Использование элементов истории и культуры Санкт–Петербурга и материалов школьного музея Краснознамённой местной противовоздушной обороны Ленинграда как одно из условий повышения интереса к изучению математики.
статья по математике

Ефимова Галина Леонидовна

Исторические сведения должны предъявляться в занимательной форме, в виде органически связанных с программным материалом небольших исторических экскурсий, справок, кратких бесед или рассказов, сопровождаемых показом таблиц, рисунков, презентаций, фрагментов фильмов, чтением стихотворений и т.д. Решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 18 Центрального района Санкт-Петербурга

Статья

Использование элементов истории и культуры Санкт–Петербурга и материалов школьного музея Краснознамённой местной противовоздушной обороны Ленинграда как одно из условий повышения интереса к изучению математики.

                                      Ефимова Г.Л., учитель математики ГБОУ школы № 18       Центрального района Санкт-Петербурга

              Математика - это абстрактный предмет, который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся c ОВЗ. Однако считаю, что математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. Одно из центральных мест в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья принадлежит проблеме поиска эффективных путей развития личности учащихся. Предпочтение в процессе поиска новых путей, средств, методов и приёмов организации учебного процесса в школе  отдаётся тем, которые способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал, сохраняют здоровье детей. У наших учеников  неодинаковый уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия, и успехи у них будут неодинаковы. Особенно в математике. Многие ученики равнодушны к этому предмету.              

Чтобы учащиеся проявляли повышенный познавательный интерес к математике и она не казалась им скучной, трудно преодолимой наукой, считаю, что целесообразно в учебный процесс включать элементы истории и культуры России, Санкт-Петербурга, школьного музея Краснознамённой местной противовоздушной обороны Ленинграда.

Основное назначение фрагментарного включения элементов краеведения в уроки математики – это повышение эффективности преподавания математики, формирование и развитие интереса учащихся к истории и культуре России, Санкт–Петербурга, к истории школы и школьного музея, воспитание толерантности, любви к своему городу, дому, расширению кругозора, повышению их общей культуры, воспитание уважения к человеку-герою,  человеку-труженику: архитектору и строителю, художнику и каменщику – к каждому, кто создавал, отстраивал, защищал, восстанавливал наш прекрасный город.

Большой интерес у учащихся вызывают задачи, посвящённые Великой Отечественной Войне, блокаде Ленинграда, об истории города, кораблях. Вот несколько задач, которые мы с ребятами решали.

Задача 1.

6 ноября 1941года. В честь праздника детям выдано дополнительное питание. В честь праздника детям выдано по 200г сметаны и картофельной муки в 2раза меньше, чем сметаны. Сколько граммов картофельной муки выдано детям?

Задача 2.

2 сентября 1941 года. Рабочие и инженерно-технические работники (ИТР) стали получать по 600г хлеба в день, служащие  - 2/3 от их нормы, дети и иждивенцы в 2 раза меньше, чем рабочие и ИТР. Сколько граммов хлеба стали получать служащие? Сколько граммов хлеба стали получать дети и иждивенцы?

Задача 3.

27 января 1944 года в Ленинграде был салют в честь снятия блокады: 24залпа из 324 орудий. Сколько снарядов- ракет было выпущено во время праздничного салюта?

Задача 4.

Школьный музей Краснознамённой местной противовоздушной обороны Ленинграда был открыт 27 апреля 1976года. Сколько лет школьному музею Краснознамённой местной противовоздушной обороны Ленинграда сегодня?

Задача 5.

В городе в очагах поражений работало 17 дружин Красного креста, команд МПВО в 3раза больше, чем дружин Красного креста, а групп самозащиты на 31 меньше, чем команд МПВО. Сколько групп самозащиты работало в очагах поражений?

Задача 6.

Сколько человек работало по обезвреживанию неразорвавшихся бомб? Ответ получишь, когда решишь пример:

Разность чисел 10000 и 5375 уменьшить в 37 раз.  

Задача 7.

В 1914 году Петербург находился на вершине мировой славы. С 1900 по 1914 год население города увеличилось в 2 раза и достигло 2,4 млн. человек. За сколько лет увеличилось население города? Чему было равно население города в 1900 году?

Задача 8.

В 1709 году в Кронштадте состоялся морской праздник, на который пригласили и послов иностранных государств. Был устроен морской парад. 19 линейных кораблей и 4 фрегата встречали ботик, которым управлял сам Пётр I (в нем едва помещалось 8 человек).

Сколько судов было на параде?

Задача 9.

В 1706 году был спущен на воду первенец Адмиралтейской верфи – 18 –пушечный корабль, а корабль «Полтава» имел в 3 раза пушек больше, чем первенец. Сколько пушек имел корабль «Полтава»?

Задача 10.

24 сентября 1873года первый раз был произведен выстрел из пушки Петропавловской крепости в полдень. Какую годовщину отмечает выстрел из пушки 24 сентября 2019года?

Решая задачи необычного содержания, которые соединяют в единое целое историю города, особенности архитектуры, исторические памятники, которые являются символами Санкт–Петербурга, сумеют отточить свои вычислительные навыки, помогут учащимся усвоить математические правила, алгоритмы решения задач. Использование фактического материала на уроках математики помогают учителю провести работу, направленную на сохранение историко-культурного наследия, развитие кругозора, обогащение словарного запаса, речи учащихся с ограниченными возможностями, помогает решать воспитательные задачи, показывает связь математики с жизнью, учит на практике применять знания и умения, полученные на уроках математики, помогает сохранить здоровье детей.  Санкт-Петербург издавна был гостеприимным городом. Его жители с почтением и уважением относились и относятся к многочисленным гостям города, приезжающим к нам из многих уголков мира. Петербург всегда дружил с разными странами и городами. Знаки этой дружбы нашли своё отражение и в названиях многих улиц, площадей, набережных, мостов. Теперь, на карте Петербурга можно встретить многих друзей нашего города. Многие улицы названы в честь городов и столиц различных государств. А некоторые улицы названы в честь целых стран. Усваивая социальный опыт поколений, ребёнок учится применять полученные знания в современном мире, использовать их в различных ситуациях. Он уже не чувствует себя потерянным в мире математических понятий, а ощущает сопричастность всем процессам, происходившим и происходящим в нашем городе, учится быть полноправным его жителем. Хочется обратить особое внимание на то, что содержание, объём изложения  материала учитывает возможности учащихся.

Исторические сведения должны предъявляться в занимательной форме, в виде органически связанных с программным материалом небольших исторических экскурсий, справок, кратких бесед или рассказов, сопровождаемых показом таблиц, рисунков, презентаций, фрагментов фильмов, чтением стихотворений и т.д.

Таким образом, решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей. Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку.

Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей.Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку....

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга «Петербург - Ленинград век XX» 9 класс

Технологическая карта  вводного урока в тему: "Петербург, Петроград, Ленинград. Век ХХ" 9 класс...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 9 классе "Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде"

Интегрированный урок по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)....