Методы проблемно-развивающего обучения биологии в условиях реализации ФГОС
статья по биологии (10 класс)

Грищенко  Анна Владиславовна

Методы.Репродуктивный.Алгоритмический.Проблемно-эвристический.Проблемно-исследовательский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методы проблемно-развивающего обучения биологии  в условиях реализации ФГОС.

Для определения основных методов проблемно-развивающего обучения по биологии  в условиях реализации ФГОС необходимо для начала ответить на такой вопрос, как: какие же методы проблемно-развивающегося обучения существуют, их основные цели и задачи, а так же определить основные цели реализации ФГОС в реалиях современных школ.

Прежде всего, методы проблемно-развивающегося обучения должны  быть основаны на создании проблемных ситуаций, такие ситуации создает учитель путем постановки вопросов или других действий, а далее, это создание дискуссий между учащимися, выслушивание разных точек зрения. Другими словами, учитель  планирует и создает  проблемную ситуацию, затем направляет учащихся на ее решение. Такие методы требуют от учащегося, прежде всего, активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него появляются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Существует несколько классификаций методов обучения, но я использую на уроках методы классификации В.А.Оганесяна. Такими методами являются:

  1. объяснительно-иллюстративный метод (репродуктивный);
  2. алгоритмический метод;
  3. проблемно-эвристический метод;
  4. проектно-исследовательский метод.

Рассмотрим каждый метод более подробно.

  1. Объяснительно-иллюстрационный метод сводится к тому, что ученик заранее знает из какого знания нужно исходить, как нужно решать задачу и к какому итогу он должен прийти, то есть основной задачей данного метода будет являться запоминание, слушание и наблюдение учащимся  информации от учителя и воспроизведение ее в нужный момент. При таком методе выполняется функция передачи учащимся готовой информации в виде законов, правил, принципов, которые в итоге формирует у учеников логическое мышление, а так же различные способы решения поставленной проблемы.
  2. Алгоритмический метод  подразумевает под собой ситуацию, когда учащийся знает, из какого знания нужно исходить, знает способы решения данной проблемы, но конечный результат ему неизвестен, то есть мною дается  определенный алгоритм решения той или иной проблемы или задачи, а учащийся в свою очередь должен решить данную проблему или задачу исходя из предоставленного алгоритма решения.
  3. Проблемно-эвристический метод является довольно динамичным методом. Данный метод предполагает собой эвристическую беседу, а так же постановки проблемных вопросов, которые решаются учащимися с помощью учителя. Данный метод состоят в том, что бы развить творческое мышление, обучение самостоятельному нахождению решений на поставленные проблемы или задачи, видение новых способов решения проблем.
  4. Проектно-исследовательский метод. На своих уроках предлагаю учащимся задания проблемного характера, организую самостоятельную работу по получению нового знания, составляем совместно план, цели и задачи решения проблемы. Данный метод используется исходя из возможностей и знаний учащихся и направлен на формирование неординарного мышления, умения находить другие способы решения проблем и задач, которым их раньше не обучали, а также формирование у учащихся мотивации.

Что же касается уроков биологии, то нельзя с уверенностью сказать, какой из приведенных выше методов будет более действенен, но одно можно сказать точно, что их нужно применять для конкретных задач урока и то, каких результатов хочет учитель добиться от учащихся. Именно поэтому нужно сочетать данные методы на уроках биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к усло...

МЕХАНИЗМ МИНИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА Л.Г.ПЕТЕРСОН В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО, Н.В.Посполита, методист Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО Федеральное государст

МЕХАНИЗМ МИНИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РИСКОВПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА Л.Г.ПЕТЕРСОН В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС  М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО,Н.В.Посполита, методист ...

Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...

Методы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС

Методы социального управления являются важнейшим средством реализации законов и принципов управления. Всё их многообразие (экономические, социальные, психологические, организационно-административные и...

Доклад на тему: «Совершенствование методов преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС».

Доклад на тему: «Совершенствование методов преподавания иностранного языка в условиях  реализации ФГОС»....

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках химии

Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы...