Доклад "Приемы формирования духовно - нравственной культуры воспитанников во внеурочное время"
статья (8 класс)

Любивая Татьяна Георгиевна

Приемы работы используемые во внеклассной работе по духовно - нравственному воспитанию в коррекционной школе во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад27.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    «Безнравственный человек – значит бессовестный»      

                                                                                                                                                   (К. Д. Ушинский).

 

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Вопросы  нравственного развития, воспитания, совершенствования человека  волновали  общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить  жестокость  и насилие, проблема  духовно - нравственного  воспитания  становиться все более актуальной.

Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Принято считать, что именно школа должна обеспечивать  как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.

О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС  второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников в России утверждена не так давно.  Стратегия развития и воспитания   рассчитана до 2025 года. Стандарт ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные  правила и нормы.

В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

В работе над созданием подобной подпрограммы рекомендуется пользоваться Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Содержание этого документа согласуется с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании».

Главная цель концепции — раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений. Согласно концепции, деятельность школы должна быть направлена на формирование сознательного гражданина и воспитание патриота.

В концепции освещаются такие вопросы:

модель школьника — выпускника;

задачи, условия и результаты школьного воспитания;

структурные компоненты  и основное содержание программы воспитания и социализации школьников;

перечень и раскрытие сути основных общенациональных ценностей.

В концепции детально раскрыто:

содержание всех ключевых задач воспитательного процесса;

направления воспитательной деятельности;

система организации воспитания;

формы и методы духовно-нравственного развития школьников.

Указывается на необходимость осуществления воспитательного процесса через целостный комплекс мер, который должен реализовываться и на уроках, и во время внеурочных мероприятий.

Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:

общешкольные праздники;

коллективные творческие дела;

интеллектуальные викторины;

конкурсы;

изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;

ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;

просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;

проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;

организация дискуссионной формы общения;

создание проблемных ситуаций;

решение практических задач.

Перед общеобразовательной школой на сегодняшний день  ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии со своими интересами и  интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника.

   Особенно актуален этот процесс для детей с  ограниченными возможностями  здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать активную жизненную позицию, найти место в социуме, жить  полноценной жизнью,  дали ему право быть полноправным хозяином собственной жизни, членом общества. У этих детей не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на решение специфических задач – коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы, социально психологической адаптации.

В этой связи  работа воспитателя состоит в том, чтобы правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества.

Сложность процесса воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остается такой же и для массовой школы, но существуют и специфичные для специальных учреждений принципы:

1.Единство обучения и воспитания в процессе исправления недостатков психофизического развития.

2.Доступность воспитания – организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностях детей.

3.Воспитание в труде.

4.Уважение к личности ребенка параллельно с разумной требовательностью.

5.Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании - всестороннее изучение личности детей и определение воспитательного воздействия с учетом выявленных индивидуально-типологических особенностей детей.

6.Рещающая роль воспитателя в формировании личности.

В специальной (коррекционной) школе воспитание рассматривается как целенаправленное развитие каждого растущего человека как личности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека. Целенаправленное формирование личности человека предполагает её развитие в соответствии с индивидуальными физиологическими и психологическими способностями.

В процессе воспитания необходимо формировать у ребенка ценностные ориентации и убеждения, которые будут обеспечивать следование исторически обусловленным нормам поведения.

Считается, что нравственное воспитание является наиболее значимым направлением работы в специальной коррекционной школе. Оно предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных ценностей, выработки навыков и умений нравственного поведения.

Задачей нравственного воспитания является формирование у детей нравственных чувств и оценок, формирование нравственного сознания, опыта поведения, которое соответствует принятым нормам и традициям.

Любовь  к  родным, чужим, близким и далеким людям, сострадание, взаимопомощь, чувство ответственности, красоты, справедливости, правдивость – вот где заложены истинные основы человеческой личности. Наличие или отсутствие указанных качеств и создает то, что мы называем нравственный характер.

     Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки  к независимому жизнеустройству. Низкий уровень познавательных интересов, повышенная внушаемость, недоразвитие воли, а также искаженная самооценка - характерные черты незрелости личности умственно  отсталого ребенка. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью  эмоций.

 Кроме того, необходимо учитывать, что у некоторых детей наблюдаются аффективные вспышки, расторможенность, неразвитость элементарных человеческих чувств и эмоций – страха, обиды, смущения, которые вызваны действием не только средовых факторов, но и биологическими причинами. Данное определение ещё больше затрудняет процесс обучения детей моральным нормам.

То есть, своеобразное развитие проблемного ребенка затрудняет процесс его нравственного воспитания и может привести к закреплению отрицательных черт поведения. Поэтому важная воспитательная задача в специальной (коррекционной) школе  – помочь детям осмыслить, обобщить и выделить те нравственные нормы, которые им подлежит усвоить, так как проблемные дети затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении отношения и поведенческих актов, которые включены в педагогическую деятельность. При этом важно, чтобы дети проявляли личную заинтересованность в правильном поступке.

У наших воспитанников  с опозданием и трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Так как формирование высших чувств  предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа. Если не будет соответствующего воспитания, то место высших чувств по мере роста ребенка могут стихийно занимать элементарные потребности и эмоции.

В формировании правильного поведения у воспитанников  специальной (коррекционной) школы важную роль играют условия, в которых протекает их жизнедеятельность - режим дня, личный пример взрослых и др.

    Наиболее  актуальны в формировании нравственного сознания, чувств и привычек общественного поведения у обучающихся в  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида играют специальные методы и приёмы, некоторые  из них используются в моей практике.

Методы и приёмы формирования нравственного поведения

1.Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):

   • прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);

   • требование – просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);

   • требование – доверие («Я не сомневаюсь, что ты сможешь…».);

   • требование – одобрение («Молодец, вовремя помог товарищу».);

   • показ положительного действия («Посмотрите, как  нужно…».)

   •  контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и    привлечение их к самоконтролю).

2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности).

3. Общественно - полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения):

   • поручения;

   • организация конкретной помощи;

   • одобрение со стороны педагога;

   • организация соревнования.

Методы и приёмы формирования нравственного сознания

Информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.

 Практически – действенные методы - воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства). Эти и другие практически-действенные методы применяются в сочетании с различными информационными методами.

Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.

Большое значение в нравственном воспитании проблемных детей имеет правильное использование похвалы и наказаний, которые тормозят неправильные поступки и препятствуют превращению их в привычки, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого  ребенка, состояние его интеллектуального и эмоционально - волевого развития, а также учитывать возрастные и типологические особенности ребенка.

В нашей школе дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа построена  таким образом, где школа  для детей ,как второй дом, в котором  дают не только образование, но и созданы  условия для воспитания, развития, и реализации личности. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются  положительные черты  воспитанников, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т. е. коррекционно - развивающую среду.

Я, как воспитатель , постоянно и всесторонне изучаю воспитанников , особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом, исходя из этого подбираю  разнообразные  средства  педагогического воздействия на воспитанников. Наиболее распространённой формой является внеклассный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к внеклассному часу – это активное участие в нём всех воспитанников. Кроме того, в моей воспитательной деятельности  большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение воспитанников к своему поведению и поведению других людей ,участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение дома культуры,  музея так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников сложившимся в нашей группе.

Система воспитательных часов и коллективно-творческих дел, которые я разработала за четыре года, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет воспитанникам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Учитывая возрастные особенности своих воспитанников, я в течение учебного года провожу коллективные дела, которые помогают каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одногруппникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Поскольку для моих воспитанников очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, я опираюсь на те, доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекаю родителей к делам группы.

Стараюсь помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одногруппника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.

Моя работа, как воспитателя, в полной мере связана с направлениями воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.

Наша задача – воспитание в детях нравственных норм поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Духовно – нравственное становление детей и подростков, подготовка их к самостоятельной жизни – важнейшая составляющая развития личности. Духовность и нравственность – это приоритетные ценности, которые являются ключевой задачей современной государственной политики.

ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа – интернат»

                             Доклад

«Приемы формирования  духовно – нравственной культуры воспитанников во внеурочное время»

                                                    Воспитатель: Любивая Т.Г.    

                                    2020 – 2021 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При ...

Выступление на педагогическом совете «Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочное время».

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настояще...

Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочное время.

Данный материал знакомит с организацией работы исследовательского кружка "Истоки". Цель -  формирование духовно-нравственных качеств личности;  воспитание бережного отношения к историческому...

Выступление на Городском семинаре "Формирование духовно-нравственных ценностей воспитанников ГБОУ детско-юношеского центра" 27.02.2012г.

Выступление посвящено одному из значимых направлений социокультурной деятельности - патриотическому воспитанию учащихся....

Формирование духовно – нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования  построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственн...

Прграмма "Формирование духовно- нравственных ценностей воспитанников ЦССВ № 14 через восприятие классической музыки".

Программа тематических занятий, направленных на формирование духовно- нравственных ценностей....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников интерната через декоративно-прикладное творчество».

В современных условиях образования внеклассная и внешкольная работа приобретает важное значение, т. к. представляет возможности для углубления знаний по истории, культуре, народной педагогике, для при...