Духовно-нравственное воспитание во внеурочное время
статья на тему

Рамазанова Светлана Александровна

Доклад на Рождественских чтениях в декабре 2011 года . Г. Можайск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ramazanovoy.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы духовно-нравственного образования и просвещения в

современной школе. Внеклассная и внеучебная работа.

Учитель МОУ СОШ №1 г. Можайска Рамазанова Светлана Александровна

 Духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

Именно поэтому педагогический коллектив нашей школы  в 2010 году приоритетным направлением своей деятельности избрал духовно-нравственное воспитание школьника.  

      Ключевыми словами всего этого общего содержания школьника, в основе которого лежат духовные и нравственные ценности, единые и общие для всех россиян вне зависимости их отношения к религии и религиозной принадлежности, являются слова: гражданин,  гражданское воспитание и образование.

 Основу этой работы составляет внеклассная и  внеучебная  деятельность. В своей работе использую традиционные и нетрадиционные методы.

Классные часы, беседы, диспуты, конференции, уроки-экскурсии, исследования, проектные работы считаю основной формой воспитательной работы вообще и духовно-нравственного воспитания в частности. Циклы классных часов, бесед по духовно- нравственной тематике различны.

С пятого  класса со своими подопечными  провожу беседы на темы:

  «Не обманывай», «Умей дружить»,  «Твоя семья», «Черты нравственного человека» , «Люби учиться», «Мир духовности» и др. Здесь используются такие формы, как тестирование, самоанализ, занимательный аутотренинг, ролевые игры, сочинения по нравственной тематике, анкетирование, круглые столы, мозговые штурмы.

       Регулярно проводятся конкурсы и выставки детского рисунка, посвященные светским и православным датам; конкурсы стенных  газет и плакатов - традиционная и интересная форма работы.

   Приведу пример. Для участия в слёте патриотических объединений «Светозар»  мои ученики 9 «А» класса  приготовили открытку, изобразив на ней Никольский собор методом «киригами» (объёмная открытка). В результате в номинации «Поздравительная открытка городу в честь 780-летия» заняли первое место. Создавая макет красивейшего собора, ребята изучали историю храма. Несомненно, такая форма внеклассной работы формирует духовно- нравственные качества.

             В своем докладе на 9 Рождественских чтениях министр образования Антонова Л.Н. отметила, что очень важным аспектом  в деле духовно-нравственного воспитания является школьный музей. За время существования в нашем музее побывали все обучающиеся школы, родители, гости. При нём  работает краеведческий кружок. Ежегодно я, как руководитель музея, ставлю определённые цели и задачи. Например, в 2006-2007 годах работала по программе духовно- нравственного воспитания «История моей семьи и история моей Родины». Цель программы - воспитание неравнодушного гражданина своей страны, который будет жить достойно и пользоваться заслуженным уважением окружающих. Изучая семейно-родовой уклад, дети осваивали следующие темы: история моей семьи; мама - добрый, любящий меня человек; отец- моя опора в жизни; традиции в семье; история моей фамилии; бабушки и дедушки в семье; родные места и родной дом; моя семья в истории города и Родины; родословное древо моей семьи; наш семейный архив. Тематика программы позволила учащимся сделать вывод: семья – это труд по развитию души, это обучение смирению и жертвенности.

     Проводя исследования, дети отмечали, что издавна для семьи важно было  и жилище. Поэтому решено было изучить, в каких домах жили люди и живут сейчас, как украшали (интересовали только частные дома). Мы рассматривали деревянные дома на старых улицах города и делали вывод о том, что человек всегда стремился к прекрасному, духовному. Мы любовались изумительной резьбой и отмечали, что она своим узором повествует о родной земле, о её истории, о христианских символах; рождает радость. Во время таких экскурсий мы встречаемся с интересными людьми, находим единомышленников. А результаты нашей работы становятся музейными экспонатами. Оформлены стенды «История моей семьи в истории города», собраны материалы о родословных учеников и их семей, изготовлен альбом «Деревянное кружево города Можайска». Дети же приобрели ещё один духовный опыт.

         Реализуя духовно-нравственное воспитание школьника, 2008-2010 годах я вместе с обучающимися нашей школы собирала материалы по истории  церквей  и монастырей г. Можайска. Надо отметить, что начало этой работе было положено ещё летом 2008 года, когда наш город отмечал 600-летие Лужецкого монастыря. 80 детей, находившихся в лагере дневного пребывания, 6 июня  организованно пришли на этот праздник. В этот день дети почувствовали большую радость, обогатили свою жизнь.  В дальнейшем   течение двух лет учащиеся знакомились с историей церквей и монастырей родного края, собирали материалы о святых города, составляли маршруты духовного краеведения. Дети получали азы христианской грамоты, нравственной жизни.

       Одной из интереснейших форм духовно- нравственного воспитания  считаю составление маршрутов духовного краеведения. Это небольшая исследовательская работа. Приведу пример. Изучая во внеурочное время историю Спасо-Бородинского монастыря, я поставила перед учениками проблемный вопрос: как почитали христиане память воинов, прославившихся на Подмосковных землях. Дети хорошо знают, что Спасо-Бородинский монастырь воздвигнут в честь подвига Александра Тучкова, защищавшего Отечество в 1812 году, и подвига жены (Маргариты Михайловны), молившейся о муже. На занятии говорится и о святой Рахили (схимонахиня монастыря). Ученики перечисляют святыни, находящиеся в монастыре: церковь Спаса Нерукотворного, усыпальница Тучковых, часовня на могиле преподобной Рахили. В конце занятий вместе делаем вывод: главной особенностью, духовной сутью Спасо-Бородинского монастыря всегда была непрестанная молитва о павших на Бородинском поле воинах.

     Во время проведения таких творческих мероприятий происходит духовное единение детей, учителей и родителей. Эта деятельность пробуждает в ребятах, привыкших к готовым «информационным продуктам», стремление искать и размышлять. Это серьёзная работа, а сегодняшние дети именно такого серьёзного отношения к себе и ждут.

     Незаменимой формой духовно-нравственного образования и просвещения в современной школе  во внеурочное время считаю экскурсию. Экскурсии  в Бородино, по Подмосковью, в музеи Москвы, но самые интересные - это подготовленные  учащимися. В музее активисты проводят экскурсии на следующие темы:

«Можайск в годы Великой Отечественной войны», «Можайск литературный»,
«Обзорная экскурсия», «Русская изба» (с инсценировкой сказки). Разрабатывается экскурсия «Святые места города Можайска».

     Особенно привлекает учащихся работа по изучению истории улиц города, экскурсии-путешествия. Самое удивительное и интересное, что дают такие экскурсии,- это  убеждение в огромной стойкости  памяти народа о давным-давно прошедших событиях. А ещё дети убеждаются, что главное богатство города - это люди, с которыми им посчастливилось рядом жить.

     Духовно-нравственное воспитание - это и воспитание уважения к традициям той школы, где учатся дети. Поэтому мы стали изучать историю нашей школы и народного образования в Можайском районе.

     Работа, проводимая в этом направлении, на мой взгляд, способствует восстановлению нарушенных связей между поколениями,  формированию духовной культуры личности школьника, возникновению гармонии между людьми.     Верю в то, что деятельность учителя позволит обществу выйти из порочного круга беспамятства, когда каждое новое поколение позволяет себе унижать предыдущее. Итак, что есть духовность? Мудрец ответит просто - путь к себе. А осваивать этот путь детям должна помочь школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Доклад "Приемы формирования духовно - нравственной культуры воспитанников во внеурочное время"

Приемы работы используемые во внеклассной работе по духовно - нравственному воспитанию в коррекционной школе во внеурочное время....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Воспитание сказкой»

Программа внеурочной деятельности «Воспитание сказкой» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с легкой умств...