Классный час в 10 классе «В гости к самовару»
методическая разработка (10 класс) по теме

Стебунова Ольга Анатольевна

 

Цитата:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,                                       
Китайский чайник, нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
(А.Пушкин)  

 

Самовар является таким же символом России, как балалайка и матрёшка».                                                  

 

 Классный руководитель: Стебунова Ольга Анатольевна

 

                                                                                                                             Цель урока:

перелистать страницы многовековеков ой истории чая с начала его распространения до поры, когда он стал любимым напитком населения большинства стран.  Создать условия для проведения профилактических мер по укреплению здоровья школьников, прививать навыки этикета.

 Задачи:                    

ознакомить с историей чая, традициями гостеприимства; создать тёплый нравственный климат между детьми и их родителями; прививать умение оказывать знаки внимания, говорить добрые слова, проявлять лучшие качества личности.

                                                                                                                    Форма мероприятия:

чайное шоу у самовара

 

 Оформление:плакаты о чае, самоваре; пословицы о гостеприимстве, самовары, скатерти, матрёшки, игрушки, листы ватмана, фломастеры, компьютер.

 

Оборудование:

чайные сервизы, самовар, различные сорта чая, пирожки, блины, блинчики, скатерти, раздаточный материал заданий,баранки, пироги, пряники, варенье, мёд в вазочках; расписанный фарфоровый чайник с заваренным чаем, покрытый чистым полотенцем; белоснежные фарфоровые чашки на блюдцах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_10_kl.doc676.59 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ростошинская »СОШ

                    Классный час в 10 классе

«В гости к самовару»

Цитата:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,                                        
Китайский чайник, нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
(А.Пушкин)  

                                                                            «Самовар является таким же символом России, как балалайка и матрёшка».                                                   

 Классный руководитель: Стебунова Ольга Анатольевна

                                            Цель урока:

перелистать страницы многовековой истории чая с начала его распространения до поры, когда он стал любимым напитком населения большинства стран.  Создать условия для проведения профилактических мер по укреплению здоровья школьников, прививать навыки этикета.

                                                 Задачи: 

ознакомить с историей чая, традициями гостеприимства; создать тёплый нравственный климат между детьми и их родителями; прививать умение оказывать знаки внимания, говорить добрые слова, проявлять лучшие качества личности.

Форма мероприятия:

чайное шоу у самовара

 Оформление: плакаты о чае, самоваре; пословицы о гостеприимстве, самовары, скатерти, матрёшки, игрушки, листы ватмана, фломастеры, компьютер.

Оборудование:

чайные сервизы, самовар, различные сорта чая, пирожки, блины, блинчики, скатерти, раздаточный материал заданий, баранки, пироги, пряники, варенье, мёд в вазочках; расписанный фарфоровый чайник с заваренным чаем, покрытый чистым полотенцем; белоснежные фарфоровые чашки на блюдцах.

Ход праздника.

         1. Организационный момент. Фон музыки.

         2. Объявление темы праздника. «В гости к самовару»

         (Ведущие в русских костюмах)

         Ведущая. - Здравствуйте, гости дорогие!

         Ведущий. - Веселья вам и радости!

         - Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.

         Ведущая.- Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо!

         Ведущий. - Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару.

Самовар у нас хорош, прямо «генерал»! На столе стоит большой, пузатый, в медную броню одет, медали на солнце блестят. Резные ручки в бока упираются, кружевная шапочка на голове. Стоит важный, отдувается, пофыркивает, войско свое оглядывает: блюдца да чашки да ложки чайные.

Входит ведущая – Хозяйка: Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

                              Всем пить чай велит                                            

«Люди светские, простые,
Заходите, проходите
Чайку свежего откушать,                                  
Сказок наших послушать».
У нас все готово к чаепитию.

         3. Знакомство с традициями чаепития.

         

         Учитель: - что такое чай? как надо заваривать чай.

          Дети: – Напиток.

         Учитель:-Вот о чём мы сегодня будем говорить на нашем празднике.

        4. Знакомство с традициями чаепития.

Родители учащихся 10 класса

         -Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Всегда во все времена гостей встречали хлебом – солью и добрым отношением.

Горячий чай ароматен. Старые люди пьют его из блюдца с сахаром вприкуску. Молодёжь ждёт, пока чай немного остынет, и помешивает его ложечкой. Неспешно идёт беседа, обсуждаются общие проблемы, новости. За такими чаепитиями закладывается взаимопонимание, крепнут семейные отношенияСоединение чая с лимоном в одном блюде – это чисто русское изобретение

Родитель( говорит и показывает) как заваривать чай, знают почти все. Но не лишним будет напомнить некоторые маленькие секреты, которые помогут вам достичь настоящего совершенства в чайном искусстве.
Первое условие – мягкая вода, лучше всего ключевая или дождевая, а в городских условиях – очищенная фильтром или отстоянная.

Второе условие - кипятить воду долго нельзя, иначе она получается «тяжелой». Чаеманы внимательно следят за состоянием воды и, как только она начинает бить «белым ключом», выделяя мелкие пузырьки воздуха и как бы немного мутнея, заливают заварку. И, конечно, не подогревают воду и не кипятят ее второй раз.
Третье условие - предварительно нагреем заварочный чайник. Фарфоровая посуда – лучшая для заварки. Насыпаем в чайник чай из расчета чайная ложка на 1–1,5 стакана воды. По английской традиции добавляется еще одна ложка чая для самого заварочного чайника.

Четвертое условие - заливаем чай кипятком на две трети объема чайника, накрываем крышкой, затем полотняной салфеткой так, чтобы она лежала и на носике, и на крышке.
Пятое условие - черный чай настаивают 3–5 мин, зеленый – 5–8 мин, затем чайник доливают кипятком.

Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай – после первого настоя.

.          - В народе по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?

Дети зачитывают пословицы, подобранные дома.

-        «Выпей чайку – забудешь тоску»                  

-        Гостю почёт – хозяину честь.

-        «Чай пить – приятно жить"

-Хоть не богат, а гостям рад.

- Гость в дом – радость в дом…

          - Согласно древнему обычаю не полагалась расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его.

Учитель          - Что же это за напиток такой- чай? Почему он является такой популярностью?

Писатель -декабрист Н.А. Бестужев в своём рассказе «Шлиссельбургская станция» писал: «Чай – прекрасная вещь. В семействе чай сближает родных и даёт отдых от домашних забот. Гости садятся теснее около чайного Старики оставляют подозрительный вид и делаются доверчивее к молодым, молодые становятся внимательнее к старикам». А когда в доме покой, уют и взаимопонимание, то и здоровье сохраняется на долгие годы

о столика; нечто общее направляет умы к общей беседе.

         Чай – прекрасное косметическое средство. Он прекрасно очищает

          поры, а витамин Б-2 уменьшает сухость кожи. Заваркой можно  промыть глаза при коньюктивите.

Чай – используют как лекарство от многих болезней. Он  усиливает работоспособность, снимает усталость. Л.Н. Толстой писал: «Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать».

Выступление детей.(о пользе чая)

8 ученик.- Я хочу открыть секрет

          и полезный дать совет:

         Если хворь с кем приключится,

         Чаем можете лечиться.

         9 ученик.- Чай всех снадобий полезней,

         Помогает от болезней.

         Чай в жару нас освежает

         А в морозы согревает.

         10 ученик.- И сонливость переборет,

         И с усталостью поспорит,

         Сокрушит любой недуг

Чай здоровью- лучший друг!

Учитель

- Знаете ли вы, какая страна

          является родиной чая?

         Дети.- Китай.

Учитель -Там его стали использовать под названием «ча» около 5000 лет назад как лечебное средство, отгоняющее сон Однажды китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало  несколько лепестков с чайного куста- и вода потемнела, от неё начал исходить тонкий приятный аромат. Настой  попробовали – и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. В Китае за чаепитием не разговаривают, думают о смысле жизни.

 В России чай появился впервые в 1638году. Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. Вначале его использовали как лекарство. Беднякам он был недоступен, так как стоил очень дорого, поэтому крестьяне не имели представления, как его заваривать.

Учитель. только намного позже чай становится доступен всем. И в каждой семье любили вечером почаёвничать.

А из чего в старину пили чай? Отгадайте.

        «Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо».

 Догадались?

 Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. Поначалу туляки величали его самогреем, самокипцем. Но лучше всего народу пришлось слово самовар. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым.  Это чайная машина необычайно популярна на протяжении двух с половиной веков.  Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрочайник, но  до сих пор самовар воспринимается, как символ русского гостеприимства и радушия.

Ученица (про самовар)                                                      

Самовар является таким же символом России, как балалайка и матрёшка. Блестящий и пышущий самовар, который, как "водогрейный для чаю сосуд с медной трубой", по своим размерам мог быть большим (на несколько ведер), средним (около ведра) и маленьким (на 1-2 стакана).

Самовар был олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

Посидеть за самоваром рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Самовар поёт – гудит. Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар!

Самовар пыхтит, искрится – щедрый, круглый,золотой.

Озаряет наши лица он своею добротой

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,самоварного чайку!

Учитель - К чаю готовят угощение, пекут всякой вкусной сдобы. Мы для вас тоже её приготовили, но нужно сперва отгадать загадки.

Без рук, без ног,                            

А в гору лезет. (Тесто)

         Он бывает с толокном,

         С рисом, мясом и пшеном,

                  С вишней сладкою бывает,

                  В печь сперва его сажают,

                  А как выйдет он оттуда,

                 То кладут его на блюдо. (Пирог)

                  Отгадать легко и просто:

                 Мягкий, пышный и душистый,

                 Он и чёрный, он и белый,

                 А бывает подгорелый. (Хлеб)

 Молодцы, ребята! А кто ещё знает названия изделий из сдобного теста?

          Дети называют изделия из теста.

 

         5. Конкурсная программа.

           1. Предлагаю конкурс. (Конкурс между родителями и

        детьми).- Назовите популярные у нас сорта чая.

   2.Конкурс эрудитов. ( Участвуют родители и дети) Даётся слов «самоварчик». За 3 минуты из букв этого слова надо составить всевозможные слова. Победит та команда, где составлено больше слов.

  Учитель- В Китае во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в России за чаем общаются, поют частушки.

Раньше на Руси говорили: « А теперь отдохнем, дружно песню споём! И у нас настала пора спеть частушки!»

  Дети исполняют частушки, подготовленные дома.

1 Глянь какой стоит пирог,

 Пышки да ватрушки.

          Так споём же под чаёк

          Чайные частушки.

                   2  В пляске не жалей туфлей,

                    За столом заварки!

                    Запевай-ка веселей,

                    То-то станет жарко.

       3   Самовар шипит, блестит,

         Всё в нём так и пенится!

         Погляди-ка на себя,

         Вот это отраженьице!

4 Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

5 Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец - самовар.

6  Самовар пыхтит, искрится –

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

7 Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку

       8   Если б не было воды,

         Не было б и кружки.

         Если б не было девчат,

         Кто бы пел частушки?

Доктор (кто-то из родителей медицинская сестра)

Чай издавна прославляли как исцеляющий напиток и вначале применяли его как лекарственное средство. Восточный философ и врач Ибн Сина говорил: "Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, прогоняет леность".
Обведите в кружок названия тех витаминов, какие, на ваш взгляд, есть в чае?

1. витамин С

2. витамин В2

3. витамин Р

4. витамин К

5. витамин А

6. витамин В12

7. витамин D

8. витамин Е

Задание 2

При каких заболеваниях раньше рекомендовали пить чай и сейчас это делать не менее полезно:

1. расстройство желудка

2. против образования камней печени, почек

3. заболевания лимфатических желез

4. при всех простудах и воспалительных заболеваниях органов дыхания

5. повышение эластичности кожных покровов, ликвидация сухости кожи

6. лечения различных авитаминозов

7. улучшение состава крови, повышение количества красных кровяных телец

8. облегчает процесс кровообращения, нормализует кровяное давление

9. активизация деятельности головного мозга

10. предотвращение возникновения кариеса

11. противоядие при отравлении алкоголем, наркотиками, лечебными препаратами

12. средство от ожогов

Применение чая в народной медицине:

1. очень крепкий и сладкий горячий чай с молоком - противоядие при отравлении алкоголем, наркотиками, лечебными препаратами;
2. тёплый чай средней заварки с лимоном, чёрным перцем и мёдом -
потогонное средство при простудных заболеваниях дыхательных путей и лёгких;
3. крепкий охлаждённый настой смеси зелёного и чёрного чая с добавлением небольшого количества виноградного сухого вина (1 чайная ложка на 1 стакан) - средство для промывания глаз при воспалительных процессах век, засорении слизистой оболочки, а также при конъюнктивитах;
4. сок свежего чайного листа, экстракт чая или растёртый в порошок сухой чай могут служить
средством от ожогов;

 Учитель. Но за чаем пели не только частушки. Посмотрите, сколько нас сегодня за столом у самовара. А какие у всех разные имена. Давайте вспомним песни, где встречаются имена людей. Какая команда больше вспомнит, та и выиграет.

         Дети и родители вспоминают песни.

         -У каждой семьи есть своя любимая песня, свои традиции. Давайте послушаем песни в исполнении семей.

 Родители или родители с детьми исполняют любимую песню   семьи.

          - Молодцы! Как приятно было слушать песни в исполнении родителей, родителей и детей. А теперь посмотрим, какие вы художники

3. Конкурс «Художники» ( Участвуют 1родитель и 1 ребёнок )Рисуют чайник с закрытыми глазами

4 Конкурс-игра «Коробейники» ( Участвуют  родители и дети         в команде по 3человек). Участники берут в руки яркие подносы, на которых расставлены игрушки. Нужно пробежать по залу два круга , обогнуть табуретки и вернуться к линии старта.

         Учитель. – Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как  проходили чаепития на Руси.

Эй, ребята, не скучай!

Начинаем викторину -

Викторину «Русский чай»

1.        Кто открыл чай?

2.        Чем полезен чай для человеческого организма?

3.        Родина чая?

4.        В каком городе делают самовары?

5.        В какой посуде следует заваривать чай?

6.        Из каких растений, цветов можно заварить чай

7.        Сколько лет прошло с тех пор, как открыли чай?

      А что же осталось сделать?

           Хозяйка -Пригласить гостей на чаепитие.

 Учитель. Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен.

         Приглашайте гостей.!

         Ведущий  – Всех гостей мы угощаем

          Ароматным крепким чаем.

          Тех, кто чай с охотой пьёт,

          Стол накрытый давно ждёт!

          Ведущая .- Для всех вас, взрослые и детишки

          Калачи, ватрушки, пышки.

          Наливайте, не стесняйтесь,

           Сладким чаем забавляйтесь!

         Учитель.- Всех гостей приглашаем в нашу чайную!

Дружба и чай хороши, когда они крепки и очень сладки

«Припасли мы вам забавушек на всякий вкус: кому – правду, кому – сказка, кому - песенка. »  

«Чай пить – приятно жить"

«Выпей чайку – забудешь тоску»

«За чаем не скучаем по три кружки выпиваем»

Ведущие Хозяин

 А у  нас в классе тоже есть своя традиция с 5 класса. Мы отмечаем наши дни рождения и день рождения классного руководителя у самовара и это мероприятие мы назвали «Отдыхаем у самовара». Вот и сегодня у нас день рождение у Стебуновой Светланы. Мы поздравляем Свету с днем рождения и по традиции дарим ей в подарок песню  отдыхая у самовара с чаем под гитару.

                 

  Это уже наша классная традиция!

Звучит песня под гитару в исполнении 10 класса, а на гитаре играет ученик 10 класса Сысоев Андрей.

Пейте, люди, свежий чай – будете здоровы!

Кл, руководитель:

После чаепития улучшаются общее состояние, настроение. Люди становятся более благодушными и миролюбивыми, т. е. создаётся известный «моральный» эффект от чая. Этим можно объяснить тот факт, что при деловых встречах, в дипломатических кругах обычно переговоры ведутся за чашкой чая.

Звучит фонограмма  песни  «Наш красавец самовар». Праздник заканчивается чаепитием.


                                           

Спешите украсить праздники самоваром и к блинам испить ароматного чая из...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по технологии в 5-6 классах «В гостях у самовара»

Это мероприятие, рассчитанное на 1 ч. В основу  мероприятия  включены материалы, которые подготовили учащиеся 5,6,7 классов во время изучения раздела “Кулинария”. Мероприятие проводят они са...

В гостях у самовара

Семейный вечер-игра "В гостях у самовара"...

13"В гости к самовару" - презентация (итог проекта)

Совместная с детьми презентация по итогам работы над проектом...

Фольклорный час "В гостях у самовара"

Фольклорный час "В гостях у самовара" содержит историю создания самовара, стихи и песни о медном красавце, традиции чаепития....

В гостях у самовара

воспитательное занятие...

Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе «В гости к Самовару».

Цель: Развитие связной речи,через обучение составлению описательного рассказа....

Развлечение для детей и взрослых "В гостях у Самовара"

Цель: создать условия для воспитания у детей уважения к семье и семейным ценностям.Задачи:- развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности;- укреплять семе...