Учебные задачи и условия, позволяющие создать для ребенка проблемную ситуацию
методическая разработка по теме

Исанчурина Фаиля Фаритовна

Каким должен быть современный урок русского языка в условиях внедрения стандартов  второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_situatsii_na_urokakh_russkogo_yazyka.rar226.77 КБ

Предварительный просмотр:


Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

 Великий учитель вдохновляет.

Уильям Уорд

Каким должен быть современный урок русского языка в условиях внедрения стандартов второго поколения? 

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию  русского языка. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

             Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?

Необходимо четко обозначить тему, цель и задачи урока.  

Тема урока: «Раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях-существительных».

         Цель урока определяется планируемым результатом урока и путями реализации этого плана. Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Цель урока: Знакомство с правилом написания отрицательных местоимений с предлогом и без предлога.

    Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

          Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер. Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?"  Задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.

 Задачи урока: 

  • формировать умения действовать в рамках определенного предмета, анализировать и контролировать свои действия;
  • обеспечить учащихся средствами решения учебно-практических задач;
  • создать условия для свободного высказывания детьми своих версий;
  • обучить построению модели на основе анализа, принципов, способов ее создания.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)
3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
        Необходимыми
условиями организации учебного диалога являются:

а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;

б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;

 в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
        Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.

Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий – отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из  имеющихся в учебниках и дополнительных источниках набора.

При подготовке к проблемно – диалоговому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

        2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию затруднения или удивления

Затруднение предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса. Удивление  предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  

Метод постановки учебной проблемы№1.  Побуждающий диалог

Приём 1. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Учитель

Ученик

- На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки.

Ученики выписывают слова.

- Какие слова вы выписали?

- Пёсик, овражек.

- Обозначьте суффиксы в этих словах.

- В слове пёсик (-ик), овражек (-ек)

- С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?

- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом -  -ек.

- Какой возникает вопрос?

- Когда в  существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?

- Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Приём 2. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов –чик и – щик в именах существительных».

Учитель

Ученик

У доски два ученика записывают слова под диктовку учителя, не показывая друг другу и классу.

- Разведчик, переписчик, заказчик, перебежчик, советчик, мойщик, выдумщик, стекольщик. Посмотрим, что у вас получилось.

Ученики разворачивают створки доски, сравнивают свои записи, обнаруживают расхождения.

- Вы обнаружили, что записали слова по-разному. Но кто же из ребят прав?

Ученики высказывают свои предположения.

- А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Над чем вы задумывались, когда записывали слова? 

- Какую букву писать: ч или щ.

- Почему вы не справились с заданием, почему у вас получились разные записи?

- Потому что мы не знаем правило, не знаем, когда пишется –чик, а когда – щик.

- Значит, какова тема урока?

- «Правописание суффиксов – чик и –щик в существительных»

Приём 3. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Ударение».

Учитель

Ученики

На доске:Красивее, щавель, баловать, завидно, торты, кровоточить, диспансер.

- Запишите слова, которые вы видите на доске, расставьте ударения карандашом.

Ученики выполняют задание.

- Проверим, что у вас получилось.

Ученики чаще всего расставляют ударения неправильно.

- Красиве́е, ща́вель, ба́́ловать, за́видно, торты́, кровото́чить, диспа́нсер.

- К сожалению, вы допустили много ошибок. Какие же вопросы у вас возникли в ходе выполнения задания?

- Правильно ли я расставил ударения в словах? Каким образом можно проверить правильность постановки ударения? Есть ли какое-то правило?

- Вы сформулировали вопросы, ответы на которые мы найдём в ходе сегодняшнего урока. Какова, на ваш взгляд, тема урока?

- «Ударение».

Приём 4. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа».

Учитель

Ученики

- Отгадайте шарады, запишите ответы в тетрадь.

  Две ноты, союз,

  Всё вместе – игра,

  В которую любит

  Играть детвора. (До-ми-но)

  Мой первый слог – на дереве.

  Второй мой слог – союз.

  А в целом я материя.

  И на костюм гожусь. (Сук-но)

- Какие слова-отгадки вы записали?

- Домино, сукно.

- Образуйте от данных существительных форму множественного числа.

Учащиеся пытаются выполнить задание.

- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Какой возникает вопрос?

- Не знаем, как правильно выполнить задание.

-  Есть ли форма мн. числа у данных существительных?

- Сегодня нам предстоит об этом узнать.

Приём 5. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Разносклоняемые имена существительные».

Учитель

Ученики

На доске:

Нет тяжелее бремени, чем безделье.

- Прочитайте предложение, попробуйте объяснить смысл этой пословицы.

- Смысл пословицы заключается в том, что гораздо сложнее бездельничать, чем заниматься каким-либо делом.

- Найдите в данном предложении существительные, определите их род, поставив слова в начальную форму.  

- Бремя – ср. р.   Безделье – ср. р.

- Определите склонение данных существительных. Что получилось?

- Безделье – 2 склонение. Бремя – ср. р., окончание -я. Не можем определить, какого склонения.

- Какой возникает вопрос?

- Какого склонения существительное «бремя»?

Приём 6. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 9 классе по теме: «Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными».

Учитель

Ученики

- Запишите предложение, расставьте знаки препинания, составьте схему. Диктует: «Я молча указал пальцем на храм, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и что мне явилось видение из тумана».

Ученик у доски составляет схему:

[- =, -∙-], (что =), (что - =), и (что= -).

- Теперь сравните свои схемы с моей. (открывает  схему на доске)

Ученики видят схему:[- =, -∙-], (что =), (что - =) и (что= -).

- Вы справились с заданием?

- Мы поставили запятую после второго придаточного предложения.

-Каким правилом вы руководствовались?

- Придаточные предложения в составе сложноподчинённого отделяются друг от друга запятой.

- Что нам сегодня предстоит узнать?

- Почему в данном предложении запятая перед и не нужна?

Метод постановки учебной проблемы№2. Подводящий к теме диалог

Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя: «Так. Кто думает иначе?»

        

Этап формулирования темы урока русского языка в 5 классе («Знаки препинания в предложениях с однородными членами»).

Учитель

Ученики

На доске начерчены схемы:

1. [Ө, Ө  = ]  2. [Ө и Ө  = ]  3.  [Ө, но Ө  = ]  

4. [Ө и Ө,  Ө и Ө  = ]   5. [и Ө, и Ө,  и Ө  = ]  

- На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы?

- Это схемы предложений с однородными членами, в частности  с однородными подлежащими.

- Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?»)

- В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными.

- Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами?

-  Как правильно расставить знаки препинания.

- Назовите ключевые слова нашего диалога.

- Однородные члены, знаки препинания.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

-  Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

        Сходство методов: все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.

      Различие методов: побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Форма учебной проблемы - появится и тема урока, и вопрос для исследования. Подводящий диалог лишь имитируют творческий процесс, но успешно формирует логическое мышление и речь учащихся. Форма: формулируется только  тема урока

        

          3 – й шаг. Планирование действий. Поиск решения учебной проблемы. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация.

Суть поиска решения учебной проблемы заключается в том, что учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог и подводящий к знанию диалог.  

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения требует осуществления четырёх педагогических действий:

1) побуждение к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3)побуждения к проверке гипотез;

4)принятия предлагаемых учениками проверок.

Приведу пример побуждающего диалога при последовательном выдвижении гипотез, разработанный и апробированный мною на уроке русского языка в 5 классе.

 Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Учитель

Ученик

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приём 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов.

Формулируют проблемный вопрос.

- Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе.

- Возможно, в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик (пёсик), а в неодушевлённых –ек . (ошибочная гипотеза)

- Все согласны или есть возражения?

- Существительное мячик с суффиксом  –ик  неодушевлённое. (контраргумент)

- Ещё какие есть гипотезы?

- Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик (пёсик), а после твёрдых - -ек (овражек). (ошибочная гипотеза)

- С этой гипотезой согласны?

- В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного.

Подсказка к решающей гипотезе.

- Просклоняйте данные существительные.

- И. п. пёсик, овражек                                                                                  

  Р. п. пёсика, овражка

  Д. п. пёсику, овражку

  В. п. пёсика, овражек

  Т. п. пёсиком, овражком

  П. п. о пёсике, об овражке  

- Что вы заметили?

- При склонении существительного «пёсик» суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова «овражек» буква Е из суффикса выпадает во всех падежах, кроме винительного.

- Давайте возьмём ещё другие слова. Например, мячик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили?

Ученики склоняют.

- Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает.

- Сформулируйте правило.

- Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек, если гласный сохраняется, то пишется суффикс –ик.

- Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике.

        При одновременном выдвижении гипотез сначала проверяются ошибочные варианты, затем – решающая. В некоторых случаях возможна одна проверка всех гипотез сразу.

        Приведу пример побуждающего диалога при одновременном выдвижении гипотез.

        Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов –чик, -щик в именах существительных».

Учитель

Ученик

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приём 2. Столкновение мнений учеников.

Формулируют тему урока и проблемный вопрос.

- Посмотрите внимательно на слова. Какие у вас есть идеи? Когда, на ваш взгляд, в существительных пишется суффикс –чик, а когда –щик?

- После звонких пишется –чик.

- Так. Ещё какие есть варианты? (Учитель записывает гипотезы на доске)

- В словах с приставкой пишется –чик.

- Так. Может быть есть ещё предположения?

- После мягких согласных пишется          –щик.

- Ещё одна гипотеза. Если больше нет предложений, будем проверять ваши гипотезы. Все согласны, что –чик пишется после звонких?

- В слове советчик –чик пишется после глухой.

- Согласны ли со второй гипотезой?

- В слове выдумщик тоже есть приставка, но пишется –щик.

- Проверяем следующую гипотезу.

- Опять же в слове выдумщик после твёрдого согласного пишется –щик.

Учитель делает подсказку.

- Подчеркните согласные, после которых пишется суффикс –чик.

- Д, С, З, Ж, Т.

- Можете теперь сформулировать правило, после каких гласных пишется суффикс –чик.

- После д, с, з, ж, т пишется –чик, а после других согласных –щик.

- Прочитайте эти фразы: «Ты Же Должен Знать Суффикс –чик! Я ТоЖе ЗДеСь». Какая подсказка в них содержится?

- В этих фразах выделены согласные, после которых пишется –чик.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без неё.

Приведу пример подводящего от проблемы диалога.

Подводящий от проблемной ситуации диалог на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Разносклоняемые имена существительные».

Учитель

Ученик

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приём 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Формулируют проблемный вопрос.

- Понаблюдайте за тем, как склоняется слово время.

На доске:

И. п. время             В. п. время

Р. п. времени         Т. п. временем

Д. п. времени        П. п. о времени

По данному образцу самостоятельно просклоняйте существительные: племя (І ряд), бремя (ІІ ряд), путь (ІІІ ряд). (У доски работают 3 человека). Что у вас получилось?

- И. п. племя, бремя, путь

  Р. п. племени, бремени, пути

  Д. п. племени, бремени, пути

  В. п. племя, бремя, путь

  Т. п. племенем, бременем, путём

  П. п. о племени, о времени, о пути

- Чем отличается существительное путь от существительных племя и бремя?

- Путь – муж. р., а бремя и племя – ср. р.  

- Сравните окончания существительных, что вы заметили?

- У существительных бремя и племя абсолютно одинаковые окончания, а у слова путь в И. п. и В. п. нулевое окончание.  Во всех словах в родительном, дательном и предложном падежах – окончание – и, а в творительном - -ем.

- Существительные какого склонения в Р. п., Д. п. и П. п. окончание –и?

- Третьего склонения.

- Существительные какого склонения имеют в Т. п. окончание –ем?

- Второго склонения.

- Таким образом, данные существительные имеют окончания разных склонений, поэтому называются разносклоняемыми. К разносклоняемым относятся 10 существительных на – мя. Попробуйте их перечислить, рассмотрев рисунки. (Учитель показывает рисунки).

- Бремя, время, стремя, семя, племя, пламя, знамя, темя, вымя, имя.

- К разносклоняемым также относится существительное муж. р. путь.

Приведу пример подводящего без проблемы диалога.

Подводящий без проблемы диалог на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Служебные части речи».

Учитель

Ученик

- Прочитайте слова, записанные на доске в три столбика.

Читают:

из            и               не

под         а               ни

в             но             бы

на           что            же

с            чтобы        ли

- Почему слова поделены на три группы?

- В первом столбике – предлоги, во втором – союзы, в третьем – частицы.

- Как одним словом можно назвать эти части речи?

- Служебные.

- Значит, тема урока: «Служебные части речи».

Сходство: любой обеспечивает понимание нового знания учениками, так как нельзя не понимать то, что ты сам открыл. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Обеспечив открытие знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса – воспроизведению знаний и выполнению упражнений.

5 – й шаг. Планирование результата.  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

         Таким образом, структурные изменения уроков русского языка на этапе подготовки
к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования обеспечивают творческое усвоение знаний учащимися, вызывают  у школьников интерес к новому материалу, формируют познавательную мотивацию.

Использование проблемных ситуаций является здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Также складывается сотрудничество. Учитель и дети идут по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.

В своей дальнейшей педагогической деятельности намереваюсь продолжить работу по внедрению технологии проблемно-диалогического обучения в классах, обучающихся по традиционной программе. Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Список литературы:

  1. httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно-диалогического обучения.
  2. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
  3. svetlovaekm.ucoz.ru/. «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры проблемных ситуаций, решающих учебные задачи конкретного урока.

Описание проблемных ситуаций котрые решали бы учебную задачу конкретного урока через подбор конкретных учебных действий и направляли обучающихся на целенаправленную учебную деятельность....

Методический семинар тема: Проблемные ситуации на уроках в условиях реализации фгос

Как использовать проблемные ситуации на уроках биологии для развития познавательной активности обучающихся....

Повышение интереса к учебному материалу перед созданием учебно-проблемной ситуации

Повышение интереса к учебному материалу перед созданием учебно-проблемной ситуации.   Какую бы структуру типа урока по ФГОС мы не рассмотрели везде есть этап мотивации учебной деятельности у...

Формирование конструктивных способов решения проблемных ситуаций у детей подросткового возраста в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Все дети разные, некоторые учатся на своих ошибках, другие на чужих. Моя цель научить детей предвидеть эти ошибки и научиться предотвращать их....

Учебная задача в условиях современного образования

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему(содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Получение нового образовате...