Классный час "Добро. Зло. Терпимость"
классный час (8 класс) по теме

Часто можно услышать о дефиците доброты в современном российском обществе. На мой взгляд, воспитательную работу в этом аспекте нужно начинать как можно раньше и продолжать её в течение всех лет обучения.Часто можно услышать о дефиците доброты в современном российском обществе. На мой взгляд, воспитательную работу в этом аспекте нужно начинать как можно раньше и продолжать её в течение всех лет обучения. Классный час был проведён в январе 2011 года с учащимися 8 класса. Для экономии времени большая часть заданий 1 – 6 были выполнены как домашние задания. Для оформления класса на доске были вывешены различные высказывания о добре, зле и терпимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_dobro_zlo_terpimost.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

Классный час в 8 классе

Тема классного часа

«Добро. Зло. Терпимость»

Классный руководитель:

 Бакеева Ирина Ринатовна

учитель математики

 высшей категории

        Классный час был проведён в январе 2011 года с учащимися 8 класса. Для экономии времени большая часть заданий 1 – 6 были выполнены как домашние задания. Для оформления класса на доске были вывешены различные высказывания о добре, зле и терпимости (приложение 1)

 Часто можно услышать о дефиците доброты в современном российском обществе. На мой взгляд, воспитательную работу в этом аспекте нужно начинать как можно раньше и продолжать её в течение всех лет обучения.

Цель: разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло»,    «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла. (Слайд 4)

Задачи.

  1. Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
  2. Учить вырабатывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
  3. Учить задумываться о своём месте в жизни.
  4. Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.
  5. Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
  6. Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

Подготовка:

  1. мультимедиа;
  2. наглядность (название темы на доске, цель, эпиграф, основные понятия);
  3. домашние творческие задания (рисунки, сочинения-рассуждения).

Ход классного часа (Слайд 5)

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Называется она «Добро. Зло. Терпимость». (Слайд 2). Обратите внимание на эпиграф (Слайд 3). Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы учащихся.) 

        Итак, сегодня наш разговор пойдёт о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на её обсуждение? (Ответы учащихся.)

        Послушайте индийскую сказку «Награда», ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить её.

        Чтение ученицей сказки «Награда», ответы на вопросы, продолжение сказки.

Награда

        Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слёзно просить:

- Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.

        Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:

- Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

        Страшно стало путнику.

- Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?

- Она и есть, - сказал тигр.

- Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.

- Давай спросим кого-нибудь – награда это или нет?

        Неподалёку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

- Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

- Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придёт пора уходить, рубят мои ветки, обрывают листья. Так они платят мне злом за моё гостеприимство.

- Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.

- Давай ещё кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они ещё немного. Видят: на пустоши пасётся корова.

- Эй, корова! – окликнули они её. – Скажи, чем платят за добро?

- Злом! – ответила корова. - Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко моё иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо  сдадут!

        Выслушал её тигр и сказал путнику:

- Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

- Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим ещё кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…

Вопросы.

  1. Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
  2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
  3. Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
  4. Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?

На эти вопросы постарается ответить (фамилия и имя ученика), он же продолжит индийскую сказку.

Ученик (продолжает сказку).

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили её:

- Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

- Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

        Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

        Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.

Учитель. Дайте определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек», предварительно посоветовавшись с одноклассниками. (Учащиеся вырабатывают собственные определения, затем формулировки этих понятий проецируются на экране) (Слайд 6).

Добро – всё положительное, хорошее; ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро.

Зло -  всё дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.

Добрый человек человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный.

Злой человек человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.

        Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.

  1. Ты идёшь по улице, видишь плачущего ребёнка. Какими будут твои действия? (Слайд 7)
  2. В подъезде ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия? (Слайд 8)

Обсуждение.

Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром (Священное Писание). (Слайд 9)

Учитель. Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звёзды» и ответьте на вопросы. (Чтение учителем рассказа и ответы на вопросы).

Юноша и морские звёзды

        Как - то на рассвете старик шёл по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звёзд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнёс:

- Толк есть для этой морской звезды.

Вопросы.

  1. Что побуждало юношу бросать в воду морских звёзд?
  2. Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем всё равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
  3. Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?

Вот что по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль-Маали: «Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».

        Учитель. Настало время проверить домашние творческие задания.

        Задание 1. (Слайд 10, 11, 12, 13)

        А. Представьте, что доброта – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включает в себя понятие «доброта».

        Б. Представьте, что злоба – это тёмная тучка. Нарисуйте её и напишите на её капельках те качества, которые включает в себя понятие «злоба».

(«Доброта» - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Злоба» - чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.)

Задание 2. (Слайд 14)

Прочтите изречение К. Пеппера о силе добра и придумайте собственное.

Когда кто – нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь!

Сразу два человека стали счастливы.  (К. Пеппер)

Задание 3.

Раскройте смысл изречения: «Думай при каждом пробуждении: какое доброе дело совершить мне сегодня? Зайдёт солнышко и унесёт часть моей жизни». Следуете ли вы этому совету? Какой стала бы наша жизнь, если бы каждый человек поступал таким образом? Напишите сочинение «Спешите делать добрые дела», используя свой жизненный опыт.

Задание 4.

Напишите сочинение на тему «Что значит быть добрым, злым?». Аргументируйте свои утверждения, используя свой жизненный опыт.

Задание 5.

Как вы понимаете китайскую пословицу: «Добра и зла исток – в душе у нас, а не вовне»?

Задание 6.

Прочтите и выучите стихотворение (приводится ниже). Какова его главная мысль? Напишите сочинение на эту тему, используя свой жизненный опыт.

Быть добрым надо по привычке

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Ещё печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда,

Ты должен быть кому-то нужен –

Всегда – как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчёту. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти её из клетки ввысь.

        Учитель. Мы с вами много внимания уделили понятиям «добро» и «зло». А что же такое терпимость? (Ответы детей).

Учащиеся вырабатывают собственное определение, затем формулировка этого понятия проецируется на экране. (Слайд 15)

Терпимость – способность мириться с кем – либо, чем – либо. Относиться снисходительно к кому – либо; терпимое отношение.

        А как следует вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки? Как нужно относиться к окружающим тебя людям? Ко всему ли в окружающем нас мире надо относиться примирительно, терпимо? (Ответы детей).

Ученик. Я думаю, что каждый из нас должен проявлять терпимость к чужим мнениям, поведению, традициям. Именно понятие «терпимость» включает в себя мысль о том, что люди должны жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познанию друг друга.

Давайте проведём тест «Добрый ли вы человек?» (Слайд 16, 17)

Учитель. В завершение нашей беседы хочу вас ознакомить с правилами, помня о которых, вы научитесь понимать друг друга. Их перечень вы видите на экране. Прочитайте их вслух поочерёдно.

Правила, выполнение которых ведёт к взаимопониманию (Слайд 18)

  1. Ставь интересы других людей выше собственных.
  2. Будь верен и надёжен.
  3. Уважай других, уважая себя.
  4. Терпимо относись к другим точкам зрения.
  5. Воспринимай людей как равных себе.
  6. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
  7. Умей прощать и не будь обидчив.
  8. Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
  9. Проявляй чуткость.
  10. Будь уверен в себе.
  11. Будь свободен от лжи и обмана.
  12. Умей контролировать свои желания и поступки.
  13. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
  14. Стремись делать всё как можно лучше.

Учитель. Понравился ли вам классный час? Что именно вам понравилось? Спасибо за общение. (Слайд 19, 20)

Дополнительный материал к классному часу.

Ткань нашей жизни соткана из перепутанных

 нитей; добро и зло соседствуют в ней.

О. Бальзак

Из мудрых мыслей:

        Добродетель и порок, моральное добро и зло -  во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества и каждого человека.  (Вольтер)

        Всякий живой человек носит в себе семь добродетелей и семь противоположных им смертных грехов: он высокомерен и робок, обжорлив и воздержан, похотлив и целомудрен, гневен и терпелив, завистлив и милосерден, скуп и щедр, ленив и прилежен. И он может извлечь из себя самого равным образом тирана и раба, преступника и святого, Каина и Авеля.  (Мигель де Унамуно)

        Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, чего люди не любят во мне, - вот это и есть мои пороки (старый китайский афоризм).

Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует. (Я. Корчак)

Доброта – язык, на котором немые могут говорить, и который глухие могут слышать. (К. Боуви)

Храбрость для защиты отечества – добродетель, но храбрость в разбойнике – злодейство. (А. А. Бестужев)

Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро – не наука, оно – действие. (Р. Роллан)

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов)

Тест «Добрый ли вы человек?» (Слайд 15, 16)

Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей вы относитесь сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест:

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

        Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу вам не пойдёт.

        От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

        Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Литература

  1. Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель). Практические материалы. М., 2007.
  2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М., 2002.
  3. Поспелова М. Час общения «Добро. Зло. Терпимость». Журнал «Воспитание школьников» № 1, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

классный час " Учимся быть терпимыми"

Классный час направлен на развитие толерантности....

Классный час "Будем терпимы"

 Развивать стремление к самовоспитанности.Способствовать социализации учащихся.Создать условия для формирования толерантности.Учащиеся должны научиться осознавать неодинаковость людей.Научить принимат...

Презентация к классному часу "Добро. Зло. Терпимость".

Классный час был проведён в январе 2011 года с учащимися 8 класса. Для экономии времени большая часть заданий 1 – 6 были выполнены как домашние задания. Для оформления класса на доске были вывешены ра...

Добро.Зло.Терпимость классный час

классный час о добре, зле...

Классный час "Терпение, терпимость, толлерантность"

Внекласное мероприятие «Терпение, терпимость, толерантность»  разработано в рамках подготовки к Дню толерантности, который отмечался 16 ноября. Мероприятие запланировано для про...

классный час "Границы терпимости"

классный час "Границы терпимости"...