Главные вкладки

    Проблемный ребенок в классе
    материал по теме

    Ташимова Анаргуль Хайратовна

     

    Подростковый возраст - это один из кризисных этапов в становлении личности человека. На сегодняшний момент – это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию государства. В стране выросла численность подростков, для которых цель в жизни сводится к достижению материального благополучия, наживе любыми способами. Труд и учёба утратили свою ценность и значимость. Осталось стремление больше получать, меньше работать и учиться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_klassnogo_rukovoditelya.doc137 КБ

    Предварительный просмотр:


    Муниципальное учреждение образования



    Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа



    Москаленского муниципального района Омской области

















    Методическая разработка.









    «Проблемный ребенок в классе»



    (из опыта работы классного руководителя А. Х. Ташимовой)































    Новоцарицыно



    2010




    Анкета участника.

    1. Ташимова Анаргуль Хайратовна.
    2. 18.03.1980 г.
    3. Образование высшее, Омский государственный педагогический университет, физический факультет, 2002 г.
    4. 646523, Омская область, Москаленский район, с. Новоцарицыно, ул. Центральная, 61, Муниципальное учреждение образования Новоцарицынская средняя общеобразовательная школа Москаленского муниципального района Омской области
    5. Учитель физики, классный руководитель 7 класса.
    6. Педагогический стаж-7 лет. Опыт работы классным руководителем – 5 лет.
    7. Контактный телефон. Мобильный – 89087925840, рабочий 838174
    8. Домашний адрес: 646523, Омская область, Москаленский район, с. Новоцарицыно, ул. Первомайская д.1, кв. 1

    Из опыта работы классного руководителя.

    Я -  классный руководитель 7 класса. Под моим  руководством – 23 человечка. В данном классе я работаю со второго полугодия 2009 года. В начале я не хотела работать в данном классе, т.к. состав коллектива был следующим: неуспевающие дети, агрессивные дети, дети, прогуливающие школьные занятия, дети не уверенные в себе, испытывающие страх и тревогу.  

    И мне пришлось перестраивать свою работу с классом, искать активно действенные методы и формы работы с проблемными детьми.

    Начиная разговор о проблемных детях, невольно возникает вопрос о том, какие это эти дети, и почему они такие?

    В своём классе выделяю проблемных детей по следующим обстоятельствам:

    - неблагополучные семьи, в которых воспитываются эти дети;

    - неправильные методы  в воспитании детей со стороны родителей;

    - социальная среда, в которой воспитываются дети;

    - конфронтация «учитель» - «ученик»;

    - один родитель;

    - низкая успеваемость;

    - физические недостатки, психическое развитие. В моем классе таких 3 ученика. Именно они – объект нападок со стороны других школьников и одноклассников.  

       Причин на самом деле очень много. Подростковый возраст - это один из кризисных этапов в становлении личности человека. На сегодняшний момент – это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию государства. В стране выросла численность подростков, для которых цель в жизни сводится к достижению материального благополучия, наживе любыми способами. Труд и учёба утратили свою ценность и значимость. Осталось стремление больше получать, меньше работать и учиться.

      Первый вопрос, который я поставила перед собой: как начать работу с проблемными детьми?    

       Свою работу, конечно, начала с изучения семей моего класса. Посетила семьи, ознакомилась с домашним микроклиматом, выяснила стиль воспитания родителей, есть ли у ребёнка в доме своя комната, место для выполнения домашних заданий, какие есть обязанности по дому, по хозяйству, взаимоотношения между членами семьи. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости, по отношению друг к другу. Родители и педагоги – две мощнейших силы  в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.

       Очень важно, чтобы родитель доверял наставнику своего ребёнка. Только тогда можно создать дружную команду (учитель, родитель, психолог, социальный педагог) и построить воспитательный маршрут, чтобы помочь ребёнку. Положительная динамика не замедлит сказаться. По каждой семье можно завести дневник наблюдений, в котором можно отражать положительные и отрицательные моменты во взаимодействии классного руководителя и родителей, делать соответствующие выводы. Искать более эффективные формы взаимодействия с родителями проблемных детей. Обязательно необходимо вести журнал посещения семей, где есть краткое содержание беседы  с родителями, ребенком.

       Второй вопрос: какие эффективные методы и формы взаимодействия с родителями использовать. Началась апробация. На первое родительское собрание пришло 7 человек: родители детей, которые не являются проблемными. Пришлось посетить семьи на дому, проводить индивидуальные беседы. Задавала в семьях один и тот же вопрос: «Почему вы не пришли на родительское собрание?» Ответ был не удивителен для меня: «Мы не хотим слушать, что про моего ребенка говорят плохо». Я ответила: «А никто не собирается этого делать. Я хочу помочь вам в решении проблем в воспитании, Нам нужно сотрудничать с вами, если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал успешным учеником, не было проблем в воспитании. Будем искать вместе методом проб и ошибок путь к становлению вашего ребенка как личности.»  Главное, чтобы родитель вам доверился. И я поняла традиционные родительские собрания как форма работы с родителями явно не подойдет.

       И традиционные и нетрадиционные формы и методы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят общую цель—счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.

       Более действенны, из традиционных форм работы с родителями, оказались индивидуальные формы: беседа, консультация по телефону, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы, и др. В прошлом году был проведен конкурс мини - сочинений «Я и мой ребенок», в котором родители описывали методы воспитания ребенка с конкретными примерами из их семейной жизни.  Положительный момент от этого мероприятия: выявили неправильные методы воспитания - поощрение деньгами, строгое наказание, крики на ребенка, попытка свалить ответственность за воспитание родителей друг на друга и т.д. Мы совместно с родителями проанализировали ситуации, и нашли правильное решение некоторых проблем.

       Из нетрадиционных форм работы с родителями мне и родителям понравились родительские встречи, тренинги различной тематики, родительские вечера, которые провели 2 раза в прошлом и один раз в этом году.

       Большое значение приобрели родительские встречи в работе с проблемными детьми. Были проведены встречи с родителями других ребят, я приглашала их на классный час. Это были родители – интересные люди, которые служили в Афганистане, Чечне, учились в интересном месте, труженики нашего села и т.д.

       Интересной и  достаточно новой формой работы с родителями для себя я нашла - родительский вечер. Родительский вечер - это общение с родителями одноклассников твоего ребенка. Названия родительских вечеров говорят сами за себя: «Учение с увлечением», «Самовоспитание меня и моего ребенка: случаи из жизни», «Сотрудничество». На проведенных вечерах родители откровенно говорили о своих проблемах, спрашивали совета друг у друга, предлагали помощь, кто в ней нуждался. Положительные стороны: посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик, возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых. Случай, который произошел в классе. В раздевалке спортивного зала ребёнок нечаянно задел одноклассника, который сильнее его. Тот развернулся и со всей силы ударил его. Мальчика ударился головой. Когда ребёнок пришёл домой и рассказал родителям о своём проступке, его отец заявил: «Правильно и сделал. Надо показать, что ты сильнее всех». Данный случай мы обсуждали на вечере. Мальчик на следующий день пришел, извинился за этот случай, хотя уже времени прошло достаточно много. По-видимому, родители пересмотрели и свою позицию.

       Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с ребенком, сделать его более открытым и доверительным, понимают необходимость приобретения чего-то нового в воспитании своего ребенка.

       В результате нашего сотрудничества была выработана памятка родителям.

    Памятка родителям.

    1. Прежде всего, учить детей справедливости и добру.
    2. Научить детей различать добро и зло, жесткость и милосердие, сострадание, анализировать примеры из жизни, в которых за красивыми словами скрывается обман, за обещанием – легкомыслие; учить детей видеть в людях хорошее, ценить их, не замечать недостатки окружающих людей, ехидства над неудачами своих товарищей;
    3. Учить детей бороться со злом не в одиночку, а совместно с кем-то для борьбы со злом, жестокостью, вандализмом и т.д.

        Эти советы выполнялись родителями, потому что они говорили об этом в беседе, на вечере, культура отношений в семье приводит хоть и меленными шажками к формированию здоровых потребностей, навыков и умений, самовоспитание родителей стимулировало самовоспитание детей.

      Я перечислила лишь наиболее эффективные с моей точки зрения формы и методы работы с родителями, которые я использую в своей работе классного руководителя.

       Третий вопрос, который стал для меня поистине главным и ответ на него я до сих пор ищу: как мне работать с проблемными детьми, формы и методы работы с ними.

       В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки стремятся быть похожими на взрослых, но они не самостоятельны, быстро взрослеют. В поведении проявляются грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с учителями, школьниками, родителями, родственниками.

       На этом этапе необходимо:

    - подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;

    - различать истинную и ложную красоту человека;

    -воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;

    -формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку,

    - правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;

    - создавать ситуации успеха в учебном процессе;

    - организовать оценочную деятельность.

       Проблемные дети стремятся уйти из-под контроля родителей, преподавателей, всех взрослых от установленных ими порядков, правил и законов. Привлекает внимание то, что запрещается. Хочется попробовать всё, испытать на себе. Такое поведение никому не нравится. В этот момент личность ребёнка постоянно ущемляется. Следствием чего появляются грубость, хулиганство, агрессивность. Все эти качества возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательств на их личность со стороны родителей, учителей, милиции.

       Причиной неудач педагогов и родителей с проблемными детьми часто является то, что дети разные, а методы применяются одни и те же. Мы не перевоспитываем. Запреты, авторитарный стиль и порицания положительных результатов не дал. Дети не стали лучше, если я, к примеру, требовала от них громким, назидательным голосом хорошего поведения, посещения занятий, хороших результатов в учебе. Я использую в доверительной беседе с ними доброжелательное и честное общение, партнерство и сотрудничество на равных.

    Формы и методы работы, используемые в моей практике.

       Индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

    Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Привлекать ребенка к чтению, самообразованию, занятиям спортом, и т.д.

    Больше стараюсь проводить классные часы на нравственные темы. Тематика классных часов: «Умейте чувствовать рядом с собой человека» - воспитание доброты, милосердия и т.д. Детям очень понравилась атмосфера. Мы проводили его в затемненном кабинете при свечах. На следующий день у моих ребят горели глаза. Просили, чтобы также провели, но на другую тему,  «Научить свое сердце добру» - беседа, «Конфликты в вашей жизни, или…» - беседа с элементами театрализации и т.д.

    Проводили психологические практикумы «Мои достоинства и недостатки», «Солгал раз – кто поверит в другой?».

    Час общения с классом, где мы устраиваем чаепитие. И проводим беседы «Я и мой класс», «Я – зеркало своего коллектива», «Кому больше всего надо?»

    Разнообразные игры на доверительные отношения, общение, формирование доброты, отзывчивости и т.д. «Комплименты», «Свободный микрофон», «Волшебная комната». Если дети стеснялись, я предлагала «Давай сделаем это вместе».

    Классные часы по формированию здорового образа жизни, пагубного отношения к вредным привычкам. «Табак даже верзилу сведет в могилу», «Наркомания и подростки» с показом видеоролика.

    Участие каждого члена коллектива во всех делах – все это помогает наладить дисциплину, организованность, порядок, сотрудничество классного руководителя и учеников.

    Случай вандализма. Трое проблемных детей из моего класса били в парке бутылки о памятник солдату, отбили краску, нос. Их увидели взрослые. Они убежали в школу. По этому случаю хотели вызвать родителей. Какое воспитательное мероприятие можно было провести? Я спросила ребят, какое наказание вы бы себе придумали. Они ответили, убрать разбитые бутылки. Весной вскопать клумбу для цветов и дали честное слово. Не дожидаясь окончания занятий трое ребятишек убрали памятник и сообщили мне об этом. Главное, не надо в беседе с такими детьми кричать, доказывать что-то, унижать их и т.д.

    Борьба с курением. Конечно дети из моего класса не исключение, что они курят уже в 7 классе. Они стараются быть похожими на взрослых. Быть самостоятельными. А недавно проходила акция «Школа против курения». Я предложила детям, которые курят посмотреть вместе с ними, что есть в Интернете по данной теме и самим, что-нибудь придумать тоже, как антиреклама против курения. Они, как увидели фото легких курильщика поморщились, фото людей с различными раковыми заболеваниями, вызванных курением.  Цель посещения сайтов Интернета, заключалась в формировании мнения школьников о вреде курения. Мы решили использовать эти фото в акции «Мы против курения» и сочинили слоганы против курения. Распределили обязанности между ними, кто набирает текст, вставляет картинки, кто редактор и т.д. На третий день подходит один ученик и говорит, что он не курит уже третий день. Затем второй подошел и сообщил, что он кушает конфеты вместо сигарет. И я почему-то этим детям верю. Проблемные дети в моем классе доверяют мне и рассказывают, что они натворили за день. Я не сообщаю об их проступках родителям, а мы ищем, как можно их исправить.  

    Случай неуважительного отношения к старшим. Как-то раз пришел в школу пенсионер. Пожаловался, что его какие-то дети обидели, обругали его. Я сразу поняла, что это мои и никто больше. Я позвала к себе моих проблемных детей. Провела беседу на тему. Уважительного отношения к себе, к сверстникам, к старшим людям. И сообщила им, что мы сегодня пойдем помогать одному пенсионеру и назвала его фамилию. Двое учеников покраснели и поняли, что я все знаю. Остальных отпустила. Эти двое, перебивая друг друга рассказывали, что они сделали. И мы сними пошли помогать пенсионеру, они извинились пред пожилым человеком. И больше этого никогда не повторялось. Мы с ними ежемесячно оказываем тимуровскую помощь пожилым людям.

    Работа с неуспевающими учениками. Организовали взаимопомощь при выполнении домашнего задания, выбрали консультантов по предметам, выбрали лидера класса, который отвечает за дисциплину. Ведется сотрудничество с родителями. Родителям даем оценочный лист ученика. Ведется активная работа с учителями-предметниками. По окончании четверти мои ученики получают все грамоты, например, «Лучший помощник классного руководителя», «Любитель книг», «Примерный ученик», «Лучший дежурный», «За тимуровскую помощь». Ребята получают их с удовольствием. Для них – это большой стимул к самореализации, достижению поставленных целей и т.д. положительные результаты уже есть и их надеюсь, будет еще больше, если умело использовать педагогические средства, приемы и методы.

    Общественный труд. Проблемные дети не хотят участвовать в субботниках. По современным представлениям обществу нужны одновременно и образованные, и нравственные, и предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать  решения в СОЗИДАТЕЛЬНОЙ деятельности. Созидательная деятельность способствует пониманию жизни и своей позиции в ней. Деятельность является источником формирования и обогащения собственного положительного опыта.

       В школе 2 года существует проект «Веселый субботник». Проект предполагает  направить созидательную деятельность на эстетическое оформление школы и пришкольной территории, что в итоге должно повлиять на  создание жизненных установок обустройства собственного быта, не дожидаясь пока это, сделают другие.

            Проект «Веселый субботник» является логическим продолжением  проекта по  благоустройству и озеленению школы.

      -Классный коллектив остается значимым понятием в педагогике, рассматривается как средство развития личности.

       -Создание оптимальных условий для развития личности учащегося в условиях коллективной деятельности (задействовать максимальное количество возможностей, интересов, склонностей каждого учащегося);

       -Действие в рамках системы взаимодействия школы и семьи для реализации единых целей;

      - Улучшение эстетического состояния территории  школы.

      - Установка на успешность деятельности.

    Учет мнения родителей

    -Общественная значимость и прозрачность деятельности.

    -Наличие плана действий на ближайшее время и на перспективу.

    -Выполнимость заявляемых планов.

    -Возможность составления индивидуального маршрута выполнения проекта.

          Задачи:

    1. Обеспечить достижение конкретных результатов.
    2.  Доводить дело до логического конца.
    3.  Повысить ответственность за порученное или начатое  дело.
    4. Обеспечить занятость учащихся во внеурочное время для получения качественного социального опыта.
    5. Создать условия для совместной деятельности и общения, в ходе которых складываются нормы поведения, формируется общая система ценностей и  умение работать командой.
    6. Обеспечить эмоциональную поддержку конструктивным начинаниям и предложениям  учащихся («право голоса»).
    7. Расширить возможности социализации учащихся в  противовес негативным социальным процессам в подростковой и молодёжной среде;
    8. Осуществлять деятельность в рамках существующей нормативно-правовой базы,  не противоречащей современным педагогическим подходам к воспитанию, и способствующей их утверждению в реальной практике.

    Принципы реализации проекта:

    а) Педагогические

    1. Принцип системности: проект «Веселый субботник» составная часть  системы воспитания, с определенным содержанием, процессом обучения и, управлением.
    2. Принцип безопасности: обеспечение условий для безопасной деятельности школьника при реализации проекта
    3. Принцип социосообразности: создание условий для  созидательной деятельности  и самостоятельности в зависимости от возраста, причем  степень самоуправления возрастает от начальной школы к старшей.
    4. Принцип возрастосообразности (технологичности):  использование личностно-ориентированных педагогических технологий адекватных возрастным особенностям.

    б) Технологические

    1. Принцип постоянства закрепленной территории в течение учебного года (класс принимает участок осенью в начале учебного года)
    2. Принцип ротации: территория распределяется в зависимости от номера класса и каждый учебный год меняется (старшие классы отвечают за лицевую часть школьного двора, где проходят все торжественные мероприятия на открытом воздухе).

       Я твердо убеждена, что организация трудового образа жизни в семье, коллективе школы – одно из условий эффективности всей профилактической работы с детьми.

    Микроклимат в классе. С девочками проводим совещания по поводу преодоления конфликтов, споров между ними и мальчиками. И мы выбрали с ними следующую стратегию. Быть постоянно доброжелательными, душевными, заинтересованными в успехах одноклассников. Это способствовало формированию рыцарских качеств у мальчиков. И девочки мои преобразились. Стали женственнее, привлекательнее, теперь не дерутся с мальчиками.

    Внеклассная деятельность. Учеба в школе не всегда приносит радость, школьная жизнь интересует ребят, прежде всего с точки зрения общения с друзьями, одноклассниками, сверстниками, поэтому в свободное от учебы время они ждут мероприятий, праздников и т.д. В классе  проводим различные внеклассные мероприятия. К внеклассной работе привлекаем родителей проблемных детей. «Вместе с папой» - состязание по нескольким видам спорта. «Очумелые ручки» - выставка творческих работ детей и родителей. «Шоу настоящих разбойников», где дети выплеснули  свою энергию в различных конкурсах. «Этический театр» -  спектакль с показом этических норм поведения.

    Программа воспитания (памятка для классного руководителя).

    1. Занять время подростка полезными интересными делами.
    2. Помочь ему задушевной беседой, сформировать идей, осознать свои  недостатки.
    3. В случае необходимости применить метод «взрыва» (А.С. Макаренко).
    4. Учить подростка ставить себя в положение других людей.
    5. Убедить в том, что нет неисправимых недостатков.
    6. Помочь выработать привычку и потребность в самоанализе, самовоспитании, самооценке.
    7. Пробудить интерес к общественной работе, к получению знаний, расширению кругозора, интеллекта. Стимулировать положительные результаты, создавая ситуацию успеха.
    8. Научить считаться с мнением других людей.
    9. Помочь изменить отношение к школе, людям, товарищам. Корректировка поведения подростка на основе требований классного коллектива и педагогов.

    Быть подростком очень трудно. Полный ожидания будущих успехов в большой жизни подросток проходит через тяжёлые испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. Он нуждается в нашей помощи, т.к. проторённых путей нет. Взрослые, которые находятся рядом, общаются с ним должны создавать все условия для его развития и делать это заботливо. Нужно уважать подростка, помогать ему развивать чувство правильной самооценки и давать полезные советы. Всё это будет способствовать становлению их личностной и социальной зрелости.

    Приложения.

    Приложение 1.

    Классный час

    «Умейте чувствовать рядом с собой человека».

    Учитель.

     - Как вы понимаете тему классного часа?

    - Все ли люди способны чувствовать с собой человека?

    - Нет. Тогда почему?

    Ученики приготовили сообщения о времени Ивана грозного, годы Вов.

    Учитель.

    Да, время жестоко. Многие люди живут в бедности, даже в нищете, многие взрослые не имеют работы, алкоголизм, наркомания. И очень много жестоких людей. Как теперь жить? В страхе забиться в угол? Самому стать жестоким, уверяя себя: «Если все люди злые, то и я буду таким же»

    Нет, нет и нет! Мир всегда был жестоким, но всегда были люди, которые не ожесточались в ответ и старались быть добрее, старались любить людей и любить свой мир, свой век, своё время – потому что это же наше время, другого для нас не будет.

    Однажды учёные спросили много людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?

    - А вы? (вопрос к ребятам?)

    Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным…»

    тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?»

    - А вы? (вопрос к ребятам?)

    И почти все ответили: добрыми, милосердными.

    - Как вы понимаете слово «милосердие»?

    Составляем схему.

    Сопереживание

    доброта

    жалость

    Память

    МИЛОСЕРДИЕ

    Уважение

    Сочувствие

    Терпимость

    Чуткость

    - А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?

    Ответьте, подобрав антонимы к этим понятиям.

    Равнодушие –

    Жестокость –

    Эгоизм –

    Безжалостность –

    - Как вы думаете, можно ли проверить, злой он человек или добрый? (ответы учащихся)

    - А согласитесь ли вы со мной в следующем: если вам кажется, что все люди злые – значит, вы злой человек. Если вам кажется, что все люди добрые – значит, вы добрый человек, у вас в душе есть богатство, есть добрые чувства. Обсудите в парах. (ответы учащихся)

    - А какие вы? Попробуйте проанализировать своё внутреннее «Я», но несколько необычным способом, методом «вживания». Напишите маленькое эссе «Мой кот обо мне», «Моя собака обо мне», «Представьте себе, что вы цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?» (3 мин.) (Звучат ответы учащихся)

    Вывод по услышанному:

    Вернёмся к нашему основному понятию милосердие. Подберите однокоренные слова: милость, милый, помиловать.

    - Согласны со мной, что нежно и ласково звучат эти слова? За счёт чего? (не только лексическое значение, но и фонетическое: сочетание звуков «м», «л», «и»)

    - Можно ли воспитать в себе милосердие? (обсуждение в группе)

    - Нужно делать, пробовать, привлекая все возможные средства, а в первую очередь – книгу.

    - Что такое красота?

    - Какие поступки можно назвать красивыми?

    - Какую роль играет семья в воспитании человека?

    Я очень хотела бы, чтобы вы научились быть милостивыми, научились не озлобляться, а прощать, проявлять милость, проявлять ту любовь к людям, которая живёт в душе каждого из нас.

    Подходит к концу наш классный час, попробуйте выразить в цвете своё внутреннее состояние. И понятие «милость», «доброта» через символику. (музыка, 3 мин.) Показ, обсуждение.

    Мы заканчиваем классный час. На прощание давайте зажжём свечу и, передавая её из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание (передают свечу)

    И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? К кому отнёсся с милостью? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости?

    И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:

    Пока мы боль чужую чувствуем,

    Пока живёт в нас сострадание,

    Пока мечтаем мы и буйствуем,

    Есть в нашей жизни оправдание.

    (из опыта работы

     учителя русского языка и

    литературы

    Сысоевой Ю.А.

    Лицей № 1 п. Первомайский

     Оренбургский район)

    Приложение 2.

    Классный час

    «Жестокость и насилие в семье».

    Я рада приветствовать Вас ребята на нашем классном часе, и я хочу сказать Вам всем: «Доброго здравия!» Каждый из вас может поприветствовать друг друга по – своему. Я попросила всех приготовить по листу бумаги.

       Возьмите лист бумаги. Представьте, что это не бумага, а кто-то, с кем вы находитесь в ссоре, конфликтуете, кого не можете терпеть, на кого очень сильно обижены! Представили? Теперь у вас появится возможность в течение трех секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним все, чего он заслуживает, Начинаем счет: один, два, три…

    Как правило, листы начинают мять, рвать, комкать и т.д. Обычно на счет «Три!» все действия уже исчерпаны.

    Время истекло. Все глубоко подышали, расслабились, успокоились.

    А теперь, пожалуйста, сформулируйте те эмоции, которые вы испытали в данный момент. Хорошо ли было Вам? Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи и стыда за учиненную расправу? Может, быть, Вас наоборот наполняет чувство гордости? Может быть, есть ощущение освобождения – камень с души упал?

       Итак, пар выпустили, возмездие совершилось. Что дальше? Отложите свои листочки в сторонку. Мы к ним еще раз обратимся в конце классного часа. А сейчас мы посмотрим отрывки из мультфильмов и продолжим с Вами наш час общения.

    Показ мультфильмов «Ну, погоди!», «Кот Леопольд», «Возвращение блудного попугая».

    Как вы думаете, ребята, чем объединены эти мультфильмы? Какая тема для них общая?

    Да, конечно – это проявление жесткости. Тема нашего классного часа «Насилие и закон»(слайд 1)

    Разобрать ситуации в мультфильмах.

    С жестокостью, насилием мы встречаемся и  в нашей реальной жизни.

    Вопросы для учащихся.

    1. Что значит, по твоему мнению, подвергаться насилию, жестокости?
    2. Считаешь ли ты вполне возможным проявление насилия, жесткости к человеку в наше время?

    Ответы учащихся.

    Итак, что же такое насилие? Насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

    Насилие в семье- это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб, агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. (слайд 3)

    Цель насилия – завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем запугивания, оскорбления, шантажа и др. (слайд 4)

    Виды насилия:

    - психологическое насилие (умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж…)

    - эмоциональное (оскорбления, грубая брань)

    вербальное (словесное)

    - экономический контроль, угроза лишения материальной поддержки

    - физическое (побои, издевательства)

    - уничтожение, повреждение имущества (слайд 5)

     Как проявляется то или иное насилие?

    1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой. Угрозы физического наказания милицией, богом, проявления насилия над животными, угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и т.д.
    2. Изоляция - постоянный контроль за тем, что делает ребенок, с кем дружит, встречается, разговаривает, запрет на общение и др.
    3. Физическое наказание- избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы и т.д.
    4. Эмоциональное (психическое) насилие- унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость, постоянная критика в адрес ребенка и др.

    Если в жизни  кого-то из вас вдруг произойдет подобная ситуация, то вы должны обратиться в Центр защиты семьи, который находится в школе к Черкашиной Анне Евгеньевне. Можете непосредственно обратиться к классному руководителю. (слайд 6)

    Жертвами жестокости и насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи. Женщина, ребенок, престарелые люди, инвалиды.

    Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье:

    -материальные трудности;

    -наличие в семье безработных;

    -алкоголизм и пьянство среди членов семьи;

    -неполная семья;

    -нежеланный ребенок;

    -трудный ребенок;

    -семейные конфликты;

    1. самоутверждение за счет слабых;
    2. культ жестокости, пропагандируемый в обществе;
    3. ребенок с проблемами здоровья.(слайд 7)

    По данным МВД РФ в 70 % случаев всех насильственных посягательств в семье жертвами становятся женщины и дети, по этой причине 50.000 детей ежегодно уходят из семьи. Жестокость и насилие в современном мире нарастают: до 40 % тяжких преступлений совершаются в семье; около 2 млн  детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются насилию со стороны родителей (только зафиксированная часть); около 2 тыс. детей в год кончают жизнь самоубийством.

    Жестокое обращение - это любые умышленные действия или бездейс твие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых обязан ности по воспитанию ребенка возложены по закону, а также лиц, обязан ных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья. (слайд7)

    В детстве мы чего-то боимся. То зубного врача, то двойки в дневнике… Но мало кто из нас задумывается, что есть вещи и пострашнее. Оказаться на улице, например…

       Нет, вы только представьте! Ты один и никому до тебя нет дела.  И если тебя не станет, этого никто не заметит. Так можно жить и не один год. Обратимся к эпиграфу нашего классного часа, которые написал русский писатель Федор Михайлович Достоевский «Счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка». (Слайд 2)

    Что же делают взрослые, чтобы этого не происходило?

    Ребенок и его права должны защищаться законом. Ребенок – это лицо, не достигшее совершеннолетия. Права детей закреплены в довольно большом количестве международных документов. Какие самые известные Вы знаете?

    Показ слайдов (10-15)

    А теперь возьмите в руки свой лист бумаги и попробуйте привести его в первоначальный вид. Не получается? Хотелось бы подчеркнуть, что для войны было достаточно 3-х секунд, а для того, чтобы вымостить дорогу к миру - в сотни раз больше.

    И в конце классного часа хотелось бы, чтобы вы прочитали памятку учащемуся.

    Показ слайдов (16-19)

    И, наконец, последние слова, которые бы мне хотелось, чтобы сегодня каждый унес с собой в душе, в своем сердце.

    Твори добро, не будь жестокосердным

    Ведь ненависть – орудие глупца.(слайд 20)

    Спасибо за внимание!!!

     

    Приложение 3.

    План работы с проблемными детьми.

    СЕНТЯБРЬ

    1. Уточнение и постановка трудных детей на внутри школьный учет.
    2. Посещение семей  трудных детей.
    3. Контроль посещения  кружков
    4. Вовлечение  детей к общественно- полезному труду. Организовать  работу Тимуровской команды и провести следующие работы:

    А. Уборка картофеля (со школьного участка; помощь ветеранам ВОВ,  пожилым и одиноко живущим людям нашей деревни).

    Б. Очистка территории от мусора.

    В. Заготовка дров (помощь ветерану ВОВ и труда; пожилым и одиноко живущим людям).

    Г. Очистка территории монумента.

    1. Акция «Чистое озеро».

    ОКТЯБРЬ

    1. Участие в концерте, посвященном ко Дню учителя.
    2. Осенний кросс.
    3. Контроль посещения кружков.
    4. Посещение семей.
    5. Организация пребывания детей «группы риска» в реабилитационном центре.
    6. Беседа с родителями детей «группы риска».

    НОЯБРЬ

    1. Составление плана на каникулярные дни.
    2. Работа Тимуровской команды.
    3. Участие в спортивных соревнованиях.
    4. Запланировать мероприятия, посвященные к Международному дню отказа от курения.

    ДЕКАБРЬ

    1. Работа Тимуровской команды.
    2. Конкурс рисунков «С Новым годом!»
    3. Подготовка к новогоднему утреннику, Бал-маскараду и проведение этих мероприятий.
    4. Составление плана работы на период зимних каникул.
    5. Беседа по ПДД на кануне зимних каникул.
    6. Инструктаж перед зимними каникулами ( техника безопасности при обращении с электроприборами, при обращении с огнем, соблюдение режима дня, в ночное время не гулять…)

    ЯНВАРЬ

    1. Посещение кружков во время зимних каникул .
    2. Посещение родителей учащихся.
    3. Просмотр мультфильмов с младшими школьниками.
    4. Тимуровская помощь престарелым и инвалидам, ветерану ВОВ.

    ФЕВРАЛЬ

    1.  Месячник, посвященный оборонно-массовой, спортивной работе и военно-патриотического воспитания.
    2. Посещение семей детей «группы риска».Беседа с родителями.
    3. Изготовление подарков папам, дедушкам.
    4. Беседы о подвигах юных антифашистов. Их вклад в победу в ВОВ.

    МАРТ

    1. Изготовление подарков мамам, бабушкам.
    2. Концерт, посвященный к Международному женскому дню.  
    3. Участие в конкурсе «Театр и мы » (с 5 по11кл.).
    4. Составление плана на период весенних каникул.
    5. Инструктаж перед весенними каникулами ( техника безопасности при обращении с электроприборами, при обращении с огнем, соблюдение режима дня, в ночное время не гулять, опасность у водоемов и на льду…).
    6. Работа Тимуровской команды.

    АПРЕЛЬ

    1. Участие на выставке тетрадей и дневников.
    2. Посещение семей учащихся.
    3. Участие в мероприятиях «День смеха», «День птиц».
    4. Работа Тимуровской команды.

    МАЙ

    1. Классные беседы по ДТП.
    2. Тимуровская помощь ветеранам войны и труда.
    3. Участие в чествовании ветеранов ВОВ и труда, тыловиков.
    4. Праздник последнего звонка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Проблемный ребёнок в классе"

    Работа "Проблемный ребёнок в классе"  была написана автором для Всероссийского конкурса "Современный классный руководитель - 2010". Содержит методические рекомендации, формы работы с трудными дет...

    Проблемный ребенок

    В своей работе я описываю взаимоотношения проблемного ребенка со школой и с семьей, принципы работы с проблемными детьми. Указываю задачи для классного руководителя и методы работы  с проблемным...

    Проблемный ребенок

    Сценарий родительского собрания, анкеты для родителей, учащихся....

    Психолого-педагогическое сопровождение проблемного ребенка в классе

    Методическая помощь классному руководителю, педагогу-психологу  по психолого-педагогическому сопровождению проблемного ребенка в классе...

    ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Проблемный ребенок. Основы коррекционной работы»

    ХОД СЕМИНАРА: 1.  Вступление «Наши трудные дети» - презентация2.  «Проблемный ребенок в нашей школе… Какой он?» выполнение командных заданий педагогической мастерской.3.  Причины н...

    Как найти общий язык с проблемным ребенком

    Как найти общий язык с проблемным ребенком...

    Методическая разработка «Проблемный ребенок в классе»

    Проблемный ребенок в классе. Работа посвящена вопросам воспитания трудных детей в классном коллективе. Она выполнена на материале наблюдений за поведением учащихся 9 клас...