Классный час "Любимая женщина полководца Суворова"
классный час (7 класс) по теме

Максимова Любовь Федоровна

В течение всей своей жизни Суворов, непобедимый полководец, вызывал зависть своим мужеством, силой духа,  стойкостью в самых трудных испытаниях. Но даже у этого великого человека было уязвимое место. Его дочь. Его любимая Суворочка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubimaya_zhenshchina_polkovodca_suvorova.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

А.В. Суворов (13 ноября 1729 -1800гг) к 280летию со дня рождения (в 2009г)

Любимая женщина полководца Суворова

Истинная слава не может быть отыскана.
Она проистекает из самопожертвования
на пользу блага общего.

Доброе имя должно быть
у каждого честного человека.
Лично я видел это доброе имя в славе
моего Отечества.
Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие.
Горжусь, что я русский.

А.В.Суворов

Великий русский полководец, Александр Васильевич Суворов, прославил имя свое и свое Отечество делами своими.

С раннего детства упорно готовил он себя к военной деятельности. Поступив на службу в 15 лет, он в короткое время приобрел навык к фронтовой службе, научился верховой езде, фехтованию. Через семь лет солдатской службы, Суворов получил первый офицерский чин. Будучи солдатом, он сам чистил амуницию, ходил в караулы, вместе жил с солдатами, а между службой старался себя образовать и развить. Он утверждал, что «выправка военная и маршировка солдатская необходимы хорошему войску». Короче говоря, он был образцовым солдатом во всех отношениях, так что лучше самых крепких здоровяков переносил всевозможные лишения, усталость, голод, холод и прочее. Он и сам не раз с гордостью вспоминал, что первую награду получил за то, “что был лихой солдат”. Однажды летом Семеновский полк содержал караулы в Петергофе. Суворов, наряженный в карауле, стоял у Монплезира и, несмотря на свой малый рост, так ловко отдавал честь императрице, гулявшей по саду, что она остановилась, посмотрела на него и спросила, как его зовут. Услыхав, что он сын Василия Ивановича Суворова, которого она знала, вынула серебряный рубль с намерением отдать его Суворову. «Государыня! Не возьму, — сказал ей почтительно Суворов, — закон запрещает брать деньги, стоя на часах». — «Молодец!» — ответила императрица, потрепала его по щеке, дала поцеловать свою руку и положила рубль на землю, сказав: «Возьми, когда сменишься!» Суворов всю жизнь берег эту монету.

В течение всей своей жизни Суворов, непобедимый полководец, вызывал зависть своим мужеством, силой духа,  стойкостью в самых трудных испытаниях. Но … даже у этого великого человека было уязвимое место. Его дочь. Его любимая Суворочка.

Ведущий 1

Это только молодые отцы мечтают о сыновьях. Мужчины же зрелых лет особым подарком
судьбы считают появление в семье дочек. Мужская        нежность даруется именно им.
Все прощается: капризы, слезы, даже те проявления женской сути, которые вызывают
раздражение в дражайшей половине.

И можно представить, какие чувства испытал сорокапятилетний полководец Суворов, приняв на руки первенца по имени  Наташа. Однако очень скоро дочка получила от отца другое имя. Назвал, как припечатал, —  Суворочка. Под этим именем и осталась Наталья Александровна, дожившая до преклонных лет, в истории. А в жизни великого полководца  —  без преувеличения можно сказать — не существовало женщины, которая могла бы оспорить ее первое и постоянное место.

Была тут, наверное, и своя особая причина. Семейная жизнь Суворо ва не задалась. И все, чем живо сердце человека — тепло, ласка, за бота, —  принадлежало только Ната ше.

Ведущий 2

Отец Суворова сам нашел своему уже знаменитому сыну невесту. Правда, можно предположить, что и сорокапятилетний генерал осо бенно не возражал против отцовского выбора. Княжне Варваре Ивановне Прозоровской шел 24-й год. Это была настоящая русская красавица: пышнотелая, с белоку рой косой. Нрава общительного и веселого, под стать своему жени ху...

Ведущий 1

И действительно, первые семей ные годы, молодая жена была вер ной подругой непоседливому мужу-генералу. Варюта тряслась за ним в кибитке по кубанским степям, и это дважды приводило к неблаго получным родам. Однажды в Крыму восемь месяцев не могла поднять ся с постели из-за подхваченной здесь лихорадки. А муж был вечно занят. И порой они не виделись по полгода. Конечно же, не у каждой хватит сил и терпения на такую-то жизнь. И не всякой любви хватит...

Ведущий 2

Суворова как громом поразила из мена жены, во всех красках распи санная доброхотами. Хотя он не мог не понимать, сколь «несовреме нен» в своем гневе. В Зимнем двор це, где он всегда оставался чужаком, над ним, пожалуй, смеялись. Здесь сама Екатерина II задавала тон, не таясь, меняла фаворитов. Подданные не только не осуждали ее, но и бойко перенимали царские обыкновения. И мужья, и жены научились, согласно «дворцовой моде», сквозь пальцы смотреть на «шалости» друг друга. Стоит ли де лать трагедию из небольшого при ключения молоденькой женщины?

Однако дворцовые нравы не для Суворова. В своем обычном, не Тер пящем отлагательства темпе, он по дает в Славянскую духовную кон систорию прошение о разводе, а также ходатайствует перед импе ратрицей об «освобождении» его «от уз бывшего союза, коего и па мять имеет уже быть во мне истреб лена».

Ведущий 1

Ох, лукавит Александр Василье вич! Какое там «память истребле на». А Наташа? Его любимице не исполнилось и пяти лет. И вот, ра зорвав отношения с женой и от правив ее в Москву, он поневоле лишил себя своего сокровища.

Тоскуя в разлуке с дочкой, он все чаще и чаще задумывался о ее бу дущем. Какой вырастет ока возле легкомысленной матери и целого отряда московских тетушек, вовсю оправдывавших Варюту и порицав ших «строгости» Суворова? Не ис портит ли ее пустая, ленивая жизнь? Кто внушит ей понятия о главных обязанностях женщи ны? И он, возвращаясь мыслью к своей грустной семейной истории, порой готов был оправдать жену. Не она виновата, а то, что в детстве никто ею толком не занимался. Охи да ахи, кавалеры да танцы. Как буд то жизнь —  беспрерывный изящ ный менуэт.

Ведущий 2

Александр Васильевич Суворов остался в истории России ее воен ным гением, не знавшим пораже ний. С его именем связан «звездный час» русской армии, состоявшей, кажется, как на подбор из одних чудо-богатырей. Он первый взгля нул на простого солдата как на главную и решающую силу в войне, вручив ему свое руководство к дей ствию —  «Науку побеждать». Эти страницы едва ли мог бы написать даже самый блестящий военный тактик. Тут нужны были еще талант психолога, душа большого, широко го человека. А Суворова именно это и отличало. Он умел понять и сол дата, и ребенка.

Вследствие детального знакомства с солдатами и их жизнью Суворов открыл в русских солдатах драгоценные качества души и так привязался к ним, что относился к солдатам не как к бессловесному стаду, но как к радушным существам и руководил ими так, что от немногих слов его вспыхивало и ярко горело солдатское сердце. Ему всегда были близки и дороги солдатские интересы, скорби и нужды.

Поэтому не стоит удивляться его интересу к вопро сам воспитания. Образованнейший человек своего времени, Суворов понимал, что сила любой нации в здоровой  — морально, и физиче ски —  подрастающей смене. И сам предпринимал вполне конкретные шаги.

Ведущий 1

 В Новой Ладоге под Петер бургом открыл школы для солдат ских и дворянских детей и, несмо тря на занятость, с увлечением там преподавал. В своих поместьях за претил  использовать   труд   подро стков, занимался проблемами снижения детской смертности, что по  тем временам могло быть расценено как очередное чудачество. Немало дошло до нас историй о том, как  играл генералиссимус с крестьянской ребятней в горелки и бабки,  какими теплыми отношениями, «бес чинов», он был связан с босоногою ватагой. Почему-то в этом привыкли    видеть    скорее    анекдот,   чек проявление   натуры   очень   непосредственного и искреннего человека, умевшего до седых волос сохранить в себе озорного мальчишку.

Ведущий 2

И вот решил Александр Васильевич отдать дочку в Смольный институт...

Это было новое, невиданное в России учебное заведение, созданное Екатериной II специально для девушек. Цель Смольного института была ни много ни мало — воспитать «новую  породу»   людей.   Примеча тельно, что начали именно с жен щин, тем самым подчеркнув их ре шающее значение в  жизни обще ства.

Принимали сюда девочек из раз ных социальных слоев:  и  аристо краток, и из мещанских семей, и до черей   крепостных   крестьян.   Для тех,   кто   был   беден,   существовал специальный    «свадебный    фонд».  И после окончания Смольного девушка, решившая выйти замуж, получала приданое. Еще более важным было то, что она могла прокормить себя собственным трудом, так  как   большое   внимание   уделяло  ремеслам.

Так кого же готовили в Смольном: «...хороших жен, попечительных матерей, рачительных хозяек». В девочках  стремились  воспитать  почтение к старшим, чувство благодарности,   дружелюбия,   откровенность, доброжелательность ко всем без        различия,        бережливость,  опрятность,   учтивость,   терпене,  трудолюбие  и  «прочие добродетели ... без чего никто не достоин носить имя человека», как было записано в Уставе института. Физические наказания исключались.

Ведущий 1

Устав Смольного был довольно суров. Поступая сюда в возрасте 6 лет, смолянки оставались тут в те чение 12 лет. Никаких отлучек до мой. Посещения родственниками редки и только в присутствии вос питательницы, дабы избежать не желательного влияния. В основу воспитания был положен принцип: «Праздность есть мать пороков, а трудолюбие —  отец всех доброде телей».

 День смолянок был запол нен до отказа самыми разнообраз ными занятиями: иностранный язык, история, география, ариф метика, геометрия, физика, архи тектура, домоводство, рукоделие, счетоводство. Огромное значение придавалось физическому воспита нию. Детей приучали к «перенесе нию холода, зноя и перемены пого ды». Относительно пищи соблюда лось правило: «Есть все, что есть только можно... стараться, чтоб было все, сколько можно, просто».

Ведущий 2

Легко представить, насколько обычаи Смольного от основных до самых, казалось, незначительных совпадали с жизненными установка ми самого Суворова. Ходивший зи мой в легком плаще, питавшийся солдатской пищей и спавший на охапке соломы, этот великий чело век превозмог отпущенное приро дой слабое здоровье. Вставал затем но, работал так, будто самый тяже лый труд и постоянные испытания были условием его жизненной энер гии.

Он рано лишился матери. Отец, видя слабое телесное развитие своего сына, решил посвятить его не военной, а гражданской деятельности. Между тем в мальчике еще с детства все больше обнаруживалось пристрастие к военному делу: он любил читать и слушать рассказы о древних и новых полководцах. Вопреки воле отца он предавался разнообразному учению, укреплял слабое тело движением, верховой ездой, перенесением холода и трудов и приобрел познания, необходимые офицеру.

Ведущий 1

И вот девочка определена в Смоль ный. А отец в постоянных военных походах, осадах и штурмах. Все, что им остается,— ждать друг от друга писем. И во всей русской почтовой переписке не найти, пожалуй, свиде тельств столь нежной отцовской привязанности, чем та, которой пе реполнены суворовские строки, написанные словно на полковом бара бане, в клубах неосевшего порохово го дыма.

Наташу, еще ребенка, Суворов в письмах шутливо называет «се стрицею». Он старается позабавить, рассмешить девочку. И, интуитивно защищая детскую психику, превра щает кровавые сцены войны в забав ное, похожее «на театр» действие, где разворачивается «драка с тур ками», примерно такая, «как среди девочек, когда они таскают друг дру га за волосы». Он сам не носился молнией в рядах идущих на штурм, а «танцевал в балете», да вот беда, ушел с него с «дырочкою» в левой руке. Да еще его «лошадке» «мордоч ку отстрелили».

Чтец ( в образе Суворова)

«Любезная Наташа,— пишет Су воров двенадцатилетней девочке.— 'Гы меня порадовала письмом от 9-го ноября. Больше порадуешь, как на тебя наденут белое платье, и того больше, как будем жить вме сте. Будь благочестива, благонрав на, почитай свою матушку Софью Ивановну (воспитательница Суворочки ), или она тебя выде рет за уши да посадит за сухарик с водицей...

Прости, мой друг Наташа, я чаю, ты не знаешь, что мне моя матушка государыня пожаловала андреев скую ленту за веру и верность. Цалую тебя, Божие благословение с тобою. Отец твой Александр Суво ров».

 

Ведущий 1

Так хочется полководцу отли читься перед дочерью! Вот тут и «лента» кстати. А что касается его лично, то не так и важны ему награды да почести, если далеко от него милый сердцу ребенок и нет обыкновенного человеческого сча стья. Хотя попытка к тому, чтобы «разбитое» семейство снова собра лось вместе, была им предпринята. Он затребовал обратно свое проше ние о разводе, забрал с собою в оче редной поход Варвару Ивановну, и в небольшой сельской церкви они вместе перед иконами просили про щения у Бога за все то плохое, что вольно или невольно причинили друг другу.

Суворов был человеком огромной военной интуиции, которая выруча ла его в самых безвыходных ситуа циях. Он умел упредить любой удар, любой коварный замысел. Но, как это нередко случается именно с ге ниальными людьми, в обычных жи тейских условиях Суворов был до верчив, как дитя, и оттого уязвим. Не было у него оружия против лице мерия, лживости, двуличия, кото рые гнездились в его мирном жили ще. Оттого так радостно и безо глядно поверил он в искренность раскаяния Варюты, в то, что нако нец и у него, и у Суворочки появит ся дом, где все надежно и верно.

Не получилось... Опять, сердце Суворова терзается новой изменой жены, и теперь он уже расстается с ней навсегда.

С именем Суворова связаны вели кие победы русского оружия: Рымник, Измаил, Альпийский поход. В 1788 году его «орлами» взят не приступный Очаков. А из его пись ма в Смольный институт ясно, что «герой» -то совсем не он, а дочь, и отцовской гордости нет предела:

Чтец ( в образе Суворова)

«Милая моя Суворочка! Письмо твое от 31-го января получил. Ты меня так им утешила, что я по обы чаю моему от утехи заплакал. Кто-то тебя, мой друг, учит такому красному слогу, что я завидую, чтоб ты меня не перещеголяла?.. Ай да Суворочка! Как же у нас мно го полевого салату, птиц, жаворон ков, стерлядей, воробьев, полевых цветов. Морские волны бьют в бере га, как у вас в крепости из пушек. От нас в Очакове слышно, как со бачки лают, как петухи поют. Куда бы я, матушка, посмотрел теперь тебя в белом платье, как-то ты рас тешь!..»

Ведущий 2

Чем же так «утешила» Суворочка отца? Да рассказала ему в письме 6 «великих мужах древности». И Су воров берет с нее слово, что, как только они свидятся, она подробно ему расскажет, как стать великим.

Вот выпадает ему «командиров ка» в Петербург. И, конечно, пря миком к своей ненаглядной Суворочке, которой идет четырнадца тый год. А тут знаменитого своими выдумками и озорством «Наташиного папеньку» поджидают подруги-«сестрицы», которым Суворов не забывал в каждом письме «кланять ся» и слать «поцелуи».

Но свидания их кратки и скоро опять:

Чтец ( в образе Суворова)

«...играем такими большими кеглями железными, насилу поды мешь, да свинцовым горохом: коли в глаз попадет, так и лоб прошибет. Прислал бы я тебе полевых цветов, очень хороши, да дорогой высох нут...»

Ведущий 2

Стоит задержаться Наташиным письмам, отец не находит себе ме ста:

Чтец ( в образе Суворова)

 «Полетел бы в Смольный на тебя посмотреть, да крыльев нет...»

Ведущий 1

А Суворочка растет, ей пятна дцать лет — взрослая девушка.  И  хотя «папаша» уверен, что она уже умеет «рассуждать», ему беспокойно за нее. После окончания Смольного Екатерина II в виде особой милости пожаловала дочь полководца званием фрейлины и взяла во дворец. Именно это и лишило покоя Суворова. Ему кажется, что его «роза» постоянно притягивает нескромные мужские взоры. Роди тельское ослепление мешает заме тить, что дочка некрасива, невзрач на. И «дичок» к тому же, молчалива, застенчива, ни в мать, ни в отца. У нее, правда, по отзывам окружаю щих, очень доброе сердце, но вовсе не это ценится во дворце. И Суво ров пишет дочери непривычно серьезное письмо:

Чтец ( в образе Суворова)

«Помни, что дозволение свободно обращаться    с    собой   порождает, пренебрежение.    Берегись    этого.  Приучайся к естественной вежливости,    избегай   людей,    любящих  блистать  остроумием: по  больше части это люди извращенных нравов.  Будь сурова с мужчинами и говори с ними не много; а когда он станут с тобой заговаривать, отвечай на похвалы их скромным молчанием. Надейся на Провидение! Оно не замедлит упрочить судьбу твою.  Я за это отвечаю».

Ведущий 2

Чтобы обезопасить дочь от влияния двора, Александр Васильевич решается на дерзкий шаг: просит императрицу отпустить девушку «из фрейлин», а сам вызывает и вологодской деревни свою родную сестру Марию Васильевну Оленеву и оставляет дочь под ее присмотром. Это «недоверие, выраженное Зимнему», разумеется, может навлечь гнев императрицы, а титуло ванные недруги Суворова постара ются его разжечь. Но когда дело касается дочери...

Чтец ( в образе Суворова)

 «Наташа правит моею судьбою, скорее замуж: дотоле левая моя сторона вскрыта».

Ведущий 1

Он сам ищет дочери женихов. На горизонте появляется князь Тру бецкой, наследник огромного со стояния, но Суворов его забрако вал — «пьет». В роли зятя он более всего видит сына боевого своего то варища: «Он спокоен, не роскошен и  не забияка...»

В поисках достойного супруга для дочки Александр Васильевич так похож на всех родителей на свете. В первую очередь он хочет оградить любимое чадо от скоропалительного и легкомысленного выбора. Молодое сердце! Что оно знает? Что оно ведает? То ли дело жи тейский опыт. «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Он даже не прочь использоваться своим отцовским правом, нажать, но тут же непри ятно отступает. Да пропади он пропадом, этот «хладный ум»!..

Чтец ( в образе Суворова)

«Когда любовь твоя

велика есть к отцу,

Послушай  старика,

дай руку молодцу.

Но, впрочем, никаких не слушай,

друг мой, вздоров.

Отец твой Александр

граф Рымникскии-Суворов».

Ведущий 2

Стихотворное послание «папаши» не осталось   без  ответа...   Наташа явно   восприняла   только   вторую часть совета —  «  не слушать вздо ров »   и   повиноваться   лишь   собственному сердцу. В том, как она отвечает   отцу,   чувствуется   суворовская   выправка   души:   искрен ней, не склонной к компромиссам. Так и сквозит в Наташиных стихах:

Чтец - девушка

«Отец! Ты же меня учил...»

«Все в свете пустяки — богатство,

                                         честь и слава:

  Где нет согласия,

I                       там смертная отрава:

Где ж царствует любовь,

там тысячи отрад,

Где нищий мнит в любви,

что он как Крез богат».

Ведущий 1

Но вот Александр Васильевич получает письмо от фаворита Екатерины II Платана Зубова, из которого ясно, что сама императрица готова выступить свахой, если Суворов отдаст дочь за родного брата Платона — Николая. Да и Суворочка явно неравнодушна к красивому, богатырского сложения офицеру. Как тут быть? Зубов — воин достойный, храбрость его в последних хватках с турками известна. Для Суворова это качество имело, конечно, особое значение. Стало быть, видно, судьба... И 29 апреля 1795 года Наталья Суворова была обвенчана с Николаем Зубовым... Замужество дочери, как ни желал его сам Суворов, чувствуется, ца рапнуло его сердце тоскою. Он пе рестал называть дочь в письмах Суворочкой. Чудил старик? Ведь дочь, кажется, более прежнего привяза на к нему. В ссылку, куда упрятал Суворова новый император, рину лась с новорожденным сыном, на званным в честь отца. В заснеженном селе Кончанском при дрожа щем пламени свечи читает он пись мо, доставленное от Наташи:

Чтец ( в образе Суворова)

«Все, что скажет сердце мое, — молить всевышнего о продолжении дней Ваших при спокойствии душев ном... Желание мое непременное скорее Вас видеть...»

Ведущий 2

Нет, не была счастлива в замуже стве графиня Наталья Александ ровна Зубова. Очень скоро муж об наружил самые неприятные черты своего характера: грубость, дикие приладки ярости, пристрастие к хмельному, от которого вовсе ста новился невыносим. Не случайно именно он нанес удар золотой таба керкой в висок императору Па влу I, участвуя в заговоре 1801 года.

Безусловно, тяжелым камнем лег ла на душу Натальи Александров ны и денежная тяжба мужа, зате янная им против Суворова. Долг жены и матери заставлял графиню всеми силами поддерживать в семье хотя бы хрупкое спокойствие. Ради детей. В этом доме не богатырю-мужу, а ей, маленькой и хрупкой, надлежало нести службу «стойкого оловянного солдатика». Выдержка и терпение. Разве она не Суворова? Краткое, в десять с небольшим лет, но тяжелое супружество потребо вало от Натальи Александровны не меньше душевной выносливости и мужества, чем порой нужно сол дату на поле брани. Она стойко нес ла свою службу и тогда, когда оста лась 30-летней вдовой с шестью детьми мал мала меньше...

Ведущий 1

В первые дни сентября 1812 года вместе с отрядами русской армии, проходившими через Москву, дви нулись и жители столицы. Со сторо ны Дорогомиловской заставы уже вступали передовые части Напо леона. Наталья Александровна од ной из последних покидала родовое московское гнездо.

Вражеский патруль, неожиданно вынырнувший из переулка, перего родил путь ее карете. Распахнулась дверца. Чужой голос резко спросил, кто она такая. «Дочь Суворова»,— ответила женщина. Французы отда ли ей честь и посторонились...

Литература

1.Материал с сайта ПОБЕДА.RU


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Женщины и войны"

Данную разработку классого часа можно использовать при подготовки классого часа к 23 февраля и 8 марта...

Классный час "Женщины и война 1812 года"

МКОУ Урожайная ООШ Зонального района Алтайского края Учитель русского языка и литературы Рейнер Ольга Васильевна Классный час "Женщины и война 1812 года" Приложение к классному часу "Женщины и войн...

Классный час "Женщины в Отечественной войне 1812г."

В зтом году страна готовится к 200-летию Отечественной войны 1812 года. В истории много героических примеров, когда женщины разных сословий наравне с мужчинами участвовали в защите своего Отечества. Э...

ПЛАН проведения классного часа «Великие полководцы России»

ПЛАНпроведения классного часа «Великие полководцы России»      Задачи:·        Способствовать формированию гражданского самосознан...

Классный час "Победители: полководцы и солдаты"

Тема:   «Победители: полководцы и солдаты». Цели урока:  1. Раскрыть тему, её значимость в изучении...