение формы, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв при письме, сниженная способность зрительно-двигательной координации.

Рекомендации: занятия, упражнения на преодоление вышеназванных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...

Родительское собрание «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»

ØПереход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет.ØДля кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание.ØНормы и правила школьной жизни порой идут в...

Разработка материала к родительскому собранию "Проблемы адаптации первоклассников к школьным условиям"

Данный материал подготовлен в целях просвещения родителей первоклассников о возможных трудностях, возникших у маленьких школьников в процессе начала обучения, а также способов поддержания душевного и ...