Урок права для обучающихся 3-6 класса
методическая разработка по теме
Данное мероприятия проходило в 3-6 классах. Проводили его ребята 9 класса. в нем поднимаются вопросы прав и обязанностей, а также наказания за нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prava.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Права
(материал для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 3-5 классов)
Проводят ученики старших классов
Ход мероприятия
1 Ведущий:
Ребята! Мы с вами уже знаем, что человек обладает определенными правами и обязанностями. А знаете ли вы, что наши права заканчиваются там, где начинаются нарушения прав другого человека.
Если сегодня мы нарушаем прав одного человека значит, завтра кто-то нарушит наши права.
Любое государство устанавливает общие правила, которые принимаются общим органом власти государства и называются эти правила – законом.
Правдик:
Здравствуйте, я кажется опоздал. Извините меня, пожалуйста.
2 Ведущий:
Здравствуй, Правдик, ты не немного опоздал. Мы только что начали разговор с ребятами о законе, ребята давайте с вами вспомним, о чем ты только что говорили, что такое закон? Вот видишь, Правдик , мы пока только это уяснили.
Ребята я вас не познакомил с нашим героем. Он очень много знает о законах, и сегодня надеюсь, нам поможет.
А вы знаете, что законы появились очень давно. Еще в 167 году до нашей эры афинский государственный деятель Драконт составил свод законов. Он ограничил произвол родовой знати, лишив ее права на кровную месть. За покушение на чужую жизнь или собственность устанавливались тяжкие наказания – вплоть до смертной казни. Законы получили названия «Драконовские» Это законодательств в 594 году до нашей эра смягчил Солон.
3 Ведущий:
Да, интересно, вон оказывается, как далеко в прошлое уходит история законов. Значит, и тогда были люди, которые нарушили законы, и несли за это ответственность.
Давайте мы сейчас вместе с вами уясним для себя еще несколько понятий. Порядок держится на законах и обычаях, их соблюдении гражданами называется правопорядком. А неподчинение этим правопорядкам, т.е. действие, причиняющее вред обществу, называется правонарушением.
Правдик:
Да, конечно, соблюдение законов необходимо, но иногда законодатели в стремлении установить порядок на все стороны жизни заходят слишком далеко. Особенно этим прославилась Америка. Там даже действуют организации, которые борются за отмену «тупых законов».
В Техасе, например, запрещено стрелять по буйволам со второго этажа гостиниц, делать стоя более трех глотков пива. Это старые законы, продолжающие действовать и в наши дни. Хождение без обуви в штате возможно лишь по специальному разрешению, за которое нужно заплатить 5 долларов.
В Майами запрещена езда на велосипедах, необорудованных звуковым сигналом, однако использование звуковых сигналов велосипедистами запрещено.
В Канаде в провинции Новая Шотландия нельзя поливать лужайки во время дождя.
4 Ведущий:
Подожди, Правдик, всё это очень интересно и вызвало улыбку у ребят, но мы немного отвлеклись. Мы не будем говорить о «тупых законах». Мы должны поговорить о наших законах, что бывает, когда совершаешь правонарушение.
Ребята, а вы вообще знаете, с какого возраста ребенок несет ответственность за свои правонарушения (рассуждения ребят)
Рассуди, Правдик, кто же прав.
Правдик:
Вообще, существует не менее 3х видов ответственности – уголовная, административная и гражданская.
Уголовная ответственность наступает с 14 лет (по 20и видам преступлений : убийство, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, все виды хищений, угон автомашины, заведомо ложные сообщения о терроризме и т.п.)
За все остальные наступает с 16 лет.
Административная ответственность наступает с 16 лет. Но за ряд административных нарушений: мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения комиссия по делам несовершеннолетних может направить вас в лечебно-воспитательное, либо учебно-воспитательное учреждение.
В возрасте от 11 до 14 лет – в спецшколу, от 14 до 16 – в спецучилище за грубые неоднократные правонарушения ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы.
Гражданская и материальная ответственность наступает с 18 лет. Частичная гражданская ответственность – с 14 лет.
За вред, причиненный малолетними детьми, имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.
1 Ведущий:
Ребята, а вам понятно, что такое административная ответственность? Административное наказание мягче уголовного, но также неприятно. Предусмотрено 7 видов административных наказаний для российских граждан:
- предупреждение
- штраф
- изъятие предмета, который явился орудием нарушения
- конфискация предметов
- лишение права на управление автомобилем
- исправительные работы на срок от 15 дней до 2х месяцев
- административный арест на срок до 15 суток.
К подросткам административный арест применяться не может.
Правдик, ребята пока еще не несут ответственности за свои правонарушения, ответственность несут их родители, но их самих могут поставить на учет ИДН, а когда они достигнут определенного возраста, их привлекут к ответственности.
Правдик:
Да, но они ведь растут и уже в 6 лет могут совершать мелкие бытовые сделки (покупать ручки, тетради, хлеб), а в 10 лет они уже вправе быть заслушанными в ходе любого судебного разбирательства, а в 14 лет они уже подлежат уголовной ответственности.
2 Ведущий:
Давайте , мы сейчас вместе с ребятами определим самые распространенные виды правонарушений.
Наиболее частое правонарушение сейчас – это ложное сообщение о заложенных бомбах.
Правдик:
Да, и это является не правонарушением, а преступлением. Наказывается это судом, накладывается штраф до одного миллиона рублей.
А минимальный оклад у нас сейчас 2500 рублей. Вот и посчитайте, сколько будет стоить эта шалость вам и вашим родителям.
3 Ведущий:
Мелкое хищение чужого имущества, путем кражи – ребята часто воруют велосипеды, детали с автомобилей, (мелкое - это значит, стоимость похищенного имущества не превышает 5 минимальных размеров оплаты труда).
Правдик :
Да, за это полагается штраф в размере до 3-х кратной стоимости похищенного. А вот за кражу деталей с машин штраф в размере от 3 до 8 кратной стоимости похищенного.
4 Ведущий:
Жесткое обращение с животными, которое влечёт за собой гибель или увечье.
Правдик:
штраф в размере ½ минимальной оплаты труда.
1 Ведущий:
Повреждение пассажирских вагонов, автобусов, трамваев.
Правдик:
Очень часто в последнее время под «обстрелы» камнями попадают наши поезда, трамваи. Принято считать, что подобные выходки – «привилегия» юных. И действительно, в 133 случаях, зарегистрированных на Горьковской железной дороге в 2001 году, точно установлено, хулиганили подростки. Ни один из них не оставлен без внимания. Выявлены 195 юных «партизан». Может быть, не всех задерживают сразу. Но известны случаи, когда спустя некоторое время хулиганов находили по…маленькой шерстяной ворсинке от варежки, оставшейся на брошенном в поезд камне. А какой ущерб наносится такими «обстрелами». Вот пример: только один «обстрел» 20 марта нанес магистрали ущерб в 10666 рублей (разбито два салонных стекла и шесть стекол автомат дверей на электричке Сейма – Нижний Новгород). Покорёженное надо восстанавливать, вместо разбитых стекол вставлять новые. На всё это приходится тратить деньги, которым можно было найти лучшее применение. Направить их, к примеру, на приобретение нового подвижного состава.
Интересно, ставил ли кто-нибудь из хулиганов на место пассажира, сидящего у окна, в который летит камень?
Ваши родители за это правонарушение заплатят штраф от 3 до 10 минимальных окладов.
2 Ведущий:
Приходилось ли вам видеть, как нарушаются правила пользования жилыми помещениями, лестничными клетками, лифтами, подъездами, их порча, использование не по назначению.
Правдик:
Предупреждение. Штраф в размере от 10 до 15 минимальных окладов.
Такое же наказание ждет тех, кто самовольно вырубает зелёные насаждения в городах.
3 Ведущий:
Мелкое хулиганство (когда говорят плохие слова в общественных местах, оскорбительно пристают к другим людям).
Правдик:
Штраф в размере от 5 до 15 минимальных оплат труда. Арест до 15 суток (в исключительных случаях).
4 Ведущий:
А повреждение телефонов-автоматов наказуемо? У нас часто это ребята делают.
Правдик:
Да, конечно, это влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.
1 Ведущий:
Довольно часто ребята, да и взрослые нарушают правила дорожного движения.
Правдик:
Да, и это влечет предупреждение или штраф в размере ½ минимальной оплаты труда. А вот если правила дорожного движения нарушат человек на мопеде или велосипеде наказывается штрафом в размере 1 минимального размера оплаты труда.
2 Ведущий:
А еще ребята цепляются за трамваи, что может привести к гибели; находятся на заправочных станциях, что вредит здоровью; находятся на улице после 22 часов, что тоже опасно для жизни; воруют из минимаркетов, - все это тоже наказуемо, и вы должны знать, что сейчас, в больших магазинах особенно, устанавливаются видеокамеры, которые наблюдают за каждым посетителем, и как будет некрасиво и неприятно вашим родителям и учителям, если обнаружат вдруг, что вы совершаете хищение, т.е. кражу.
Вот сколько мы вместе вспомнили правонарушений, которые совершают ребята.
Из всего сказанного сегодня, мы с вами можем сделать вывод, что дети тоже могут стать правонарушителями и даже преступниками, в большинстве случаев они к этому времени уже бывают подростками. Все государства знают это и гарантируют, что такие дети никогда не могут подвергаться пыткам, мучениям и бесчеловечному обращению.
3 Ведущий:
Поэтому правительства, принимая Конвенцию о правах ребенка, решили:
-Ребенок никогда не должен подвергаться смертной казни
-Ребенок никогда не должен приговариваться к пожизненному заключению. Он всегда должен сохранять возможность досрочного освобождения от тюрьмы.
-Ребенок никогда не должен подвергаться заключению без причин.
-Ребенок должен всегда приговариваться к самой мягкой мере наказания
- Ребенок или подросток никогда не должен отбывать заключение вместе со взрослыми преступниками.
- Дети в тюрьмах для несовершеннолетних имеют право на посещение их членами своей семьи и право посылать письма своим родственникам.
- Дети в тюрьмах для несовершеннолетних имеют право на адвоката, который консультирует их по их собственным делам.
- Дети, которые были осуждены, имеют право обжаловать приговор перед другим судом. 4 Ведущий:
Правительство обязуется никогда не обращаться с ребенком как закоренелым преступником, какое бы тяжкое преступление он ни совершил. Он имеет право на справедливый процесс:
право на защиту
право на отказ давать показания
право оспорить приговор
право на достойное общение.
Несмотря на свои права, вы должны строить свою будущую жизнь без совершения преступлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок права с презентацией в 9 классе по теме "Форма правления: республика"
Данный урок предназначен для учащихся 9 класса гуманитарного, социального направлений. Учащиеся знакомятся с основными признаками республики как формы правления, типами республик на примере различных ...
Открытый урок "Права человека" в 5-7 классе
Урок-классный час по теме "Права человека" для 5-7 классов...
разработка урока русского языка "Обучающее сочинение". 11 класс.
Разработка урока русского языка по теме «Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?» с элементами интеграции (НРК — знакомство с южноуральским автором Сергеем Гальпериным)...
Классный час на тему "Право" для обучающихся 5-6 классов.
Цель: - воспитание правовой грамотности обучающихся; - обучение учащихся правам детей; - форм...
Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения
Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучени...
Презентация к уроку "Права и обязанности" в 11 классе
Презентация к уроку "Права и обязанности" в 11 классе...
конкурс по праву для обучающихся 7-8 классов
Данный конкурс включает такие задания, как заполнение пропусков, объяснение понятия, решение правового уравнения и другие....