Проблемный ребенок
статья (9 класс) по теме

Сценарий родительского собрания, анкеты для родителей, учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon problemnyy_rebenok.zip56.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 ст. Константиновская

Курганинского района, Краснодарского края


«Проблемный ребенок в классе

Сценарий родительского собрания «Наши трудные дети.»

подготовила

учитель информатики и ИКТ

Шляхова Анна Викторовна

Ст. Константиновская

 2012


Проблемный ребенок в классе.

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "проблемный ребенок". Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.

По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "проблемные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

1. В первую очередь назовём неблагоприятное состояние ребёнка, препятствующее разумному и спокойному конструированию поведения.

2. Вторая причина - кризисные фазы развития школьника, ставящие его в очень трудное положение, когда ресурсы личности уже исчерпаны, а новообразования ещё не появились, чтобы удовлетворять растущие потребности.

3. И лишь третья причина осложнённого поведения низкий уровень духовного развития ученика, о котором мало беспокоились взрослые. Эти три коренные причины могут завязываться в тугой узел, что не углядишь ни одной, а видишь только мучительную проблему неблагополучной жизни.

Дети осложненного поведения, как правило, дети тяжёлой личной судьбы. Иногда своим поведением ребёнок прямо об этом заявляет. Ранний негативный социальный опыт этого несчастного ребёнка выявляет себя в постоянном нарушении социальных норм: гигиенических, эстетических, правовых, интеллектуально-речевых, этических.

В портрете осложненного поведения всегда содержится хотя бы одна из этих характеристик. А рядом располагается. Вторая характеристика, разорванность межличностных отношений, когда ребёнок остаётся один на один в этом сложном мире: родители решают свои бытовые проблемы; дети с ним не дружат, потому, что он неприятен им дикостью и агрессивностью или замкнутостью и неумелостью; учительница исключает трудного ребёнка из круга своего доброго внимания по причине неудовлетворительной деятельности.

И третья характеристика осложнённого поведения - система негативных отношений к миру как логическое разворачивание клубка всех предыдущих факторов: подозрительность, неверие в доброту, детская ненависть, злоба; презрение к труду, пренебрежение к благополучно развивающимся сверстникам, жажда разрушения и уничтожения того, чем ребёнок обделён. Носитель осложнённого поведения весьма несимпатичен, и рассчитывать на доброжелательность окружающих нельзя, поэтому чаще всего он находится в постоянной позиции обороны. Даже если на это нет никаких причин.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала. 

Методы разрешения педагогической проблемы.

Разрешение проблемы снятия неприятного состояния возможно различными методами.

1. Подавление - жестокое пресечение и ограничение действий и поступков ребёнка, чтобы избежать тех из них, которые могут нанести вред. Педагог пытается силой своего авторитета положить конец проявлениям агрессии. Заглушить её и, заняв господствующее положение, подчинить себе, Но это приводит школьника в ещё более угнетённое состояние. Хотя цель наставника - заглушить неблагоприятное состояние и достигается, но нельзя в этом случае говорить о благополучии и создании необходимых условий для личностного развития ребёнка и включения его в деятельность.

2. Вытеснение - метод вызвать другое более благоприятное состояние, заменив тем самым агрессивное переживание. Он используется с целью устранить отрицательные проявления через включение ребёнка в деятельность.

3. Игнорирование - специально инструктированное для субъекта (ребёнка) неблагоприятное состояние. Метод применяется с целью постепенного угасания накала.

Например: дети пришли с урока физической культуры радостные и возбуждённые. Иллюстрацией игнорирования могут быть следующие действия педагога: спокойно входит в класс, и понимая состояние учеников, делая вывод, что следует подождать начинать урок, открывает шкаф и как будто что - то ищет в нём или листает журнал. Это оказывает положительное действие (дети постепенно успокаиваются), изменяются их отношение и поведение (они готовы к началу урока). От педагога требуется такт, этическая выдержанность, знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

4. Санкционирование (ограниченное временем)- метод, предполагающий разрешение и право на проявление данного неприятного состояния (апатии, грусти. скуки ), несмотря на то что оно не оправдывает ожиданий окружающих и отклоняется от социальных норм и ценностей. Метод используется в целях постепенного исхода переживания и его угасания.

5. Концентрация на положительном - сосредоточение на позитивном в самом ребёнке и переориентация внимания на позитивное в объекте (другом человеке, предмете), против которого была направлена злость, агрессия, раздражённость, или гнев. Цель данного метода - научить ребёнка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека.

6. Определение и поиск объекта, способствующего возникновению негативных переживаний. Цель - обозначить состояние ребёнка в данной ситуации. Это самый трудный и важный метод.

Например: я вызываю ученика к доске, а тот ухватился за парту и не идёт. Стараясь определить причину, которая повлияла на возникновение страха и боязни отвечать, учитель задаёт уточняющие вопросы: "Ты не выучил урок?" или "Тебе не хочется отвечать у доски?". Ни в коем случае нельзя травмировать ребёнка и манипулировать его состоянием.

7. Расширение поля объектов через предложение ряда обстоятельств, которые могли бы привести к неблагоприятному состоянию.

Цель - рассеять его. В данной ситуации педагог задаёт вопросы: "Не хочешь отвечать?". "Боишься получить плохую отметку?" Хорошо, отвечай без отметки! Возможно, уже после этого будет улучшено или снято это состояние и ребёнок включится в работу. Предлагая ряд обстоятельств, мы выявляем истинные отношения к объекту. Выяснив причину, постепенно приводим ученика в норму, уменьшаем значимость внутренних переживаний.

8. Присоединение предполагает принятие трудного состояния как собственного. Цель - частично соглашаясь, разделить переживания ученика.

Например: "Не волнуйся, я тебе помогу". Присоединяясь к проблемам ученика, мы не отталкиваем его, а завоёвываем доверие и постепенно довести его к изменением в поведении. Это способствует установлению благоприятных межличностных отношений, ощущения дискомфорта и неблагополучия. Причём присоединение происходит взаимно: "Помоги мне, пожалуйста!".

9. Сосредоточение на положительном и переориентация на положительное - инициация позитивного как в самом ребёнке, так и в объекте.

Цель - уменьшение неблагоприятного состояния, стимулирование измененного отношения и поведения.

Например: "Это не сложное задание, обычно ты с такими всегда справлялся. Этим педагог способствует раскрытию внутреннего потенциала.

10. Вовлечение в деятельность, которая уменьшит или снимет стресс - фактор. Цель - личностное развитие ребёнка.

Например: "Ответь на вопрос письменно!" или - Хорошо отвечай с места. Главное, чтобы ребёнок включился в работу и нее боялся действовать.

Способы педагогического содействия выхода школьника из кризиса.

1) 1-й способ - расширить поле деятельности детей, позволяющие им удовлетворять новые потребности: в самостоятельности, в общении, в индивидуальном творчестве.

2) 2- й способ - поддерживать высокую самооценку школьника.

3) 3-й способ - подчеркнуть, инструментировать его новую социальную позицию, на которую он претендует, перевода с роли ребёнка на роль взрослого.

Работа с детьми осложнённого поведения не является по существу "коррекционным" воспитанием, ибо не на исправления поведения направлены педагогические усилия, а на формирование в самом ребёнке способности к саморегуляции, свободе выбора и личностной ответственности за ход своей жизни.

Педагога волнует не так называемое девиантное поведение, его волнует отношения а социально-культурным ценностям, т.е. способность ученика войти в контакт общечеловеческой культуры и свободно жить в этом общепринятом ценностном мире. 

Не обходимо узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления. Причины переживания я определяю с помощью диагностики «ГРАДУСНИК»

Градусник перед процедурой диагностирования я провожу предварительную беседу с учащимися, в ходе которой предъявляю предмет, который есть в каждом доме. Это – градусник. Объясняя ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что - либо делать. После объяснения я предлагаю учащимся поиграть в игру. Я буду называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета.

 Например:  Русский язык – 39    Математика - 36,6

Это позволяет определить степень тревожности  школьников, которая связана с учебной деятельностью.

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

  1. Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
  2. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
  3. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
  4. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

  1. Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
  2. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
  3. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
  4. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

  1. Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
  2. Пробудить интерес к самообразованию.
  3. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

  1. Изменить жизненную ориентацию родителей.
  2. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
  3. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

  1. Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
  2. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
  3. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) . Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

  1. определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
  2. установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
  3. изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
  4. установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
  5. ознакомиться с положением ребенка в семье;
  6. изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;

Работа с родителями, семьей представляет собой очень важ ный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности педагога, психолога, социального педагога, а также специаль ных психолого-педагогических служб и институтов. Как отмечалось выше, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведе нии детей и подростков, поэтому работа по профилактике и коррекции этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.

Целью работы с родителями являются профилактика и кор рекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейших факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков.

Задачи работы с родителями:

•  осуществление   информационно-просветительской  рабо ты с целью профилактики дисгармонии семейных отно шений и нарушений в семейном воспитании;

• осуществление диагностической работы с целью выявле ния типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отноше ний в целом;

• осуществление комплексной   коррекционной   работы с семьей   в   целях   восстановления   здоровых   взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

На родительских собраниях я провожу различные диагностики пример ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и ПРИЛОЖЕНИЕ 4

.        Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я-положительное и Я-отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.

При наличии у ребенка отрицательной "Я-концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

В случае перехода к еще более низкому уровню "Я-концепции (Я-агрессия и Я-эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.

Из положительной "Я-концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.


Приложение 1                            Карта личности школьника

Ф.И.О    _______________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________

Класс    ___________________________________

Сведения о родителях (ФИО, образование, место работы, количество детей в семье)________________________________________________________________

На сегод няшний день

Дополни тельные сведения

Изменения

1. Состояние здоровья:

1 - психические патологии

2 - хронические заболевания

3 - часто болеющий (ая)

4 - удовлетворительное

2. Общественная активность:

1 - не участвует в обществен ной жизни

2 - пассивный участник обще ственных дел

3 - активный   участник   твор ческих дел

4 - организатор коллективных творческих дел

3. Отношение к учебе:

1 - отрицательное

2 - избирательное

3 - положительное

4 -учится с интересом

4. Семья школьника:

1 - проблемная семья с пью щими  родителями

2 - проблемная семья, где пьет один из родителей

3 - внешне  благополучная  се мья, имеются проблемы, кото рые вовне не выносятся

4 - благополучная семья

5. Характер эмоциональных от ношений в семье:

1 - напряженно-конфликтные отношения

2   - эпизодически   возникаю щие конфликты, отчуждение, холодность

3 - отношения ровные,  но без эмоциональной близости

4 - атмосфера   дружбы,   взаи мопонимания и поддержки

6. Характер общения со сверст никами:

1 - участник асоциальной груп пы, состоит на учете в милиции за различные правонарушения

2 - общение на основе пустого времяпрепровождения

3 – малообщителен

4 - общение  на  основе  полез ных интересов

7. Наличие положительно ориен тированных жизненных планов и профессиональных намерений:

1 - жизненные   планы   асоциальной направленности

2 - планы   неопределенные, иногда нереальные

3 - планы и профессиональные намерения в основном опреде лились, нет жизненных ориен тиров

4 - профессиональные   планы и намерения выражены четко, положительные   жизненные ориентиры

8. Уровень развития интересов и потребностей:

1 - только   материальные   по требности, интересы асоциаль ного характера

2 - преобладание   материаль ных   потребностей,   интересы изменчивы

3 - разумное  сочетание  духов ных и материальных потребно стей, разносторонние интересы

4 - преобладание духовных по требностей, четко выраженные интересы

9. Отношение к педагогическим воздействиям: 1-резкая,   грубая   форма  не приятия каких бы то ни было педагогических  воздействий

2 - неприятие любых педаго гических воздействий в форме пассивного сопротивления

3 - избирательное отношение к педагогическим воздействиям

4. •— к замечаниям учителей склонен (на) прислушиваться, наказания и поощрения вос принимает правильно

10. Коллективистские   проявле ния, способность считаться с нор мами коллективной жизни:

1 - яркий индивидуалист (ка), нормы коллективной жизни от рицаются полностью

2-е нормами коллективной жизни считается в зависимос ти от настроения

3 - пассивный член коллекти ва, нормы коллективной жиз ни принимает без критики

4 - активный член коллектива, умеет выражать и отстаивать свою точку зрения. К нормам коллективной жизни относит-

ся положительно

11. Способность критически с по зиций   норм,   морали   и   права оценивать   поступки   окружаю щих:

1 - открытое неприятие норм морали и права, одобрительное отношение к поступкам асоци альной направленности

2 - равнодушное  и  безразлич ное отношение к нормам мора ли  и  права,   «нейтральность» в отношениях

3 - принятие не всех норм мо рали и права, поступки делят ся на  «плохие»  и  «хорошие» в зависимости от собственных  ПОЗИЦИЙ

4 - активное неприятие асоци альных  проявлений  и  борьба с ними

12. Самокритичность   и   само оценка: 1 - критическое   отношение к себе отсутствует, самооценка неадекватная

2 - критическое   отношение к себе проявляется редко, само оценка завышена

3 - отношение к себе, безраз личное, самооценка занижена 4 - критическое   отношение к себе, самооценка адекватная

13.   Внимательное   отношение к окружающим,   способность к сопереживанию:

1 - проявление жесткости и аг рессии к окружающим

2 - черствость, невнимательность, грубость  проявляются  только в поступках «за компанию»

3 - сопереживания могут про являться только в отношении близких людей

4 - действенная   эмпатия,   вы ражающаяся в способности со переживать чужую боль и го-

товности прийти на помощь

14. Волевые качества:

1 - сильная воля, проявляюща яся в асоциальных поступках

2 - слепое подчинение чужой воле

3 - хорошо выраженная воле вая саморегуляция, позволяю щая противостоять чужому влиянию

4 - сильные волевые начала, способность не только противо стоять чужому влиянию, но и направлять действия других

-

15. Внешняя   культура   поведе ния   (внешний   вид,   культура речи, поведения):

1 - неряшливость в одежде, прическе, регулярное употреб ление нецензурных выраже ний, регулярные асоциальные поступки

2 - безвкусица во внешнем виде, позволяет себе часто употреблять нецензурные вы ражения, вульгарность манер, способен(на) на асоциальные поступки

3 - безразличие к одежде, прическе, манерам поведения, нецензурные выражения в ре чи могут появиться, но очень редко, на асоциальные поступ ки способен(на) в исключи тельных случаях

4 - аккуратный внешний вид, развитое чувство вкуса, высокая культура  речи,   неспособен(на) к асоциальным поступкам

16.  Отношение  к  наркомании, токсикомании, алкоголизму, ку рению:

1 - употребляет наркотики или другие токсические вещества, пьет, курит регулярно

2 - наркотик, токсические ве щества пробовал, алкоголь упот ребляет часто, курит постоянно 3 - к наркотикам и токсичес ким веществам отношение ней тральное, алкоголь пробовал, курит редко

4 - отношение к наркотикам и токсическим веществам отри цательное, алкоголь не употреб ляет, не курит


Приложение 2                                      Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Убедительно просим вас ответить на вопросы этой анкеты. Вы, вероятно, знаете, что динамика детской преступности изменяется быст рее преступности взрослых, дети быстрее реагируют на все пороки взрослого общества. Плохо, когда мы пытаемся поправить то, что уже произошло. Гораздо лучше - постараться предупредить несчастье, которое может коснуться и наших детей.

Ваши ответы помогут не только объективно судить о состоянии данной проблемы в обществе, но и сделать жизнь ваших детей, а значит и вашу, более безопасной и счастливой.

Пожалуйста, прочитайте вопросы и предлагаемые к ним ответы. Выбрав один или несколько вариантов ответа, которые вам больше подходят, обведите цифру, стоящую рядом с ними, или впишите свой вариант ответа в свободную строчку.

Заранее благодарим вас за внимание и участие.

1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?

1)    нарушение правил поведения в школе (срывы уроков,  прогулы, отказ от выполнения заданий);

2)    побеги из дома;

3)    грубость, сквернословие;

4)    употребление алкоголя, пьянство;

5)    курение;

6)    раннее начало половой жизни;

7)    хулиганство;

8)    унижение других;

9)    воровство;

10)  неподчинение, критика взрослых;

11)  ношение «вызывающей» одежды;

12)  отрицательное отношение к учебе;

13)  драки, нанесение телесных повреждений;

14)  употребление наркотиков;

15)  что-то еще___________________________

2. Какие из них вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка (перечислите, пожалуйста, соответствующие номера ответов из первого вопроса)?_______________

3.  Сколько примерно времени в день ваш ребенок (или ваши дети) предоставлен самому себе?                  ■

1)   не более 1 часа;

2)   2-3 часа;

3)   4-5 часов;

4)   6-8 часов;

5)  более 8 часов;

6)  затрудняюсь ответить.

4.  Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?

5.   Что,  с  вашей  точки  зрения,   является  основными  причинами отклоняющегося от нормы поведения?

1)  стремление получить сильные впечатления;

2)  заболевания ребенка;

3)   повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя;

4)  неблагополучная ситуация в семье;

5)  стремление к самостоятельности и независимости;

6)   недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;

7)  отставание в учебе;

8)   пренебрежение со стороны сверстников;

9)   непонимание взрослыми трудностей детей;

10)  недостаточная уверенность ребенка в себе;

11)  отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

12)  стрессовые жизненные ситуации;

13)  напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т. д.);

14)  примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации;

15)  чрезмерная занятость родителей;

16)  конфликты с родителями;

17) что-то другое________________________________________________

6.  К кому из специалистов вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у вашего ребенка появились проблемы в поведении?

1)   классному руководителю;

2)   школьному психологу;

3)  социальному педагогу;

4)   психотерапевту;

5)   инспектору по делам несовершеннолетних;

6)   врачам;

7)  справились бы самостоятельно;

8)  к кому-то еще_______________________________________________

9)  затрудняюсь ответить.

7.  Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в трудную компанию?

1)  да;

2)   нет;

3)   затрудняюсь ответить.

8. Если вы опасаетесь, что вызывает ваши опасения?__________

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

•  Ваш возраст_________________________         _________________

•  Образование________________________________________________

•  Профессия или род занятий

•  Место  жительства  (укажите  наименование  населенного  пункта)

•  Сколько у вас детей (укажите их пол и возраст) ____________

Благодарим вас за участие в работе!


Приложение 3                          Анкета для детей и подростков

Ребята!

Вы знаете, что в современном мире существует много проблем -таких, как пьянство, наркомания, преступность и др. К сожалению, они касаются не только взрослых, но и молодежи. Если мы не будем стремиться справиться с ними, наша жизнь не изменится к лучшему, не станет безопаснее.

Для того чтобы предотвратить распространение этих проблем, нам и нужна ваша помощь.

Мы просим вас искренне и правдиво*ответить на вопросы этой анкеты.

Пожалуйста, прочитайте вопросы и предлагаемые к ним ответы. Выбрав один или несколько вариантов ответа, которые вам больше подходят, обведите цифру, стоящую рядом с ними, или впишите свой вариант ответа в свободную строчку.

Заранее благодарим вас за внимание и участие.

1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?

1)   нарушение правил поведения в школе (срывы уроков,  прогулы, отказ от выполнения заданий);

2)  побеги из дома;

3)  грубость, сквернословие;

4)  употребление алкоголя, пьянство;

5)  курение;

6)  раннее начало половой жизни;

7)   хулиганство;

8)  унижение других;

9)   воровство;

10)   неподчинение, критика взрослых;

11)   ношение «вызывающей» одежды, украшений, причесок;

12)   отрицательное отношение к учебе;

13)  драки, нанесение телесных повреждений;

14)   употребление наркотиков;

15)   что-то еще__________________________________________________

2. Какие из этих видов поведения преобладают у ваших сверстников?

1)  нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);

2)  побеги из дома;

3)   грубость, сквернословие;

4)  употребление алкоголя, пьянство;

5)  курение;

6)  раннее начало половой жизни;

7)  хулиганство;

8)  унижение других;

9)  воровство;

10)  неподчинение, критика взрослых;   -

11)   ношение «вызывающей» одежды;

12)  отрицательное отношение к учебе;

13)  драки, нанесение телесных повреждений;

14)  употребление наркотиков;

15)  что-то еще__________________________________________________

3.  На чем преимущественно основывается ваше мнение по первым двум вопросам?

1)   собственные наблюдения;

2)  сообщения средств массовой информации;

3)  мнение родителей;

4)  мнение учителей;

5)  мнение ваших друзей;

6)  что-то еще__________________________________________________

4.  Почему, по вашему мнению, молодежь совершает те поступки, которые считаются отклоняющимися от нормы?

1)  стремление получить сильные впечатления;

2)  какое-то заболевание;

3)  повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;

4)  неблагополучная ситуация в семье;

5)  стремление к самостоятельности и независимости;

6)  недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими   ситуациями;

7)  отставание в учебе;

8)  пренебрежение со стороны сверстников;

9)   непонимание взрослыми ваших трудностей;

10)   недостаточная уверенность ребенка в себе;

11)   отрицательное отношение других к вашим способностям;

12)  стрессовые жизненные ситуации;

13)  напряженная социально-экономическая ситуация в вашей жизни (плохая обеспеченность, безработица родителей и т. д.);

14)   примеры   насилия,   жестокости,   безнаказанности,   получаемые через средства массовой информации;

15)   чрезмерная занятость родителей;

16)   конфликты с родителями;

17)  что-то другое_______________________________________________

5.   Если   бы   у   вас   возникли   проблемы,   с   которыми   самим   не справиться, к кому бы вы обратились за помощью, советом?

1)   классному руководителю;

2)   школьному психологу;

3)   социальному педагогу;

4)   психотерапевту;

5)   инспектору по делам несовершеннолетних;

6)  врачам;

7)  справлюсь самостоятельно;

8)  к кому-то еще_______________________________________________

9)  затрудняюсь ответить.

6. Если за помощью обратились бы к вам, чем вы смогли бы помочь?

7. Какие виды отклоняющегося от нормы поведения, с вашей точки зрения, требуют вмешательства взрослых?

1)  нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);

2)   побеги из дома;

3)   грубость, сквернословие;

4)   употребление алкоголя, пьянство;

5)   курение;

6)  раннее начало половой жизни;

7)  хулиганство;

8)  унижение других;

9)  воровство;

10)  неподчинение, критика взрослых;

11)   ношение «вызывающей* одежды;

12)  отрицательное отношение к учебе;

13)  драки, нанесение телесных повреждений;

14)   употребление наркотиков;

15)  что-то еще___________________________________________

8. Как вы считаете, к каким последствиям может привести откло няющееся   от   общепринятых   норм   поведение?________________

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

Пол                               Возраст

Место жительства (укажите наименование населенного пункта)

Профессия или род занятий родителей

Кто, кроме вас, входит в состав вашей семьи


Сценарий родительского собрания «Наши трудные дети»  

Цель:  Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.

3адачи:

1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.

2. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Предварительная подготовка:

1)       Учащимся класса предлагается заполнить таблицу следующего содержания:

Все, что я делаю по собственному желанию и усмотрению.

Все, что я делаю по собственному выбору, но в определённых границах.

Все, что разрешается мне в особых обстоятельствах

Все то, что запрещено всегда.

Например: покупать интересующие меня диски, смотреть телепередачи и т.д.

Например: могу пойти гулять, но вернуться не позднее 22.00, могу надеть куртку только с шапкой и т.д.

Например: только на Новый год могу лечь спать позже и т.д

….

Например: меняться одеждой с подружками, красить ногти и т.д.


 

Затем ребятам предлагается отметить те запреты родителей, кото рыми они особенно недовольны и которые приводят к конфликтам и непослушанию.

 

2) Подготовка проблемных вопросов для обсуждения в ходе соб рания. Вопросы могут быть такими:

- Что стоит за словом «трудный» ребенок?

-Какие причины приводят к тому, что ребенок становится труд ным?

- Как решать проблемы взросления без конфликтов?

ход собрания

 На доске - тема собрания, большой лист ватмана, фломастеры, маркеры, крылатые фразы и афоризмы.

 Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.

 Марк Аврелий

  1. Вступительное слово классного руководителя.

 Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.

 п. Трудный ребенок... Что за этими словами, какой он? Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Пока родители говорят, классный руководитель помещает характерные слова на лист ватмана.

Iп. Вопрос родителям: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?»

Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные сдан ным вопросом.

1. IV Педагог-психолог знакомит родителей с таблицей, которую заполняли учащиеся класса.

Родители обсуждают получившиеся результаты и высказывают свое мнение по таблице.

У.  Педагог-психолог просит родителей объединиться в группы и составить список причин нарушения поведения де тьми.

Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем происходит обсуждение получившихся результатов.

VI. «Узелки на память».

Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основны ми причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая - борьба за внимание. Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия.

Причина вторая - борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение - это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья -желание мщения. Ребенок может мстить:

- за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

- за унижение друг друга членами семьи;

- за развод и появление в доме нового члена семьи;

- за несправедливость и невыполненные обещания;

- за чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.  

Причина четвертая - неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоот ношения в классе и с учителем, низкая самооценка.

УН. Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

 

Закон 1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требова ния и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с' важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

3акон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

VI П. Родители анализируют полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно.

IX. Подведение итогов. Обсуждение притчи о перевернуто камне.

 Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и  прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?».

 

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые' сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, вместе и мы все преодолеем».

Литература.

1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

2. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум - М, 2003.

3. Козлова Г.В. Диагностика воспитательного процесса./Классный руководитель.2000 № 4

4. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно - ориентированного классного часа. /Под ред. Е.Н. Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный ребенок в классе

Подростковый возраст - это один из кризисных этапов в становлении личности человека. На сегодняшний момент – это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравств...

Проблемный ребенок

В своей работе я описываю взаимоотношения проблемного ребенка со школой и с семьей, принципы работы с проблемными детьми. Указываю задачи для классного руководителя и методы работы  с проблемным...

Психолого-педагогическое сопровождение проблемного ребенка в классе

Методическая помощь классному руководителю, педагогу-психологу  по психолого-педагогическому сопровождению проблемного ребенка в классе...

Учебные задачи и условия, позволяющие создать для ребенка проблемную ситуацию

Каким должен быть современный урок русского языка в условиях внедрения стандартов  второго поколения....

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Проблемный ребенок. Основы коррекционной работы»

ХОД СЕМИНАРА: 1.  Вступление «Наши трудные дети» - презентация2.  «Проблемный ребенок в нашей школе… Какой он?» выполнение командных заданий педагогической мастерской.3.  Причины н...

Как найти общий язык с проблемным ребенком

Как найти общий язык с проблемным ребенком...

Методическая разработка «Проблемный ребенок в классе»

Проблемный ребенок в классе. Работа посвящена вопросам воспитания трудных детей в классном коллективе. Она выполнена на материале наблюдений за поведением учащихся 9 клас...