Формирование компетенцией в воспитательном пространстве
методическая разработка по теме

Анджелика Юрьевна Полушина

Формирование компетенцией в воспитательном пространстве класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod_v_vospitanii.docx657.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 Советского района г. Н.Новгорода

Формирование ключевых компетенций учащихся в воспитательном пространстве школы.

Учитель истории и обществознания Полушина А.Ю.

Г.Н.Новгород

2010

Содержание

  1. Введение
  2. Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств.
  3. Система воспитательной работы в классе

     4.Диагностика успешности реализации воспитательной системы

     5. Методы формирования ключевых компетенций

     6. Заключение

     7. Список литературы

Введение

Сегодняшним детям предстоит жить в обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили их родители. Социально-экономические преобразования, характерные для России последнего десятилетия, изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, что повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием. Современное общество предъявляет совершенно иные требования к будущим своим гражданам. Сегодня успешность человека определяется не столько совокупным объемом знаний, сколько наличием ключевых компетенций и творческих способностей. К сожалению, в образовательном пространстве продолжают сохранятся подходы характерные для прошлого века, я имею ввиду все ступени образования, а не только школу, родители, часто видят свои функции исключительно в обеспечении жизнедеятельности ребенка.  В рамках уроков мы можем формировать лишь ограниченное количество компетенций, таким образом, в современной ситуации повышается роль воспитательного пространства школы.

Так соответственно меняется и требования к выпускнику школы, он должен быть не унифицированной личностью, а личностью, обладающей индивидуальностью, способной к непрерывному образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умеющей работать с другими и над собой, причем работать не по стереотипу, а с учетом меняющихся условий и требований.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского

образования до 2010 года общеобразовательная школа должна

формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».

Определенные таким образом цели образования, ориентирующие

педагогов на компетентностный подход к организации учебно -воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.  В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании.  При этом под компетентностным подходом понимается совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.[1]

Образовательный процесс современной школы направлен на   изменение позиции учащегося: из объекта обучения в активного субъекта учебно-воспитательной деятельности, а также активизирует самоуправляемую творческую деятельность школьников.

2. Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации.

Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:

  1. компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
  2. компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
  3. компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  4. компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
  5. компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Совет Европы определил, формированию которых придается важное значение:

  1.  политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;
  2.  межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
  3.  коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet ;
  4.  социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
  5.  персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию [2]

3. Система воспитательной работы класса

Система воспитательной работы в учащимися 6 «А» класса в своей основе имеет компетентностный подход. Воспитательная система включает  7 основных направлений. Для каждого возраста приоритетным является реализация двух из вышеназванных направлений, что не означает, отсутствие работы по другим направлениям. Воспитательная система учитывает возрастные особенности учащихся и направлена на формирование ключевых для каждого возраста компетенций.

Выбор приоритетных направлений обусловлен исследованиями ученых в области компетентностного подхода. Для каждого возраста необходимы усилия по формированию определенных групп компетенций. Причем если какие-то ключевые компетенции не сформированы вовремя, сложно усваиваются и другие. Так, например, компетенция организованности (умение вовремя приходить в школу, носить все необходимые принадлежности, поднимать руку при ответе и т.д.) формируется в возрасте до 10-11 лет, т.е до вступления в переходный возраст. Насколько сложно работать с учащимися, у которых данная компетенция не сформирована, сможет рассказать практически каждый учитель средней школы.  

Для среднего школьного возраста на первый  план выходят коммуникативная и ценностно-смысловая компетенции. Учащиеся осознают  свою роль и предназначение, учатся  выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, осознают важные и значимые жизненные цели.

И наконец, старшая школа, для учащихся 10-11 классов ключевыми становятся компетенции информационная, учебно –познавательная  и  личного самосовершенствования.  И связано это не столько даже с грядущими выпускными экзаменами, а именно с особенностями возраста. Детям действительно становится интересно, и думаю, практически каждый из нас слышал  от выпускников фразу – как жаль, я бы еще поучился.

Но еще раз хочу обратить внимание на тот факт, что успех всей нашей работы зависит от того, насколько реализованы задачи каждого из этапов. Если ребенок  не умеет вовремя приходить в школу в 11 классе, он непременно пропусти т что-то важное и не сможет осознать что учится и полезно и интересно.

Следует заметить, что часто при планировании воспитательной работы мы основной упор делаем только на работу с детьми, но работа с родителями имеет огромное значение, ведь именно родители в наибольшей степени заинтересованы в полноценном развитии своих детей.  в рамках компетентностного подхода очень  важную роль играет именно единство требований, правил и позиций. В этом случае родительское собрание уже не является формальным рапортом о б успехах и неудачах в учебе, а выполняет роль педагогического консилиума, на котором равноправные коллеги и ставят и решают ключевые вопросы воспитания.

Так же важную роль в процессе реализации воспитательной системы играют систематические психолого-педагогические исследования.

В 5 классе проводились исследования на определение доминантного полушария, основного канала восприятия информации, определение уровня тревожности и уровня школьной мотивации и уровня интеллектуального развития.  Эти исследования способствовали более осознанной работе по формированию компетенции организованности и информационной компетенции.

В 6 классе проведено исследование на определение личностного роста. Проведение данного исследование обусловлено тем, что на первый план выходит формирование коммуникативной компетенции.

3.1Диагностика успешности реализации воспитательной системы

Результатом реализации  воспитательной системы должно стать освоение  учащимися следующих ключевых компетенций:

Вид ведущей  компетенции, формирующейся на данном этапе

Практическая реализация компетенции

Информационная компетенция

1.Умение самостоятельно искать необходимую информацию: учащиеся самостоятельно ищут информацию необходимую для реализации классных и школьных проектов.

2.Умение обработать информацию: учащиеся анализируют имеющиеся факты, отбирают нужное, систематизируют полученные сведения. Учатся использовать полученные сведения на практике. Готовят выступления, газеты, сценарии внеклассных мероприятий. 

Ценностно-смысловая

1.Ценностные ориентиры ученика: занятия спортом, туристические и экскурсионные поездки, психологические тренинги помогают поддерживать хорошую физическую форму, приспосабливаться к любым условиям жизни.

2.Осознавать свою роль и предназначение: они представляют собой здоровое поколение, учатся быть патриотами;

3.Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков: анализ, что важнее и значимее, что важно и  нужно в жизни;

4.Учатся принимать решения и отвечать за последствия своих поступков

Общекультурная

 1. Проявляют личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры.

2.Сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.

3.Стремятся жить в гармонии с окружающим миром

Учебно-познавательные компетенции

1.Умеют самостоятельно планировать свою деятельность.

2. Способны к самореализации, активны в выборе деятельности.

3. Способны к самообразованию

4.Владение приемами действий в нестандартных ситуациях.

Коммуникативная

1.Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).

2.Имеют навыки работы в команде и взаимодействия с окружающими.

3.Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.

Ценностно-смысловые компетенции 

1. Умеют адекватно оценивать свои способности и возможности.

2.Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования.

3.Понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем.

4.Выбирают приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью и интересную работу.

5.При выборе будущей профессии большинство выпускников ориентируются на интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной.

.

Компетенция личностного самосовершенствования

1. Происходит физическое, духовное саморазвитие,  

эмоциональная саморегуляция,

2. Учащиеся заботятся  о своем здоровье

3. Формируется внутренняя  культура личности и  лидерские качества. 

 

3.2.Методы формирования ключевых компетенций

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают:

  1. метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;
  2. метод самоорганизации — обучение самостоятельному планированию;
  3. метод самоопределения — создание ситуаций,когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;
  4. метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);
  5. метод самоконтроля;
  6. метод самопрогнозирования — построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.
  7. метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
  8. метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
  9.  метод «угашения отрицательных переживаний» — способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций;

Таким образом, реализация компетентностного подхода  предусматривает интеграцию процессов воспитания и обучения, что при ведущей  роли педагога, будет способствовать формированию компетентной личности, способной к успешной социализации в обществе, конкурентоспособной на рынке труда, но в то же время духовной, культурной и толерантной.

Заключение

 Работа классного руководителя дает  мне совершенно уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого ребенка. Во время уроков возможностей бывает очень мало. Именно через воспитательную работу мы способны воздействовать на личностную составляющую каждого ребенка, отслеживать динамику его развития и корректировать, при необходимости,  возникающие отклонения.

Серьезная воспитательная работа может идти только при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса.  Нельзя недооценивать роль родителей в воспитательном пространстве школы. Родители моих учеников – мои коллеги и партнеры, они не только финансируют наши проекты, но и являются их активными участниками.   Родители принимают участие и в школьных праздниках и в экскурсиях и в различных выездных мероприятиях (парк экстремальных развлечений, летний лагерь в Болгарии и др.) Одна из семей предоставляет свой дом для проведения внешкольных мероприятий (Масленница, штурм зимнего городка и др.)

Таким образом, следует отметить, что формирование компетенций – есть совместный труд родителей, педагогов и учащихся, но иначе формирование целостной, гармонично развитой и конкурентно способной личности не возможно.

Список литературы

  1. Гавриленко Т. Обучение через желание // Учитель. – 2005. - № 6. – С. 12-13
  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004.
  3. Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. – 2005. - № 4.
  4. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.
  5. Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция // Учитель. – 2005. - № 5. –
  6. Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания // Учитель, № 6 – 2005.
  7. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель. – 2004. - № 5.
  8. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec (96) 43. – Берн, 1996.
  9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.


[1] Концепция модернизации российского образования до 2010

[2]  Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec (96) 43. – Берн, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единого учебно-воспитательного пространства МОУСОШ № 168 в профилактике зависимостей.

С.В. Кочеткова МОУСОШ №168,педагог-организатор ОБЖ , высшая категория.   Формирование единого  учебно-воспитательного пространства  МОУСОШ № 168 в профилактике зависимос...

Формирование компетенцией в воспитательном пространстве

Формирование компетенцией в воспитательном пространстве класса...

Проект программы "Формирование здоровьесберегающего воспитательного пространства в коррекционной школе".

Цель программы: формирование здоровьесберегающего пространства в коррекционной школе. В предложенной программе представлены схема направлений воспитательной деятельности по реализации программы и напр...

Формирование воспитательного пространства сельской школы в условиях поликультурного региона

Это проект, который содержит проблему и обоснование её решения, цель, задачи, этапы реализации проекта, реализаторов, источники финансирования, ожидаемые результаты, принципы реализации. Так же выдели...