Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе «В гости к Самовару».
план-конспект на тему

Атрохова Евгения Сергеевна

Цель: Развитие связной речи,через обучение составлению описательного рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи в

 логопедической группе «В гости к Самовару».

Цель: Развитие связной речи, через обучение составлению описательного рассказа.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана.

Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

Уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда».

Развивать связную речь, учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить склонять существительные в родительном падеже (нет носика), упражнять в согласовании прилагательного с существительным (красная чашка), образовании прилагательных от существительных (чай – чайная, фарфор - фарфоровая), в употреблении антонимов (большой - маленький), образовании уменьшительной формы существительных (тарелка – тарелочка).

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.

Развивать координацию речи с движением,

Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование:

письмо от Самовара Самоварыча, конверт;

разрезные картинки по теме «Посуда»: синяя тарелка, красная чашка, желтая чашка, голубой стакан, оранжевый чайник, фиолетовая кастрюля; конверты для разрезных картинок;

плоскостные изображения предметов: чайник, чашка с блюдцем, сахарница, тарелка, супница, нож и вилка, кастрюля, сковорода, ковш;

коврограф, пары картинок – предметов посуды «Большой – маленький» (на «липучках»);

Слайд: верхняя часть - «Детали посуды», нижняя часть - иллюстрация предметов посуды с отбитыми частями;

импровизированный магазин с расставленной на прилавках посудой: металлический чайник, фарфоровая чашка, металлическая сковорода, стеклянный стакан, пластмассовый поднос, деревянная ложка, металлическая кастрюля.

слайд: «Схема для составления описательного рассказа»:

  • Что это?
  • Какого цвета?
  • Какого размера?
  • Части предмета (из каких частей состоит?)
  • Из какого материала сделана?
  • Какая по назначению? (к какой группе относится?);

слайды-схемы: «Цвет», «Размер», «Материал», «Назначение»;

телевизор, компьютер;

музыкальное сопровождение: фон для проведения коммуникативной игры, пальчиковой гимнастики, физминутки, «Звуки ярмарки», муз. фон, появление Самовар Самоварыча.

Предварительная работа:
Экскурсия с родителями в хозяйственный магазин.

Рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях из которых она состоит.

Разучивание коммуникативной игры «Здравствуй, друг!», физминутки «Посуда», пальчиковой гимнастики «Помощники».

Просмотр мультфильма, чтение произведения К.И. Чуковского «Федорино горе».

Беседа о мастерах, изготавливающих посуду, рассматривание иллюстраций мастерских, в которых изготовляют посуду.

Ход занятия:

I. Организационно-игровой момент:

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!».

(с фоновым музыкальным сопровождением)

Здравствуй, здравствуй,

Здравствуй, милый друг!

Здравствуй, здравствуй,

Посмотри вокруг!

Здравствуй, здравствуй,

Мне ты улыбнись!

Здравствуй, здравствуй,

Головкой поклонись!

Дети врассыпную маршируют по залу, к концу куплета встают в пары.

Взявшись за руки, выполняют «пружинку».

Пожимают друг другу руки.

Делают «пружинку», взявшись за руки.

Разводят руки в стороны.

Делают «пружинку».

Улыбаются, качая головой вправо-влево.

Делают пружинку.

Кланяются друг другу.

Звук бьющейся посуды Логопед обращает внимание детей на лежащие на полу «осколки». На одной из  разрезных картинок написано письмо. Дети собирают картинки.

Сообщение темы занятия:

Л о г о п е д. Как назвать эти предметы одним словом? (Посуда). Логопед читает  письмо, читает детям письмо от Самовар Самоварыча  с просьбой помочь вернуть посуду.

Письмо: «Здравствуйте, дети! Вам пишет Самовар Самоварыч. От меня убежала посуда. Я слышал, что мою посуду видели на ярмарке. Дети, помогите мне найти и вернуть посуду! Вы попадете на ярмарку, если соберете разбитую посуду».

Ну что ребята отправимся на ярмарку?

1, 2, 3, 4 , 5 будем мы сейчас опять,

смотреть, слушать, размышлять,

но друг другу не мешать,

внятно, чётко говорить,

не вертеться не шалить.

II. Основная часть:        

  1. Логоритмика.

Играет веселая музыка, шум ярмарки.

Л о г о п е д. Дети мы очутились с вами на ярмарке. А где на ярмарке мы можем найти посуду? (в посудной лавке, в магазине посуды, в посудном отделе).

Посмотрите перед нами посудная лавка.

2. Упражнение «Ветрина посудного магазина».

Логопед подводит детей к наборному полотну -  плоскостному изображению витрины. На верхней полке витрины с помощью магнитов закреплены плоскостные изображения чайной посуды (чайник, чашка с блюдцем, сахарница), на средне – соловой (тарелка, супница, нож и вилка), на нижней – кухонной (кастрюля, сковорода, ковш).
Логопед: Мы в отделе, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке?

Для чего нужна эта посуда? (Эта посуда нужна, для того чтобы пить чай)

Как ее называют? (Эту посуду называют чайная посуда)

Повторите это название. (Повторим вместе это название)

Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

Где и когда используют эту посуду? (Этой посудой пользуются за столом во время обеда)

Как ее называют? (Эту посуду называют столовая посуда)

Повторите это название. (Повторим вместе это название)

И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

Где и для чего нужна эта посуда? (Эта посуда нужна на кухне, в ней готовят пищу)

Как ее называют? (Эту посуду называют кухонная посуда)

Повторите это название. (Повторим вместе это название)

А теперь повтори еще раз, как называется посуда на каждой полке.

3. Зашумленные картинки .

4. Упражнение «Из чего – какой?» 

( «Схема-описание, обозначающая материал, из которого сделана посуда»)

Л о г о п е д. Давайте, обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда.

Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Как ее называют? (фарфоровая)

А кухонная посуда сделана из металла. Как ее называют? (металлическая)

Как можно назвать посуду, сделанную из дерева (например, ложка, скалка и т.д.)?

Как можно назвать посуду, сделанную из стекла (например, стакан, графин и т.д.)?

Как можно назвать посуду, сделанную из пластмассы (тарелка, поднос и т.д.)?

5. Физминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца –

Только стукни – разобьются.

Вот чайные ложки –

«Голова» на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

И.п. – о.с.: выпятить живот, руки на пояс.

Присесть, держа руки на поясе, пятки вместе, носки врозь.

Подтянуться, подняв руки вверх.

И.п. – о.с.: стоя на одной ноге.

И.п.: руками «нарисовать» в воздухе большой круг.

Вытянуть руки вперед, как будто держат поднос.

5.Дидактическое упражнение «Разложи продукты».

Дети раскладывают картинки с изображениями продуктов  в подходящую посуду, проговаривая свои действия.

(Сахар я положу в сахарницу. Масло я положу в масленку. Конфеты я положу в конфетницу. Хлеб я положу в хлебницу. Рыбу я положу в сковороду. Мясо я положу в кастрюлю. Молоко я налью в кружку. Чай я положу  в заварочный чайник.)

6. Упражнение «Большой – маленький»

Логопед  предлагает взять детям по одной карточке и найти ей пару среди карточек, лежащих на столе, с помощью лупы  назвать размер предмета посуды, назвать ласково.

Логопед обращает внимание детей на слайд-схему «Размер» 

Чашка – чашечка

Ложка –ложечка

Тарелка –тарелочка

Кастрюля –кастрюлька

Нож –ножик        

Кружка-кружечка

Вилка-вилочка

Чайник-чайничек

Самовар –самоварчик

Стакан-стаканчик.

7. Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Удар кулачками друг о друга.

 Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца.

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца.

Удар кулачками друг о друга.

8. Мимическая гимнастика.
Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку;
Неудовольствие – много грязной посуды;
Радость – мы навели порядок, помыли посуду.

9. Упражнение «Какой части посуды не хватает»

Логопед: Нужно правильно ответить «Чего не бывает»

Не бывает чайника без ... (носика)

Не бывает терки без ... (дырочек)

Не бывает кастрюли без ... (крышки)

Не бывает сковородки без ... (дна)

Не бывает кофейника без ... (ручки)

Не бывает сита без ... (дырочек)

Не бывает ножа без ... (лезвия)

10. Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый.

Кастрюля горячая - кастрюля холодная.

11. «Укрась посуду».

Логопед: Ребята, но что-то нет нигде Самовар Самоварыча. Может мы споём про него  песню и он появится?

Песня « Самовар». Выход Самовара.

Самовар-Самоварыч очень любит загадывать и  отгадывать загадки про посуду. Давайте его порадуем! Вы будете загадывать загадки, а он будет их отгадывать, согласны?  А поможет вам составлять загадки знакомая  модель. Помните, что обозначают эти картинки?  Только давайте договоримся, что в самом начале мы не будем произносить название посуды,  ведь это загадка, хорошо? (дети самостоятельно составляют описательные рассказы-загадки, опираясь на знакомую модель).

Логопед: А можно я первая попробую! Логопед дает образец составления рассказа с опорой на схему: «Я хочу рассказать о ……чайнике. Он красный, большой. У него есть крышка, носик, ручка. Он сделан из металла, он – металлический. …- это кухонная посуда в нем кипятят воду.

Затем дети рассказывают каждый  о своей посуде и дарит её самовару.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода скипела!»  (чайник)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле,

Жарят – на ….            (сковороде)

По моей тарелочке

Лодочка плывет.

Лодочку с едою

Отправляю в рот.       (ложка)

Среди ложек я полковник

И зовут меня …            (половник)

Для питья он предназначен,

Хрупок, из стекла, прозрачен,

Можно сок в него налить,

С удовольствием попить,

Воду можно из-под крана.

Нет нужней чего? ...(стакана)

Самовар Самоварыч:

А теперь, ребята, я хочу с вами поиграть. (Достает пластиковый стаканчик и кладет в него маленькую игрушку)

-Что я положил? (Дети не могут угадать, объясняют, что стаканчик непрозрачный) Самовар Самоварыч достает стеклянный стакан и перекладывает туда игрушку.

-Теперь угадать легко, потому что этот стакан какой? (прозрачный)

Я каждому хочу подарить пластиковый стаканчик. Какой он?

(Дети отвечают, что легкий, сгибается) Давайте уроним стаканчик, как он упал, звонко или тихо? Почему? (Он легкий)

Давайте сомнем его и бросим в корзину. Стаканчик легко сминается, он одноразовый и тонкий. А давайте я и этот стакан брошу ( показывает на стеклянный) Дети объясняют, что нельзя, он разобьется, можно порезаться.

Картинки с предлогами.

12. Дыхат. гимнастика: «Подуй на чай».

Ты знаешь, какая бывает посуда?

И как без нее нам приходится худо?

Попробуй поесть без тарелки и ложки

Без миски никак не накормишь и кошки.

Кофейники, чайники, чашки, стаканы

О них вспоминаем мы утречком рано.

Кастрюли, салатницы, вилки, ножи

Всегда всю посуду в порядке держи!        

III. Рефлексия занятия:

Логопед спрашивает детей, о чем говорили, что делали, что понравилось; хвалит детей.

Самовар Самоварыч благодарит детей, раздаёт угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи

Конспект коррекционного занятия по развитию речи у детей с различными формами дизонтогенеза...

Конспекты занятий по развитию связной речи по темам раздела «ЛЕКСИКА».

Тема: Определение лексического значения слова.Цель: формировать умение определять лексическое значение слов по толковому словарю; расширять словарный запас по теме «Месяцы года»; уточнять времен...

План-конспект занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Моя Родина»

Расширение знания детей об истории малой Родины. Воспитание любви и гордости за вой край, город. Упражнение детей в работе с кассами. Развитие связанной речи, умение высказывать свои мысли....

Конспект занятия по развитию связной речи

Составление рассказа  «Неудачная охота» по серии сюжетных картин в подготовительной группе компенсирующего вида...

Конспект занятия по развитию связной речи

Конспект занятия по развитию связной речи "Неудачная охота" в подготовительной группе компенсирующего вида...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ТНР (старшая группа) на тему: "Моя милая мама" с презентацией.

Вашему вниманию представлен конспект занятия по развитию связной речи у детей с ТНР (старшая группа) на тему: "Моя милая мама" с презентацией....