Классный час "Терпение, терпимость, толлерантность"
классный час (5, 6, 7 класс) на тему
Внекласное мероприятие «Терпение, терпимость, толерантность» разработано в рамках подготовки к Дню толерантности, который отмечался 16 ноября. Мероприятие запланировано для проведения в 5 – 7 х классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час "Терпение, терпимость, толлерантность" | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование у обучающихся знаний об определенных нравственных качествах человека – терпение, терпимость, толерантность.
Задачи:
-Учиться контролировать и оценивать свои действия при общении с окружающими;
-уметь учитывать другое мнение и позицию, стремиться к сотрудничеству.
Ход занятия
Добрый день, ребята! Наше занятие я хочу начать словами поэта Эдуарда Асадова:
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
Как вы думаете, о чём это стихотворение?
( Ответы учащихся)
Сегодня мы погорим о терпении и терпимости. Все вы знаете, что любое, даже нехитрое дело, требует терпения. Давайте представим, как бабушка вяжет носок: Она
терпеливо накидывает она на спицу петельку за петелькой, считает их, чтобы вышло ровно и красиво. Никуда не спешит, вяжет молча, сосредоточенно.
А теперь вспомним как мама готовит обед:
Режет овощи, варит бульон, картошку или макароны. Часа два мама не отходит от стола и плиты, пока не приготовит обед для своей семьи.
Терпение необходимо и вам, ребята. Когда вначале какое-то дело не получается, не стоит огорчаться. Просто надо повторить его ещё и ещё раз, пока не придёт умение. Недаром говорится: «Есть терпение – будет и умение». С первого раза умение не приходит никогда.
Ребята, а как вы думаете, что означает пословица «Терпение и труд всё перетрут»?
(Ответы учащихся)
Да, если человек проявляет терпение, много трудится как, например, спортсмены перед соревнованиями или артисты перед выступлением, он обязательно сможет перебороть трудности и добиться успеха. Приведите примеры, когда терпение и труд помогли вам.
(Ответы учащихся)
Предлагаю послушать стихотворение «Стану чемпионом»,
В серебристых огоньках снег над стадионом.
Я катаюсь на коньках – стану чемпионом!
Нет, не просто научиться на одном коньке крутиться –
Непослушный скользкий лёд разбежаться не даёт.
Я катаюсь, я стараюсь, я под музыку лечу.
Я уменья набираюсь – чемпионом стать хочу!
Верю, что терпенье, труд трудности все перетрут!
Спасибо. Как вы думаете, ребята, этот мальчик сможет стать чемпионом? Почему?
(Ответы учащихся)
Труд и терпение связаны между собой. Без терпения не сделать ни одного дела. Наверняка вы все знаете пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Эта пословица одна из самых известных. В чём её смысл?
(Ответы учащихся)
Правильно, в том, что любое, даже самое небольшое дело требует усилий. Писатель Лев Толстой как-то сказал такую фразу: «Сама даже кашка не сварится!» И это верно. Чтобы сварить обычную кашу для ребёнка, нужно было в те времена затопить печь, найти чугунок или кастрюлю, ложку, молоко, крупу, сахар, соль. Необходимо затратить время и труд, чтобы каша получилась вкусной.
Но вернёмся к пословице. Как вы думаете, почему в народе считалось, что для того, чтобы поймать рыбку, нужно немного труда?
(Ответы учащихся)
Дело в том, что пословица эта родилась очень давно. Население Руси было тогда невелико, а вот зверей в лесах и рыбы в реках водилось видимо-невидимо. Порой удачливый рыбак мог схватить рыбу голыми руками. Но и в те времена рыбацкий труд требовал и знаний, и терпения, и умения. Рыбаки плели сети, мастерили удочки, строили лодки, чтобы передвигаться по реке или озеру.
А как вы полагаете, легко ли поймать в реке или озере рыбу?
(Ответы учащихся)
Не совсем. Для этого нужно подготовить удочку, накопать червей или купить в зоомагазине мотыля. Затем необходимо приготовить тару для рыбы. Чтобы удачным был улов, нужно рано встать. Рыбаки знают, что лучше всего рыба ловится на утренней зорьке.
Сейчас в реках водится не так много рыбы, как в былые времена, и ловить её стало сложнее. А как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся)
Да, большинство рек загрязнены, рыбы отравлены.
Ребята, вспомните и приведите примеры, когда взрослые, обращаясь к вам, применяли эту пословицу.
(Ответы учащихся)
Послушайте стихотворение «Всюду нужен труд» (пригласить ребенка прочитать стихотворение)
До чего не коснусь, всюду нужен труд
Утром только проснусь, а дела уже ждут
Нужно птичек покормить, на окне цветок полить,
Приласкать котёнка, поиграть с сестрёнкой.
Нужно книгу почитать и платочек вышивать,
Разучить стихотворенье и попробовать варенье.
Всем известно: без труда не вынешь рыбку из пруда.
Спасибо. У слова «терпение» один и тот же корень, что у слова «терпимость». Что же означает слово «терпимость»?
(Ответы учащихся)
Оно значит умение без вражды, терпеливо относиться к чужим мнениям, взглядам, поведению, жить в мире и согласии, проявляя такие человеческие качества , как взаимопонимание, взаимоуважение, уступчивость, доброжелательность, сдержанность.
А есть еще одно понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.
Давайте сравним понятие толерантности
В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;
Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.
В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.
В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.
- Какое из определений вам импонирует более всего?
- А что же объединяет эти определения?
Термин “толерантность” объясняется, как терпимость.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
5.Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».
Ведь мы с вами такие разные…
- А какие мы сами?
- Чем мы отличаемся друг от друга?
-Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить.
Выполним упражнение «Учимся ценить индивидуальность».
Сейчас я попрошу Вас написать три признака, которые отличают Вас от других.
-Предупреждаю, что записи зачитаю вслух, а вы должны отгадывать, кто автор утверждений.
Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы учимся друг у друга.
Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя,- это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинств. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно.
А теперь давайте пофантазируем. Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
- Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
- Хорошо или плохо, что мы все разные?
- Как жить в мире, где столько разных людей?
Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
- Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Но давайте с вами рассмотрим ситуацию: Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
Ты договорился со знакомым о встрече. Прождал полчаса, а он не пришёл.
Выступите в роли того, кого обидели…. В роли «обидчика»…
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Давайте попробуем составить правила толерантного общения.
Правила толерантного общения:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
- Прощай
- Уважай права другого
- Уважай человеческое достоинство
- Принимай другого таким, каков он есть
- Сострадай
- Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
- Я надеюсь, что правилами толерантного общения вы впредь будете пользоваться.
- Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый первый шаг в этом направлении.
«Первый шаг в воспитании толерантности»
Попробуйте назвать то качество толерантной личности, которое вы хотели бы воспитать в себе в первую очередь. Это и будет первым шагом в воспитании толерантности в каждом из вас.
Заключение.
В заключение классного часа послушайте стихотворение «Доброта и толерантность спасут мир»
Доброта и толерантность спасут мир.
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может, он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злее, и черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Доброта – это мир, это истина, правда..
Добрый должен быть каждый из нас,,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённым в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжат жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогает нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
“Люди, доброта и толерантность спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!
- Все, что мы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности.
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии как в школьном коллективе, так и в обществе.
Мы очень разные, но мы вместе…
Правила толерантного общения:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
- Прощай
- Уважай права другого
- Уважай человеческое достоинство
- Принимай другого таким, каков он есть
- Сострадай
- Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"
Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми" Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...
классный час " Учимся быть терпимыми"
Классный час направлен на развитие толерантности....
Классный час "Будем терпимы"
Развивать стремление к самовоспитанности.Способствовать социализации учащихся.Создать условия для формирования толерантности.Учащиеся должны научиться осознавать неодинаковость людей.Научить принимат...
Классный час "Добро. Зло. Терпимость"
Часто можно услышать о дефиците доброты в современном российском обществе. На мой взгляд, воспитательную работу в этом аспекте нужно начинать как можно раньше и продолжать её в течение всех лет обучен...
"Как воспитать толлерантного человека" выступление на м/о классных руководителей
Воспитание толлерантного человека...
Классный час Толлерантность
Мы такие разные, но все - таки вместе!...
толлерантность, презентация для классного часа
Данаая презентация преднозначена для 6-7 классов на тему "Толлерантность" для проведения классного часа и сплочения коллектива класса...