Классный час на тему: Мы имеем право"
классный час (5 класс) по теме

Мазарова  Марина Александровна

Классный час

«Ты имеешь право…»

Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция», рассмотреть                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

            некоторые направления «Конвенции о правах ребёнка» (право на имя, на                                                                                      

          жизнь, на своё мнение, на образование).

Задачи: 1. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение,                                                                                                                                       

                   восприятие.

              2. Воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся 5-ых         классов, развивать коммуникативные качества учащихся.

Ход мероприятия.

1 этап. «Конвенция» - основной документ о правах ребёнка.

Зарина:

- Ребята, сегодня мы поговорим о правах детей, т. е. о ваших правах. Как вы думаете, какие права должен иметь ребёнок?(Право на жизнь, на отдых, на образование, на медицинскую помощь)

Учитель:

- Сейчас вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учёбы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

Зарина:

- Но о детях заботятся не только в семье. Существует Организация Объединённых Наций (ООН), принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Так вот в 1989 году эта организация приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребёнка». Конвенция – это соглашение, договор, в котором государства дают обязательства соблюдать права каждого ребёнка. СЛАЙД 1

Учитель:

- Ребята, а гражданами какой страны вы являетесь?(Мы являемся гражданами России.)

Так вот, наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.

Зарина:

-Каждый ребёнок с момента рождения имеет право на жизнь, на имя, родительскую заботу, гражданство, на выражение собственного мнения, на образование, отдых, лечение, досуг, на общение с родителями, на защиту.

Дамир. Я ничего не понял.

Учитель:

Тогда давайте это себе представим…

2  этап. «Право на имя». СЛАЙД 2

Учитель:

- Ребята, внимательно послушайте отрывок из известной вам сказки: «…И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щёлкнуло, цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Её так и прозвали … Дюймовочка».

Учитель:- Слово Дюймовочка это что? (имя)

Учитель:- А как назвал Папа Карло мальчика, которого он выстругал из полена?(ответы детей – Буратино)

Учитель:- Буратино – это что? (имя)

Учитель- Ребята, как вы думаете, о каком праве мы сейчас говорили? (ответы детей – Мы говорили о том, что каждый человек имеет право на имя.) СЛАЙД 3

Учитель:-Да, ребята, в «Конвенции о правах ребёнка» говорится о том, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя.  

И сегодня Батршина Жасмин приготовила вам стихотворение  Владимира Агапова « Дорожите именем своим!»:

Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имён

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечером и утречком, спросонок. Слушайте

Их звучный перезвон:

Света, Миша, Сашенька, максим…

Сколько знает каждый, сосчитайте!

Никого, друзья, не обижайте…

Дорожите именем своим!

 

Учитель:- Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. Это первый документ ребёнка. Он есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая заботится о его благополучии.

Итак, первое право, которое имеет каждый ребёнок – право на имя.

3 этап. «Право на жизнь».

Учитель:- А сейчас, давайте, посмотрим отрывок из сказки. Ели вы почувствуете, что герою сказки угрожает опасность, тихонько поднимите руку.

Сцена встречи Колобка с лисой. (Сказка «Колобок») СЛАЙД4

- Какая опасность угрожает Колобку? (Лиса может съесть Колобка.)

- Какое право нарушила лиса в сказке? (Я думаю, что лиса нарушила право Колобка на жизнь. Она не должна была есть его.)

- Да, ребята, лиса нарушила право, которое имеет каждый человек, и оно также записано в Конвенции – это право на жизнь.

- А в каких сказках, которые вы знаете, также нарушается это право? («Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка»)СЛАЙД 5

- Каждый человек должен сам стремиться защищать себя и свою жизнь, в том числе и дети: прежде всего не впускать никого чужого в дом, вступать в доверительные разговоры с незнакомыми людьми, соблюдая правила дорожного движения, не играть с огнём.

- Ребята, на примере Колобка с каким правом мы познакомились?(Ответы детей – право на жизнь.)СЛАЙД 6

4 этап. « Право на образование».

Перед детьми на доске плакаты с изображением ситуаций, связанных с образованием. (Буратино идёт в школу, мама учит сына читать)СЛАЙД 7

Учитель:- Ребята, глядя на картинки, сформулируйте следующее право. ( Все дети имеют право на образование.)

Зарина:- Конечно, каждый ребёнок имеет право на образование, он учиться в школе, пишет, читает, играет с друзьями. У вас есть «волшебные друзья», которые помогают вам развивать своё мышление, сообразительность, а главное хорошо учиться. Отгадайте, о каких волшебных друзьях идёт речь?

Загадки.

1. Стоит дом:

Кто в него войдёт,

 Тот и ум приобретёт. (Школа.)

Учитель:

2. Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То найдёшь на всё ответ. (Буквы.)

Зарина:

3. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

- Итак, о каком праве мы говорили? Ребята, вы имеете право на образование и ваша задача хорошо учиться.СЛАЙД 9

5 этап. «Право на отдых».

Учитель: А сейчас ребята из нашего класса продемонстрируют сценку из сказки а вы скажите какое право здесь нарушено СЛАЙД 10

На сцене Золушка с метлой.

Золушка.

Дразнят Золушкой меня,

Оттого что у огня,

 Силы не жалея,

 В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

Прячу я печаль мою,

Улыбаюсь даже.

Но неужто никогда

Не уйти мне никуда от золы и сажи?

Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Ведь это очень вредно не поехать на бал, когда ты этого заслуживаешь! Хочу, хочу, чтоб счастье вдруг пришло ко мне! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди!

Звучит музыка.

Появляются фея, крёстная Золушки.

Фея.

-Здравствуй, дорогая крестница!

Золушка.

-Крёстная! Дорогая крёстная! Ты всегда появляешься так неожиданно!

Фея.

-Ты хочешь поехать на бал?

Золушка.

-Да, крёстная, но…

Фея.

-Не, спорь, не спорь, ты поедешь туда. Очень вредно не ездить на балы, когда ты заслужил это. Ты поедешь на бал в отличном платье. Вот моя волшебная палочка. Сейчас буду творить чудеса! Обожаю эту работу!

Фея взмахивает палочкой.

Учитель:Какое право здесь нарушено?

-Конечно, дети имеют право на отдых.СЛАЙД 11

6 этап. «Право на медицинскую помощь». СЛАЙД 12

Какое право изображено на этой картинке?

Конечно дети имееют право на мед.помощь! СЛАЙД 13

7 этап. « Право на собственность».

- А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни, а вы назовёте какое это право.

Сценка «Чужой телефон».

Выходят дети с портфелями и кладут их.

1 ученик:

- Ты не пойдёшь на физкультуру?

2 ученик.

- Нет, я освобождена.

Все уходят, кроме 2 ученика. Он садится и начинает рисовать.

2 ученик.

-Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у Саши.

Начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его, читает сообщения. В это время входит 1 ученик.

-Почему ты открыл мой портфель? И играешь моим телефоном?

-А что такого, я же ничего не взял, только посмотрел. Разве нельзя?

Учитель.

-На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете, ребята? (ответы детей)

- Это право называется – правом собственности. Т. е. каждый человек, в том числе и ребёнок имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой- либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.

8 этап. «Права и обязанности».

Учитель.

-Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

-Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: «я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя». Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Обратите внимание на вопросы, которые даны на доске.

-Можно ли не допускать ссор?

-В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми? СЛАЙД 14

Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Разыгрывается сценка.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из- за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка.(садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- папа а может 500 рублей и договоримся?.

Учитель.

- Назовите ошибки в поведении членов семьи?

(на доске табличка « обязанности») СЛАЙД 15

- Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

Учитель.

- Давайте, подведём итог нашего классного часа и ответим на вопросы.

Вопросы:

- Кто является ответственным за обеспечение прав детей? (Родители несут ответственность за воспитание ребёнка. Государство обеспечивает защиту детей.) СЛАЙД 16

- В каком международном документе записаны права детей? (Конвенция о правах ребёнка.)

- Какие основные права вам известны? (Рисунки детей.)

- В каких сказках нарушались права детей?

Учитель:- Порознь, поодиночке не одолеть то, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а вместе - сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто взялся за дело вместе, - целый дом готов! Соединяет людей дружба, и вместе они живут счастливо!

- Все дети на Земле любят свой дом и свою семью и хотят жить весело, радостно и дружно.

Байкарова Камилла и Миннибаева Малика подготовили стихотворение про дружбу:

Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица – с небом, как травы – с лугом,

 Как ветер – с морем, поля – с дождями,

 Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь , и птица

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету –

 Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Учитель.

- Конвенция о правах  ребёнка очень важный документ. Она существует для того, чтобы защищать вас от обид со стороны взрослых. Это главная цель этого документа. А еще цель этого документа четко знать не только свои права , но и обязанности, а обязанности –это законы писанные и не писанные. Соблюдая закон сохраняете своё достоинство, честь и совесть. Давайте будем честны перед друг другом, делать добро безвозмездное добро не ожидая вознаграждения за него. 

- Ребята, пусть в вашем доме всегда будет мир, покой и счастье. Пусть вас окружают добрые и отзывчивые люди, хорошие и верные друзья.

 Презентация итогов.

 

 

 

 

                                                    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: Мы имеем право"

Классный час «Ты имеешь право…» Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция», рассмотреть...

Классный час по теме "Конвенция о правах ребенка"

Классный час по теме "Конвенция о правах ребенка"...

Классный час на тему "Я имею право"

Интерактивное занятие с  видеоматерилом подготовленным детьми более старших классов....

Классный час на тему «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», 7 класс

Цели: расширить представление детей о здоровом образе жизни; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков здорового обр...

Классный час на тему: "Ты не прав, если ты не знаешь прав"

Классный час на тему: "Ты не прав, если ты не знаешь прав"Цели:- дать представление о правах ребенка;- объяснить детям, что означает понятие «право»;- рассказать, ...