разработка урока русского языка "Обучающее сочинение". 11 класс.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

 Разработка урока русского языка по теме «Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?» с элементами интеграции (НРК — знакомство с южноуральским автором Сергеем Гальпериным)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Симанович Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

                                               средней общеобразовательной школы № 9 г. Аши Челябинской

                                области (с начальной профессиональной подготовкой)

Разработка урока русского языка

по теме «Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?» с элементами интеграции (НРК — знакомство с южноуральским автором Сергеем Гальпериным)

11 класс

Методы: поисково-творческий метод обучения, метод интеграции

Вид учебного занятия: урок обобщающего сочинения

Тип учебного занятия: комбинированный

Технология: критического мышления, личностно-ориентированный урок

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, мастерская письма

УМК и оборудование: толковые словари, текст для работы на уроке с заданиями, критерии оценивания сочинения-рассуждения, карточки для групповой работы.

Дидактическое сопровождение: набор напечатанного раздаточного материала (тексты художественного стиля и публицистического стиля), компьютер с мультимедийным проектором для показа презентационного материала к занятию

Используемая литература:

учебное пособие «Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы» (Готовимся к экзамену по русскому языку (11 класс). Автор-составитель И.В. Пасичник. Челябинск: НП ИЦ «РОСТ», ООО «ЮжУралИнформ», 2010); Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие /Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. - Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010; Антонова С.В., Склискова Т.И. Русский язык: Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом: Рабочая тетрадь. - М.: Вентана-Граф, 2007; пьеса для одного актера С.Гальперина «Учебное пособие для начинающих наркоманов»;

Аша

Челябинская область

2014

Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?»

Цели и задачи:

Методическая: приспособить учебный процесс к индивидуальным и психологическим особенностям современного школьника.

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) познакомить с требованиями к выполнению творческого задания ЕГЭ и создать условия для осмысления новой информации;

3) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию;

2) развивать речевые навыки учащихся, творческие способности, активную жизненную позицию.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку и жизненным ценностям.

Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: ответственность, собственный выбор, зависимость, жизненные ориентиры.

Основные понятия и термины: активные процессы в обществе, проблема, аргументы, актуальность.

Структура урока:

Наименование этапа

Методы по характеру познавательной деятельности уч-ся и участия учителя в учебном процессе; формы деятельности; приёмы работы.

Время

1. Первый этап

Объяснительный, проблемный; беседа, разрешение проблемной ситуации и создание гипотезы.

1. Слово учителя.

2. Обсуждение цитат из работ.

3. Проблемная задача.

3

2. Второй этап

Частично-поисковый, объяснительный и репродуктивный; аналитическая работа с текстом,

редактирование текста, беседа.

1. Выразительное чтение текста.

2. Фронтальный опрос.

3.Групповая работа по определению проблемы, авторской позиции. Составление черновых записей.

4. Разрыв. Знакомство с критериями оценивания ЕГЭ.

5. Групповая работа над корректировкой текста.

6. Представление выполненного задания.

7. Слова учителя.

8. Групповая работа над аргументацией. «Совершаем чудо».

9. Представление выполненного задания.

10. Промежуточная рефлексия.

Подведение итогов этапа работы.

40

3. Третий этап

Репродуктивный, объяснительный, подведение итогов, рецензирование, редактирование, беседа.

1. Слово учителя.

2. Письменная творческая работа.

3. Разрыв. Чтение художественного текста и работа с ним. Знакомство с творчеством писателя.

4. Корректировка текста.

5. Афиширование результатов.

37

4. Итоговая рефлексия

Частично-поисковый, объяснительный; создание гипотезы, беседа.

1. Мозговой штурм.

2. Объяснение домашнего задания.

10

Ход урока

Первый этап

1. Слово учителя. 2 апреля, в день рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги. Мы решили спросить у школьников, любят ли они читать и какую по их мнению роль играет книга в жизни человека.

2. Обсуждение и разбор недочетов в проведенной ранее работе — комментарий к некоторым высказываниям, взятым из ученических работ (нахождение этических, логических, фактических, грамматических ошибок):

«… роль книги в жизни любого человека огромна…»

«… нынешнее молодое поколение не читает…»

«… сейчас не встретишь молодого человека, читающего книгу; молодежь или общается в контакте, или зависает в Интернете, или обменивается компьютерными играми. Ведь книга – источник знаний, без книги – никуда».

«… книги очень нужны, ведь в них писатель показывает и описывает всю сложность жизни…»

«… такие южноуральские поэты, как С.Есенин, А.Ахматова, А.Блок, прославили Челябинскую область, свои родные места…»

3. Проблемная задача. Одна американская компания недавно провела исследование, чтобы выяснить, какая страна самая читающая в мире. И оказалось, что самый читающий народ - это индийцы, которые проводят за книгами больше 10 часов в неделю. За ними идут таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Россия занимает всего лишь седьмое место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение. Интересно, что жители Таиланда и Филиппин, входящие в первую пятерку “книжных червей”, оказались и чемпионами по просмотру телепередач. А вот россияне по этому показателю занимают 15-е место. Это лишний раз доказывает, что ни телевидение, ни интернет не являются врагами книг. Те, кто почувствовал удовольствие от чтения, не променяют его ни на что.

     Каково же назначение чтения?

     Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облагораживает.

     Но читают школьники крайне мало, «из-под палки». Значит, и обогащения опытом никакого не происходит?

     Для чего пишет писатель?

     Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чувcтвами и эмоциями. Это его понимание мира передаётся на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, исповедуясь, изливает ему «свою душу».

Можем ли мы, современные читатели, вступить в диалог с писателем? Можем ли сопоставить свой жизненный опыт с авторским видением мира? Можем ли интерпретировать предлагаемые автором мысли и чувства? Сегодня я предлагаю в этом попробовать разобраться.

4. Записи в тетради. Число, тема, рабочие материалы.

Второй этап

1. Актуализация. Я предлагаю вам познакомиться с текстом, в котором затрагивается тема, которую обсуждают на всех телеканалах, в интернете, в периодических изданиях.

2. Чтение публицистического текста А. Торопова учителем (раздаточный материал у каждого учащегося).

3. Фронтальная работа.

1) Какой теме посвящен текст?

2) Назовите идею текста, его главную мысль.

3) Укажите, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета или это вывод на основе приведенных аргументов к высказанному утверждению? На какой вопрос отвечает текст? Каков тип речи текста?

4) Подумайте, какого стиля текст? Почему? Какие особенности этого стиля вы знаете?

Отметьте их в тексте. (Затрагивает общественные, социальные отношения; передает общественно значимую информацию с одновременным воздействием на читателя, характерны образность, эмоциональность, оценочность, призывность.)

5) Созвучно ли содержание текста началу нашего урока?

4. Групповая работа с текстом

1. Какова основная проблема данного текста? Попробуйте сформулировать проблему.

Справочный материал. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Сформулировать проблему можно в форме вопроса или оценивания объекта проблемы.

2. Прокомментируйте проблему текста

Справочный материал. Для того чтобы правильно прокомментировать проблему, необходимо выяснить, в каких случаях приходится сталкиваться с данной проблемой.

Стоит обратить внимание, что проблема – это вопрос, охватывающий не только случай в тесте, но и подобные жизненные ситуации. Расскажите о том, что об этой проблеме уже писали, кто из великих людей обращал на это внимание. Является ли эта проблема актуальной? Какой области жизни человека она касается?

При необходимости можно воспользоваться речевыми клише (например):

Автор предлагает нам задуматься над проблемой...

В центре внимания автора проблема...

Текст (имя и фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой...

3. Отразите позицию автора текста, прокомментируйте основные суждения, высказанные автором.

Справочный материал. Если вы сформулировали проблему в виде вопроса, то ответ на него будет позицией автора. Если вам трудно, попробуйте ответить на вопрос, для чего автор обращает наше внимание на эту проблему? Как доказывает ее важность?

При необходимости можно воспользоваться речевыми клише (например):

Автор убедительно раскрывает (что?)...

Автор убедительно доказывает (что?)...

Автор считает, что...

5. Оформление ответов на вопросы в виде небольшой письменной работы в тетради.

6. Разрыв. Умения определять проблему текста, комментировать ее, выявлять авторскую позицию проверяются при выполнении творческого задания ЕГЭ. Сейчас именно этим мы и занимались. Часть работы блока С мы уже подготовили. Проверьте, насколько успешно вы справились с заданием, по критериям оценивания творческого задания ЕГЭ.

Знакомство с критериями.

7. Групповая работа над корректировкой текста творческого задания (Проверить по критериям).

1. Социализация. Представление выполненного задания от группы.

2. Фронтальная работа. Наиболее объемной частью текста вашего сочинения является

та часть, в которой вы выражаете собственное мнение (совпадающее или не совпадающее с мнением автора) и аргументируете его (не менее 2 аргументов).

- В каком критерии предлагается оценка этому умению?

- Согласны ли вы с автором в том, что о наркомании нужно меньше говорить — нужно учиться жить так, чтобы эта тема исчезла из нашей жизни?

- Каковы причины этого процесса?

3. Групповая работа. Класс делится на три группы. Каждая группа получает карточку с заданием. Время для подготовки - 10 минут. Время для выступления -2 минуты.

Задание. Высказать свою точку зрения на основе предложенного высказывания.

1 группа: «Зачастую борьба против наркомании превращается в рекламу этого страшного порока».

2 группа: «Человек, который счастливо живет, никогда не станет губить свою жизнь».

3 группа: «Тому, кто живет для жизни, открывается целая вселенная светлой радости».

4. Социализация. Представление выполненного задания.

8. Промежуточная рефлексия. Сейчас мы с вами не просто искали причины современного социального порока, но и подбирали аргументы к общепринятой позиции по отношению к наркомании. Возможно, кто-то из вас с ней не согласится. Самое главное, чтобы вы смогли аргументировать собственную точку зрения.

- Удалось ли подобрать аргументы для творческой работы?

- Удачен ли подобный способ работы над самой сложной частью творческой работы ЕГЭ?

- Могли бы вы предложить другой способ работы?

Третий этап

1. Фронтальная работа над сведениями о требованиях к написанию творческого задания ЕГЭ (Согласие или несогласие с авторской позицией, аргументация.).

     Для того чтобы продолжить работу, каждому из вас необходимо сформулировать собственное отношение к проблеме, выразив согласие или несогласие с позицией автора.

Затем убедительно доказать свою точку зрения. Чтобы верно подобрать аргументы, попробуйте поставить перед собой вопрос «А почему я считаю так?», после того, как сформулируете согласие или несогласие с авторской позицией. Если ваши доводы убедительны, значит, вы аргументировали свою позицию. На мой взгляд, наибольшие трудности и вызывают аргументы. Не стоит забывать, что убедительный аргумент требует подтверждение (иллюстрацию), основанное на читательском или жизненном опыте.

2.Индивидуальная работа. Письменно сформулируйте согласие или несогласие с авторской позицией. Запишите один аргумент. Устно (письменно) приготовьте иллюстрацию к доказательству .

3. Разрыв. Чтение и обсуждение текста художественного стиля на эту же тему.

     Хочется познакомить вас с действительно южноуральским современным автором, писателем Сергеем Гальпериным, настоящим человеком-загадкой.

Знакомство с творчеством Сергея Гальперина. (Биографический материал).

Создание проблемной ситуации. Чтение первой ремарки пьесы.

     Старый покосившийся дом. Открыв скрипучую дверь, СТАРИК вышел на крыльцо, прищурился на яркое летнее солнце, зевнул, перекрестив беззубый рот, спустился, кряхтя, со ступенек, подошел к такой же, как и он сам, древней скамейке, сел, сладко потянулся, так, что даже захрустели все кости, оглядел сидящих вокруг него людей и, изредка щурясь на солнце, начал неторопливый разговор.

- Какого содержания вы ждете, познакомившись с первым абзацем пьесы?

Чтение пьесы для одного актера «Учебное пособие для начинающих наркоманов».

4. Фронтальный опрос.

- Совпало ли первое впечатление с тем, что вы услышали далее?

- Какие эмоции возникли после знакомства с произведением?

- Созвучна ли позиция автора данного текста и рассмотренного ранее по сходной проблеме?

- Какая иллюстрация приводится в качестве примера для доказательства?

- С позицией какого автора — публициста или писателя — вы можете согласиться, с чьей позицией можете поспорить?

- Как вам кажется, что нужно делать, чтобы тяжелый человеческий порок не коснулся вас?

5. Индивидуальная работа. Возможная корректировка выполненного задания.

6. Афиширование. Представление выполненного задания.

Четвертый этап - итоговая рефлексия

1. Уточнение домашнего задания.

1) Давайте вернемся к записи темы нашего урока «Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?». Какую проблему мы пытались разрешить в течение занятия? К каким выводам пришли? Тема сочинения сформулирована в виде вопроса.

2) Мозговой штурм. Групповая работа или фронтальная работа. Письменно составьте «Проект борьбы с пороками общества», в котором представьте свои предложения по улучшению ситуации.

3) Уточнение домашнего задания. Сопоставив точки зрения драматурга и публициста на поставленную проблему, попытаться дать свой ответ на вопрос – так что же делать? Продумать вступление, в заключении можно использовать ваши предложения из «Проекта».

Приготовьте работу для оценивания, используя для самопроверки критерии оценивания творческого задания.

Приложение

Сергей Гальперин

     Актер, певец, композитор, драматург, режиссер – сколько граней этой удивительной личности! Ему удается достигать самого высокого профессионального уровня во всем, за что бы ни взялся.

     Одни влюбляются в него сразу же, возносят на пьедестал, другие уверенно заявляют: «Терпеть его не могу!». Вот только равнодушных к его творчеству нет.

     …Когда-то он всерьез мечтал поступить в МГУ на астрономический и собирался в Москву с полным математическим доказательством того, что Плутон является не планетой солнечной системы, а всего лишь бывшим спутником Нептуна.

Но так уж сложилось, что экзамены в Воронежский государственный институт искусств начинались на месяц раньше, чем в МГУ. И по совету друзей он взял да и попытался их сдать. Просто так. На удачу. Совершенно не волнуясь, как говорится с холодным носом. И поступил! Да еще попал на экспериментальный курс факультета «Театрального искусства», готовивший одновременно по нескольким специальностям: артист драмы, театра кукол, оперетты, эстрады и цирка.

     Владея сразу столькими театральными специальностями, Сергей мог смело выбирать на карте страны любой крупный город. И были предложения: Московский цирк, Свердловская оперетта или драма, Армавирский театр пантомимы. А он подумал и предпочел… Озерский драматический театр в маленьком уютном городке.

     Возможны возгласы удивления жителей маленьких городов, так и рвущихся в столицы: «Да что тут можно ловить? В Москву надо было ехать! Только в Москву! Там имя! Слава!» А ведь, если задуматься, все это дым и чепуха, посчитал Сергей. И нет никакого смысла тратить время и силы на расталкивание локтями конкурентов, когда намного интереснее просто работать. Дать своему таланту раскрыться в полной мере. А имя, слава придут сами собой. И никакие границы маленького закрытого городка тому не помеха.

     Сегодня имя Сергея Гальперина хорошо известно не только в Озерске. Ему неведомо слово «штамп». Каждая его работа – принципиально новый рисунок, глубоко продуманный, яркий и неповторимый. Он избегает встреч с журналистами. Он принципиально не дает интервью. Но… с ним легко общаться, он напрочь лишен «звездности» и вовсе не скрывает своих профессиональных секретов. Из «подслушанного» в актерской курилке:

- „Откуда такая разносторонность? Наверное, от жадности. Хочется попробовать себя и там, и там. Но главное, конечно, актерство. И музыку, и пьесы пишу, примеряя на себя: будет ли мне как актеру интересно в этом существовать или нет.“

- „Всегда важно сработать честно перед собой, перед своей совестью. Не оставить зрителя равнодушным к моему образу в спектакле. Даже в эпизодических ролях не играть просто так.“

- „Бывает такое: написал песню, она уже готова практически на сто процентов. А через сутки я ее слушаю и понимаю, что мне это неинтересно, и тогда я ее просто удаляю к чертям собачьим. Ни в коем случае не в загашник. Если оставить, это будет значить, что я когда-то позволил себе схалтурить.“

- „Вдохновение – профессиональное качество. Даже если не нравится мне этот спектакль, пьеса, все равно надо сделать свою работу так, чтобы было интересно. Зритель-то не виноват, у него даже в мыслях не должно возникнуть, что актеру (композитору) чего-то там не нравится.“

- „Работоспособность? В театре всегда и все надо срочно и от этого никуда не денешься. Первые 10 лет трудно, потом привыкаешь. А на самом деле я ужасно ленивый.“

- „Каким из своих творений горжусь? Да никаким! Вот что-то создал, а потом осмыслишь и думаешь – здесь вот недоделал, тут вот не так… Гордыня – вообще один из пороков. К тому же она подразумевает окончание, а я считаю, что мне есть еще, чему учиться и куда расти. Я до сих пор считаю, что я не все могу, я учусь.“

- „Мне уже за 40, а я еще ничего не достиг…“

     В последних словах - главный ингредиент рецепта успеха от Сергея Гальперина. Смотреть на свои достижения не сверху вниз, а снизу вверх, бояться не успеть сделать все то, что задумал. Вот где у этого парня кнопка, то есть тот самый моторчик, который непрерывно толкает вперед и не дает покоя. Слышать такие слова от Сергея Владимировича в высшей степени удивительно, но при этом понимаешь, что это не поза.  Это продолжение пути.

Сергей Гальперин

«Учебное пособие для начинающих наркоманов»

     Старый покосившийся дом. Открыв скрипучую дверь, СТАРИК вышел на крыльцо, прищурился на яркое летнее солнце, зевнул, перекрестив беззубый рот, спустился, кряхтя, со ступенек, подошел к такой же, как и он сам, древней скамейке, сел, сладко потянулся, так, что даже захрустели все кости, оглядел сидящих вокруг него людей и, изредка щурясь на солнце, начал неторопливый разговор.

     СТАРИК: Давным-давно, когда я еще был достаточно юным человеком, настолько юным, что мог даже учиться в школе, мы придумывали себе разные забавы. Например, соберемся впятером, достанем «Беломор» или «Любительские», распотрошим папироску, набьем в «гильзу» вместе с табаком немного анаши и пускаем «косячок» по кругу. (Он достал видавший виды кисет, старую обожженную трубку и, не торопясь, делово, стал набивать табак.) Между нами, «Беломор» завсегда впереди остальных папирос шел, потому как его «забивать» легче: «гильза» не мнется, да и когда дело подходит «пяточку подбивать» или «паровоз запускать», табак не высыпается, а это, согласитесь, милое дело. (Старик чиркнул спичкой, поднес к трубке огонек, раскурил, прижимая «сопло» большим пальцем, сладко затянулся, выпустил в небо струю едкого сизого дыма, опять прищурился на солнце и, вспомнив о чем-то своем — далеком, забытом ,- с нежной грустью сказал.)  Так наши «школьные годы чудесные» в «сиреневом тумане» и проплывали. (Опять задумался, затянулся и добавил.) Такие дела.

     Были у нас в школе два человека. Хорошие такие парни. Один даже школу успел с отличием закончить. Да вот беда: пристрастились они к «заморскому зелью» - кокаину.  Как улучат свободную минуту, так бегом в туалет. Откроют заветную коробочку, и давай нюхать: чем это, мол, мой кокаин сегодня пахнет? А чем ему, окаянному, еще пахнуть?  Кокаин — он и в Африке кокаин. Что только с этими ребятками не делали: и старшеклассники их били, мол, давай, делись, не жадничай, и малыши их «закладывали», мол, какой ты нам — пионерам — пример подаешь! В общем, мешали ребятам заниматься любимым делом. Так те выход из положения все ж нашли. Поднимет, например, один руку и скажет: мол, дорогой мой учитель, я прошу прощения, но не будешь ли ты столь любезен отпустить меня до туалета и обратно. Ну, учитель, добрая наивная душа, отпускает страдальца. А «страдалец», глядишь, через пяток минут и приходит. И ноздря у него в чем-то белом, и глаз — соловьем. А тут и второму в то же отхожее место приспичило. И у того после прихода воротничок яко пудрой припорошило. Так вот и учились они на «4» и «5». Только один раз промашка вышла: нюхнул один из них этой заморской гадости, да то ли вдох дюже великий сделал, то ли гипертонией страдал, а, однако, лопнул у него в носу какой-то сосудик, юшка-то рекой и потекла. Так и не смогли остановить. На вторые сутки приставился. (Затянулся опять смачно старик и добавил.)  Такие дела.

     Или вот еще. Был на моей памяти такой случай. Я уже постарше был, в институте учился. Познакомился с одним парнем. Хороший человек, душа общества. Две любимые вещи у него были: гитара, отцом подаренная, и «машинка», в больнице украденная. Научился он, яко алхимик, из мака опиум вываривать. Выварит, бывало, порцию-другую, заправит «машинку», руку жгутиком перетянет — и ну вены ковырять. Вену всковырнет, желтоватую жидкость вкачает, иголочку вытащит, «рубчик» замажет, шприц — вещь ему дорогую — в коробочку положит, жгутик отпустит и тащится. Аккуратность во всем любил. Да вот только аккуратность-то эта его и подвела. Если уж ты «на иголочку сел», то сидеть на ней тоже аккуратненько надо. Колоться, - как таблетки принимать, - через определенные часы нужно. А тут, как на беду, указ вышел об истреблении маковых посевов. И не из чего стало опиум вываривать. И начались у бедного парня «ломки». Да такие, что не приведи Господи. И не вытерпел он этой муки адской, и сбросился из окна с восьмого этажа. (И, взглянув на свою погасшую трубку, старик добавил.) Такие дела.

(Он достал видавший виды кисет и, не торопясь, делово, стал снова набивать табак, щурясь на яркое солнце.)

     Многие говорят: «Колеса — самый безопасный вид транспорта». А я так разумею, что и на «колесах» можно черти куда укатить. Это ведь как и поскольку принимать. Одна моя знакомая наглоталась аспирину, так еле ее откачали. Откачать-то откачали, а волос она все-таки лишилась. И не только волос, но и бровей, и ресниц. Посмотришь — ни дать ни взять, что болванка для шляп, разве что только с глазами. Так вот полгода и ходила эдакой болванкой. (Старик чиркнул спичкой, поднес к трубке огонек, раскурил, выпустил в яркое солнце струю едкого сизого дыма и добавил.) Такие дела.

     Было время, когда мода на керосин пошла, особливо на авиационный. Нанюхаешься этого керосину, - так ли, с мешком ли на голове, - и ловишь «глюки». Разные «глюки» попадались. Порою такие, что и понять нормальному человеку нельзя. А иногда и можно понять, да не хочется. А иногда хочется, но... Сидели мы с парнем в общежитии, «глюки» отлавливали, вдруг он как вскочит, да как побежит. Добежал до балкона, крикнул: «Погодите, я с вами!» - и прыгнул. А ведь шестой этаж. Кого он там догонял, я так до сих пор и не знаю. (Крепко задумался старик, посасывая трубку. Затем покачал старой головой, мол, «нет, никогда мне этого не узнать», и добавил.) Такие дела.

     На общем фоне всех этих «нюхачей», «машинистов», «колесников» и «керосинщиков» блекло смотрятся другие, которых называли не иначе, как «гурманами». Среди них те, кто нюхал хлорэтил, то есть простую «заморозку», какую футболистам дают ноги отмораживать, и те, кто чудеса с хлорофосом показывает. Был у меня в знакомых один такой чудик. Он в кружку пива из баллончика хлорофосом пшикал. Пшикнет три раза, размешает и пьет. Так он этот коктейль «трипшиком» и называл. Хороший парень, порядочный семьянин, но однажды конфуз вышел: записался он в стройотряд и стал проходить медкомиссию. Вдруг ему говорят, что, мол, проверка на реакцию Вассермана дала положительный результат. Он начал бить себя в грудь, мол, чист я перед Богом и женой. Провели повторный анализ, ан нет, - результат тот же. Стали выяснять, в чем же тут загвоздка? Оказалось, что этот его «трипшик» вступил во взаимодействие с кровью, с разложением и перерождением последней. (Старик оглядел присутствующих и усмехнулся.) Такие дела.

     Что самое интересное, так это то, что и женский пол не менее мужского дюже охоч до всяческих «забав» и «чудес». И даже более того, до каких изощрений, бывает, доходит женский разум! Этого нам с тобой и после литра не выдумать! Захожу однажды на женскую половину в общежитии за некоей надобностью. Глядь, а лучшая половина человечества «удавочкой» балуется. Берут полотенце общежитское белоснежное, вафельное, вокруг нежной шейки разок обернут и тянут за два конца в разные стороны. До самозабвения, до одури тянут, пока та, у которой шейка перевязана, не упадет. Тогда другие, что за концы тянули, оным полотенцем руки ей держат, поскольку начинают те размахиваться, яко крылья, потому как организм человеческий тоже не дурак — он дышать любит, а тут такая оказия, вот он воздуху и требует. Зато какие сны в эту пору снятся! Был у меня и такой грешок. Смотрел я сны сим образом. Может, и поныне продолжал бы такой «шутихой» забавляться, если бы не боялся. А чего, мол, бояться, спросите вы? А я вам расскажу чего. Девушки-то эти каждый божий день «удавочкой» баловались и однажды переусердствовали малость: уснула одна из баловниц сном вечным, сном неправедным. (Старик посмотрел на давно погасшую трубку и горько вздохнул.) Такие дела.

     А вот еще на память пришло. Будучи в школе, узнал я один рецептик для великого кайфа: промокашка обыкновенная замачивается в наркотике с притягательным названием ЛСД. Затем, когда высохнет, разлиновывается она, родимая, на ровненькие прямоугольнички — 4 на 4, общим счетом шестнадцать. И, сидючи на уроке, можно оторвать прямоугольничек и положить его, сердешного, под язык, взамен валидола. Один лоскутик — кайф, два лоскутика — глубокий, долгий кайф, три лоскутика - «вечный» кайф. Но опять же с этим делом аккуратность нужна, чтобы не хватить лишка ненароком, как те три подружки на пикнике, которым одной дозы мало показалось, так они по два прямоугольничка проглотили. Одна-то оклемалась, а две другие «вечный» кайф словили. (Старик постучал трубкой о каблук, выбивая пепел, и, засовывая ее в свой бездонный карман, куда канули спички и видавший виды кисет, добавил.) Такие дела.

(Встав с древней, как и он сам, скамейки, СТАРИК подошел к крыльцу, взялся за ручку двери, собираясь войти в свой старый покосившийся дом, но вспомнив еще что-то, обернулся к присутствующим.)

     Надысь шел я «Бродвеем» - так у нас наша главная улица зовется. Да — чу! - знакомый запашок в ноздрю ударил. Глядь — ребятишки анашой развлекаются. Хотел я им чегой-то сказать, а потом подумал: «Пускай их развлекаются. На нашем кладбище места еще много». (Старик дернул скрипучую дверь, обернулся и уже за порогом добавил.) Такие дела. (И закрыл дверь.)

* * *

     (1) «Объявим войну наркомании!» - этот призыв неоднократно слышишь с экранов телевизора. (2) Шатающийся парень с безумными глазами демонстрирует прямо в объектив камеры, будто боевые раны, свои исколотые руки... (3) Вот семнадцатилетний«мудрец» мрачно философствует по поводу утраченного смысла жизни, давит окурок и запивает свой пессимизм какой-то жидкостью из граненого стакана. (4) Против кого же мы боремся, против кого воюем, из-за чего ломаем копья?

     (5) Я однажды спросил у одного известного педагога, который работал директором школы, прежде чем подался в активную политику: почему так много говорят о наркотиках? (6) Не оборачивает ли такая агитация порок в сверкающую фольгу поддраззнивающего удовольствия? (7) И знаете, что мне ответил директор: «Зачастую об этом говорят лишь потому, что не знают, о чем еще говорить с детьми!» (8) И действительно, пойти в поход, поехать в картинную галерею, обсудить умный спектакль — вот это требует недюжинных сил, таланта, умения найти общий язык с детьми, увлечь их, заинтересовать! (9) Куда проще заниматься так называемой агитацией: и цель благая, и расходы небольшие, а результат... (10) А в результате, согласно статистике, количество наркоманов растет, страна деградирует, врачи, учителя, родители бьют тревогу. (11) Но только на этот набат мы отзываемся самым нелепым образом: мы строчим во все стороны из деревянных автоматов. (12) Серьезную проблему мы превратили в шоу, в тему для беседы. (13) А мне кажется, что об этом нужно меньше говорить — нужно учиться жить так, чтобы эта тема исчезла из нашей жизни. (14) Если человек активно занимается спортом, если он увлечен искусством, много читает, если его жизнь — это радостное творчество, то невозможно представить, что он добровольно все это у себя отнимет! (15) Не бороться нужно с наркоманией, а учить человека счастью. (16) Счастливые люди не пьют, не курят, они с упоением вдыхают каждый миг жизни, это для них — яркое небо, солнечное тепло, плеск речной волны, шепот любовного признания, детский смех... (17) Необходимо воспитывать молодого человека именно так, чтобы он понимал, что в этом вечном созидании жизни, в этом вечном и радостном строительстве своего дома, своей духовной отчизны и есть высшее счастье. (18) Не с лозунгами нужно ходить и не проводить конкурсы рисунков, где дети вместо смеющегося солнца рисуют каких-то уродцев, околевающих в стеклянном корпусе шприца.

     (19) Счастье — вот главное оружие против всякого порока, жизнь, заполненная величественной музыкой созидания, - вот территория света, где никто не слышал и никогда ничего не услышит про наркотики...                                                        (А. Торопов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...