Классный час "Суд над сквернословием"
классный час по теме

Чернова Наталья Владимировна

Классный час для старшенклассников в сопровождении презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud_nad_skvernosloviem.docx43.37 КБ
Файл sud_nad_skvernosloviem..pptx232.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 7

 

Сценарий классного часа

для старшеклассников

«Суд над сквернословием»

                                                                               Составитель:

 педагог-психолог

 Наталья Владимировна

 Чернова,

 стаж работы

 в должности 5 лет,

  контактный телефон

8-904-060-73-90

г.Богородск

2012 год

Классный час "Суд над сквернословием"

 

Цель:

· развитие у подростков осознанного неприятия к сквернословию как способу воздействия на свою личность и формированию к себе отношения окружающих;

·  воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что отсутствие нецензурных выражений делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.

Форма проведения классного часа: ролевая игра.

Время проведения игры: 1 час

Подготовительная работа: 

За 1 – 2 недели в классном уголке вывесить объявление: “ Готовимся к классному часу “Суд над сквернословием”:

1. Нарисовать мини-плакат, побуждающий людей воздерживаться от сквернословия.

2.Дополнить тест “Незаконченное предложение…”  (текст теста размещен на стенде и в отдельном кармашке для доступа всех желающих, так же предусмотрен  ящик для ответов).

1. Сквернословие – это …

2. Произнесенное бранное слово для меня – это …

3. Не материться – это значит не …

4. Для того чтобы не ругаться матом, нужно…

5. В моей семье используют нецензурные выражения только …

6. Сквернословие  в нашей семье – это …

7. Сквернословие  дает мне возможность …

(Данная форма работы позволяет более тщательно подготовиться к мероприятию, учитывая специфику ответов обучающихся).

3.Выписать мысли великих людей о вреде употребления нецензурных выражений.

Класс делится на микрогруппы, каждая из которых получает индивидуальное задание для подготовки до начала мероприятия:

1 микрогруппа (теоретики) готовят материал раскрывающий понятие «сквернословие»;

2 микрогруппа (историки) готовят материал по истории возникновения сквернословия и его развития в наши дни;

3 микрогруппа (специалисты в области здоровья) рассматривают взаимосвязь сквернословия и здоровья.

Наиболее целесообразно раздать задания за 10-14 дней, к каждой группе прикрепить консультантов из числа взрослых ( 1 микрогруппа- библиотекарь, 2 микрогруппа- учитель истории, 3 микрогруппа- школьный мед. работник, преподаватели ОБЖ, 4 микрогруппа- педагог- психолог). Общее руководство подготовкой осуществляет лицо, проводящее мероприятие (классный руководитель, педагог- психолог , социальный педагог или другой специалист).

Из числа детей выбираются судья (ребенок, являющийся положительным лидером в коллективе), обвинитель (из числа детей убежденно не употребляющих нецензурные выражения) и адвокат (из числа детей систематически сквернословящих). Для каждого участника процесса изготавливаются бейджи, на которых изображается логотип игры, его роль и фамилия, имя участника.

При помощи взрослых готовится речь обвинителя (учитель русского языка), адвоката (один из взрослых, имеющих альтернативное видение вопроса или владеющий как положительной, так и отрицательной информацией по рассматриваемому вопросу), судьи (учитель общественных дисциплин готовит обучающегося по сценарию проведению судебных заседаний).

Для поддержания работы групп выполнена мульти-медийная презентация (прилагается).

Оформление, оборудование, инвентарь:

  1. на доске плакаты “Мудрецы о …” ( … );
  2. лучшие рисунки;
  3. итоговый тест “незаконченное предложение…”;
  4. кабинет оборудован как зал судебного заседания с местом для судьи, обвинителя, адвоката и участников процесса;
  5. мульти-медийная установка для показа презентации;
  6. экран для показа презентации;
  7. фотографии кристаллов воды, подверженных воздействию нецензурной брани;
  8. электронный носитель с презентацией;
  9. жетоны для голосования;
  10. ящик для жетонов;
  11. бейджи с указанием ролей ведущих фигур в игре.

Пространство классной комнаты организовано как зал судебных заседаний с местами для судьи, обвинителя, адвоката, столами для экспертов. На столах имеются соответствующие таблички.

Ход занятия:

  1. Погружение в игру.

Участникам ролевой игры предлагается занять места в зале судебных заседаний в соответствии с их ролями.   

Судья. 

Выясняются общие знания обучающихся о сквернословии, подвести к мысли об их ответственности перед самими собой, окружающими и своей будущей семьей. Акцент при этом можно сделать на здоровье близких людей, друзей, вынужденных участвовать, в так называемом, пассивном сквернословии, когда они находятся рядом с употребляющим нецензурную брань,  и слушают ее (слайды 1,2).

Оглашается тематика настоящего заседания, представляются судья, обвинитель и адвокат, группы экспертов.

Судья передает слово обвинителю.

2 . Речь обвинителя.

В настоящем судебном заседании обвиняется сквернословие в засорении и оскорблении русского языка… (далее следует речь подготовленная предварительно  обвинителем).

После выступления обвинителя судья передает слово адвокату.

3.Адвокат произносит речь в защиту нецензурных выражений.

После выступления адвоката судья предлагает заслушать свидетелей- экспертов в различных областях.

4.Теоретики (слайды 3,4,5).

 Что такое сквернословие?

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

6  Историки (слайды 6,7,8)

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

7.   Специалисты в области сохранения здоровья ( слайды 8,9,10)

 Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.) 

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

            

8. Прения

 Судья предоставляет право высказаться в прениях всем желающим, после чего предлагает заслушать свое заключение (слайды 11- 14).

9.Вынесение вердикта суда.

Предлагается каждому обдумать и проголосовать тайным способом. Те участники суда, которые не употребляют нецензурные выражения или приняли решение отказаться от них, в ящик для сбора голосов опускают красный жетон. Те, кто не хочет отказываться от сквернословия, опускает черный жетон.

После того как все проголосовали на стол судьи высыпаются жетоны и обвинитель и адвокат подсчитывают результаты. Оглашается вердикт суда.

10. Рефлексия: Под красивую музыку каждый участник по очереди берет руку соседа, сидящего справа, и высказывает свое мнение:

  1. я что-то открыл (называя конкретно что), я что-то выполнил;
  2. у меня появились вопросы или я не получил ответа на свой вопрос;
  3. что мне понравилось сегодня (слайд 15).

Перечень источников, материалф которых использованы для составления классного часа:

  1. Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.
  2. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206 
  3. Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp 
  4. http://www.liveinternet.ru/users/alfijushka/post67412745 
  5. http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html 
  6.  "Школьный психолог" №20/2008

Материалы для учителя

Детское сквернословие.

Чем оно вызвано и как с ним бороться

Подростковая грубость, доставляющая родителям столько огорчений, явление сложное. Это может быть и проявлением агрессии, и своеобразной разрядкой эмоционального

напряжения, и попыткой просигнализировать о возникшем неблагополучии.

И хотя грубость часто проявляется в отталкивающей манере выражаться, подросток порой даже не замечает этого: он никого не хочет обидеть и ничего дурного не имеет в виду, просто иначе не умеет.

Политика двойного стандарта

Когда родители жалуются на грубость подростка, им почему-то и в голову не приходит обратить внимание на речевую атмосферу, сложившуюся в семье.Вспомните, что вы произнесли в серд цах, когда ударили по пальцу молотком? А ведь ваш ребенок в это время стоял в двух шагах от вас. К тому же глупо думать, будто ребенка «портят» какие-то другие, злые люди.

Бесполезно ожидать и требовать от ребенка вежливости, если взрослые сами обращаются с ним резко. А ведь такая практика - не редкость.

Родители убеждены, что они вольны исправлять недостатки и промахи ребенка в любой, даже обидной и унизительной форме. Ребенок же обязан не только покор но выслушивать родительские грубости, но и проявлять почтительность.

Однако политика «двойного стан дарта» ни к чему хорошему не ведет. Настаивая на том, что ребенок дол жен быть вежливым, родители подчас забывают, что он берет пример именно с них, а не с какого-то мифического идеального образца, которому должен соответствовать.

Стоит ли возмущаться и наказывать ребенка-за то, что он хамит и огрызается в ответ на некорректные замечания взрос лых? Конструктивнее проанализировать собственное поведение.

Откуда такая напасть?

Подросток нагрубил? Вернитесь мыс ленно на полминуты назад, вспомните, что предшествовало этой вспышке. О чем и в каких выражениях шла речь? Не вы ли сами спровоцировали грубость подростка собственной резкостью и директивностью?

Если в семье никто из взрослых не позволяет себе обидных выражений, то сын или дочь воспримут эту манеру общения.

Но бывает и так, что родители понять не могут, откуда эта напасть взялась: в семье вроде бы никто не употребляет нецензур ных слов, а ребенок в ответ на замечание позволяет себе бранные выражения.

Первое побуждение - возмутиться и одернуть. Но кричать, наказывать беспо лезно. Коррекция грубого поведения долж на соответствовать причинам, которые его вызвали.

Если грязные выражения появились в речи младшего школьника, велика вероят ность, что он просто не понимает, что гово рит. Но даже не зная смысла ругательных слов, он прекрасно чувствует их сильный эмоциональный акцент. Потому и произно сит в ситуации повышенного эмоциональ ного напряжения.

Малышу достаточно объяснить, что так говорить нехорошо, некрасиво. Он поймет. А если он все равно продолжает произно сить запретные слова?

Нужно задуматься о более глубоких при чинах их появления. Значит, ребенок не просто так ими бросается. Он пытается с их помощью удовлетворить какую-то свою потребность.

Бой с подушками

В большинстве случаев это потребность в разрядке негативных эмоций. Даже в очень дружной семье у ребенка неизбежны отрицательные переживания. Если ребенок огорчен, обижен, испуган, ему необходимо выплеснуть все, что его мучает.

А умеет ли он выражать неприятные, тягостные чувства в приемлемой форме? Обычно родители не учат этому.

Наоборот, чрезмерными требованиями «приличного» поведения зачастую доводят ребенка до полного отчаяния. Негативные эмоции, болезненные чувства накаплива ются и могут прорваться грубостью и сквернословием.

Задача взрослых - подсказать ребенку, как «выплескивать» неприятные пережи вания.

И как же? Поделиться огорчением, «выговорив» и обсудив его. Побоксировать с диванной подушкой. Подвигаться под громкую музыку, мысленно «расправляясь» с тяжелыми воспоминаниями.

Замаскированный призыв о помощи

Подросток, в отличие от маленького ребенка, смысл ругательств понимает. И о запрете на них осведомлен.

Так что сквернословие его - скорее сигнал о возникшем неблагополучии. Или попытка утвердить свою взрослость. Не из-за того ли, что родители по-прежнемуотносятся к нему как к маленькому и вольно или невольно перекрывабт ему возможности доказать, что он уже большой г

Не исключено, что сквернословие -всего-навсего замаскированный призыв о помощи, попытка привлечь к своим про блемам внимание родителей.

Может, у него в школе появились про блемы или его мучают конфликты с товарищами. Вот он и пытается - от беспомощности - ослабить внутреннее напряжение, «выпустить пар» запретной бранью.

В этом случае сквернословие подростка не самая главная проблема, и ею можно заняться во вторую очередь.

Сначала лучше выяснить, что за беда у него приключилась, и постараться помочь. Возможно, что после разрешения ситуа ции исчезнет из обихода и нецензурная брань.

Беды подростка в реальности могут быть несерьезными, а взрослым и вовсе пока жутся пустяком. Но тут важно, как подрос ток сам их воспринимает. Если ему тяжело, а он не находит отклика и поддержки, то хамит просто от бессилия и отчаяния. Отнеситесь к его переживаниям серьезно.

Выпускание пара

Помните: просить о помощи подросток обычно стесняется, считает признаком сла бости и «малышовости». Разубедите его.

Приведите примеры из собственной жизни, сами попросите его в чем-то помочь вам. Не по хозяйству, конечно. А, напри мер, так: «Столкнулся вчера с неприят ной ситуацией. Хочу с тобой поделиться. Посоветоваться».

Решитесь на откровенный, прямой раз говор. Необходимое условие: нужно спра виться с гневом и исключить крик. Но ни в коем случае не скрывать своего искрен него огорчения: «Не ожидал от тебя... Не думал, что придется говорить с тобой на эту тему... Надеялся, что ты уже взрос лый...»

Многое, конечно, зависит от конкретных обстоятельств. Но в большинстве случаев помогает сильное и действенное сред  ство - переход на другой уровень общения. Когда отзываешься не на бранные слова, а на ситуацию в целом.

Лингвисты уверяют: в подростковом сквернословии виноват еще и нынеш ний языковой парадокс. Матом теперь не ругаются, матом «разговаривают». Сквернословие стало распространенной, обычной практикой.

Для подростка отказаться от сквернос ловия во многих случаях означает про тивопоставить себя компании, к которой ему хотелось бы или приходится прина длежать.

Новое оружие агрессии

Подросток начинает материться в кругу товарищей, чтобы не прослыть «маменьки ным сынком». Со временем эта проблема только усугубляется : он и хотел бы уже избавиться от грязной брани, но у него не  получается, мат «въелся» в речь. Поэтому начинать противодействовать скверносло вию необходимо сразу же, как только оно было замечено.

Учитель может подсказать родителям, что на сквернословие подростка нельзя реагировать испугом, растерянностью, вспышкой возмущения.

Такие реакции только подкрепляют ненормативное словоупотребление, так как наглядно показывают, что взрослые не владеют ситуацией.

И то обстоятельство, что эти слова нас шокируют, - вообще наилучший повод, чтобы повторять их. Детям хочется позлить, подразнить нас, потому что они не раз тер пели это от нас. И теперь просто открыли для себя новое оружие агрессии.

Иногда помогает прием частичного поз воления. Объясните подростку, что матер ные слова, с заложенной в них гру бой агрессией, уж если и употреблять, то «точечно». Именно тогда, когда вынуждают крайние обстоятельства.

Какие, например? «Кто-то предлагает тебе таблетку или косячок, не отстает, подначивает, отказов не понимает. Вот тут и посылай его прямым текстом. А в нор мальном разговоре этим словам не место». Такой совет по идее снимет притягатель ность «запретного плода».

Зарубежные педагоги и психологи дейс твенным средством против детского сквер нословия считают систему штрафов. У нас такие меры особого распространения не получили. Но некоторые родители утверж дают, что это средство им помогло.

Меры особого назначения

Применяли они его так. Говорили под ростку: «Ты же сам понимаешь, что ругать ся нехорошо. К тому же по закону нецен зурная брань - правонарушение. За это могут и оштрафовать. Чтобы ты из-за своей дурной привычки не подвергался такой опасности в общественных местах, мы тебя сами будем штрафовать. За каждое матерное слово вычитать из твоих карманных денег. Давай вместе решим, какой размер штрафа ты считаешь спра ведливым».

Американский детский психолог Аллан Фромм советует родителям:

  1. не бранить ребенка, не угрожать, что станете ругать его, если он будет говорить гадкие слова;
  2. постараться сделать так, чтобы ребе нок был как можно более откровенен с вами, мог спокойно высказываться в вашем присутствии, и тогда то, чему он научился на улице, он скажет вам, а не произнесет при посторонних;
  3. удивить ребенка: когда он вдруг выру гается, проявить спокойствие, добродушие, мягкость и ласку, что сразу же притупит эффект новизны;
  4. объяснить ребенку, кратко и без нака заний, что сквернословить так же непри лично, как отрыгивать за столом или не извиняться в нужный момент;
  5. извиниться за ребенка и сразу же сме нить тему разговора, если случится, что он обронит какое-нибудь матерное слово при посторонних;
  6. не читать мораль, сказать твердо: «Ты сейчас не на улице, поэтому я хочу, чтобы ты говорил, как мы!»

Литература по теме

А.Фромм. Азбука для родителей. Тула, издательство «Родничок», 2003.

 Л.Пэрротт. Подросток и его проблемы.

Санкт-Петербург, издательство «Питер», 2003.

Ф.Райс. Психология подросткового и юношеского возраста.

Санкт-Петербург, издательство «Питер», 2000.

О.Воробьева. Педагогические техноло гии воспитания толерантности.

Волгоград, издательство «Панорама», 2006.

А.Захаров. Как предупредить отклоне ния в поведении ребенка.

Москва, издательство «Просвещение», 2000.

Ю.Можгинский. Агрессия подростков. Санкт-Петербург, издательство      «Лань», 1999.

М.Раттер. Помощь трудным детям. Москва, издательство- «Педагогика», 2001.

Г.Хоментаускас. Семья глазами ре бенка.

Москва, издательство «Рипол Классик», 2003.

Л.Семенюк. Психологические особен ности агрессивного поведения подрост ков и условия его коррекции.

Москва, издательство «Просвещение», 1999.

Ю.Гиппенрейтер. Как общаться с ребенком.

Москва, издательство «Педагогика», 2000.

Э. Ле Шан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.

Санкт-Петербург, издательство «Прайм-Еврознак», 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Суд над сквернословием Работу выполнила педагог-психолог МОУ СОШ № 7 Н.В.Чернова г.Богородск 2012 год

Слайд 2

Речь — это показатель ума. Сенека Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова . Логан Пирсолл Смит

Слайд 3

Что такое сквернословие? Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений : нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др . Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием , от слова «скверна».

Слайд 4

Сквернословие , как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет скрыть собственную уязвимость и защищает , ведь обнаружить слабость и неуверенность равносильно полному поражению.

Слайд 5

«Каков человек, такова его и речь». Сократ Матерная брань — это не только набор непристойностей . Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.

Слайд 6

История возникновения сквернословия Корни этого явления уходят в далекую языческую древность . Скверные слова были включены в заклинания , обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия , поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. М ат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова , призывая себе на помощь демонов зла . Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Слайд 7

Мат пробуждает в подсознании человека доставшиеся ему вместе с генной памятью « психовирусы ». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными , современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал , призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких . Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Слайд 8

В наше время мат используется: 1) для повышения эмоциональности речи, 2) эмоциональной разрядки, 3) оскорбления, унижения адресата речи, 4) демонстрации агрессии, 5) демонстрации отсутствия страха, 6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, 7) демонстрации принадлежности к «своим». Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Слайд 9

Сквернословие и здоровье Под действием звуков , в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры . И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или , наоборот , отравлять организм. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Сквернословие не способно породить гармоничную красоту

Слайд 10

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Добрые слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Слайд 11

З аядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Слайд 12

Сквернословие — далеко не безобидная привычка Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные . Все «обруганные» матом семена погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни.

Слайд 13

Злые слова убивают! С квернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. Не случайно проклятие поражало насмерть . И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Слайд 14

Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни .

Слайд 15

Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! А сейчас ответьте на вопрос ( можно в письменном виде) , готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия? Будьте здоровы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час Грех сквернословия

классный час посвящен проблеме сквернословия ....

Презентация к классному часу "Вирус сквернословия"

Презентация может использоваться на классном часу и во внеклассной работе.Предназначена для учащихся среднего и старшего звена...

Классный час о сквернословии

Презентация для проведения классного часа о сквернословии...

Классный час "Долой сквернословие"

Классный час в 8 классе  "Долой сквернословие".На классном часе использовалась презентация, видеофрагменты, тестирование....

Презентация к классному часу "Вирус сквернословия"

Материал презентации презназначен для учащихся 9-11 классов. Цель классного часа - профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информиров...

Классный час "Вирус сквернословия"

Классный час, посвященный проблеме сквернословия...

Классный час "Вирус "СКВЕРНОСЛОВИЕ"

Разработка классного часа "Вирус "Сквернословие"...


 

Комментарии

Жбанкова Мария Александровна

Больная тема для нашей страны, спасибо что вы не равнодушны к ней.

Чернова Наталья Владимировна

Надеюсь, что средствами воспитания мы сможем изменить ситуацию к лучшему.

Жбанкова Мария Александровна

Больная тема для нашей страны, спасибо что вы не равнодушны к ней.