Самоуправление в классе.
статья по теме

Берман Татьяна Валентиновна

Материал может помочь в создании самоуправления в классном коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Самоуправление в классе68 КБ

Предварительный просмотр:

[править] Сущность, цели и задачи самоуправляемой деятельности


Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся — это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Представления ученых о сущности самоуправления разделяют педагоги - практики и их воспитанники. Например, ученики, которые представляли на псковский областной конкурс модели самоуправления в своих классах, понимают его как:

  1. управление жизнью класса;
  2. организацию дел для своего класса, а значит и для себя;
  3. решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
  4. школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

  1. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
  2. Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
  3. Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
  4. Воспитание достойных творческих лидеров.

Создание структуры самоуправления в классе:

  1. высший орган - классное собрание;
  2. между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю;
  3. распределение общественных поручений между всеми учащимися.

Структура классного самоуправления .

[править] Классное собрание


В работе классного собрания участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители обучающихся.

Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи: вызывать детей на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди школьников.

На классном собрании:

  1. не позволяйте детям осуждать или обвинять других;
  2. не привлекайте детей к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
  3. не наказывайте весь класс за поведение отдельных ребят;
  4. создавайте атмосферу сотрудничества.

Правила организации и проведения классного собрания:

  1. попытаться самим решить проблему;
  2. не оказывать друг на друга никакого давления – ни юридического, ни словесного;
  3. слушать друг друга и не перебивать.

Структура классного собрания:

  1. представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися);
  2. изложение информации по проблеме;
  3. начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы...», «Результат получился таким, потому что...»;
  4. предложение решения проблемы;
  5. выбор решения;
  6. обсуждение предполагаемого результата решения;
  7. закрытие собрания.

Процедура классного собрания:

  1. школьники сидят по кругу;
  2. продолжительность собрания для школьников начальной школы – 30 мин., для старших школьников – 45 мин.

Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.

Исключительной компетенцией собрания является:

  1. определение программы деятельности своего коллектива и его морально-этической основы (заповеди, законы, правила и др.);
  2. установление и избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;
  3. определение микроколлективов класса, заключение договоров и соглашений о сотрудничестве с другими коллективами учащихся, государственными учреждениями, предприятиями и общественными организациями;
  4. избрание исполнительных органов самоуправления (совета учащихся, ученического комитета, штаба командиров, другого исполнительного органа);
  5. определение структуры исполнительного органа, его временных и постоянных подразделений и вспомогательных органов самоуправления;
  6. установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;
  7. утверждение прав и обязанностей первичных коллективов (классов, кружков, клубов и др.), учащихся, нравственных требований к учащимся;
  8. делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет школы, педагогический совет), отзыв их при необходимости;
  9. принятие решения о формировании объединений по интересам, местах их базирования и режиме работы, а также о формировании временных органов самоуправления и их структурных подразделений (команд, бригад, групп);
  10. координация работы исполнительных органов самоуправления, заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
  11. установление деловых связей с государственными, производственными органами самоуправления, учреждениями науки, культуры, спорта, заключение с ними соглашений о совместной деятельности;
  12. определение меры участия учащихся в общественной жизни и трудовой деятельности школы, района, республики;
  13. установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе;
  14. внесение предложений в администрацию и органы общественного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

Виды собраний: установочное, выборное, отчетное, итоговое, экстренное, торжественное, тематическое.

Ведет классное собрание его председатель.

[править] Функциональные обязанности участников классного собрания


Председатель, заместитель председателя и секретарь Совета класса, а также председатель родительского комитета входят в Президиум классного собрания. Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или тайным). Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Председатель Совета класса:

  1. совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся);
  2. отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе;
  3. формирует коллективы (советы дела) для подготовки и проведения классных мероприятий;
  4. объявляет благодарность и налагает взыскания;
  5. контролирует выполнение поручений.

Заместитель председателя Совета класса:

  1. контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
  2. осуществляет контроль за ведением дневников, ведет тетрадь успеваемости;
  3. совместно с председателем Совета класса руководит группой консультантов;
  4. ведет работу с отстающими по предметам;
  5. организует проведение политинформации в классе;
  6. замещает председателя Совета класса в его отсутствие.

[править] Совет класса


Секретарь Совета класса:

  1. ведет классную документацию и отвечает за ее хранение;
  2. руководит работой по проведению культурно-массовых мероприятий;
  3. контролирует работу советов дела;
  4. информирует учащихся о работе Совета класса;
  5. организует работу редакционной коллегии;
  6. отвечает за оформление стендов.

Старший дежурный:

  1. организует и контролирует дежурство по школе и классу;
  2. формирует дежурные группы;
  3. составляет график дежурств;
  4. отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;
  5. руководит работой департамента труда класса;
  6. ведет документацию старшего дежурного.

Редколлегия имеет команду из трех - пяти человек.

Руководитель редколлегии называется «Ответственный за редакторскую деятельность».

В его функции входит:

  1. организация выпуска поздравительных газет;
  2. оформление классного кабинета;
  3. оформление классного уголка;
  4. организация работы редакционной коллегии;
  5. оформление стендов.

Ответственный за организацию спортивных мероприятий в классе:

  1. формирует команду для участия в школьных соревнованиях;
  2. организует спортивные мероприятия в классе.

Ответственный за учебный сектор:

  1. контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
  2. осуществляет контроль за ведением дневников;
  3. ведет «Открытый журнал успеваемости»;
  4. совместно с председателем руководит группой консультантов;
  5. ведет работу с отстающими по предметам.

Ответственный за проведение культурных мероприятий в классе имеет команду из трех - пяти человек. Он:

  1. руководит работой по проведению культурно-массовых мероприятий;
  2. отвечает за организацию выходов в театр, кино;
  3. отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, составление развлекательной программы.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся тайным голосованием. Составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности, можно и свою. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

[править] Функциональные обязанности членов родительского комитета


Основным контрольным органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Родительский комитет:

  1. рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;
  2. решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
  3. принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
  4. оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
  5. организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления.

Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Самоуправление в классе

В помощь классному руководителю...

Организация самоуправления в классе. Акция

материалы конкурса "Мудрая сова", план проведения акции против курения, задания классам...

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

Мастер-класс на тему "Самоуправление в классе"

Выступление - мастер-класс на заседании Методического объединения воспитателей ГПД. Самоуправление в классе....