Классный час ТЕМА: "Православный праздник « Рождество Христово".
классный час (7 класс) на тему

Классный час с элементами творческой работы.  Духовно - нравственное воспитание обучающихся через обобщение знаний о православном празднике " Рождество - Христово".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon angel_rozhdestvo.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Классный час

                 ТЕМА: "Православный праздник « Рождество Христово".

                                                             

                                                  Ход занятия:

 

Цель: Духовно – нравственное воспитание обучающихся через обобщение знаний о православном празднике «Рождество Христово».

Задачи:  

Образовательная 1. Систематизировать у обучающихся представление о народных обрядах  и традициях Рождества Христова.

Воспитательная 2. Воспитывать патриотические качества: любовь к Родине, семье.

Развивающая 3. Развивать творческие способности (практическое, самостоятельное изготовление поделки).

Коррекционная 4. Корригировать мелкую моторику, внимание.

Материалы, оборудование: белый  картон,  ножницы, шаблон  

                                                  поделки, фломастеры, цветные карандаши.

Использованная литература, аудиоматериал:

З.В.Левицкая “История Отечества для детей”.

А. Аничев “ Православные праздники”.

Б. Арапович В. Маттелмяки “Детская Библия. Библейские рассказы в картинках”.

И.Панкеев “Полная энциклопедия быта русского народа”.

Песня «Коляда» в  исполнении солистки детского фольклорного ансамбля «Кралица» -  Дианы  Дрыгиной.

Ход занятия:

 Кл. рук. :

     - Здравствуйте ребята, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, на  доску. Тему  нашего классного часа вы узнаете, если   разгадаете криптограмму. В первой и во второй строке написана тема  классного часа, вам ребята надо к геометрическим фигурам первой и

второй строки подставить геометрические фигуры нижней строки, каждая фигура это  буква, составьте слова и в полученной  

фразе вы прочтете тему классного часа и название зимнего праздника.

-Молодцы ребята, вы быстро справились с заданием, какая фраза у  нас получилась? -Правильно у нас получилось фраза – «Рождество  Христово».

-Что же это фраза  означает?

(Дети: Рождество это праздник.)

- Правильно это  православный праздник. И тема нашего классного часа « Православный праздник  «Рождество Христово».

Кл.рук.: 1 слайд. Классный час: «Православный праздник «Рождество  Христово».

- Ребята, а может, кто – то  из вас знает, почему именно так назвали  этот   праздник?(ответы детей)

Кл.рук.: 2 слайд. Рождение Иисуса.

-Было это давным-давно, почти 2010 лет тому назад. В маленьком    

еврейском городе в Вифлееме жила семья – молодая женщина по имени Мария и ее муж Иосиф. Однажды во время путешествия в город Иерусалим ночь застала путников, и они стали искать ночлег. Ко многим в дом просились Мария и Иосиф, но напрасно. Наконец один человек сжалился над ними и пустил переночевать в сарай для скота. Там  Мария родила сына, которого назвала Иисус.

Кл.рук. : 3слайд. Даты.

-Ребята,  посмотрите, пожалуйста, на экран, здесь мы видим  четыре  даты?  Что они означают? И какая дата связана с Р. Х.

(На доске написаны  четыре  даты – 1 января, 7 января, 19 января, 25 декабря)

- (Дети: 1 января  мы празднуем Новый год, 7 января это Рождество Христово,19 января Крещение.) - Правильно Р.Х  празднуется в России 7 января по новому стилю.

  Кл.рук.: 4 – 5 слайд. Сочельник.

 - К празднованию Рождества в России  верующие готовятся сорокадневным постом. Накануне проводят день в особо строгом посте, он называется «Сочельником», в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, есть хлебные зерна, размоченные в воде, посмотрите    

  пожалуйста ( пустить по рядам 3 чашки  зерен)

 - Скажите ребята, а  можно ли назвать Рождество семейным  

праздником как вы думаете? А почему? (Дети: да можно)

- Конечно это семейный праздник.

- В некоторых районах России праздник Рождества начинался с того,  что все кто  жил в доме, вместе убирали колосьями дом, стол, а пол застилали свежим сеном.  И с появлением первой звезды на небе вся семья усаживалась за   праздничный   стол праздновать.

 Кл.рук.: 6 слайд. Коляда. Гадание.

  - Ребята, а  кто из вас знает,  какие проводятся обряды на Рождество?  

(ответы детей)

-Праздник Рождество связан с таким замечательными  обрядами, как коляда и гадание. В деревнях, селах, городах ходили  по дворам   колядовщики   с песнями колядками, поздравлениями. Славили хозяина с хозяйкою, детей, их дом и скотину, и получали за это угощение - пироги, блины, пряники. Девушки гадали на суженного,

свадьбу, какая судьба их ждет их в будущем:

 Раз в крещенский вечерок девушки гадали:

За ворота башмачок

Сняв, с ноги бросали…

Кл.рук.: 7 слайд. Колядовщики.

- Посмотрите ребята  на слайд как выглядели колядовщики? В какие  

одежды они были одеты? (они наряжались в красивые одежды, надевали маски зверей, птиц, в   руках у  них обязательно был шест со  звездою на конце.)

- Послушайте ребята,  какие песни исполнялись в эти дни-

(Песня «коляда» исполняет  солистка  детского фольклорного  ансамбля  «Кралица» -  Диана Дрыгина )

- Ребята а, давайте разучим с вами  колядку?! В Рождественский   вечер, соберете родных, друзей, нарядитесь посмешней, - да и пойдете  по соседям колядовать, мешок гостинцев собирать!  Мне нужны 4 человека  кто хочет, научиться колядовать выходите ко мне сюда. Одевайте вот эти маски, платки и попробуем поколядовать.  Наши артисты по очереди будут читать нам  колядки. Первой начну я, а выребята  за мной.

- Готовы?

Кл.рук.:- Здравствуйте хозяин с хозяюшкой! С Рождеством вас Христовым! Позвольте под окошком встать коляду покликать!

   - Щедрый вечер, добрый вечер

Сею – вею - посеваю с Рождеством поздравляю! (сыплет зерном)

Дети: -

    - Коляда, коляда!

Ты подай пирога!

-Или хлеба ломтину,

Или денег полтину

Или куру с хохолком,

Петушка с гребешком!

Или сена клок,

Или вилы в бок!

Кл.рук.: -Спасибо этому дому

            Пойдем к другому!

Кл.рук.:  За то, что колядовщики славили дом, хозяина и хозяюшку, их детей, скот,  их одаривали пирогами, блинами, а то и звонкой монетой. А чтобы вы и дома смогли бы, и  поколядовать, и погадать я приготовила вам  памятки. Спасибо ребята, вы молодцы.

Кл.рук.: 8 слайд. Ангел.

- Ребята, а как мы узнаем, что наступает Рождество? По каким

приметам? (елка, подарки, сюрпризы)

-Правильно. Главным  атрибутом  Рождества,  ребята является Рождественский Ангел.

- Посмотрите, ребята  как художники изображают ангелов, с любовью и нежностью, ангел своими крыльями оберегает  и защищает людей.

- Вот перед вами ангел, изготовленный  в традиционной русской  технике,   сделан он   без ножниц и иголки.

- Сегодня на классном часе мы с вами изготовим  своего ангела.

И  пусть он оберегает вас, ваш дом и вашу семью от бед и несчастий. Кл.рук.: 9 слайд. Технологическая карта.

- Этого ангела  мы будем делать из картона. Нам понадобится картон, шаблон, ножницы, простой карандаш, фломастеры или цветные карандаши. А теперь я  прошу обратить ваше внимание на технологическую карту. Внимательно слушайте и запоминайте, как мы будем делать поделку:

      1 этап. Сгибаем лист картона пополам.

     Берем, заготовку прикладываем её к сгибу картона.

     Переводим шаблон ангела на картон.

2 этап. Вырезаем ангела ножницами.

3 этап. Прорисовываем линии, разукрашиваем, наш ангел готов.

Кл.рук.: 10 слайд. Правила безопасности.

 - Прежде чем мы приступим к выполнению работы,  давайте     вспомним   правила безопасности при работе ножницами.

 (Дети повторяют правила.)

10 слайд.

Кл.рук.: 11 слайд. Физминутка.

-А сейчас давайте разогреем наши пальчики, чтобы они у нас хорошо  

 работали.  

                  Физминутка:

        Ножка, спинка и сиденье

        Вот вам стул на удивленье.

-Ребята вы должны не просто нарисовать своего ангела, вы можете  написать на обратной стороне  пожелания себе, своим близким и родным. Готовые поделки вы должны выставить  на доску. На работу отводится 15 минут (заводит будильник)

(Дети начинают работать, в процессе работы звучит тихая музыка, классный руководитель помогает детям  советом, следит за осанкой, сверяет ход работы с технологической картой. Если кто – то из детей выполняет работу раньше, то помогает однокласснику. Когда последний ребёнок сделает работу, классный руководитель призывает к вниманию. Предлагает выставить готовых ангелов на обозрение.

Кл. рук.:

-  Ребята посмотрите, какие красивые и волшебные получились у нас с вами Рождественские ангелы, какие они все разные и необычные. Каждый ангел не похож друг на друга. Вы молодцы, хорошо поработали. Так пусть же ваш ангел,  которого вы сделали, своими руками оберегает и хранит  Вас и Вашу семью.

Кл. рук.:

- Наш классный час подходит к концу, с каким православным праздником мы с вами познакомились? Когда он празднуется?

(Дети: Мы познакомились с православным праздником Рождество Христово, он празднуется 7 января.)

Кл. рук.: С какими  народными  обрядами связан праздник Рождество Христово?

(Дети: Рождество Христово связан с  обрядом «колядование  и гадание»)

Кл.рук.: Какой  символ Р.Х.  мы делали на занятии?

(Дети: На занятии мы делали Рождественского ангела.)

Кл. рук: Слайд 12

- Молодцы ребята, вы всё хорошо и  правильно запомнили, замечательно сделали свои поделки.  

 -  Что больше всего вам понравилось на занятии? Какое настроение было у вас? Если вам понравилось наше занятие давай дружно похлопаем, друг другу и скажем спасибо.

- В канун празднования Нового года и Рождества Христова, я желаю вам, вашим семьям  и нашим гостям счастья, здоровья, удачи, благополучия. Наш классный час подошел  к концу большое спасибо.

Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза

используется электронные средства обучения (мультимедийный комплекс)

(быстро, четко, фронтально, сделать срез об информированности учащихся)

развитие логического мышления, дети вспоминают знакомые даты

развитие внимания, памяти

(коррекция эмоционально -волевой сферы через вовлечение в игровую деятельность)

(используется метод обучения- игра с элементами драматизации)

используются печатные средства обучения - раздаточный материал, памятки о проведении колядок

спец. прием развивающий самостоятельность анализа и формирующий суждение как мыслительную функцию

используется демонстрационный метод обучения — показ поделки

используется метод обучения — «показ» хода работы по изготовлению поделки

последовательность выполнения задания детьми

(коррекционное упражнение на развитие мелкой моторики)

очень важно призвать детей к фиксированному выполнению задания по времени

использование музыки организует детей на качественное выполнение работы

очень важно обращать внимание на детали действия детей, в процессе работы

хвалить детей, тактильно поглаживать, это вселяет в детей уверенность в свои силы

Формирование самооценки у учащихся, важно чтобы каждый ребенок убедился в том, что он умеет хорошо и красиво делать поделку.

Закрепление изученного материала, актуализация знаний, систематизирование  представлений о народных праздниках.

Проверка знаний полученных в ходе работы - подведение итогов

Рефлексия: подведение итогов занятия

                                                                                                                                         

       

Для решения задач поставленных в начале занятия были использованы методы, приемы, средства  - средства обучения: 1) печатные( раздаточный материал памятки); 2) наглядные— плоскостные (плакат с нарисованной  криптограммой, зашифрованная тема классного часа); 3) электронные -  слайды (мультимедийный комплекс, компьютер); методы обучения: 1) словесные (беседа) взаимодействие с детьми; демонстрационный — показ поделки ангела); практический — делаем поделку; приемы-

показ поделки, технологическая карта, игра с элементами драматизации, индивидуальное творчество (все поделки выполненные детьми индивидуальны).

 На данном занятии соблюдался охраняемый режим - физминутка, чередование видов деятельности — беседа, игра, практическое занятие, выдержан лимит времени, кабинет проветрен, освещение кабинета соответствует норме.

Приложение №1

- Коляда, коляда!

Ты подай пирога! __________________

- Или хлеба ломтину,

Или денег полтину _________________

-Или куру с хохолком,

Петушка с гребешком! _____________

-Или сена клок,

Или вилы в бок!___________________________

-Одна – то бы корова

По ведру доила!___________________________

- Одна – то бы кобыла

По два воза возила._______________________

- Спасибо этому дому

Пойдем к другому! (кланяются)_____________

Приложение №2

Рождество Христово

В яслях спит на свежем сене

Тихий, крошечный Христос,

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок,

Прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик,

Всех беспомощно толкал:

"Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!"

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: "Смотри скорей!"

                          Саша Черный

Приложение №3

Физминутка:

Ножка, спинка и сиденье

Вот вам стул на удивленье.

 

Приложение №4

Правила техники безопасности при работе с ножницами.

  1. Передавая ножницы товарищу, держи их за рабочую часть кольцами вперед.
  2. Не держи ножницы острой частью  вверх.
  3. С ножницами обращайся  осторожно, держи их всегда закрытыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Рождество Христово!"(литературно-музыкальная композиция)

Цель работы-духовно-нравственное информирование  учащихся о православном празднике Рождества Христова на основе классических поэтических текстов....

Методическая разработка праздника "Рождество Христово"

Литературно-музыкальная композиция ,некого не оставит равнодушными!...

Сочинение на тему : Светлый праздник Рождество христово.

Конкурс творческих работ учащихся, номинация Поэтическое творчество (поэзия, проза)....

Сценарий праздника "Рождество Христово". Воскресная школа, 2011 год.

Сценарий разработан для разновозрастной группы детей, посещающих Воскресную школу при храме....

Сценарий праздника "Рождество Христово". Воскресная школа, 2012 год.

Сценарий составлен для разновозрастной группы детей, посещающих Воскресную школу при храме.  В сценарий включена сценка  по мотивам русской народной сказки "Теремок"....

Сценарий праздника "Рождество Христово". Воскресная школа, 2014 год.

Сценарий Рождественского утренника для воспитанников Воскресной школы....