Методический семинар тема: Проблемные ситуации на уроках в условиях реализации фгос
методическая разработка по биологии на тему

Как использовать проблемные ситуации на уроках биологии для развития познавательной активности обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ulusnyy_konkurs_uchitel_goda_2018.pptx129.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Улусный конкурс « У читель года » 2018 Методический семинар: П роблемные ситуации на уроках биологии в условиях реализации ФГОС Учитель биологии и химии МБОУ Налимская СОШ Винокуров Иннокентий Владимирович

Слайд 2

Цель методического семинара Научить учеников инициативности и самостоятельности в приобретении новых знаний, поиске информации; умению преодолевать трудности на пути приобретения знаний; ориентироваться на рынке труда; быть востребованными и успешными.

Слайд 3

Задачи методического семинара Раскрыть сущность технологии развития проблемного обучения. Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие самостоятельного мышления обучающихся. Показать результативность использования приёмов технологии проблемного для формирования познавательной деятетельности обучающихся.

Слайд 4

Актуальность педагогического опыта Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология - воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Помимо традиционного образовательного результата необходимо формирование у ученика универсальных учебных действий: личностных, метапредметных (коммуникативных, регулятивных, познавательных). Поставленная задача требует принципиального изменения деятельности учителя, в условиях отсутствия опыта и разработанных методик реализации новых подходов. Базовые технологии в реализации ФГОС: проблемного обучения, проектного обучения, исследовательская деятельность, информационные технологии, индивидуального обучения, здоровьесберегающие технологии, решение творческих задач и развития критического мышления Современные образовательные стандарты требуют, чтобы учащиеся научились критически мыслить – т.е. осмысливать прочитанное, определять главное, анализировать и передавать информацию. А критическое мышление начинается не с ответов, а с вопросов и проблем. Поэтому, используя различные технологии в обучении, я все-таки особое место отвожу проблемно-поисковым технологиям. Именно они позволяют развивать творческий потенциал в процессе обучения, ориентируют учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие познавательной активности и личностных возможностей. То есть охватывают формирование практически всех УУД. Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Слайд 5

Актуальность темы Спад интереса обучающихся к изучаемому предмету; осознание необходимости формирования познавательных интересов обучающихся; поиск методических средств и приемов, располагающих к совместной деятельности учителя и обучающихся по овладению предметом, повышению качества образования ; рассмотрение возможности использования проблемного обучения, как метода развития мотивации и познавательной активности обучающихся и, как следствие –повышение качества образования; формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно приобретать и пополнять знания посредством развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Слайд 6

Какими должны быть уроки в условиях реализации ФГОС Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно. Урок должен быть хорошо организован в хорошо оборудованном кабинете, учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение ; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; планирование обратной связи.

Слайд 7

Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения Критерии Традиционное обучение Проблемное обучение Методы обучения Результаты обучения Объяснительно-иллюстративные Готовые знания Активные исследовательские методы. Получение знаний через развитие творческих способностей , мышления. Деятельность учителя Наглядно-иллюстративное обучение, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры. Развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы. Управление учебными действиями учеников. Деятельность учащихся Носит репродуктивный характер: заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний , воспроизведение готовых знаний. Формулирование проблемы и поиск путей решения проблемы. Самоконтроль и самооценка деятельности. Мотивация Непосредственное побуждение, связанное с деятельностью учителя. Например, интересное изложение учебного материала Интеллектуальные мотивы. Ученики испытывают удовлетворение от интеллектуального труда.

Слайд 8

Структура проблемного урока • возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; Учитель знакомит с общей идеей (проблемой) урока. Ученики выдвигают гипотезы, идеи • выдвижение предположений и обоснование гипотезы; Ученики проводят исследование собирают информацию для своих гипотез. Подтверждают или опровергают гипотезы. • доказательство гипотезы; Сообщают свою информацию систематизируют материал • проверка правильности решения проблемы. Подводят итоги, планируют дальнейшую работу.

Слайд 9

Для примера рассмотрим виды следующих составленных проблемных ситуаций : Урок биологии 7 класс тема грибы : Показываем ученикам муляжи грибов или их иллюстрации с изображением . Ставим вопрос: Можно ли отнести грибы к царству растения? Большинство учеников будут согласны с вопросом. Потому что грибы не передвигаются как животные. После ответов учеников учитель напоминает что у всех растений должен происходить процесс фотосинтеза, а происходит ли у грибов процесс фотосинтеза? В ходе выслушивания ответов мы придем к выводу, что грибы не способны к фотосинтезу, так как нету органоидов хлоропласт, где осуществляется процесс фотосинтеза . Необходимо заострить внимание учеников на двух фактах, которые и вызывают противоречия: с одной стороны, грибы не способны передвигаться. Это признак растений. С другой стороны, грибы никак нельзя отнести к растениям, так как у них важного органоида клетки – хлоропластов, благодаря которым осуществляется процесс фотосинтеза. Следовательно, грибы представляют особую группу организмов. Грибы относятся к отдельному царству живой природы.

Слайд 10

Биология 6 класс Тема «Органы цветковых растений» Учитель показывает муляжи апельсина, яблока, вишни и картофеля: Ставим вопрос: Выберите из предложенных муляжей плоды Ученики как показывает практика соотнесут все муляжи к плодам. Даем задание найти определение плода из учебника. Плод – это орган цветковых растений, который развивается из цветка и служит для защиты и распространения семян. Из определения выясняется, что из четырех муляжей к плодам можно отнести всего три это апельсин, яблоко и вишня. Учитель задает второй вопрос: а к каким органам растений мы отнесем картофель Предлагаем сравнить картофель с побегом и приходим к выводу что картофель это видоизмененный побег

Слайд 11

Результаты обучающихся на основе годовых оценок по предмету

Слайд 12

Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах Предмет Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень) Результат (занятое место) Год проведения олимпиады Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов) Химия Улусный 3 2012 Грамота Биология Улусный 2 2017 Грамота

Слайд 13

Результаты научно-практических конференций Тема НПК Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень) Результат (занятое место) Год проведения НПК Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов) Лекарственные растения среднеколымского улуса Улусный 3 2016 Диплом Аналоговые лекарства их плюсы и минусы Улусный 2 2017 Диплом

Слайд 14

Поступление выпускников в учебные заведения № ФИО Год поступления Учебное заведение Специальность 1 Третьякова Алина 207 Жатайский медколледж Сестринское дело 2 Громова Галина 2010 Якутский медколледж Сестринское дело 3 Гуляева Мария 2011 СВФУ БГФ Учитель биологии 4 Захарова Настя 2012 Якутский медколледж Сестринское дело 5 Третьякова Уруйдаана 2016 Якутский медколледж Фельдшер 6 Меняков Никита 2017 Чурапчинский институт Ф К и С волейбол

Слайд 15

Литература В.Оконь.Основы проблемного обучения. М., “Просвещение”, 1968 г. М.И.Махмутов . Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975 г. И.Г.Коноваленко . Создание проблемных ситуаций на уроках биологии. “Биология в школе”, 1971 г., №2 . Сухова Т.С. Уроки биологии : технологии развивающего обучения. – М.: “ Вентана-Графф ”, 2001 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Формирование базовых понятий по биологии в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Четкое и прочное владение общебиологическими, базовыми понятиями  можно сформировать используя системно-деятельностный подход. Реализация системнор деятельностного подхода в отдельно взятом...

статья на тему Проблемное обучение на уроках в условиях реализации ФГОС

статья на тему Проблемное обучение на уроках в условиях реализации ФГОС...

Семинар «Конструирование урока в условиях реализации ФГОС. Технологическая карта урока»

Содержит материалы для проведения заседаний методического объединения, семинаров....

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ, КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

В статье рассмотрены особенности обучения информатике в условиях введения ФГОС. Приведены возможные варианты распределения учебного времени и основные типы уроков информатики.В статье рассмотрены особ...

Методы проблемно-развивающего обучения биологии в условиях реализации ФГОС

Методы.Репродуктивный.Алгоритмический.Проблемно-эвристический.Проблемно-исследовательский...