Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга «Петербург - Ленинград век XX» 9 класс
план-конспект урока по краеведению (9 класс) на тему

Прийменко Елена Валерьевна

Технологическая карта  вводного урока в тему: "Петербург, Петроград, Ленинград. Век ХХ" 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прийменко Елена Валерьевна ГБОУ школа № 217 Красносельского района Санкт – Петербурга им Н.А. Алексеева                 03.09.2012 г

 Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга

« Петербург - Ленинград век XX» 9 класс

Урок № 1.

Тема урока: Введение.

Задачи урока: 

Образовательные:

Познакомить с основными событиями начала XX века (до 1924 года);

Обобщение и систематизация уже имеющихся знаний об истории города;

Продолжить работу по формированию умения определять цель, находить информацию в источнике, сравнивать, обобщать, выявлять главное, делать определенные выводы;

Учить подбирать исторические факты для подтверждения своей точки зрения.

Воспитательные: 

Способствовать на основе исторического материала формированию гражданской позиции и личностного отношения к истории города.

Развивающие:

Развивать навыки соотносительного анализа, группировки и классификации информации, в том числе предствавленной в электронном виде,

План урока:

1. Мотивация.

2. Характеристика эпохи.

3. Периодизация истории Петербурга-Ленинграда в XX веке.

4. Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX века, в том числе электронные и цифровые.

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.

Оборудование урока:

  • Учебник
  • Рабочая тетрадь
  •  Компьютерная презентация

Дидактические единицы:

  •  1917 – 1991 гг.

Используемые технологии:

  • Проблмно - диалогическая
  • Информационно – компьютерные технологии (презентация)
  • ЭОР – источник «Электронная энциклопедия Санкт – Петербурга»

Домашнее задание:

  • Выучить текст конспекта;  
  •  Провести мониторинг информации, представленной в печатных и цифровых источниках, и определить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1924 гг.

Конспект урока № 1.

№ п/п

Модуль, пункт плана

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, ответы учащихся

1

Мотивация.

? Какое событие происходило в нашем городе 12 июня 1991 года?

12 июня 1991 г. в Ленинграде состоялся референдум, по результатам которого 54 % ленинградцев высказались за возвращение родному городу его первоначального имени -  Санкт-Петербург.

С 6 сентября 1991 г. указом  Президиума Верховного Совета РСФСР город – герой Ленинград официально стал именоваться Санкт – Петербург.

 Перед нами открывается возможность изучить новую страницу истории – историю развития города и области в XX веке.

В июне исполнится 22 года с момента проведения референдума о переименовании Ленинграда в Петроград

ЗАПИСЬ: Введение в курс «Петербург – Ленинград в XX веке»

2

Общая характеристика эпохи.

? Какие знаковые события мировой и российской истории, произошедшие в XX веке, вы знаете? (события выписываются учителем на доску)

? Какие из этих событий непосредственно происходили в Петербурге, или имеют к нему отношение?

? Какое значение имели эти события для Петербурга и его жителей? Как отразились на общей истории страны?

I мировая война, революции, в том числе оказавшие влияние на Европу, изменение статуса города (перенос столицы), II мировая война, Великая Отечественная война,  блокада и героическая оборона Ленинграда, развитие науки и техники, начало освоения космоса, «Холодная война», создание и распад СССР…

3

Периоды истории Петербурга-Ленинграда в XX веке.

Работа с учебником. Знакомство с содержанием учебника:

? На какие периоды можно разделить историю Петербурга в XX веке?

? Что составляет основу такой периодизации?

? Почему раздел учебника, посвящённый периоду 1917-1991г.г. называется «Ленинград советского времени»?

? Почему равносильно с изучением истории Санкт - Петербурга необходимо изучать историю Ленинградской области?

- выделяются 4 периода (условно)

- знаковые события в истории города и области

- по названию государства – СССР

ЗАПИСЬ: Советский период истории Петербурга – 1917-1991 гг. 

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:

Периоды истории Петербурга в XX – н. XXI вв. (в соответствии с учебником):

1. Петроград-Ленинград (1917-1941 гг.);

2. Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);

3. Советский город (1945-1991 гг.);

4. Санкт-Петербург в начале XXI века.

? Просмотрите по оглавлению названия параграфов. Определите, какие основные периоды истории города мы будем изучать?

Топонимика и архитектурный облик города, экономика, образование, научные центры, художественная культура, быт и праздники горожан, традиции, городские события.

4

Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX века, включая электронные и цифровые.

? Какие источники содержат информацию о:

• застройке городской территории, о создании новых районов, улиц, об архитектурном облике города?

• об устройстве и деятельности городской администрации?

• о образовании и научных центрах

• о городском хозяйстве, благоустройстве, быте и повседневной жизни горожан?

• о городских событиях и традициях?

• о ленинградской экономике?

• о культурной жизни города?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX в.:

Декреты, постановления, распоряжения Совета депутатов. Решения партийных органов, газеты, журналы.

 Генеральный план застройки города. Дневники, письма, предметы быта, фотографии, плакаты, открытки, киноматериалы, личные архивы горожан. Здания и монументальные памятники. Электронные энциклопедии и архивные документы, размещённые в Интернет

Обобщение.

? Почему события, происходившие в городе в XX веке, называются «советским периодом»?

? Как вы считаете, какие исторические источники важнее и интереснее для исследования: официальные или личные?

? Предположите, по каким историческим источникам петербургские школьники в будущем будут изучать историю города XXI века?

5

Домашнее задание.

• Выучить записи конспекта;

• Провести мониторинг информации, представленной в печатных и цифровых источниках, и вспомнить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1917 гг.

• вспомнить, какие события происходили в Петербурге в 1914 – 1924 гг.

Учитель ИКП и МХК государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 217 Красносельского района Санкт – Петербурга имени Н.А. Алексеева ______________________ Прийменко Елена Валерьевна

~  ~


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Петербург Петроград Ленинград

Слайд 2

Санкт – Петербург – Ленинград. Век XX . урок № 1 Введение в курс 9класс Презентация выполнена учителем ИКП ГБОУ школа № 217 Прийменко Е.В.

Слайд 3

12 июня 1991 года в Ленинграде состоялся референдум, по результатам которого 54 % ленинградцев высказались за возвращение родному городу его первоначального имени - Санкт- Петербург

Слайд 4

С 6 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР город – герой Ленинград официально стал именоваться Санкт – Петербург

Слайд 5

История города и области в XX веке

Слайд 6

Общая характеристика эпохи * 1914 год - I мировая война, * 1905 – 1907 г.г. - Русская революция, 1917 февраль - 1917 октябрь - революции оказавшие влияние на Европу, 12 марта 1918 г. - изменение статуса города (перенос столицы), * 1941 г. - II мировая война, Великая Отечественная война, * 1941 -1944 г.г. - блокада и героическая оборона Ленинграда, * 1950 - 1970 г.г. - развитие науки и техники, * 1957 г. - начало освоения космоса, * 1946 – 1991 г.г. - «Холодная война», * 1991 г. - распад СССР…

Слайд 7

1914 год – I мировая война

Слайд 8

1905 – 1907 г.г. - Русская революция

Слайд 9

1917 год – февральская и октябрьская революции

Слайд 10

1941 - 1945 г.г. – Великая Отечественная война

Слайд 11

1941 -1944 г.г. – блокада Ленинграда

Слайд 12

1950 – 1970 г.г. – развитие науки и техники. Освоение космоса.

Слайд 13

1946 – 1991 г.г. «Холодная война»

Слайд 14

Периоды истории Петербурга-Ленинграда в XX веке Петроград-Ленинград (1917- 1941 гг.); 2. Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945 гг.); 3. Советский город (1945-1991 гг.); 4. Санкт-Петербург в начале XXI века.

Слайд 18

? Почему события, происходившие в городе в XX веке, называются «советским периодом»? ? Как вы считаете, какие исторические источники важнее и интереснее для исследования: официальные или личные? ? Предположите, по каким историческим источникам петербургские школьники в будущем будут изучать историю города XXI века?

Слайд 19

Домашнее задание • Выучить записи конспекта; • Провести мониторинг иноформации, представленной в печатных и цифровых источниках, и вспомнить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1917 г.г.; • Вспомнить, какие события происходили в Петербурге в 1917 – 1924 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 9 классе "Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде"

Интегрированный урок по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)....

Технологическая карта урока по «Истории и культуре С-Пб.» 9 класс Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».

Класс: 9 классы;Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».Цель урока: продолжить формирование у учащихся  устойчивого познавательного интере...

Методические рекомендации по проведению контрольно-обобщающих уроков по истории и культуре СПб в интеграции с историей и литературой.

Обобщение и систематизация знаний учащихся на контрольно-обобщающих занятиях  в интеграции содержания учебных предметов с использованиемсовременных образовательных технологий (личностно орие...

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожа...