Классный час "Прощать, значит любить."
план-конспект урока (10 класс) по теме

Огорелышева Лидия Николаевна

 

ЛЮБИТЬ – ЭТО ЗНАЧИТ ПРОЩАТЬ,

ПРОЩАТЬ – ЭТО ПОНЯТЬ,

ПОНЯТЬ – ЭТО ЗНАЧИТ ЗНАТЬ,

ЗНАТЬ – ЭТО ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ПОРОГУ МУДРОСТИ.

                                  (Н.К. РЕРИХ)

ЦЕЛЬ:

            ПОДГОТОВИТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СИТУАЦИЯМ, КОГДА НУЖНО

            ПРОСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА, ПРОЯВИВ СОЧУВСТВИЕ, СОСТРАДАНИЕ,

            ПОНЯВ И ПРИНЯВ ЗНАЧИМОСТЬ ДРУГОГО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_proshchat_znachit_lyubit.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

        10 КЛАСС

Классный руководитель:

                                          Огорелышева Л.Н.

2009г

ЛЮБИТЬ – ЭТО ЗНАЧИТ ПРОЩАТЬ,

ПРОЩАТЬ – ЭТО ПОНЯТЬ,

ПОНЯТЬ – ЭТО ЗНАЧИТ ЗНАТЬ,

ЗНАТЬ – ЭТО ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ПОРОГУ МУДРОСТИ.

                                  (Н.К. РЕРИХ)

ЦЕЛЬ:

            ПОДГОТОВИТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СИТУАЦИЯМ, КОГДА НУЖНО

            ПРОСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА, ПРОЯВИВ СОЧУВСТВИЕ, СОСТРАДАНИЕ,

            ПОНЯВ И ПРИНЯВ ЗНАЧИМОСТЬ ДРУГОГО.

ЗАДАЧИ:

        -  СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ УСТАНОВКИ НА КОНСТРУКТИВНОЕ

            ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМИ И РАЗРЕШЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ

            ПРОБЛЕМ ЧЕРЕЗ ПРИНЯТИЕ СЕБЯ И ДРУГОГО.

         -  ВОСПИТЫВАТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ТО ЕСТЬ ВЫДЕРЖКУ, ТЕРПИМОСТЬ В      

            СИТУАЦИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ

        -  ПОМОГАТЬ УЧ-СЯ ОСОЗНАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОЩЕНИЯ, ПОЧУВСТВОВАТЬ

           РАДОСТЬ ПРОЩЕНИЯ

ОБОРУДОВАНИЕ:

                                СТИХ. ЭДУАРДА АСАДОВА «ТРУСИХА», РЕПРОДУКЦИЯ КАРТИНЫ

                                 РЕМБРАНДТА «ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА», БИБЛИЯ,

                                 МАГНИТОФОН, АУДИОЗАПИСЬ «ЛУННОЙ СОНАТЫ» БЕТХОВЕНА,

                                  ИГРУШКИ - СЮРПРИЗЫ

НА ДОСКЕ:

                     «ПРОСТИТЬ – ИЗВИНИТЬ, НЕ СТАВИТЬ В ВИНУ, ОСВОБОДИТЬ ОТ КАКОГО-

                       ЛИБО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА»  («ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА» С.И.

                        ОЖЕГОВА)

                       «ПРОСТИТЬ – ДЕЛАТЬ ПРОСТЫМ ОТ ГРЕХА, ВИНЫ, ДОЛГА; ОСВОБОЖ-

                         ДАТЬ ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, МИЛОВАТЬ» (СЛОВАРЬ В. ДАЛЯ)

               

                               

                           

                            ХОД ЗАНЯТИЯ

Участники садятся в круг, берутся за руки, чтобы почувствовать атмосферу тепла, добра, единения.

Ведущий: Ребята, сегодня у нас очень важная тема, интересная и актуальная для каждого из нас. Я предлагаю вам послушать стих. Эдуарда Асадова «Трусиха»

Ведущий: Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень «со спортивною фигурой» и девушка «воробьиная душа»? Почему?

Ответы уч-ся:

Ведущий: Что чувствует девушка после произошедшего инцендента?

Ответы уч-ся:

Ведущий: А что чувствует юноша?

Соведущий (классный руководитель): А я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о собственной безопасности и безопасности девушки. Его можно назвать даже защитником девушки. Я считаю, что девушка – «бесшабашная натура», которая подставляет и себя, и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует  по отношению к себе и молодому человеку агрессивные и, вполне возможно, преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства? И все-таки как же, по вашему мнению, будут развиваться отношения между юношей и девушкой?

Ответы уч-ся:

Ведущий: Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем – либо когда - нибудь?

Поднимите руки, пожалуйста…. Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовём чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.

Ответы уч-ся:

Ведущий: А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?

Ответы уч-ся:

 

 Ведущий: Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, - обидчик?

Ответы уч-ся:

Ведущий: А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек – брат или сестра, отец или мама?

Ведущий: Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннесса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа».

Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой». Как вы думаете, чего же хотят оба.   (примирения, извиниться, простить)

Ведущий: а всегда ли любой человеческий поступок можно простить?

Ответы уч-ся:

Звучит «Лунная соната» Бетховена

Ведущий: В психотерапии есть такое направление – сказкотерапия.  Душу человека пытаются исцелить сказкой. Я тоже хочу рассказать вам маленькую терапевтическую сказку.

                              Сказка «Прости»

Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание с Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое. Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено им вместе умереть. Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе… И потянулись руки на встречу, и Слово родилось: «Прости!»

Ведущий: В чем суть этой сказки? Кому следует её рассказать и почему? Какой вывод вы делаете?

Ответы уч-ся

Ведущий: Сегодня мы говорим с вами о способности каждого из нас прощать, о трудном пути прощения. Мы должны осознать жизненную необходимость прощения, почувствовать светлую радость прощения. Я думаю, что наш беседа будет способствовать тому, что мы и сегодня, и в дальнейшей жизни будем проявлять великодушие к людям. Только тонко настроенная душа человека способна прощать даже самые сильные обиды.

Я предлагаю сейчас обсудить конфликтную ситуацию, сложившуюся в одной семье.

Дочь поделилась с матерью тем, что ей нравится мальчик, живущий в соседнем подъезде, но он на неё не обращает никакого внимания. Мать обещала об этом никому не рассказывать. Сама же поведала обо всём отцу, который начал подшучивать над дочерью и осуждать её выбор. Брат же, поняв в чём дело, обещал рассказать всё этому парню. После этого девочка назвала мать предательницей, стала огрызаться на реплики отца, поругалась с братом, замкнулась в себе. В семье сложилась угнетающая атмосфера.

 Как разрешить сложившуюся ситуацию? Кто из членов семьи должен сделать шаг на встречу?

(Первым прощает тот, кто более милосерден, великодушен, стоит на более высокой ступени личностного развития)

Ответы уч-ся

Ведущий: В христианстве прощению отведен даже специальный день – день духовного очищения от грехов вольных и невольных – последний день Масленицы накануне Великого поста. Это ….- Прощеное воскресенье. Считалось, что грехи, отпущенные людям в этом мире, будут зачтены Богом и в мире ином.

Тема прощения проходит красной нитью через Библию, которая является источником нравственных канонов для некоторой части людей. К этой теме обращались и великие люди ушедшего тысячелетия. Один из них – голландский художник Рембрандт, для которого библейская «Притча о блудном сыне» послужила сюжетом для написания знаменитой картины.

(демонстрируется репродукция картины)

Сын, ведя распутный образ жизни, промотал свою долю отцовского состояния. Однако он вернулся к отцу, и отец простил его.

                                  Притча о блудном сыне

У некоторого человека было 2 сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин, называться сыном твоим, прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему.

И когда он был ещё далеко, увидел его отец  его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим»

Отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил; пропал и нашёлся». И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повесилиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся»

Данная тема была близка и самому Рембрандту. После смерти любимой жены коллекцию его картин и всё его имущество продали с молотка за долги. Видимо, и самому Рембрандту было кого и за что прощать. Эта картина стала лебединой песней великого художника. Находится она в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Итак, что же означает теперь для вас слово «простить»?

Ответы уч-ся

Ведущий: Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого?

Ответы уч-ся

Ведущий: А как дать человеку понять, что ты прощаешь его?

Ответы уч-ся

Ведущий: Какие качества помогут нам сделать это?

Ответы уч-ся

Ведущий: Прощение – сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой несём через всю жизнь. И пусть скептики говорят, что прощение противоположно торжеству справедливости, что оно проявление слабости, что оно может стать отказом от борьбы за собственную точку зрения, проявлением превосходства, снисхождения. Некоторые люди считают даже, что просить прощения – значит унизиться перед другим. Но прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.

Оттенки жизни – чёрное и белое?

Оттенки страсти – чёрное и красное?

Да, чувства рисовать – попытка смелая,

 Но в двух цветах – занятие опасное.

Какою краской расцветить прощение?

В пастель тонов как положить негаданность?

Какого цвета боль приносит мщение?

И почему так золотится радостность?

Ведущий: На риторические вопросы Елены Шевченко нам ещё предстоит ответить. Давайте возьмёмся все за руки, чтобы почувствовать тепло, исходящее от каждого.

Соведущий: Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как символ чистоты и святости. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта: «Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишён права на них». Спасибо всем за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Прощать- значит любить

Красочная презентация о прощении и любви. к маме, любимому.подготовить старшеклассников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявить сочувствие, сострадание, понять и принять другого....

Классный час «Прощать - значит любить»

        Прощать – значит любить... Любить – это значит прощать,прощать – это понять, понять – это значит знать,знать – это приблизиться к поро...

Методическая разработка классного часа «Прощать – значит любить» (диалог с элементами ролевой игры)

Посмотрев сценку, разыгранную одноклассниками на основе   стиха Э. Асадова  "Трусиха",  ребята легко выходят на обсуждение таких понятия как любовь, прощение, обида, самоуважение, самоо...

Сценарий классного часа "Прощать - значит любить"

В наше время мало кто умеет прощать и просить прощения. Боле всего у молодёжи присутствует жестокось. Этот сценарий поможет классныму руководителю.    Этот классный час  будет ...

Классный час " Прощать- значит любить"

Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами....

классный час в 11классе на тему "Прощать, значит любить"

разработка классного часа на тему "прощать, значит любить"...