"Веселый этикет за столом"
презентация по теме

Родоманова Лариса Александровна

 

правила поведения за столом и правила этикета в гостях, в том числе и в день рождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zdorovya.docx16.32 КБ
Файл urok_zdorovya.pptx360.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок здоровья "Веселый этикет за столом"

Цель. Обобщение знаний об основных питательных веществах и их роли в обеспечении жизнедеятельности организма; развитие умения организовать полноценное разнообразное питание; закрепление навыков правильного питания; формирование правил поведения за столом и правил этикета в гостях, в том числе и в день рождения.

Оборудование.

  1. Мультимедийная установка.
  2. Компьютер или ноутбук.
  3. Таблица «Жиры. Белки. Углеводы».
  4. Кроссворд на доске.
  5. Набор салфеток.
  6. Песни крокодила Гены «День рожденья» и о Карлсоне «Смешной человечек».
  7. Призы самым активным.
  8. Музыкальный центр или бумбокс.
  9. Электронный диск «Этикет за столом».

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Познакомьтесь для начала со статистическими данными, которые говорят о влиянии различных факторов на наше здоровье.

Образ жизни (50–55%)

Состояние окружающей среды (20–25%)

Наследственность (20%)

Здравоохранение (10%)

– Что значит – вести правильный образ жизни?

Дети отвечают.

Учитель. Сегодня мы будем говорить, как правильно питаться, чтобы быть здоровым. И не зря наша тема называется «Веселый этикет за столом», где мы также рассмотрим правила поведения за столом и в гостях.

Ученик.

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Учитель. Как же правильно питаться, чтобы быть здоровым?

Дети отвечают. Затем правила правильного питания высвечиваются на экране. Дети читают и дают объяснение каждому правилу:

  1. Ешь разнообразную пищу.
  2. Меньше булочек и сладостей, а больше витаминов.
  3. Не ешь много жареного, копченого, соленого, острого. Это вредно!
  4. Пища не должна быть очень горячей или очень холодной!
  5. Ешь в одно и то же время.
  6. Обязательно позавтракай перед школой!
  7. Нельзя есть прямо перед сном!

Учитель. Не зря говорится, что надо есть разнообразную пищу. Очень важно, чтобы в ней содержались различные питательные вещества. Какие же питательные вещества могут содержаться в продуктах?

На экране:

Учитель. Белок – строительный материал для клеток. Нужно, чтобы вы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться.

Ученик 1.

Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже
Есть он и тебе поможет.

Учитель. Посмотрите, в каких продуктах белка содержится больше всего.

На доске таблица:

Белки

Жиры

Углеводы

Витамины

курица
молоко
яйца
сыр мясо
рыба
творог

растительное масло
сливочное масло торт
сметана

хлеб
картофель
вермишель морковь
яблоко
геркулес
апельсин
гречка
шиповник

ананас
капуста
апельсины
помидоры
(овощи, фрукты, ягоды)

На экране:

Учитель. Углеводы – топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы.

Ученик 2.

Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа –
Нам в тепло и непогоду
Поставляют углеводы,
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.

Учитель. Посмотрите по таблице, в каких продуктах углеводов содержится больше всего.

(Дети работают по таблице.)

На экране:

Учитель. Жиры – продовольственные и топливные склады (склад еды, топлива, одежды), прежде всего, строительный материал для мозга и нервной системы.

Ученик 3.

Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.

Учитель. Посмотрите, в каких продуктах жиров содержится больше всего. (Дети работают по таблице). Есть много жирного вредно для организма. Человек потом страдает болезнью «ожирение».

Учитель. Еще также необходимы для организма человека такие питательные вещества, как витамины, особенно полезны они детям. А в каких продуктах содержатся витамины? (Овощи и фрукты.)

Дети смотрят на экран.

Конкурс загадок.

  1. Один говорит: "Белая".
    Другой говорит: "Красная".
    Третий говорит: "Черная".
    Все трое правы. О чем они говорят?
  2. На жарком солнышке подсох
    И рвется из стручков...
  3. На лесной полянке
    Красуется Татьянка –
    Алый сарафан,
    Белые крапинки.
  4. Уродилась я на славу,
    Голова бела, кудрява.
    Кто любит щи, меня ищи.
  5. За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь – очень гладкая,
    На вкус – как сахар, сладкая.
  6. Красненькая матрешка,
    Беленькое сердечко.
  7. Красная мышка с белым хвостом
    В норке сидит под зеленым листом.
  8. Маленький, горький, луку брат.
  9. Была зеленой, маленькой,
    Потом я стала аленькой.
    На солнце почернела я –
    И вот теперь я спелая.
  10. Летом – в огороде, свежие, зеленые,
    А зимою – в бочке, крепкие, соленые.
  11. В землю бросишь крошку-блошку,
    Полежит она немножко,
    И гляди – уже растет
    Самоварчик-корнеплод.
  12. Что копали из земли,
    Жарили, варили?
    Что в золе мы испекли,
    Ели да хвалили?
  13. Растут на грядке зеленые ветки,
    А на них красные детки.
  14. Золотая голова велика, тяжела.
    Золотая голова отдохнуть прилегла.
    Голова велика, только шея тонка.

Ответы: Смородина. Горох. Земляника. Капуста. Морковь. Малина. Редиска. Чеснок. Вишня. Огурцы. Репа. Картофель. Помидоры. Тыква.

Физкультминутка.

Дети выполняют движения под песню «Смешной человечек».

Учитель. Чтобы быть здоровым, нужно не только правильно питаться, но необходимо соблюдать правила поведения за столом. Например: «Не торопиться, чтоб не подавиться!». А какие правила поведения за столом, ребята, знаете вы?

(Дети отвечают.)

Учитель. Что такое этикет? Для чего нужно соблюдать правила поведения за столом? (Дети смотрят на экран и объясняют значение слова «этикет»). Не зря наш урок так называется «Веселый этикет за столом».

Дети смотрят электронный диск «Этикет за столом», знакомятся со словом «этикет» и его происхождением и историей.

Учитель. Послушайте, как раньше относились почтительно к столу на Руси. Издавна на Руси стол считался почетным местом. На него нельзя было вставать ногами, класть посторонние вещи. Вести себя за столом надо было, как в церкви. Считалось, сколько за столом посидишь, столько и на этом свете проживешь!

Учитель. Это почтительное отношение к столу и к гостям осталось до сих пор, в том числе и в других странах.

Выступления учеников «А в разных странах…»:

  1. Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.
  2. У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений.
  3. В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома. А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.
  4. Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение.

Учитель. Очень важно, как правильно сервировать стол. От того, как накрыт стол, возрастает аппетит, приятно есть приготовленную пищу. Какие столовые приборы вы знаете? Посмотрите внимательно на экран и правильно накройте на стол.

Игра «Правильно накрой на стол»

Выходят 2 ученика и накрывают на стол. Остальные ученики сравнивают, правильно ли накрыт стол и выбирают победителя. Победителю вручают приз.

Конкурс «Я – САМ!»

Учитель. Красиво сложенная салфетка придаст вашему столу законченный вид. Давайте каждый из вас попробует сейчас красиво сложить салфетку.

(Выбирается самый лучший ученик и награждается призом.)

Учитель. Есть определенные правила поведения в гостях. Как надо вести себя в гостях?

(Дети отвечают.)

Учитель. Какой ваш самый любимый праздник? Почему вы любите свой День Рождения?

Ученики.

Сегодня день рожденья
Не чей-нибудь, а мой.
И я бегу скорее
Домой, домой, домой.
Там ждут меня подарки
От всех моих друзей:
Машины, книги, марки –
Не комната – музей!
Я всем скажу спасибо
И позову за стол.
Пусть без подарка даже –
Улыбки хватит мне.
Я стал сегодня старше
И, может быть, умней.
И, кажется, сильней!
И, кажется, длинней!
И, кажется, взрослей!

Физкультминутка. Ученики поют песенку крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже…», сопровождая движениями.

Учитель. Поговорим о подарках. Подарок – знак внимания. Говорят: «Даренному коню в зубы не смотрят». Почему? Всегда важно поблагодарить за подарок. Что можно подарить своему другу в день рождения?

(Дети смотрят на экран и отвечают.)

Конкурс «Разгадай кроссворд»

Учитель. В конце урока мне хотелось бы проверить как хорошо вы знаете правила поведения за столом? Для этого отгадайте кроссворд на экране.

Итог урока «Проверь себя».

Учитель. Какие правила этикета и правильного питания, ребята, вы запомнили? Назовите их.

Дети отвечают. По ответам учеников составляются «Правила поведения за столом», которые затем вывешиваются для других ребят в столовой. Самые активные ребята награждаются.

Приложение


<<< Формирование представлений об окружающем мире

Веселый этикет

Предлагаем вам специально подобранные стихи для детей на тему этикет: знакомство, идем в гости, приятного аппетита, извинение, волшебные слова, разговор по телефону, прощание.

Все стихотворения отличает то, что они написаны с большим чувством юмора, и, в тоже время, учат тому, что такое правила этикета, и как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек.

Представления о правилах поведения могут различные у разных народов, в разных странах.

А вот как, например, представляет себе этикет Кролик из сказочной повести Льюиса Кэролла (пер. Б. Заходера)
"Алиса в стране чудес":


Пропали перчатки,
И веер пропал!
Ну, как же теперь
Мне явиться на бал?!
Ведь я не могу нарушать этикет!!!
Все скажут, что Кролик
Разут и раздет!..







Владение речевым этикетом предполагает умение правильно выбирать вежливые слова в разных ситуациях. Вежливость - это выражение добрых отношений между людьми. Правила этикета вырабатывались на протяжении многих столетий. В старину люди вежливое обращение могло звучать иначе, чем сейчас, например, у Пушкина в сказке
"О царе Салтане":

"Князь им вымолвил тогда:
- Добрый путь вам, господа!".


Несостоявшееся знакомство.
(В. Левин)

Билли и Долл
Полезли на стол -
Знакомиться с новым котом.
Первым был Билл.
Он шишку набил.
А Долли свалилась потом.


Из песенок Винни-Пуха.
Утренняя песенка
(Б. Заходер)

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Тарам-парам, тарам-парам -
На то оно и утро!

Под вечер - скоро спать пора,
Хозяева зевают...
Вот если гость пришел с утра -
Такого не бывает!

Да, если гость пришел с утра
Ему спешить не надо.
Кричат хозяева: "Ура!!!"
(Они У-жасно Ра-ды!)

Недаром Солнце в гости к нам
Приходит в гости по утрам!
Тарам-парам, тарам-парам -
Ходите в гости по утрам!

Очень вежливый индюк.
(Б. Заходер)

Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
- Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости -
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!

Я и сам,- кричал Индюк,-
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя - пример
Замечательных манер:
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана!

Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь
как рыба?
Говори: "Приду, спасибо!"
Ты не будь свиньей,
Свинья,-
Ждет тебя Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,
Однако
Так никто и не пришел -
Ни Корова,
Но Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды
Все они - балды-балды!

И добавил
С высоты
Своего величия:
- Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!


Воскресный завтрак.
(В. Левин)

Однажды утром в воскресенье
Уселась муха есть варенье,
Но вдруг
Паук
Как прибежит! -
Испортил мухе настроенье
И перебил ей аппетит.

Учтивый разговор.
(В. Левин)

История очень вежливая и не слишком короткая.

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал:
"Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:
"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".

Тогда
англичанин
толкнул
англичанина
и сразу сказал:
"Извините -
нечаянно".

На что собеседник любезно ответил:
"Простите,
но я ничего не заметил".
"Нет-нет,
это вы, ради Бога, простите".

"Простите,
но что мне прощать?
Объясните".
"Как - "что мне прощать"?
Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас,
но мне не понять,
что именно
должен я вам извинять!"

Тогда
англичанин толкнул
англичанина
и сразу сказал:
"Извините.
Нечаянно".

На что собеседник
любезно
ответил:
"Простите, но -
я ничего не заметил!"

"Нет-нет!!!
Это вы,
ради Бога, простите!"
"Простите,
Но что мне прощать?!
Объясните!"
"Как - "что мне прощать"?
Неужели не ясно?!!"
"Сэр, вы беспокоитесь,
право, напрасно:
я рад бы простить вас,
но мне не понять,
что именно
должен я вам извинять".

Тогда
АНГЛИЧАНИН
ТОЛКНУЛ
англичанина!
И сразу сказал:
"ИЗВИНИТЕ НЕЧАЯННО!"
Но тут собеседник ответил иначе:
"Простите,
но я вам, пожалуй, дам сдачи".
И вежливо-вежливо
два англичанина
друг друга
до ночи
тузили
отчаянно.

Размышления после очень вежливого разговора.
(В. Левин)

По вкусу
Стоит досолить
И завтрак, и обед.
Немножко
Можно пошалить,
Плохого в этом нет.
Подраться
Нужно иногда -
За слабого, к примеру.
Но
Даже вежливость -
Беда,
Когда забудешь меру.

Пожалуйста.
(А. Кондратьев)

Отменить, что ли,
слово "Пожалуйста"?
Повторяем его поминутно.
Нет,
Пожалуй, что
Без "Пожалуйста"
Нам становится
Неуютно.


Алло, это море?
(Р. Сеф)

Алло!
Это море?
Алло!
Это море?
Вы слышите,
Черное море,
Меня?
Ракушку я взял,
И стою в коридоре,
И очень волнуюсь,
На берег звоня.
Я вас узнаю
В этой гулкой
Ракушке.
Я слышу
Хрустящий прибой
На песке.
Алло!
Это ветер
Качает верхушки
Седых эвкалиптов
В прибрежном леске.
Алло!
Это парус
Летит на просторе.
Алло!
Это рыба
Плывет в глубине.
Алло!
Отвечайте мне,
Черное море!
Алло!
Отвечайте,
Пожалуйста,
Мне!


Мистер Сноу.
(В. Левин)

- Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
- Через час. Даю вам слово.
- Вот спасибо, мистер Сноу...


Голландские песенки.
Счастливого пути.
(И. Токмакова)

Карета кое-как ползет,
Усталый конь ее везет,-
Счастливого пути!

Усталый человек идет,
Рукой с лица стирает пот,-
Счастливого пути!

А в океанах корабли,
От родины своей вдали,-
Счастливого пути!

Пускай, кто едет, кто идет,
Всегда свой путь домой найдет,-
Счастливого пути!


По книге Т.С. Резниченко и О.Д. Лариной "Русский язык - от игры к знаниям". 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок здоровья "Веселый этикет за столом"

Слайд 2

влияние различных факторов на наше здоровье Образ жизни (50–55%) Состояние окружающей среды (20–25%) Наследственность (20%) Здравоохранение (10%)

Слайд 3

Человеку нужно есть, Чтобы встать и чтобы сесть, Чтоб расти и кувыркаться, Песни петь, дружить, смеяться. Чтоб расти и развиваться И при этом не болеть, Нужно правильно питаться С самых юных лет уметь .

Слайд 4

Правила питания Ешь разнообразную пищу. Меньше булочек и сладостей, а больше витаминов. Не ешь много жареного, копченого, соленого, острого. Это вредно! Пища не должна быть очень горячей или очень холодной! Ешь в одно и то же время. Обязательно позавтракай перед школой! Нельзя есть прямо перед сном!

Слайд 5

Белок строительный материал для клеток Чтобы вырасти ты мог, В пище должен быть белок. Он в яйце, конечно, есть, В твороге его не счесть. В молоке и в мясе тоже Есть он и тебе поможет.

Слайд 7

Белки Жиры Углеводы Витамины курица молоко яйца сыр мясо рыба творог растительное масло сливочное масло торт сметана хлеб картофель вермишель морковь яблоко геркулес апельсин гречка шиповник ананас капуста апельсины помидоры ( овощи, фрукты , ягоды )

Слайд 8

Фрукты, овощи и крупы – Удивительная группа – Нам в тепло и непогоду Поставляют углеводы, Нам клетчатку посылают, Витамины добавляют И энергией питают.

Слайд 9

Жир, что в пище мы едим, Очень нам необходим: Сохранит температуру, Повлияет на фигуру, Защитит от холодов, Шубой нам служить готов

Слайд 10

. Один говорит: "Белая". Другой говорит: "Красная". Третий говорит: "Черная". Все трое правы. О чем они говорят? На жарком солнышке подсох И рвется из стручков... На жарком солнышке подсох И рвется из стручков... На лесной полянке Красуется Татьянка – Алый сарафан, Белые крапинки Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи. За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар, сладкая. Растут на грядке зеленые ветки, А на них красные детки.

Слайд 11

Красненькая матрешка, Беленькое сердечко. Красная мышка с белым хвостом В норке сидит под зеленым листом. Маленький, горький, луку брат. Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я – И вот теперь я спелая. Летом – в огороде, свежие, зеленые, А зимою – в бочке, крепкие, соленые. В землю бросишь крошку-блошку, Полежит она немножко, И гляди – уже растет Самоварчик-корнеплод. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка

Слайд 12

Физкульт-минутка

Слайд 13

Еда для здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме "Этикет за столом. Продукты".

Разработка игровой программы для 3-4 классов по теме "Продукты"....

«Веселый этикет за столом». Беседа.

Мероприятие направлено на формирование знаний основных правил поведения за столом. Проведено в 5 классе....

Классный час на тему «Этикет за столом»

Ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;Поведение за столом.Назначение предметов.Умение накрывать на стол.Что как едят. Сервировка стола....

Технологическая карта урока английского языка в 3 классе по учебнику Биболетовой М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. «Английский с удовольствием» по теме: «Этикет за столом: традиции чаепития в Англии»

аннотоция:  урока  английского языка разработан  по учебнику Биболетовой М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. «Английский с удовольствием» по теме: «Этикет за столом: традиции чаепития ...

Технологическая карта урока английского языка 3 класс «Правила этикета «За столом».

Технологическая карта урока английского языка 3 класс «Правила этикета «За столом»....

Презентация Правила этикета «За столом» 3класс

Презентация Правила этикета «За столом» 3класс...