По лесной тропинке
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Занятие - путешествие
« По лесной тропинке».
Цель:
познакомить детей с хвойными растениями наших лесов, выяснить их сходства и отличия;
развивать речь, воображение, творческие способности;
воспитывать бережное отношение к при
Подготовила Ляшовская М.В.
2010 -2011 уч. год
1.Орг. момент.
Лес… Это сказочный мир. Присмотритесь, прислушайтесь… Лес полон загадок и тайн. Он многих приютил. Растения умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
( давайте закроем глаза и понюхаем лесной воздух – пихтовое масло)
( читает подготовленный ученик)
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Ну, а теперь начнём наше путешествие. Чтобы деревья пустили нас к себе в царство природы, нужно выполнить задание на зелёной страничке.
2. « Зелёная страничка»
Пришёл, говорят, в лес, а за деревьями леса не увидел. Что означает эта поговорка в переносном смысле, всем известно : надо на вещи глубже смотреть, шире, и не только замечать то, что бросается в глаза.
А какие вы знаете пословицы о лесе? (ответы детей)
А мои пословицы рассыпались, помогите их собрать.
Чем дальше в лес, словно седой
Лес седой родные брат и сестра
Лес и вода тем больше дров
Не бывает леса без деревьев и кустарников. Весной и летом многие из них усыпаны цветами. Всё лето шелестят они листвой. А осенью листья осыпаются, и лишь зелёные иголки останутся зимовать под снегом. Попробуем сегодня хоть немного приоткрыть тайны зимнего леса.
3. « Загадочный конкурс» ( по мере разгадывания загадок появляются картинки с изображением деревьев)
Дышит и растёт, а ходить не умеет. (растение)
Царства тёмного жильцы Что же эта за девица:
Ползут в разные концы, Ни швея, ни мастерица,
Неустанно влагу пьют, Ничего сама не шьёт,
Всем растеньям жить дают.(корни) А в иголках круглый год? (ель)
Её всегда в лесу найдёшь. Его весной и летом
Пойдём гулять и встретим. Мы видели одетым,
Стоит колючая, как ёж, А осенью с бедняжки
Зимою в платье летнем. (ель) Сорвали все рубашки.(лиственница)
Из семейства сосен, ёлок, а зимует без иголок. (лиственница)
- Как можно назвать эти деревья одним словом? (хвойные)
- А какие ещё хвойные растения есть в наших лесах? ( кедр, пихта, сосна, можжевельник)
- Давайте подойдём к ним поближе и послушаем о чём они говорят.
ФИЗМИНУТКА.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязли в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну, а мы идём, идём
И к себе приходим в дом.
4. Остановка « Зелёный друг». ( Разговор деревьев: показывают свою хвою и шишки)
- Узнать меня может всякий,- говорит Ёлка Лиственнице. – В каждом доме в новогодний праздник стоят мои наряженные подружки. У меня самый звонкий и певучий голос: и по сей день не только скрипки, но и другие музыкальные инструменты делают из меня. Еловый лес называют ельником. Наши широкие ветки –лапы эластичные и пружинистые. Мы боимся сильного ветра: корни находятся почти под самой поверхностью. Такие корни не всегда могут удержать могучее дерево.
- Ты забыла сказать, что колючие зелёные иголки на тебе круглый год,- напомнила Лиственница. А мои узкие плоские хвоинки мягкие и нежные. Как только на всех деревьях начинают опадать листья, я желтею, и мои иголочки сыплются, словно дождик с неба.
- А мои хвоинки пошире, чем у ёлки,- сказала Пихта.- Они плоские, с тупым кончиком, они мягкие и не колются, сверху они тёмно – зелёные, а снизу – бледнее. А ствол мой с тонкой, гладкой серой корой, а ветки пушистые. Шишки на моих ветках всегда смотрят вверх, они запечатаны смолой. Мы –Пихты – стройные деревья – великаны, а лес наш – дремучее царство.
-А мы, очень величественные деревья, -гордо сказала Сосна. На открытых местах мы поселяемся первыми, поэтому нас прозвали пионерами леса. Корень уходит глубоко в почву и , словно якорь, удерживает дерево даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц. В её шишках вкусные семена. По медно –жёлтому стволу стекают из трещин капли смолы, или, как её называют, живицы.
- А в книге рекордов Гиннеса сообщается, что самой большой поросшей лесом территорией в мире являются обширные хвойные леса на территории России и 38 % из них – это сибирская лиственница.
5. Отдых на полянке « Береги природу».
Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. Оно требует усилий всех государств и народов. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается международный день охраны окружающей среды. В нашей стране принят ряд законов об охране природы. В Конституции написано: «Граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства».
Лес приносит много пользы, поэтому люди научились беречь леса. Они следят, чтобы деревья не болели, гасят лесные пожары и сажают новые деревья взамен срубленных. Занимаются этим работники леса.
Лесник – главный человек в лесу. Он знает, где и как растут деревья. Какие из них можно рубить, а какие нет. Знает лесник и повадки обитателей леса. Лесников не так уж много в нашей стране. Но лесов у нас очень много. И работа у лесника трудная и опасная. Он живёт в лесу, вдали от города. Десятки км в день ему приходится проходить пешком, на лыжах. В лесных хозяйствах специально к новому году выращивают небольшие ёлочки, чтобы и радость в каждом доме была, и лес не пострадал.
Сценка « На лесной опушке». (девочки в сарафанчиках рассказывают стих)
Лапы ёлок прикрыли избушку,
Где живёт дядя Вася – лесник.
Приходите к нему на опушку-
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерёг он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
( Дядя Вася выходит и садится на пенёк. Дети подходят к нему и, присев на корточки, слушают его).
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны,
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
6. « Вопросы для всезнаек».
- А давайте, ребята, расскажем дяде Васе, о чём мы сегодня узнали.
- Назовите хвойные растения наших лесов.
- В чём их особенность?
- Чем они полезны?
-Почему лиственница так называется?
-Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели – нет?
7. Итог.
Ну, вот и нам пора возвращаться домой.
Наступает Новый год
Что он людям принесёт?
У каждого, кто трудится,
Кто честен, добр и смел,
Пускай желанье сбудется,
Чего б он не хотел!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по лесной тропинке"
Сценарий выступления на экологическую тематику....
игра-турнир "на лесных тропинках"
турнир знатоков природы "На лесных тропинках", внеклассное мероприятие для 6класса, проводится в виде игры крестики - нолики....
ОМ "Путешествие по лесной тропе"
Открытое мероприятие для 2 - 4 классов "Путешествие по лесной тропе"...
лесные тропинки таёжных лесов Северо-Запада
Мы с вами живём в зоне средней и южной тайги. Коренными для области являются еловые леса, покрывавшие в прошлом большую часть территории.На Корейском перешейки на песчано-валунных Мы с вами...
Конспект образовательной деятельности по логоритмике "Осенними лесными тропинками"
В данном материале представлены логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста....
Веселые старты "Лесные тропинки зовут"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: * Развивать двигательные умения и навыки....
«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»
laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...