Воспитание толерантности у старшеклассников
материал (10 класс) по теме

Шипилова Ирина Александровна

Наиболее частые обращения классных руководителей за помощью к психологу - проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности привели к необходимости проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_tolerantnosti.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

       ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в

слове « мы» - сто тысяч «я»!- так оптимистично и жизнеутверждающе начиналась некогда популярная в нашей стране песня. Далее в песне следует описание «большеглазых, озорных, чёрных, белых и цветных, рыжих и весёлых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в нашей стране. Но так поётся в песне, в жизни всё намного сложнее. Не так легко быть объединёнными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс». Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.

К сожалению, дух  нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных  его институтах. Не является исключением  и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать  как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребёнка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Наиболее частые причины обращения классных  руководителей  за помощью к психологу – проблема межличностных  отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.  Обстановка  в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, привели к необходимости проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено

Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу  «Формирование  установок толерантного сознания и профилактики экстремизма». Эта проблема особенно актуальна для современной России, так как участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

Люди  всё больше приходят  к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должны уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей. Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения. Кто должен воспитывать толерантную личность.                                                                         Эти вопросы интересуют сегодня учёных, педагогов, психологов, родителей.                Школа занимается решением этих вопросов на протяжении всего времени обучения ребёнка. В начальном и среднем звене занятия с детьми носят игровой и информационно – ситуационный характер, в старших же классах они приобретают исследовательско – аналитическую  направленность. Эти мероприятия должны формировать у  учащихся представление о толерантности, развивать у них критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.                                        В старших классах можно провести круглые столы, брейн – ринги, дискуссии, тренинги на различные темы. Так, в нашей школе в ходе проведения Недели  межнационального мира и согласия тематика мероприятий была следующей:                 « Россия – Армения, дружба навек!»                                                                « Традиции народов Поволжья»                        

« На перекрёстке двух миров, на  перекрёстке двух религий»

« Все народы равны!»

« Миру – мир!»

« Кавказ и Россия. Традиции народов»

        Воспитание толерантности через школу – это одновременно и работа с родителями, а значит, существенное расширение поля толерантного сознания у значительной части российского населения.

        Приведу пример проведения  совместного  родительского собрания  с учениками 10 класса.

        Тема: «Характер моего ребёнка».

        Задачи:  1.Обсудить с родителями проблемы старшеклассников,  

        связанные с особенностями формирования их характера.

        2. Учить родителей понимать особенности характера

        собственного ребёнка.

        Форма проведения: родительско – ученический ринг.

        Подготовительная работа к собранию.

  1. Подготовка заданий для групп « отцов и детей».
  2. Подготовка теста для учащихся и родителей.
  3. Написание ребятами сочинения – размышления на тему « Несхожесть характеров может привести к трагедии».

        Задания.

        1 группа

  1.  Дайте толкование понятию « характер».
  2. Проиллюстрируйте примерами пословицу « Посеешь привычку – пожнёшь характер».  

        2 группа

  1. Объясните, как образуется характер человека.
  2. Часто можно слышать: « У него золотой характер» или « Как можно жить с таким несносным характером». Поясните, как это понимать.

3группа

  1. Назовите черты характера, демонстрирующие отношение человека к людям, и проиллюстрируйте их своими примерами.
  2. Что вы можете сказать по данному утверждению: « Плохой характер можно изменить».

        ХОД  СОБРАНИЯ

Вступительное слово классного руководителя

Юноши и девушки! Уважаемые родители!

Пройдет  совсем немного времени, и ваши дети покинут стены школы и пойдут учиться, работать, строить свою жизнь и судьбу.

Как сложится их жизнь, будет ли она счастливой и интересной, зависит от многих факторов.

Однако одним из главных факторов является характер человека. Добрый он или злой, капризный или неприхотливый, безжалостный или душевный, покажет время. От того, какие качества характера преобладают в человеке, порой зависит человеческая жизнь!

Сегодня мы поговорим о характере.  Однако наш разговор будет несколько необычен. Мы сами определим основные характеристики человеческого характера, обсудим  это в группах, а затем родители и дети приведут свои доводы по каждому пункту заданий.

        Работа в группах

Учащиеся и родители делятся на группы и выполняют данные им задания. На выступление каждой группы отводится 5 минут. Затем группа экспертов выносит свой вердикт.

        Подведение итогов работы групп

        Тестирование старшеклассников и их родителей

        ( Тест прилагается )

Заключительное слово учителя

        Я надеюсь, что наш ринг помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

        Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наша страна Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

        Спасибо за внимание!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня сформированности толерантности у старшеклассников

Материал предназначен классным руководителям, педагогам в работе с детьми...

ТЕЗИСЫ О ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье представлены средства воспитания толерантности у старшеклассников на уроках английского языка.Статья носит описательный характер....

К Международному Дню толерантности. Приемы по воспитанию толерантности.

ВИКИПЕДИЯ: Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Día Internacional para la Tolerancia)...

Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"

Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе....

Толерантность. Основы воспитания толерантности обучающихся.

Если ребёнка принимают и обращаются                                              ...