Курение: дань моде, привычка, болезнь
классный час (7 класс) по теме

Гужавина Любовь Сергеевна

Более 40% населения Земли курит, в год от курения умирает 2 500 000 человек, то есть каждые 13 секунд; активное курение сокращает жизнь на 8-10 лет, каждая сигарета – на 8-15 минут; за год курильщики выбрасывают в атмосферу 1 642 720 тонн ядовитых веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc37 КБ
Microsoft Office document icon razrabotka_klassnogo_chasa.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКА.

Цель: актуализировать проблему общения со своими детьми-школьниками в свободное время; выработать рекомендации для родителей, как помочь подросткам интересно и с пользой проводить свободное время.

Форма проведения: круглый стол.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей, консультирование учащихся и родителей по выступлению об их увлечениях; подготовка учащимися рекламных пауз или пародий на телевизионные ролики; оформление пригласительных билетов для родителей.

Ход собрания

  1. Постановка проблемы.

Учитель. Свободное время… Как часто приходится слышать это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его побольше, считаем, что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. Принято также считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Для них умение сегодня организовать свое свободное время – залог завтрашнего формирования характера, становления своей судьбы. А учатся они управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять своей судьбой.

        Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее время изменились во всех странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидение) и индивидуального досуга (компьютерные игры) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми.

        В Татарстане проводились исследования о занятости детей. Было выявлено: в интервале от часа до четырех подростки свободны, на что же они тратят это свободное время?

25% ребят гуляет на улице с друзьями;

18% - слушают музыку или смотрят телевизор;

15% - читают и трудятся по дому;

14% - посещают кружки и секции.

        Главным «пожирателем» времени взрослых и детей стал телевизор. Ребята любят смотреть сериалы, мультфильмы, кинофильмы. Однако 40% школьников неравнодушны к телеиграм и видеоклипам, а также к рекламам. Реклама оказывает мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей подростков, которые являются основными потребителями рекламной продукции. Каждый пятый подросток признался, что ему нравится смотреть все подрят. Таким образом, рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, язык подростков.

        Ученики нашего класса провели анализ телевизионной рекламы, критически осмыслили то, что видят, и подготовили пародии на некоторые из реклам.

  1. Пародии на телевизионную рекламу.

Инсценированные выступления учащихся.

        

  1. Анкетирование учащихся.

Проведение исследования по методике «Незаконченные предложения»

на тему «Свободное время». Учащимся предлагается продолжить предложения.

Анкета 1. «Мое свободное время».

Свободное время – это …

Мое любимое занятие …

В свободное время я больше всего люблю …

Если бы я имел достаточно денег, я бы …

Главная цель моей жизни …

В свободное время я с друзьями, подругами …

В свободное время я с родителями …

Я мечтаю, что с родителями я …

Анкета 2.  «Три моих желания».

Напиши, пожалуйста, три своих самых главных желания в жизни.

Результаты анкеты 1 позволят учителю и родителям судить о характере свободного времени учащихся; сведения, полученные из ответов детей на вопросы анкеты 2, помогут сделать вывод о стремлении учащихся к общению со своими родителями, обратить внимание на то, о чем они мечтают и чего они ожидают от своих родителей.

  1. Ознакомление с результатами социологических исследований.

Учитель. Есть основание считать, что переориентация подростков в общении с родителями и переключение на общение, в большей степени, со сверстниками объясняется не столько растущей привлекательностью дружеских групп и компаний, сколько отсутствием внимания и заботы к подросткам в родительском доме.

        По результатам социологических исследований на воспитание детей отцы в будние дни тратят своего свободного времени 9,6% (21 мин), а в выходные – 7,2% (35 мин). Куда же идет остальное время отцов? А ведь эта часть свободного времени родителя имеет исключительно важное значение.

И всегда ли свободное времяпрепровождение родителей является хорошим примером? Хотя давно известно, что именно с родителей дети берут пример в организации досуга.

        Исследования показали:

Во-первых, достаточно велико число одиноких подростков;

Во-вторых, огорчает приверженность подростков и родителей к телевизору в ущерб другим, более активным формам проведения свободного времени;

В-третьих, тревожит недостаточная активность общения детей с родителями во всех формах проведения досуга, исключая застолье, которое прочно держит первенство среди других досуговых занятий подростков в праздничные дни.

        В результате опроса установлено, что 65% подростков пробовали употреблять спиртное.

        Всех тревожит эта довольно опасная забава. Но в какой степени виноваты те девушки и юноши, для которых вино стало обязательным спутником их свободного времени? Может быть, это их беда? А вина лежит на взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать?..

  1. Подведение итогов собрания.

  1. О чем следует задуматься родителям.

Учитель. Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но мы легкомысленно решаем, что свободное время – это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое время надо уметь. И этому надо учить детей. К сожалению, современные исследования показывают обратное. В наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени.

        Среди «трех важных жизненных желаний» подростки называют такие:

  1. Съездить с родителями вместе на отдых;
  2. Сходить в какое-нибудь интересное место;
  3. Поговорить с родителями по душам;
  4. Лучше понимать друг друга;
  5. Мечтаю, что буду с родителями в хороших отношениях.

  1. Работа родителей в группах.

Родители, объединившись в группы, обсуждают вопросы:

  1. Какие выводы для себя можно сделать, послушав сообщения?
  2. Что является важным в нашем общении с детьми? Что необходимо изменить в этом общении?
  3.  Какие мероприятия по организации семейного отдыха возможны и необходимы в классе? Когда и как их организовать? Кому поручить их организацию?
  1. Рекомендации родителям.

Больше внимания уделяйте общению с детьми.

Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительное начало в их действиях, поступках, поведении.

Вместе с детьми отдыхайте на природе.

Организовывайте семейный выход класса в театр, музей, выставки, на природу.



Предварительный просмотр:

Разработка классного часа.

«Курение: дань моде, привычка, болезнь».

Цели: профилактика курения среди некурящих; заставить курящих учеников задуматься о последствиях этой привычки.

Оформление:

  1. Стулья расставляются полукругом.
  2. На стене развешиваются плакаты, рисунки, тема мероприятия, эпиграфы, сведения о вреде курения.
  3. На столах, за которыми сидят «специалисты», ставятся таблички: «Медики», «Историки», «Социологи», «Химики», «Ботаники».

Эпиграфы:

  1. «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. де Бальзак).
  2. «Настоящий мужчина не тот, который курит, а тот, который смог бросить курить».

Сведения:

Более 40% населения Земли курит, в год от курения умирает 2 500 000 человек, то есть каждые 13 секунд; активное курение сокращает жизнь на 8-10 лет, каждая сигарета – на 8-15 минут; за год курильщики выбрасывают в атмосферу 1 642 720 тонн ядовитых веществ.

Подготовка к мероприятию.

Класс делится на группы; каждая группа получает конкретное задание:

1-я группа. «Историки» - в литературе найти сведения о том, как табак попал в Европу и Россию, откуда пошла привычка курить.

2-я группа. «Социологи» - найти сведения о причинах начала курения; о том почему люди не бросают курить; о численности курящих мужчин и женщин в мире; о числе сумевших бросить курить.

3-я группа. «Медики» - найти сведения о механизме привыкания человека к курению; о заболеваниях, связанных с курением, и повышенной смертности среди курильщиков; о влиянии курения на женских организм; о способах избавления от курения.

4-я группа. «Химики» - подготовить информацию о вредных и ядовитых веществах, находящихся в табачном дыме.

5-я группа. «Ботаники» - подготовить информацию о табаке, его культивировании, применении.

6-я группа – художественное оформление места проведения мероприятия.

Ход мероприятия.

Роль ведущего может выполнять классный руководитель или ученик.

Ведущий. Здравствуйте! Итак, мы начинаем то-шоу. Сегодня в нашей программе участвуют специалисты в области истории, социологии, биологии, медицины, химии и, конечно, вы наши дорогие зрители.

Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка? Я передаю микрофон «историкам».

«Историк». Табак известен человеку с древних времен, но использовался он для религиозных ритуалов. Европейцев курить научили индейцы, которые дымом табака отпугивали москитов. У индейцев курили не только мужчины, но и женщины и дети. Матросы Колумба вынуждены были в знак дружбы выкуривали «трубки мира», некоторые из них пристрастились к табаку.

В Европу табак в качестве декоративного растения завес в 1496 году испанский монах Роман Панно. В 1559 году Жан Нико подарил Екатерине Медичи нюхательный табак, причем ему приписывались целебные свойства. О вреде табака стало известно гораздо позже, в связи с чем Людовик XII издал декрет, по которому только аптекарям разрешалось продавать это лекарство. Но табак продолжали нюхать и курить. В Россию он попал в начале XVII века, курение табака и его нюхание жестоко преследовалось и наказывалось, однако в 1689 году Петр I снял запрет на курение. С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоев населения.

Ведущий. Спасибо! Трубки, сигареты, папиросы, сигары… Все мы видели не раз эти предметы, но вряд ли задумывались о том, чем набита сигарета. Рассказать об этом мы попросили «ботаников».

«Ботаник». Табак относится к семейству пасленовых, роду Табак. Этот род включает 66 видов, 45 из них произрастает в Америке, а 21 вид – в Австралии и Полинезии.

Обычно это однолетние травы, реже многолетние, имеющие трубчатые или колокольчатые цветки, которые опыляются насекомыми и колибри. Листья у табака цельные и очередные. Плод – коробочка с многочисленными мелкими семенами, в 1 г содержится 10 тысяч семян. Растение имеет неприятный, тяжелый запах. Многие виды содержат никотин и другие ядовитые алкалоиды. В странах, где табак растет в диком виде, часто наблюдаются отравления домашних животных его листьями и побегами. В культуре чаще встречаются табак настоящий и махорка.

Завезенный в Европу табак сначала выращивали как декоративное и лекарственное растение. Сейчас его выращивают более 120 стран мира, ежегодное мировое производство табака составляет более 6 милн тонн. Из семян в парниках выращивают рассаду, затем ее переносят в открытый грунт. Листья собирают вручную, нанизывают их на шнуры и подвешивают в сушильных сараях на несколько дней для томления. За это время листья желтеют и приобретают характерный запах. Затем их сушат, и измельчают. В северных районах России выращивают махорку, из ее листьев выделяют лимонную кислоту, витамин РР, никотин – сульфат, который используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

Ведущий. Человек – существо любознательное, его тянет к новым ощущениям. В связи с этим у меня вопросы к аудитории:

  1. Кто из вас хоть один раз в жизни пробовал курить?
  2. Вы можете вспомнить свои первые ощущения от курения?
  3. После этого вы пробовали еще раз курить? Зачем?

Осведомленный во всем Мефистофель заявил Фаусту по поводу табака: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы». Почему так происходит, почему возникает привыкание к табаку? С этим вопросом мы обращаемся к «медикам».

1-й «медик». Составные части табачного дыма всасываются в кровь, и через 2-3 минуты достигают клеток головного мозга. Ненадолго эти вещества повышают активность клеток мозга, это состояние воспринимается курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения. Однако это состояние скоро проходит, и, чтобы его снова ощутить, человек тянется за новой сигаретой. Постепенно никотин встраивается в процесс обмена веществ, и человеку его постоянно не хватает. Привыкание к табаку формируется от нескольких недель до 10 лет в зависимости от особенностей организма и интенсивности курения. У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения наблюдается абстинентный синдром (ломка), который выражается в головной боли, колебании артериального давления, болях в области сердца, желудка, может наблюдаться слабость, вялость, нервозность, подавленность.

Ведущий. Так забава, шалость превращается в привычку. Мне бы хотелось услышать мнение аудитории вот по какому вопросу: почему люди начинают курить? А что на это скажут «социологи»?

1-й «социолог». Известно, что в мире систематически курят 60% мужчин и 20% женщин. Из систематически курящих мужчин 16,9% начали курить в 8-9 лет. Большинство подростков начинают курить под влиянием товарищей в компании (27%), из любопытства (40%), в подражание взрослым (17%). Показательно, что 85% курящих подростков – из семей, где хотя бы один родитель курит, остальные 15% - из некурящих семей. Среди девушек причины такие: желание привлечь к себе внимание, выглядеть модно, современно, эффектно, казаться окружающим независимой, уверенной в себе.

Ведущий. А у меня опять вопросы к зрителям:

  1. Почему люди не бросают курить, даже зная о негативных последствиях?
  2. А какие сведения на этот счет у «социологов»?

2-й «социолог». Примерно 65% курильщиков хотят бросить курить, но 80% из них не могут сделать этого самостоятельно. Некоторые не пытаются бросить курение, так как считают, что это не вредит их здоровью, а, наоборот, помогает успокоиться, сосредоточиться, снять напряжение. Примерно 20% молодых людей не знают о негативных последствиях длительного курения. Многие курильщики считают, что действие табака избирательно и на них не действует.

Ведущий. Огромное число людей на Земле курят, и продолжают жить. Так ли опасно курение для нашего организма? С этим вопросом я обращаюсь к «химикам».

«Химик». В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600-9000С. При этом происходит сухая перегонка табака, при которой образуется около 6 000 веществ, из которых 120 ядовиты, 28,7% общей токсичности приходится на никотин. При медленном курении в дым переходит 20%  никотина, при быстром – 40%. Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течении21-23 секунд. Обезвреживается организм в почках и печени. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли. За 30 лет курильщик поглощает 800г – 1кг никотина. Кроме никотина в табачном дыме содержится аммиак, угарный газ, синильная кислота, сероводород. Выкуривая пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения, в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. В табачном дыме присутствуют тяжелые металлы, канцерогены, табачный деготь. В легкие из сигарет попадает сажа, за 20 лет в легких скапливается до 6 кг сажи.

Ведущий. Впечатляет. А что на этот счет скажут «медики»?

2-й «медик». Курильщики значительно подрывают свое здоровье и сокращают себе жизнь. Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут. У курильщиков в 2-3 раза чаще бывают сердечнососудистые заболевания, в 15-30 раз – рак легких, в 13 раз – стенокардия, в 12 раз – инфаркт миокарда, в 10 раз – язва желудка.

Ведущий.  80% людей, желающих бросить курить, не могут сделать этого самостоятельного. О том, как бросить курить, мы попросим рассказать «специалиста».

3-й «медик». Бросать курить можно разными способами. Можно резко бросить курить, а можно постепенно уменьшать число выкуриваемых за день сигарет. Для бросающих курить выпущена специальная жевательная резинка с небольшим количеством никотина, лекарства, снимающие абстинентный синдром. Существует условно-рефлекторный способ лечения табакозависимости, пациент принимает препарат, который при закуривании вызывает рвоту. Некоторые врачи избавляют от табакозависимости психотерапией, гипнозом, иглоукалыванием. Главное условие избавления от этой привычки – желание самого курильщика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

TОК - ШОУ КУРЕНИЕ: ДАНЬ МОДЕ, ПРИВЫЧКА, БОЛЕЗНЬ

Интерактивный классный час разработан с целью профилактики курения среди подростков...

Проект "Курение:дань моде,привычка или болезнь?"

Автор проекта Фамилия, имя, отчествоСамойлова Светлана Александровна.    Номер и название школыМОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи» Город, областьР.п. Дергачи, Саратовская об...

КУРЕНИЕ: ДАНЬ МОДЕ, ПРИВЫЧКА ИЛИ БОЛЕЗНЬ. (КЛАССНЫЙ ЧАС)

Классный час посвящен  пробеме курения молодого поколения. Его цель: заставить курящих учеников задуматься о последствиях такой вредной привычки как курение; профилактика курения среди некурящих...

КУРЕНИЕ: ДАНЬ МОДЕ, ПРИВЫЧКА, БОЛЕЗНЬ

Формирование у учащихся позитивной ценностной ориентации, отказ от никотиновой зависимости, повышение уровня социальной адаптации учащихся,  склонных к табакокурению...

Классный час "Курение: дань моде , привычка, болезнь?"

 В современном мире очень остро стоит проблема курения и приобщение к ней современных подростков. Цели классного часа : заставить курящих учеников задуматься о последствиях этой ...

Сценарий "Курение: дань моде, привычка, болезнь"

Цель: заставить курящих учеников задуматься о последствиях этой привычки, профилактика курения у некурящих; развитие у учащихся навыков совместной деятельности, развитие навыков работы с дополнительно...