Классный час "Как совесть Незнайку мучила..."
классный час (5 класс) по теме

Классный час на тему «Как совесть Незнайку мучила…». Ребята вместе с классным руководителем  попытаются помочь Незнайке понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответственность. Классный руководитель на протяжении классного часа поможет детям  осмыслить нравственное по­нятие «совесть», попытается сформировать их нравственный выбор, представление учащихся об ответственности за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sovest_neznayku_muchila_..._5_kl.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Как совесть Незнайку мучила…»

(ответственность за свои поступки)

Цель: 1.Сформировать представление учащихся об ответственности за свои поступки.

           2.Сформировать нравственный выбор.

           3. Помочь  осмыслить нравственное по нятие «совесть».

Форма: Классный час-рассуждение.

Литературная подсказка

Ход классного часа

Ребята! Сегодня у нас очень интересная тема классного часа. Мы попытаемся помочь Незнайке понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответственность.

Я прочитаю вам отрывок из романа Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Вы внимательно меня послушаете, а затем мы продолжим  наше общение.

Отрывок из романа-сказки Н. Носова «Незнай ка в Солнечном городе».

«Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговари вал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри его голос.

«Он ведь сам виноват, — оправдывался Незнайка. — Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?»

«Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! — отвечал голос. — Ну толкнули тебя, и ты толкнул бы!»

«Толкнул бы! — проворчал Незнайка. — Зна чит, я драться должен? Драться нехорошо!»

«Ишь ты! Нехорошо! — передразнил голос  — А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто-нибудь превратил в осла?»

«А чего он толкается?» — упрямо твердил Не знайка.

«Ну что ты заладил «толкается, толкается»! Ты ведь знаешь, что он нечаянно».

«Ничего я не знаю».

«Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешь!»

«А кто ты, что от тебя ничего не скроешь?» —насторожился Незнайка.

«Кто? — с усмешкой переспросил голос, — Буд то не узнаешь? Ведь я твоя совесть».

«А! — вскричал Незнайка. — Так это ты? Ну тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не ви дел и никто ничего мне не скажет».

«А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты со всем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты еще увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него...»

«Послушай, — сказал Незнайка. — А где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая-то змея подколодная! Притаилась там где-то, сидит и молчит.» Дождется, когда я сделаю что-нибудь не так как надо, а потом мучит».

«Я не так виновата, как ты думаешь, — начала оправдываться совесть. — Вся беда в том, что я у тебя еще слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня еще очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. В особенности днем. Поэтому я люб лю разговаривать с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничего не заглушает мой голос».

Еще долго на спал Незнайка. Думал, что коро тышка-осел голодный, спит где-нибудь на холод ной земле под открытым небом...»

Ребята! Вы прослушали отрывок, а теперь я хотела бы узнать ваше мнение на некоторые вопросы:

1.        Почему Незнайка не мог заснуть?

(Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла.)

  1. Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков?

(Нет, он поступил необдуманно, безответствен но. Поэтому пострадал другой человек.)

  1. А что такое ответственность?

Подытоживая ответы учащихся, нужно сказать о том, что ответственность — необходимость  отвечать за свои поступки. Способность человека созна тельно выполнять определенные требования и осу ществлять поставленные задачи.

Если человек нарушил законы, наступает ответ ственность юридическая, а если нравственные нор мы — моральная ответственность, но в любом слу чае за безответственное поведение человеку обяза тельно придется нести ответственность.

Незнайка не нарушал законов Солнечного горо да, а вот нравственные нормы нарушил и от этого страдает.

4.        Почему Незнайка недоволен своей совестью?

(Она ему вовремя не подсказала, как себя вести, она у него маленькая.)

5.        Мог ли Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор?

(Да, он мог не превращать коротышку в осла, но  разозлился и сделал это.)

  1. Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?
  2. Что бы вы посоветовали Незнайке?

Давайте попытаемся объяснить Незнайке, что та кое совесть.

Совесть — это  нравственный ориентир человека, его душевней компас, который предупреждает о недопустимости тех или иных, часто очень соблазнительных  действий и наказывает мучениями за неправильно сделанный выбор.

   Человек должен работать над собой, чтобы совесть не осталась «маленькой».

Давайте посоветуем не только Незнайке, но себе почаще «разговаривать» со своей совестью, со ветоваться, постоянно «будить» ее, чтобы потом не раскаиваться.

Творческое задание для каждого уч-ся - нарисо вать символ понятия «совесть».  

Оформление выставки творческих работ.

Возможные выводы:

•        Выбор поступков всегда имеет определенные последствия как для окружающих, так и лично для человека. А за последствия приходится отвечать.

  1. Выбор и ответственность взаимосвязаны.
  2. Человеку приходится самому решать, как по ступить и самому нести ответственность   за свой выбор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "О совести"

Разработка классного часа "О совести"...

Классный час "Забота о родителях - дело совести каждого"

Классный час направлен на формирование у учащихся семейных ценностей, самоопредение в своей семье. Содержит презентацию....

Классный час "Совесть – внутренний судья человека»

Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений....

Личностно-ориентированный классный час «Совесть – это наш внутренний судья»

Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку...

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Классный час «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»

Классный  час «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»...

Классный час"Совесть"

Разработка,презентация классного часа...