Повышение интереса к учебному материалу перед созданием учебно-проблемной ситуации
консультация на тему

Прусакова Жанна Олеговна

Повышение интереса к учебному материалу перед созданием учебно-проблемной ситуации.

   Какую бы структуру типа урока по ФГОС мы не рассмотрели везде есть этап мотивации учебной деятельности учащихся. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности «хочу», «могу» на уроке занимает 2-4 минуты. Как успеть с мотивировать ученика за короткий срок?Предлагаю рассмотреть несколько приемов мотивации на учебную деятельность. В методической литературе предлагают следующие приемы для мотивации:

 

 

 Я не претендую на новизну всех предложенных в моем рассказе приемов. Многие из них известны, и я уверена, что вы их применяете на своих уроках. Я постаралась лишь показать их на примерах математики, наглядной геометрии и алгебры, в конце нашей встречи вы попробуете применить эти приемы на своем предмете.

Привлекательная цель.

Смысл приема:перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он одновременно выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

В этом приеме: принцип обратной связи и принцип идеальности.

Например, тема урока «Сумма углов треугольника» (Наглядная геометрия 5 класс).

У каждой группы на парте различные виды треугольников, у двух групп транспортиры, у двух ножницы.

Общая цель урока-показать, что сумма углов любого треугольника 180 градусов.

Перед учащимися ставится цель- узнать сколько градусов в сумме у углов их треугольника, используя предложенные инструменты.

Тема урока: "Нахождение периметра многоугольника" наглядная геометрия 6 класс.

Общая цель урока-повторить тему «Периметр многоугольника»

Перед учащимися ставиться цель: помочь учителю технологии составить алгоритм нахождения периметра многоугольника для урока по швейному делу "Расчет длины тесьмы для обработки прямоугольных деталей".

Удивляй.

Смысл приема: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.

В этом приеме: принцип открытости, принцип идеальности, принцип обратной связи.

Тема урока: «Ромб. Свойства ромба», наглядная геометрия 6 класс.

Перед тем как познакомить учащихся с новым видом четырехугольника - ромбом показываю альбомный лист, в центре которого расположен небольшой ромб красного цвета, и спрашиваю, что, по их мнению, здесь изображено. Среди всех вариантов ответов выделяю два: это ромб (в классе всегда находится тот, кто знает эту фигуру) и это игральная: туз бубновой масти. После чего с удовольствие рассказываю, что их ассоциации были не случайными. Оказывается, "ромб" - латинская норма греческого слова "ромбос", означающего бубен.

Тема урока: «Пропорция», математика 6 класс.

Сегодня на уроке мы будем измерять высоту нашей школы. Ваши предложения как это сделать? На партах у вас лежит фото ученика рядом со школой, может оно нам поможет?

Тема урока: «Длина окружности. Площадь круга.», математика 5 класс.

1 урок. Верно ли высказывание: «Слова «цирк» и «циркуль» имеют одинаковое этимологическое происхождение». (для проверки воспользуйтесь этимологическим словарем.)

2 урок. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. Давайте попробуем найти площадь листа пальмы.

Отсроченная отгадка.

Смысл приема: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка которой будет открыта на уроке при работе с новым материалом. Можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок.

В этом приеме: принцип деятельности, принцип идеальности.

Тема урока: «Виды треугольников», геометрия 7 класс. Урок открытия новых знаний.

Задача: После раскроя платья остался лоскут ткани в форме треугольника.Определите его вид. Расскажите каким способом вы это установили.

Тема урока: «Решение задач на проценты», математика 6 класс.

Пока ехала на работу в бегущей строке несколько раз встретила предложение о вложении капитала.Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?

Лови ошибку.

Смысл приема: Ученик получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». 

 Учитель намеренно допускает ошибки в заданиях.                      

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Прием учит школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Приучаетребят мгновенно реагировать на ошибки.

Тема урока: «Правило раскрытия скобок», алгебра 7 класс

«Недостаточно овладеть премудростью,

      Нужно также уметь пользоваться ею.»  Цицерон

1. а) (2а-1) * (3а +2) = 6а2 – 3а +4а + 2 = 6а2 + а +12;

б) (3х-2) * (3х – 1) = 9х2 – 6х – 3х – 2 = 9х2 – 9х – 2;

2. Уравнение:

13 – 4x = 3(x + 2)

13 – 4x = 3x + 6

  4x – 3х = 13 – 6

  x = 7.

Практичность теории.

Смысл приема: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность которой очевидна учащимся.

В этом приеме: принцип открытости, принцип идеальности.

Тема урока: «Сложение и вычитание рациональных чисел», математика 6 класс.

Учащимся предлагается решить старинную задачу: У Буратино было в кошельке 5 сольдо, на ярмарке Буратино заплатил за азбуку 4 сольдо, а вечером папа Карло дал ему еще 3 сольдо, сможет ли буратино купить себе новый колпачок, если он стоит 6 сольдо? Останутся ли у него деньги?

Тема урока: "Действия с десятичными дробями" математика 5 класс.

Каждый месяц вам приходит квитанция на оплату коммунальных услуг.  Вот что я узнала о расчетах водоснабжения. Если квартира оборудована счетчиком, то начисление за холодное водоснабжение производится согласно показаниям прибораВснаб = Vв * Тариф,где:

Вснаб - сумма оплаты за водоснабжение, указанная в квитанции ЖКХ;

 - объем потребляемой воды по показаниям счетчика;

Тариф - стоимость кубометра воды, которая устанавливается местной администрацией в соответствии с законодательством РФ.

Согласно показаниям счетчика, за один месяц было потреблено 12 куб. м. холодной воды;

Утвержденный тариф на услугу холодного водоснабжения для потребителей в многоквартирном доме в г. Екатеринбург установлен в размере 33,03 рубля за 1 куб.м. Какая сумма к оплате за холодное водоснабжение, отраженная в квитанции ЖКХ? Если же счетчика нет, оплачивать необходимо согласно утвержденным нормативам за каждого зарегистрированного в квартире человека.Вснаб = кол.чел. * Норматив * Тариф

В квартире зарегистрировано 2 человека;Норматив потребления холодной воды на одного человека составляет 6,935 куб.мУтвержденный тариф на услугу холодного водоснабжения для потребителей в многоквартирном доме в г. Екатеринбург установлен в размере 33,03 рубля за 1 куб.м.Какая сумма к оплате за холодное водоснабжение, отраженная в квитанции ЖКХ.?

Тема урока:«Угол. Биссектриса угла.», геометрия 7 класс.

Установи верность записей:

1. Градусная мера угла между часовой и минутной стрелкой в 15:00 равна 120 градусов.

2. Если угол в 30 градусов рассматривать через лупу, увеличивающую в 2 раза, то градусная мера этого угла будет равна 60 градусов.

 Как не используя транспортир построить биссектрису угла, лежащего на вашей парте?

Вопрос к тексту.

Смысл приема: К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:

-       Почему?

-       Как доказать?

-       Чем объяснить?

-       Вследствие чего?

-       В каком случае?

-       Каким образом?

Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.

         Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

Тема урока:«Окружность», геометрия 7 класс.

Текст выданный учащимся:

Сказка о путешествии точки.

На одной Окружности в стране Геометрия жила-была Точка А, подданная герцогини Точки. Каждый день, просыпаясь она смотрела в центр Окружности на яркую и великую точку О и мечтала, что настанет день, когда они познакомятся. И вот однажды она отправилась в путешествие по Окружности. По дороге она встретила много точек, но так и не смогла приблизиться к своей мечте. Через много дней Точка А опять оказалась у своего порога. Она очень удивилась:

- Как же так? Я уверенно шла по окружности в одном направлении, но почему-то оказалась там откуда вышла.

И в это время она увидела, как к ней приблизился какой-то отрезок, вышедший прямо из точки О.

- Ты и меня можешь соединить с точкой О? - с надеждой спросила наша Точка А.

- С легкостью,- ответил он-но тогда твое имя будет другим, а если ты решишь дойти через центр до Точки В, то твое имя опять поменяется.

-я согласна-ответила наша Точка А.

Интеллектуальная разминка.

        Смысл приема: Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.  Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

 

Тема урока: «Треугольник», геометрия 7 класс

  • Что лишнее (равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, прямоугольный треугольник, разносторонний треугольник) и т.п.
  • Обобщить – что это (вершины, углы, стороны-, а если их по 3 элемента, то это-)
  • Что пропущено – логическая цепочка (если два треугольника равны, то ……….. одного треугольника ………. равны ………. другого треугольника)

Тема урока: «Длинна окружности. Площадь круга», математика 5 класс

Установи соответствие между формулой и её названием

С = 2πR                                  площадь круга

S = πR2                                                       длина дуги окружности

= πRα / 1800                          площадь кругового сектора

 

S = πR2α /3600                          длина окружности

 

Реставратор.

          Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.

Тема урока: «Угол. Биссектриса угла», геометрия 7 класс.

Знайке на почту пришел вопрос от Незнайки. Знайка дал ему развёрнутый ответ, но что-то произошло и текст повредился, заполните пропуски.

 

Почему биссектриса угла, отличная от развернутого, делит его на два острых угла?

Ответ: Градусная мера развернутого угла _______. Биссектриса делит развернутый угол на ___________. Ели биссектриса разделит угол с градусной мерой _____________, то получаться два равных угла, каждый из которых ______________, т.е. два острых угла.

 

Таким образом, можно сделать следующиевыводы:

 1.Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

2.Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

3.Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_interesa_t.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение интереса к учебному материалу перед созданием учебно-проблемной ситуации. Учитель математики МАОУ сош №167 Прусакова Жанна Олеговна

Слайд 2

В методической литературе предлагают следующие приемы для мотивации: Побуждение Психологический тренинг Фантастическая добавка Удивляй Привлекательная цель Отсроченная отгадка Проблемная ситуация Театрализация Рифмованное начало уроков Эпиграф к уроку Оратор Фантазёр Индуктор Ассоциативный ряд

Слайд 3

Привлекательная цель . тема урока «Сумма углов треугольника» (Наглядная геометрия 5 класс). У каждой группы на парте различные виды треугольников, у двух групп транспортиры, у двух ножницы. Общая цель урока- показать, что сумма углов любого треугольника 180 градусов. Перед учащимися ставится цель- узнать сколько градусов в сумме у углов их треугольника, используя предложенные инструменты.

Слайд 4

Привлекательная цель. Тема урока: "Нахождение периметра многоугольника" наглядная геометрия 6 класс. Общая цель урока- повторить тему «Периметр многоугольника» Перед учащимися ставиться цель: помочь учителю технологии составить алгоритм нахождения периметра многоугольника для урока по швейному делу "Расчет длины тесьмы для обработки прямоугольных деталей".

Слайд 5

Удивляй. Тема урока: «Ромб. Свойства ромба» , наглядная геометрия 6 класс. Перед тем как познакомить учащихся с новым видом четырехугольника - ромбом показываю альбомный лист, в центре которого расположен небольшой ромб красного цвета, и спрашиваю, что, по их мнению, здесь изображено. Среди всех вариантов ответов выделяю два: это ромб (в классе всегда находится тот, кто знает эту фигуру) и это игральная: туз бубновой масти. После чего с удовольствие рассказываю, что их ассоциации были не случайными. Оказывается, "ромб" - латинская норма греческого слова " ромбос ", означающего бубен.

Слайд 6

Удивляй. Тема урока: «Пропорция», математика 6 класс. Сегодня на уроке мы будем измерять высоту нашей школы. Ваши предложения как это сделать? На партах у вас лежит фото ученика рядом со школой, может оно нам поможет?

Слайд 7

Тема урока: « Длина окружности. Площадь круга.», математика 5 класс . 1 урок . Верно ли высказывание: «Слова «цирк» и «циркуль» имеют одинаковое этимологическое происхождение». (для проверки воспользуйтесь этимологическим словарем.) 2 урок . В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа . Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. Давайте попробуем найти площадь листа пальмы.

Слайд 8

Отсроченная отгадка. Тема урока : «Виды треугольников», геометрия 7 класс. Урок открытия новых знаний. После раскроя платья остался лоскут ткани в форме треугольника. Определите его вид. Расскажите каким способом вы это установили. Тема урока : «Решение задач на проценты», математика 6 класс. Пока ехала на работу в бегущей строке несколько раз встретила предложение о вложении капитала. Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?

Слайд 9

Лови ошибку . Тема урока: «Правило раскрытия скобок», алгебра 7 класс «Недостаточно овладеть премудростью, Нужно также уметь пользоваться ею.» Цицерон 1. а) (2а-1) * (3а +2) = 6а 2 – 3а +4а + 2 = 6а 2 + а +12; б) (3х-2) * (3х – 1) = 9х 2 – 6х – 3х – 2 = 9х 2 – 9х – 2 ; 2. Уравнение: 13 – 4x = 3(x + 2) 13 – 4x = 3x + 6 4x – 3х = 13 – 6 x = 7.

Слайд 10

Практичность теории. Тема урока : «Сложение и вычитание рациональных чисел», математика 6 класс. У Буратино было в кошельке 5 сольдо, на ярмарке Буратино заплатил за азбуку 4 сольдо, а вечером папа Карло дал ему еще 3 сольдо, сможет ли буратино купить себе новый колпачок, если он стоит 6 сольдо? Останутся ли у него деньги?

Слайд 11

Тема урока : "Действия с десятичными дробями" математика 5 класс. Каждый месяц вам приходит квитанция на оплату коммунальных услуг. Вот что я узнала о расчетах водоснабжения. Если квартира оборудована счетчиком, то начисление за холодное водоснабжение производится согласно показаниям прибора Вснаб = Vв * Тариф , где : Вснаб - сумма оплаты за водоснабжение, указанная в квитанции ЖКХ ; Vв - объем потребляемой воды по показаниям счетчика; Тариф - стоимость кубометра воды, которая устанавливается местной администрацией в соответствии с законодательством РФ. Согласно показаниям счетчика, за один месяц было потреблено 12 куб. м. холодной воды ; Утвержденный тариф на услугу холодного водоснабжения для потребителей в многоквартирном доме в г. Екатеринбург установлен в размере 33,03 рубля за 1 куб.м . Какая сумма к оплате за холодное водоснабжение, отраженная в квитанции ЖКХ ? Если же счетчика нет, оплачивать необходимо согласно утвержденным нормативам за каждого зарегистрированного в квартире человека. Вснаб = кол.чел . * Норматив * Тариф В квартире зарегистрировано 2 человека; Норматив потребления холодной воды на одного человека составляет 6,935 куб.м Утвержденный тариф на услугу холодного водоснабжения для потребителей в многоквартирном доме в г. Екатеринбург установлен в размере 33,03 рубля за 1 куб.м . Какая сумма к оплате за холодное водоснабжение, отраженная в квитанции ЖКХ.?

Слайд 12

Практичность теории . Тема урока : «Угол. Биссектриса угла.» , геометрия 7 класс. Установи верность записей: 1. Градусная мера угла между часовой и минутной стрелкой в 15:00 равна 120 градусов. 2. Если угол в 30 градусов рассматривать через лупу, увеличивающую в 2 раза, то градусная мера этого угла будет равна 60 градусов. Как не используя транспортир построить биссектрису угла, лежащего на вашей парте?

Слайд 13

Вопрос к тексту. Тема урока: «Окружность» , геометрия 7 класс. Сказка о путешествии точки. На одной Окружности в стране Геометрия жила-была Точка А, подданная герцогини Точки. Каждый день, просыпаясь она смотрела в центр Окружности на яркую и великую точку О и мечтала, что настанет день, когда они познакомятся. И вот однажды она отправилась в путешествие по Окружности. По дороге она встретила много точек, но так и не смогла приблизиться к своей мечте. Через много дней Точка А опять оказалась у своего порога. Она очень удивилась: - Как же так? Я уверенно шла по окружности в одном направлении, но почему-то оказалась там откуда вышла. И в это время она увидела, как к ней приблизился какой-то отрезок, вышедший прямо из точки О. - Ты и меня можешь соединить с точкой О? - с надеждой спросила наша Точка А. - С легкостью,- ответил он-но тогда твое имя будет другим, а если ты решишь дойти через центр до Точки В, то твое имя опять поменяется. -я согласна-ответила наша Точка А.

Слайд 14

Интеллектуальная разминка. Тема урока : «Треугольник» , геометрия 7 класс Что лишнее: (равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, прямоугольный треугольник, разносторонний треугольник) и т.п. Обобщить : что это (вершины, углы, стороны-; а если их по 3 элемента, то это-) Что пропущено , логическая цепочка:( если два треугольника равны, то ……….. одного треугольника ………. равны ………. другого треугольника)

Слайд 15

Интеллектуальная разминка Тема урока : «Длинна окружности. Площадь круга», математика 5 класс Установи соответствие между формулой и её названием С = 2πR площадь круга S = πR 2 длина дуги окружности L = πRα / 180 0 площадь кругового сектора S = πR 2 α /360 0 длина окружности

Слайд 16

Реставратор. Тема урока : «Угол. Биссектриса угла» , геометрия 7 класс . Знайке на почту пришел вопрос от Незнайки. Знайка дал ему развёрнутый ответ, но что-то произошло и текст повредился, заполните пропуски. Почему биссектриса угла, отличная от развернутого, делит его на два острых угла? Ответ: Градусная мера развернутого угла _______. Биссектриса делит развернутый угол на ___________. Ели биссектриса разделит угол с градусной мерой _____________, то получаться два равных угла, каждый из которых ______________, т.е. два острых угла.

Слайд 17

Вывод: 1.Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. 2.Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. 3.Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности

Слайд 18

Побуждение Фантастическая добавка Удивляй Привлекательная цель Отсроченная отгадка Проблемная ситуация Эпиграф к уроку Ассоциативный ряд Реставратор Интеллектуальная разминка Вопросы к тексту Практичность теории Лови ошибку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуация успеха как форма повышения интереса у учащихся к занятиям физической культурой

Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета ...

Материалы для повышения интереса к учебному материалу

Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...

Повышение интереса к логопедическим занятиям через создание мультимедийных презентаций

Одним из занятий в начальной школе, требующих дополнительных средств обучения, является логопедическое занятие. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядно...

Создание детского путеводителя по Санкт-Петербургу как способ повышения интереса учащихся к изучению родного города

Создание детского путеводителя по  Санкт-Петербургу как способ повышения интереса учащихся к изучению родного города...

Ситуация успеха как форма повышения интереса у учащихся к занятиям физической культурой

Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета ...

Использование элементов истории и культуры Санкт–Петербурга и материалов школьного музея Краснознамённой местной противовоздушной обороны Ленинграда как одно из условий повышения интереса к изучению математики.

Исторические сведения должны предъявляться в занимательной форме, в виде органически связанных с программным материалом небольших исторических экскурсий, справок, кратких бесед или рассказов, сопровож...

Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...