Классный час "Спеши сегодня лучше стать"
классный час (7 класс) по теме

Цырендоржиева Виктория Николаевна

Классный час для 5-7 классов. Это авторская разработка классного часа, с которой я участвовала в республиканском конкурсе "Самый классный классный". Разработка получилась достаточно удачной, ребятам нравится. К разработке прилагается еще презентация классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas._speshi_segodnya_luchshe_stat..doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Спеши сегодня лучше стать!

 В школе вы изучаете основные науки человечества – математику, физику, русский язык и литературу, историю и т.д.

Но есть вопросы, на которые, ни одна из этих наук не дает ответа. Эти вопросы о вашем внутреннем мире, о мыслях и чувствах, мотивах того или иного поведения. Почему одни люди относятся к нам хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Почему одних людей мы любим, а другие нам не нравятся? Как избежать недоразумений, ссор с друзьями, товарищами, родственниками. Как стать умным, сильным, смелым, привлекательным, чтобы все вас любили, уважали, признавали?

Первое, что необходимо для этого – надо знать себя, постичь свое «Я», чтобы потом что-то в себе совершенствовать, развивать, исправлять.

Девиз «Познай себя» был начертан на фронтоне древнегреческого храма. Это означало, что знание о себе считалось вершиной, целью, к которой нужно стремиться, чтобы понять свои возможности, внутренние качества, постичь смысл своего предназначения.

С древних времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, а другой – очень подвижный, очень бурно на все реагирует и т.д. Древнегреческий врач Гиппократ связывал это с преобладанием в организме человека одной из четырех видов жидкостей: крови (сангвы), лимфы (фрагмы), желчи (холи) и черной желчи (холи). Но причина оказалась не в крови, а в особенностях нервной системы человека.

Вы, наверное, слышали, что про одного человека говорят: «У него хороший характер», а про другого – «У него невыносимый характер». Так, что же такое «Характер»?

Характер – стержень личности, вырабатывается и изменяется в течение жизни. В основе характера лежит определенный темперамент. Темперамент – качество личности, определяющее активность и эмоциональность стиля поведения человека.

Существуют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Прежде чем охарактеризовать каждый из этих темпераментов, давайте проведем маленький психологический тест, какому типу темперамента вы относитесь. Итак, тест «Мой темперамент». Ответьте на вопрос одним из четырех предложенных вариантов. Поставьте галочку или плюсик. А теперь подсчитайте, сколько плюсиков (галочек) у вас получилось в каждом столбце. Вы теперь можете сами определить, какой у вас темперамент. Преобладает тот, по которому вы набрали больше всего плюсиков (галочек).  

Однако люди с резко выраженным темпераментом одного типа встречаются не так уж часто. Реально наблюдается смесь типов с преобладанием какого-либо одного. Встречается и равная смесь – это 5-й тип – смешанный темперамент (древние называли «нормальный»).

А теперь послушайте, характеристику этих четырех видов темпераментов:

  1. Сангвиником называют человека живого, подвижного, стремящегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. имеется постоянное возбуждение.

Среди ярких, талантливых людей в различных областях деятельности встречаются лица различного темперамента. Например, Наполеону и Некрасову Николай Алексеевичу были присущи выраженные черты сангвиника.

  1. Холериком называют человека быстрого, порывистого, способного отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения, быстро истощающегося.

Яркими представителями холериков являются Александр Сергеевич Пушкин и Суворов Александр Васильевич.

  1. Флегматиком называют человека медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, слабым внешним выражением душевных состоянии. Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни.

А Кутузову Михаил Илларионовичу и Крылову Иван Андреевичу были свойственны черты флегматика.

  1. Меланхоликом называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его фактором, он ни во что не верит, ни на что не реагирует, во всем видит и ожидает только плохое опасное.

Николай Васильевичу Гоголю и Жуковскому Николай Егоровичу были присущи черты меланхолика.

Ульям Мейклис Теккерей, английский писатель: «Посейте поступок, и вы пожнете привычку, посейте привычку, и вы пожнете характер, посейте характер, и вы пожнете судьбу».

А сейчас давайте сделаем такое упражнение «Мои сильные и слабые стороны характера». У каждого человека есть  сильные  и слабые стороны  характера, темперамента. Сильные стороны нашего характера помогают нам в учебе, делах, взаимоотношениях с людьми, а слабые - нам не нравятся, а порой и мешают. Разделите листочек на две половины, на одной стороне напишите слово «Сильные», в другой – «Слабые». А теперь, давайте запишем на этих двух половинках листочка сильные и слабые стороны нашего характера.

Может кто-то хочет прочитать, озвучит свои сильные и слабые стороны своего характера, пожалуйста. (Здесь надо поблагодарить тех, кто озвучит свои сильные и слабые стороны характера и сказать, что это также является доказательством того, что у тебя сильный характер и т.д.) А теперь давайте проделаем такой психологический эксперимент, зачеркнем свои слабые стороны и мысленно представим, что мы от них избавляемся.

 Воспитать себя – это непросто, но возможно! Как вы считаете, что для этого нужно сделать? (Звучат различные ответы).

  1. Желать, уметь трудиться!
  2. Изучать себя!
  3. Ставить цели!

Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником – мал, тощ, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдет по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, чтобы в библиотеке отца прочитать Плутарха, Корнеля, Тацита. Саша мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражение. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу. Рано вставая, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Занимался математикой, картографией и военной историей. Так шел у цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца.

  1. Награждать себя!

Когда вы одерживаете хоть небольшую победу над собой и обстоятельствами, нужно себя наградить, похвалить. Можно просто вслух похвалить себя и погладить по голове. Даже А.С.Пушкин в моменты творческой удачи радостно и благодарно восклицал: «Ай да Пушкин! Ай да молодец!» Когда генерал-аншеф А.В.Суворов прочитал краткое поздравление императрицы («Ура, фельдмаршал!»), приказал принести девять табуреток и расставить их одна за другой на расстоянии двух шагов. А затем 64-летний фельдмаршал разбежался и принялся перепрыгивать табуретки, выкрикивая: «Прозоровского обскакал! Долгорукого обскакал!» Он добился своего, был рад и гордо торжествовал победу!

  1. Верить в себя!

Формула успеха по системе Норбекова.  Осанка – улыбка - настроение - уверенность - цель. Давайте попробуем применить эту систему на себе. (Все встают, распрямляют плечи, улыбаются друг другу и мысленно представляют ту цель, которую они хотят достичь).

Ребята, давайте сейчас на этот момент поставим такую цель – улучшить настроение тех, кто сейчас находится рядом с нами. Для этого возьмемся все за руки, образуем, некоторую цепочку и будем говорить друг другу добрые слова, «давайте говорить друг другу комплименты, ведь это нашей жизни счастливые моменты!» И тогда как бы по нас потечет ручеек добра и благожелательности. И чтобы этот ручеек не иссяк,  когда вы придете домой после школы, скажите своей маме и папе, бабушке и дедушке, брату и сестренке добрые слова. И вы увидите, как расцветятся доброй улыбкой родные вам лица, и у вас самих сразу поднимется настроение.

В конце нашего классного часа мне бы  хотелось провести рефлексию, т.е. осмысление, что же мы с вами узнали,  услышали сегодня. Я бы хотела, чтобы рефлексию мы провели по схеме: Я увидел… Я услышал… Я почувствовал…Я понял…

Древнекитайский философ Конфуций на вопрос: «Что есть жизнь?», он ответил: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». У Конфуция спросили: «Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь?» - «Да, есть, - ответил он. – Это снисходительность».

Название нашего классного часа было «Спеши сегодня лучше стать!» Это не мое выражение, а Себастьяна Брента. 

К сожалению, я не знаю, кто это, но, судя по тому, что он придумал такую фразу можно  с уверенностью сказать, что это был хороший человек.

И завершая, наш классный час мне бы хотелось вместе с вами прочитать это замечательное стихотворение. Давайте кто-то будет читать вопрос, а отвечать  будем хором всем классом

Кто воздвигнет тебя к небесам?

- Только сам.

Кто низвергнет тебя с высоты?

- Только ты.

Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

- Лишь в тебе.

Чем расплатишься ты за проигранный бой?

- Лишь собой!