Главные вкладки

    Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга «Петербург - Ленинград век XX» 9 класс
    план-конспект урока по краеведению (9 класс) на тему

    Прийменко Елена Валерьевна

    Технологическая карта  вводного урока в тему: "Петербург, Петроград, Ленинград. Век ХХ" 9 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Прийменко Елена Валерьевна ГБОУ школа № 217 Красносельского района Санкт – Петербурга им Н.А. Алексеева                 03.09.2012 г

     Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга

    « Петербург - Ленинград век XX» 9 класс

    Урок № 1.

    Тема урока: Введение.

    Задачи урока: 

    Образовательные:

    Познакомить с основными событиями начала XX века (до 1924 года);

    Обобщение и систематизация уже имеющихся знаний об истории города;

    Продолжить работу по формированию умения определять цель, находить информацию в источнике, сравнивать, обобщать, выявлять главное, делать определенные выводы;

    Учить подбирать исторические факты для подтверждения своей точки зрения.

    Воспитательные: 

    Способствовать на основе исторического материала формированию гражданской позиции и личностного отношения к истории города.

    Развивающие:

    Развивать навыки соотносительного анализа, группировки и классификации информации, в том числе предствавленной в электронном виде,

    План урока:

    1. Мотивация.

    2. Характеристика эпохи.

    3. Периодизация истории Петербурга-Ленинграда в XX веке.

    4. Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX века, в том числе электронные и цифровые.

    5. Обобщение.

    6. Домашнее задание.

    Оборудование урока:

    • Учебник
    • Рабочая тетрадь
    •  Компьютерная презентация

    Дидактические единицы:

    •  1917 – 1991 гг.

    Используемые технологии:

    • Проблмно - диалогическая
    • Информационно – компьютерные технологии (презентация)
    • ЭОР – источник «Электронная энциклопедия Санкт – Петербурга»

    Домашнее задание:

    • Выучить текст конспекта;  
    •  Провести мониторинг информации, представленной в печатных и цифровых источниках, и определить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1924 гг.

    Конспект урока № 1.

    № п/п

    Модуль, пункт плана

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся, ответы учащихся

    1

    Мотивация.

    ? Какое событие происходило в нашем городе 12 июня 1991 года?

    12 июня 1991 г. в Ленинграде состоялся референдум, по результатам которого 54 % ленинградцев высказались за возвращение родному городу его первоначального имени -  Санкт-Петербург.

    С 6 сентября 1991 г. указом  Президиума Верховного Совета РСФСР город – герой Ленинград официально стал именоваться Санкт – Петербург.

     Перед нами открывается возможность изучить новую страницу истории – историю развития города и области в XX веке.

    В июне исполнится 22 года с момента проведения референдума о переименовании Ленинграда в Петроград

    ЗАПИСЬ: Введение в курс «Петербург – Ленинград в XX веке»

    2

    Общая характеристика эпохи.

    ? Какие знаковые события мировой и российской истории, произошедшие в XX веке, вы знаете? (события выписываются учителем на доску)

    ? Какие из этих событий непосредственно происходили в Петербурге, или имеют к нему отношение?

    ? Какое значение имели эти события для Петербурга и его жителей? Как отразились на общей истории страны?

    I мировая война, революции, в том числе оказавшие влияние на Европу, изменение статуса города (перенос столицы), II мировая война, Великая Отечественная война,  блокада и героическая оборона Ленинграда, развитие науки и техники, начало освоения космоса, «Холодная война», создание и распад СССР…

    3

    Периоды истории Петербурга-Ленинграда в XX веке.

    Работа с учебником. Знакомство с содержанием учебника:

    ? На какие периоды можно разделить историю Петербурга в XX веке?

    ? Что составляет основу такой периодизации?

    ? Почему раздел учебника, посвящённый периоду 1917-1991г.г. называется «Ленинград советского времени»?

    ? Почему равносильно с изучением истории Санкт - Петербурга необходимо изучать историю Ленинградской области?

    - выделяются 4 периода (условно)

    - знаковые события в истории города и области

    - по названию государства – СССР

    ЗАПИСЬ: Советский период истории Петербурга – 1917-1991 гг. 

    ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:

    Периоды истории Петербурга в XX – н. XXI вв. (в соответствии с учебником):

    1. Петроград-Ленинград (1917-1941 гг.);

    2. Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);

    3. Советский город (1945-1991 гг.);

    4. Санкт-Петербург в начале XXI века.

    ? Просмотрите по оглавлению названия параграфов. Определите, какие основные периоды истории города мы будем изучать?

    Топонимика и архитектурный облик города, экономика, образование, научные центры, художественная культура, быт и праздники горожан, традиции, городские события.

    4

    Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX века, включая электронные и цифровые.

    ? Какие источники содержат информацию о:

    • застройке городской территории, о создании новых районов, улиц, об архитектурном облике города?

    • об устройстве и деятельности городской администрации?

    • о образовании и научных центрах

    • о городском хозяйстве, благоустройстве, быте и повседневной жизни горожан?

    • о городских событиях и традициях?

    • о ленинградской экономике?

    • о культурной жизни города?

    ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX в.:

    Декреты, постановления, распоряжения Совета депутатов. Решения партийных органов, газеты, журналы.

     Генеральный план застройки города. Дневники, письма, предметы быта, фотографии, плакаты, открытки, киноматериалы, личные архивы горожан. Здания и монументальные памятники. Электронные энциклопедии и архивные документы, размещённые в Интернет

    Обобщение.

    ? Почему события, происходившие в городе в XX веке, называются «советским периодом»?

    ? Как вы считаете, какие исторические источники важнее и интереснее для исследования: официальные или личные?

    ? Предположите, по каким историческим источникам петербургские школьники в будущем будут изучать историю города XXI века?

    5

    Домашнее задание.

    • Выучить записи конспекта;

    • Провести мониторинг информации, представленной в печатных и цифровых источниках, и вспомнить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1917 гг.

    • вспомнить, какие события происходили в Петербурге в 1914 – 1924 гг.

    Учитель ИКП и МХК государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 217 Красносельского района Санкт – Петербурга имени Н.А. Алексеева ______________________ Прийменко Елена Валерьевна

    ~  ~


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Петербург Петроград Ленинград

    Слайд 2

    Санкт – Петербург – Ленинград. Век XX . урок № 1 Введение в курс 9класс Презентация выполнена учителем ИКП ГБОУ школа № 217 Прийменко Е.В.

    Слайд 3

    12 июня 1991 года в Ленинграде состоялся референдум, по результатам которого 54 % ленинградцев высказались за возвращение родному городу его первоначального имени - Санкт- Петербург

    Слайд 4

    С 6 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР город – герой Ленинград официально стал именоваться Санкт – Петербург

    Слайд 5

    История города и области в XX веке

    Слайд 6

    Общая характеристика эпохи * 1914 год - I мировая война, * 1905 – 1907 г.г. - Русская революция, 1917 февраль - 1917 октябрь - революции оказавшие влияние на Европу, 12 марта 1918 г. - изменение статуса города (перенос столицы), * 1941 г. - II мировая война, Великая Отечественная война, * 1941 -1944 г.г. - блокада и героическая оборона Ленинграда, * 1950 - 1970 г.г. - развитие науки и техники, * 1957 г. - начало освоения космоса, * 1946 – 1991 г.г. - «Холодная война», * 1991 г. - распад СССР…

    Слайд 7

    1914 год – I мировая война

    Слайд 8

    1905 – 1907 г.г. - Русская революция

    Слайд 9

    1917 год – февральская и октябрьская революции

    Слайд 10

    1941 - 1945 г.г. – Великая Отечественная война

    Слайд 11

    1941 -1944 г.г. – блокада Ленинграда

    Слайд 12

    1950 – 1970 г.г. – развитие науки и техники. Освоение космоса.

    Слайд 13

    1946 – 1991 г.г. «Холодная война»

    Слайд 14

    Периоды истории Петербурга-Ленинграда в XX веке Петроград-Ленинград (1917- 1941 гг.); 2. Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945 гг.); 3. Советский город (1945-1991 гг.); 4. Санкт-Петербург в начале XXI века.

    Слайд 18

    ? Почему события, происходившие в городе в XX веке, называются «советским периодом»? ? Как вы считаете, какие исторические источники важнее и интереснее для исследования: официальные или личные? ? Предположите, по каким историческим источникам петербургские школьники в будущем будут изучать историю города XXI века?

    Слайд 19

    Домашнее задание • Выучить записи конспекта; • Провести мониторинг иноформации, представленной в печатных и цифровых источниках, и вспомнить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1917 г.г.; • Вспомнить, какие события происходили в Петербурге в 1917 – 1924 г.г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация для вводного или повторительно-обобщающего урока по истории русской культуры для 6 класса

    Презентацию можно использовать для организации работы по группам при выборе материала для групповой работы или для повторения по теме "Русская культура в IX-X в.в."...

    "Петербург Александра III" урок по истории и культуре Санкт-Петербурга. 8 класс

    Авторский урок по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием приемов и методов международной программы Критическое мышление...

    Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

    Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...

    Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 9 классе "Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде"

    Интегрированный урок по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)....

    Технологическая карта урока по «Истории и культуре С-Пб.» 9 класс Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».

    Класс: 9 классы;Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».Цель урока: продолжить формирование у учащихся  устойчивого познавательного интере...

    Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."

    Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожа...