игра-турнир "на лесных тропинках"
методическая разработка (6 класс) на тему

Мишутина Наталья Николаевна

турнир знатоков природы "На лесных тропинках", внеклассное мероприятие для 6класса, проводится в виде игры крестики - нолики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игра- турнир для 6класс36.01 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

                                            « Основная  общеобразовательная  школа №36»

                                 

              Внеклассное мероприятие

                                                Турнир знатоков природы

                                                                                       Приготовила

                                                                                        Классный руководитель

                                                                                        6  «А» класса

                                                                                         Мишутина Н. Н.    

                                       Старый Оскол – 2012        

Внеклассное мероприятие в 6 «А» классе  

 турнир знатоков природы    «На лесных тропинках»  

Цели и задачи:

1. Выявить интеллектуальные способности детей, способствовать развитию мышления, познавательной активности, скорости реакции, интереса к чтению

2. Развивать навыки коллективного поведения,  создание атмосферы взаимовыручки, товарищества, ответственности за порученное дело.

3. Воспитывать чувство солидарности, здорового соперничества, любви к природе и животным.

Оборудование:

  1. Игровое поле с названиями конкурсов (конкурсы охватывают различные области знаний)
  2. Реквизит, необходимый для конкурсов (карточки с конкурсами в ходе игры передается командам и жюри)
  3. Знаки «снежинка» и «звездочка» для заполнения табло.
  4. номера столов №1 и №2, комплект номерков для участников жеребьёвки , 2 коробочки;

Участники: В игре участвуют две команды по 6 человек и их болельщики

Ход игры

I. Организационный момент. (Звучит тихая музыка)

Ведущий:  - Дорогие ребята, уважаемые гости!

Сегодня мы проводим игру-турнир  знатоков природы “На лесных тропинках”.

Ознакомление с правилами игры.

Жеребьёвка.

- Для начала игры мне необходимо провести жеребьёвку.

Сейчас каждый, кто желает играть, берёт из этого ящичка номерок.

-А теперь, внимание!

Представляю участников игры:

 За столом №1 сидят …, капитан ….  ,их болельщики за столом № 1.1

 За столом № 2 сидят …, капитан …. ,их болельщики за столом № 2.2

 Ведущий: Удачи вам, ребята! Ни пуха, ни пера.

В ходе жеребьевки одна из команд получает название «1», а другая – «2».  Капитаны разыгрывают знаки «снежинка» и «звездочка» для заполнения табло.

   Капитан берет на себя руководство свой командой на время игры: поддерживает  дисциплину, организует работу над общим заданием, умело распределяет задания между игроками команды.

Правило игры.

Команды участвуют в игре, результаты игры отражаются на специальном экране на основе 16 квадратов. В квадратах - задания.

  1. Капитан команды «1» получает право первым выбрать квадрат с заданием, но выполняют его обе команды.
  2. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее справилась с заданием.
  3. Победившая команда получает право закрепить свой знак на табло и выбрать  номер следующего квадрата.
  4. В игре побеждает команда, занявшая большее количество квадратов.
  5. Зрители участвуют в игре, пока команды выполняют задания, или же помогают своей команде.
  6. За нарушение дисциплины, шум команда может быть наказана.

Задания турнира

     I. Загадки черного ящика.

1. В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей.

Философы, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим слушателям строение Вселенной, то есть он служил наглядным пособием. (Лук.)

2. В черном ящике лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина - Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям, можно из него и масло получить, пережженные имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную». Что за лакомство лежит в ящике? (Шоколад, получаемый из какао-бобов.)

II. «Что? Где? Когда?».   Раунд 1

Ведущий читает задание. Команды получают листочек с вопросом, ответ обсуждают и записывают на листочке. Обсуждение заканчиваются через одну минуту, проверяется  правильность ответа.   За каждый правильный ответ  получают звезду или снежинку.

  1. Когда-то в XVII веке моряки, впервые побывавшие на берегах неведомой земли, рассказывали, что там обитают на редкость причудливые существа. Рост их порой достигает человеческого, они двуногие, как птицы, передвигаются скачками, как лягушки, а голова у них, как у оленей. О каких животных идет речь? (Кенгуру.)

Раунд 2

2.   Живут они в лесах и кустарниках Австралии и Тасмании. Их два вида: австралийская и гасманская. Основная их пища -муравьи и термиты. Охотятся они на них, как и муравьеды, при помощи языка. Зимой впадают в спячку, а весной линяют, сбрасывая старую шерсть и иглы. Так же как и елей, сворачиваются в колючий шар, быстро роют землю и вмиг закапываются. У них малый рост, а сила не по росту велика. (Ехидна.)

Раунд 3

3.   Этот гигант высотой всего 1,5 метра, зато длиной - до 4,5 метров, а вес у него - три с половиной тонны. Чаще всего покоится в реке или озере, над поверхностью видны лишь глаза, уши и ноздри. Животное производит впечатление крайне вялого и неповоротливого. Не внешность обманчива, он прекрасно бегает, свиреп в драке. Хотя большую часть времени находится в воде, кормится животное на суше. В переводе с греческого название животного звучит так: «речная лошадь». (Бегемот.)

Раунд 4

4.  Ни один отряд зверей не распространён так широко по свету, и ни в одном отряде нет такого изобилия видов - более 1700, это 2/5 всех млекопитающих. У них очень характерная зубная система. Хорошо развиты резцы, коренные зубы, а клыков нет. Что это за отряд? (Грызуны.)

Раунд 5

5.  Эти сумчатые животные - самые очаровательные представители австралийской фауны. Это ночные животные. Днем неподвижно сидят на деревьях. Единственная пища этих симпатичных флегматиков - молодые побеги эвкалипта, в сутки они съедают около 1 кг. Пища у них переваривается при помощи микробов. Животное ведет малоподвижный образ жизни. Вначале европейцы звали их австралийскими ленивцами. В переводе с австралийского название их звучит так: «никогда не пьющий воду». Их почти истребили ради красивого меха, затем охота на них была запрещена. Легко приручаются и привязываются к своим хозяевам, но почти не встречаются в зоопарках, так как их невозможно прокормить. (Коала.)

Резерв   6.   Эти истинные вампиры обитают в Америке, у всех бульдожьи морды, у всех нет хвоста, резцы с острыми краями, клыки с отточенными вершинами, чтобы молниеносно наносить аккуратный порез. В слюне вампиров есть особое вещество, которое не даёт крови свертываться. Сами по себе раны не страшны, но кровь не останавливается часами. Укушенные животные часто заражаются бешенством. Особенно страдает домашний скот.

- Что за животные эти вампиры? (Летучие мыши.)

III. Практические задания. «Бросай-ка»

  Члены команды по очереди бросают мяч в корзину, называя при этом какое-нибудь животное или растение, за каждое попадение в корзину, команда получает 1 балл. Болельщики могут помочь своей команде заработать баллы.

 IV.   «Почемучка».

1.  Почему цветы красивые и душистые? (Чтобы привлекать насекомых.)

2.  Почему птицы осенью улетают? (Им не хватает корма.)

3.  Почему репейник колючий? (Это приспособление для переноса семян.)

4.  Почему лист зеленый? (Он содержит зеленый пигмент -хлорофилл.)

5.  Почему поют птицы? (Отмечают гнездовые участки, привлекают самок.)

6.  Почему кошка так часто умывается? (Кошка слизывает с себя свой запах, так как она охотится из засады и жертва не должна ее учуять.)

7. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Птица бросит гнездо, если тронуть яйца руками.)

8. Почему в жару собака высовывает язык? (У собак на теле нет потовых желез, через язык идет охлаждение.).

V.   Игра со зрителями (за ответ – приз)

В этой коробочке  лежит то, без чего не может обойтись ни один человек. Когда не было этого, то древние люди вместо него использовали глину. Это иногда

применяют в игре дети для развития легких, пуская мыльные пузыри. (мыло)

VI. «Кто сколько живет?».

Продолжительность жизни растений, животных, птиц самая разная. А задумывались ли вы, кто сколько живет?    В деревне Донгези в Тибете с 1942 года не зарегистрировано ни единой смерти! Сегодня в этом населенном пункте насчитывается 6 тыс. человек. Самый почтенный недавно отметил 142-летний юбилей, а 188 человек живут по 130 и более лет,

Ведущий называет животное, растение и т. д. Команды называют приблизительную продолжительность его жизни. Выигрывает команда, назвавшая более точную цифру.

Пауки - 1-2 года                     Сазан 9-12 лет                 Квакша- 10 лет                   Шука-10-12 лет

Крокодил - 60 лет                  Крыса-3 года                   Черепаха - 300 лет             Морские свинки-7 лет

Лебеда - 1 лето                      Корова-20-25 лет  

VII. «Путаница».

Дети получают листочки со стихами, в которых «перепутаны» слова.

Переставьте слова в нужном порядке.

Пингвины - жители пустыни,

Ужата очень любят дыни,

Шоферы знают толк в малине,

Ребята ползают в трясине.

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине,

Неспешно ходит черепаха,

Могучий еж не знает страха,

Колючий лев в траве таится,

За ним охотится лисица.

Нет ни склада тут, ни лада...

 Переставьте все как надо!

Правильное:

Пингвины плавают на льдине,

 Ужата ползают в трясине,

Шоферы возят груз в машине,

Ребята очень любят дыни.

Верблюды - жители пустыни,

Медведи знают толк в малине,

Неспешно ходит черепаха,

Могучий лев не знает страха,

Колючий еж в траве таится,

За ним охотится лисица.

VIII.    «Кто ответит быстрее?» (викторина).

1.   Какой зверек вьет гнезда на траве и кустах? (Мышь малютка.)

2.   Пользу или вред приносит барсук зимой? (Барсук зимой спит.)

3.   У какого зверя детеныши рождаются зимой? (V медведицы.)

4.   С открытыми или закрытыми глазами спят рыбы? (У рыб нет век, они спят с открытыми глазами.)

5.   Из древесины какого дерева делается посуда, в которой долго не прокисает молоко? (сосны.)

6.  Назовите самого опасного врага тли. (Божья коровка.)

7.  Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)

8.  Какое дерево в нашей местности цветет последним? (Липа.)

9.  Какие рыбы зимуют стаями? (Лещ,)

10. Кто крупнее - бурундук или белка? (Белка.)

11. Чем питаются новорожденные летучие мыши? (Молоком матери.)

12. Как часто меняется хвоя у сосны? (Через 2-3 года.)

13. У какого хвойного дерева в шишках орехи? (У кедра.)

        IX.   «Найди животное».

В предложенных двустишиях нужно найти спрятавшееся животное. Выигрывает тот, кто за определённое время найдет больше животных.

1.    Я захожу во все заливы,

       Ищу какой-нибудь поживы. (Щука.)

2.    Нашел я чей-то шлем. Ура!

       Мне не страшна теперь жара. (Лемур.)

3.    Немногие найдут мой след:

       Я здесь, а кажется, что нет. (Гиена.)

4.    Как жаль, что мне запрещено

       Кусаться и ходить в кино. (Щенок.)

5.    Смотрите, лен около ив,

       Как голубой ковер, красив. (Теленок.)

6.    Дышать легко, закат пылает,

       Прохладный вечер наступает. (Коза.)

7.    Следы костра у самой пальмы,

       Кора в ожогах - факт печальный, (Страус.)

8.    Гром грохотал, весь лес трясло,

       Но я гулял грозе назло. (Слон.)

9.    Промчались летние деньки –

       Увянут скоро васильки. (Корова.)

X.  «Жалобы».

Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и определить, о ком идет речь и какую пользу оно принесет.

Жалоба 1.   «Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают, чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая».

Ответ: это жаба. Одна жаба охраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу -они исчезнут.

Жалоба 2.  «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».

Ответ: летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная, она уничтожает вредных насекомых.

XI.    «Ситуации».

У членов команд наборы карточек с цифрами «1», «2», «3». По сигналу ведущего поднимается карточка, указывающая правильный ответ.

Карточка 1.

Ведущий. Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что подарите любимой подруге?

1.  Искусно сделанный пластмассовый букет.

2.  Несколько благоухающих цветов.

3.  Огромный букет этих нежных цветов.

(За правильный ответ - 1 очко, если объясняют почему -дополнительное очко.)

Карточка 2.

Ведущий. Вы всей семьей или классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты «Мишка», пили лимонад и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы...

1. 1. Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.

    2. Все бросили в костер.

    3. Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой, чтобы        выбросить в контейнер для мусора.

II. 1. Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, и ушли.

     2. Залили костер водой или засыпали землей.

     3. Разбросали недогоревшие головешки по поляне.

Карточка 3.

Ведущий. Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите?

1.   Оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему.

2.   Положите птенца в гнездо.

3.   Возьмете домой и будете держать его в клетке. (То же.)

Подведение итогов игры.

Награждение победителей.

Итоги на игровом поле отмечаются условными знаками. Команды награждаются призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по лесной тропинке"

Сценарий выступления на экологическую тематику....

ОМ "Путешествие по лесной тропе"

Открытое мероприятие для 2 - 4 классов "Путешествие по лесной тропе"...

лесные тропинки таёжных лесов Северо-Запада

Мы с вами живём в зоне средней и южной тайги. Коренными для области являются еловые леса, покрывавшие в прошлом большую часть территории.На Корейском перешейки на песчано-валунных Мы с вами...

Конспект образовательной деятельности по логоритмике "Осенними лесными тропинками"

В данном материале представлены логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста....

Веселые старты "Лесные тропинки зовут"

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:                  * Развивать двигательные умения и навыки....

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...