Роскошь человеческого общения
презентация урока для интерактивной доски (8 класс) по теме

Заикина Татьяна Валерьевна

Материал содержит: сценарий, презентацию разработаные для 8-х классов. В презентации есть гиперссылки на аудио, видео записи и фотографии.

Цели:

•        познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, и культуре общения.

•        установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой,

•        воспитывать любовь и уважение к родному языку,

•        формировать навыки речевого общения.

•        расширить знания учащихся об общении с людьми и самим собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon roskosh.ppt2.28 МБ
Файл kch_roskosh_chelovecheskogo_obshcheniya.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Классный час «Роскошь человеческого общения».

Цели:

•        познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, и культуре общения.

•        установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой,

•        воспитывать любовь и уважение к родному языку,

•        формировать навыки речевого общения.

•         расширить знания учащихся об общении с людьми и самим собой.

Ход классного часа.

Здравствуйте, уважаемые гости и воспитанницы! Мы рады приветствовать вас в нашем классе. Я начинаю наш классный час - дискуссию. Тема дискуссии – общение.

  1. Как вы думаете, что такое общение?(совместная деятельность, обмен информацией, эмоциональный контакт)
  2. Какое общение может быть?(деловое, личностное)
  3. Для чего мы общаемся?
  4. Если общение это обмен информацией, то общаетесь ли вы, когда смотрите телевизор? (нет)

Итак, «общение» - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или занимаются какой-либо практической деятельностью. Можно сказать, что общение с другими людьми - «обработка людей людьми». А можно ли сказать, что общение с самим собой - «обработка человеком самого себя». Известный философ Л. Фейербах говорил: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».

Общение - это не только взаимоотношения, контакт между людьми, , но это и главное условие и способ существования и развития людей. «Чем многообразнее и гармоничнее развит человек, тем более готов он к счастью. Для него мир богат, увлекателен, а главное - добр и открыт. Он похож на дом друзей: что хочешь - возьми, что ценишь - отдай. А для человека узкого, ограниченного мир как огромный город в совершенно незнакомой стране. Все улицы открыты, а идти по ним страшно, ибо неизвестно, куда ведут. И спросить некого - не знаешь языка...»

Люди всегда задумывались о сути общения. Давайте обсудим высказывания:

«Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком».

«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».

Антуан-де-Сент Экзюпери

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»

Ф. де Ларошфуко

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли»

А. П. Чехов

-На каком из изречений вы хотели бы остановиться? Обоснуйте свой выбор.

Что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Культура общения начинается с овладения родным языком. Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку. Так что же такое язык? Давайте послушаем притчу.

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Так что же такое язык?

Язык - это инструмент, им необходимо хорошо владеть. По манере говорить - интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.

Родной язык - это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем: Это ещё и музыка, источник эстетического наслаждения: золотой ключик к познанию истории, народной мудрости".

Недаром русский народ сложил так много пословиц о речи. Воспитанницы постарались подготовить для нас самые интересные из них.

О русском слове написано немало стихотворений.

Давайте послушаем стихотворение Д. Смелякова о русском языке.(видеоролик)

Воспитанницы также подготовили для нас стихотворения о русском слове.

  

СЕРГЕЙ СКАЧКО

ЯЗЫК

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,

Суров и нежен, многолик ,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский ,

Старайся глубину постичь!

Евгений Винокуров.

Мне нравится обыденная речь.

Слова простые: хлеб, вода, поленья…

Я те слова хотел бы уберечь

От непреодолимого забвенья!

Я был от верной гибели спасен…

…В словах высоких, знаю, мало проку.

Но славьтесь те, что слышал я сквозь сон:

-Спадает жар. Он спит. Ну, слава Богу!

Наполни сердце музыкою слова…

А если ты пока не так речист,

Тогда скажи от сердца, не сурово,

Чья- то душа откроется, простит.

В простых словах есть тоже обаянье,

Когда они с улыбкою в глазах.

Когда они – души твоей сиянье,

Тогда и чувства – в песнях и стихах.

Итак, мы поняли, что для овладения искусством общения необходимо изучать родной язык.  

Бывает, мы слышим сквернословие. Некоторые считают, что ругаться матом - это вполне нормально, потому что ругаются практически все.

А.С.Макаренко писал: "Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительной человеческой красоте:"      

А вы знаете, откуда появилось выражение «ругается как сапожник»? В царской России аристократы никогда не позволяли себе использовать нецензурную лексику, это считалось дурным тоном. Сквернословить могли только люди низшего сословия.

Так  в чем же суть культуры общения?

Давайте попробуем разобраться. Имеет ли общение свои функции? Каковы эти функции?

  1. обмен информацией,
  2. побуждение (к действию, поступку, мысли и т.д.),
  3. ответную реакцию.

При каком условии все функции будут в ладу друг с другом? Если есть налаженный контакт, доброжелательный тон. Другими словами, эффект общения зависит и от формы, и от содержания. Мы можем сделать вывод о том, что культура общения — это гуманный подход к другому человеку. В чем суть такого подхода?

  1. доброжелательность
  2. спорь, да не вздорь;
  3. не ищи виноватого;
  4. помни, что категоричность раздражает партнера;
  5. чувство юмора укрепляет общение.
  6. начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
  7. прежде чем критиковать другого, скажите о собственных ошибках.
  8. делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
  9. для человека нет более приятного звука, чем звук собственного имени.

Помните об этих правилах, и тогда общение станет соприкосновением душ, и вы почувствуете всю роскошь и радость общения, не погрязнете в его нищете.

Давайте обсудим высказывания:

«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантами.»

Д. Леббек

«Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт» .

Саади

«Ничего не начинай во гневе! Глуп то, кто во время бури садится на корабль.»

И. Гауг

«Красноречие — украшение для человека» .

Гораций

«Когда суть дела продумана заранее, слава последует без затруднений».

Гораций

-На каком из изречений вы хотели бы остановиться? Обоснуйте свой выбор.

Подводя итог нашего классного часа, давайте определим понятие и правила культуры общения.

Итак , мы можем сделать вывод: Культура общения — это усвоенная привычка гуманного подхода к другому человеку, лежащая в основе нравственной установки при контакте с людьми.

Заключительное слово.

Недаром русский народ сложил так много пословиц о речи:

•        Красна птица пером, а речь - словом.

•        Красно поле пшеном, а речь - слушанием.

•        Хорошие речи и слушать приятно.

•        С умным разговориться, что меду напиться.

•        Ласковое слово многих прельщает.

•        Есть словко, как мед сладко, а есть словко, как полынь горько.

Ученик читает стихотворение С. Острового:

К словам привыкаешь день ото дня.

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

Извини меня! -

Это значит:

Исключи меня из вины!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово

тебе

сотворит

добро.

Всем спасибо за внимание.

Использованная литература.

1.        Бессмертный А. Учим правила и орфограммы, а русский язык "уходит", подобно Аральскому морю// Учительская газета.1991.№ 49.

2.        Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения//Русский язык в школе, 2002. №1. С.33-36.

3.        Петрова Н. Спасти детей// Воспитание школьников. 1994.№2 С.20-24.

4.        Чуковский К.И. Живой как жизнь// Собрание сочинений в 2 т. М., 1990.

5.        ГримакЛ.П. Общение с собой. М., 1991.

6.        Игры - обучение, тренинг, досуг.../ Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.

7.        Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994.

9.        Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург. 1997.

10.        КриулинаА.А. Психология общения. Курск, 1993.

11.        Мудрик А.В. Общение школьников. М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роскошь человеческого общения"

занятие для учащихся 4-5 класса по развитию навыков общения с использованием элементов тренинга....

Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Никогда никого не упрекайте ни в чем. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания....

Классный час для 6 класса "Роскошь человеческого общения"

Разработка классного часа "Роскошь человеческого общения"...

"Роскошь человеческого общения"

Сценарий внеклассного мероприятия из цикла "Разговор о важном"...

Классный час "Роскошь человеческого общения"

Цель  :·                         создание условий для формирования у обучаю...

Классный час на тему: "Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения"

Сценарий классного часа содержит материалы о культуре   общения, о правилах ведения беседы....

Эссе на тему «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Эссе на тему "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения"....