Рабочая программа клуба "Мои истоки"
рабочая программа (10 класс) на тему

Угольникова Елена Владимировна

 

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. 

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».

Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ

СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Клуб

«Мои истоки»

Рабочая программа внеурочной деятельности

(10 – е классы)

(краеведческое направление)

Составитель:

классный руководитель 10а класса

учитель истории Угольникова Е.В,

Степное – 2011г.

Содержание

1. Содержание программы

2. Пояснительная записка ……………………………………………………………1 – 6

3. Учебно – тематическое планирование ……………………………………………7 – 8

4. Методическое обеспечение ………………………………………………………..9 – 10

5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности……………...........................................................................................................11 – 14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».

Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

Что понимается под словом «проект»?

Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами:

1) они направлены на достижение конкретных целей;

2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных

действий;

3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным

началом и концом;

4) все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:

– экспериментально – производственная,

– информационно-аналитическая,

– диагностическая,

– научная,

– методическая,

– образовательная и т.д.

Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности.

В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные

этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Иногда в педагогической литературе под словами «проектная деятельность» понимается только одна из разновидностей проектной деятельности – исследовательская. По-видимому, это связано с использованием проектной деятельности на уроках. Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличие от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний.

Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?

Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими соображениями:

1) целями внеурочной деятельности;

2) целями обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:

1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,

хранение, использование);

4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий. Дело в том, что работа над мероприятиями, доступными детям, зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме

необходимо предусматривать специальные организационные приемы.

К таким приемам относятся:

1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);

2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии или тематической картотеки.

В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Дети на собственном опыте знакомятся с организацией информации: как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на новые информационные запросы.

В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д

Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску информации. В информационном проекте должны быть предусмотрены средства систематизации информации (оглавление и др.). Задача информационных проектов – формирование навыков организации приобретенной информации. В структуре информационного проекта.

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентации.

Выбор темы.

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Совершенно иная картина с выбором подтем – здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов – энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д

Выбор проектов.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.

В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида «прочитай и расскажи» могут выполнять те дети, которые умеют читать, а «подготовь страницу в книгу» – те, которые умеют писать. Правда, и здесь возможны разные подходы.

Работа в малых группах

Поделки, коллажи, макеты и т.д.

Индивидуальная деятельность

Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт

Коллективная деятельность

Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.

Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.

Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.

Каждый ребенок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» – это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, надо организовывать специальным образом.

Какие бывают типовые проекты?

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).

К представлениям можно отнести:

– спектакли (в том числе кукольные);

– концерты;

– устные журналы (аналоги телепередач);

– викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);

– показы моделей одежды.

К изготавливаемым изделиям можно отнести:

– тематические выставки рисунков, скульптур, поделок;

– газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

– видеожурнал или видеофильм;

– макеты;

– модели (действующие);

– швейные и кулинарные изделия;

– игрушки.

Можно ли использовать для проектной деятельности учебное время?

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности может быть отведено следующее время:

Заключение

Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Курс «Мои истоки» будет одной из таких форм.

Программа курса предназначена для обучающихся 10 классов, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно – исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. 

Задачи:

  1. познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
  2. мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  3. прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  4. прививать интерес к исследовательской деятельности;

В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно – познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной.

Курс «Мои истоки» носит развивающий характер. Целью данного курса является формирование поисково – исследовательских и коммуникативных умений учащихся.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при изучении курса «Мои истоки» имеет отличительные особенности:

  1. имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  2. в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями школьников;
  3. проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  4. проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  5. проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  6. в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  7. реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Программа курса рассчитана на 35 часа. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  1. основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  2. понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  3. основные источники информации;
  4. правила оформления списка использованной литературы;
  5. способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  6. источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять объект исследования;
  2. разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  3. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  4. работать в группе;
  5. пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  6. вести наблюдения окружающего мира;
  7. планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  8. работать в группе.

Содержание программы «Мои истоки» связано с многими учебными предметами, в частности литература, биология, экология, география, история, обществознание, информатика.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Советский район имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. В программу краеведческого клуба «Мои истоки» мы включили 9 тематических блоков:

  1. «Моя школа – моя судьба»
  2. «Страницы истории родного города»
  3. «Семь + я»
  4. «Город будущего»
  5. «Культурное наследие»
  6. «Старшее поколение»
  7. «Мы – будущее нашего города»
  8.  «В гармонии с природой»
  9. «С любовью к городу»
  10. Итоговое занятие: зашита проекта

На курс «Мои истоки» отводится по 1 часу в неделю.

Работа клуба осуществляется в 2-х направлениях:

1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы).

2. Практическом (встречи, экскурсии, практикумы в музее, библиотеке, творческие отчёты, записи, зарисовки, защита проектов).

3. Тематическое планирование

Название разделов

Теоретические занятии

Практические занятия

всего

«Моя школа – моя судьба»

1

1

1

1

4

«Страницы истории родного города»

1

1

1

1

4

«Семь + я»

1

1

1

1

4

«Город будущего»

1

1

1

1

4

«Культурное наследие»

1

1

1

1

3

«Старшее поколение»

1

1

1

1

1

5

«Мы – будущее нашего города»

1

1

1

3

«В гармонии с природой»

1

1

1

3

«С любовью к городу»

1

1

1

1

4

Итоговое занятие: зашита проекта

1

итого

6

6

6

7

7

3

35

4. Содержание программы

Программа состоит из 9 тематических блоков:

  1. Сентябрь – «Моя школа - моя судьба».
  2. Октябрь – «Страницы истории родного города».
  3. Ноябрь – «Семь + я».
  4. Декабрь – «Город будущего».
  5. Январь – «Культурное наследие».
  6. Февраль – «Старшее поколение".
  7. Март - "Мы - будущее нашего города».
  8. Апрель – «В гармонии с природой».
  9. Май – «С любовью к городу».

1. «Моя школа - моя судьба» 4 часа

Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы.

Практические занятия: выпуск газет, мини - проекты. 4

2. «Страницы истории родного поселка» 4 часа

Что я знаю о своем районе, поселке? История улиц района. Знакомство с государственными символами Советского района.

Практические занятия: встречи со старожилами.

3. «Семь + я» 4 часа

Семейные традиции. Моя родословная.

Практические занятия: презентация семейных альбомов, выпуск газет.

4. «Город будущего» 3 часа

Новостройки поселка.

Практические занятия: создание социальных проектов, встречи с интересными людьми.

5. «Культурное наследие» 4 часа

Образ района, поселка в художественной литературе, изобразительном искусстве, Культурные учреждения города. Храм поселка Степное.

Практические занятия: встречи с поэтами, художниками.

6. «Старшее поколение» 5 часов

Ордена и медали. Ветераны ВОВ и труженики тыла.

Практические занятия: чтение Книги памяти, экскурсии в музей боевой славы, встречи с ветеранами войн и офицерами вооруженных сил.

7. «Мы - будущее нашего города» 3 часа

Кем я хочу быть? Портфолио.

Практические занятия: посещение учреждений дополнительного образования.

8. «В гармонии с природой» 3 часа

Природа родного города.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, участие в акциях.

9. «С любовью к поселку» 4 часа

Памятники Советского района. Местные умельцы и самородки.

Практические занятия: посещение выставок, мини – проекты. 4

10. Итоговое занятие: защита проекта «История поселка Степное и Советского района в событиях и лица».

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Мои истоки» обучающиеся:

  1. получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  2. обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  3. приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  4. получат возможность осознать своё место в мире;
  1. познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  2. получат возможность совершенствовать умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
  1. узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
  2. различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  3. оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  4. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

  1. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  2. ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  3. способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  4. основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  5. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  2. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  3. устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  4. адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  5. осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  6. эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  2. учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  4. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  5. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  6. различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  2. осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  3. строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  4. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  5. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  6. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  2. записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  3. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  4. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  6. осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  7. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  1. адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  2. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  3. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  4. формулировать собственное мнение и позицию;
  5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  6. задавать вопросы;
  7. использовать речь для регуляции своего действия;
  8. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  2. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  3. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  4. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  5. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  6. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  7. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  8. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Прогнозируемые результаты реализации программы

Отдаленные

Промежуточные

Заинтересованность и активное участие родителей в работе

получение представлений о природе края, об историческом прошлом и настоящем поселка, о личностях, оставивших заметный след в истории края

Сумма конкретных знаний о прошлом, осмысленных с помощью настоящего; активная гражданская, нравственная жизненная позиция младших школьников в различных сферах деятельности; экологическая грамотность;

Повышение мотивации школьников

приобретение  учащимися учебно- интеллектуальных  умений, навыков исследовательской и проектной деятельности

Фо

Условия реализации программы

Программа будет успешно реализована, если:

  1. будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  2. будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
  3. будет использоваться разнообразный дидактический материал и ИКТ.

Формы контроля промежуточных результатов реализации программы

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  1. тестирование;
  2. творческие задания;
  3. викторины;
  4. конкурсы;
  5. олимпиады;
  6. интеллектуальные игры;
  7. выставки творческих работ учащихся;
  8. защита проектов;
  9. научно-практическая конференция.

Возможные критерии результативности

1. Активность учащихся во внеурочное время.

2.Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.

3.Положительная тенденция роста участников районных, областных конкурсных программ, выставок, викторин, школьных, районных олимпиад, Всероссийского конкурса «Золотое Руно», в смотрах знаний, в интеллектуальном марафоне, в научно-практической конференции, в защите проектов.

4. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

Показатели результативности

1. Активное участие во внеклассной работе.

2.Активное участие школьников в районных, Всероссийских интеллектуальных играх и конкурсах.

4.Высокий уровень удовлетворенности  родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

Методики диагностики

1.Методика диагностики сформированности коллектива «Выявление мотивов участия учащихся в делах коллектива» (модифицированный вариант методики О.В.Лишина)

2.Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (автор А.А.Андреев)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Курс «Мои истоки» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся сведения об обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) географические и исторические карты;

5) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В ходе изучения курса «Мои истоки» школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.

Список литературы

Список литературы для учителя

  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
  2. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
  3. Классный руководитель и воспитание школьников: методические материалы по реализации программы «С любовью к городу»:часть 1. [Текст]./под общей редакцией Кукченко Т.М. – Кемерово: МОУ ДПО «Научный методический цнтр», 2008. – 204 с.
  4. Кукченко Т.М., ГерасимоваС.А., Горбунов В.С., Красношлыкова О.Г., Прудникова О.Е., Аверчук О.А. Воспитание на региональном материале. Сборник материалов [Текст]./ Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук – Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. – 42 с.
  5. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
  6.  Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
  7.  Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
  8. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.
  9. Сухолет, И.Н Вопросы духовной культуры в школьном обществознании/ И.Н.Сухолет.-М.: Школьная пресса, 2003.
  10. Три ступени к демократии: гражданское образование учащихся общеобразовательных учреждений России // Граждановедение: приложение к «Учительской газете».-2003.№7.
  11. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.        
  12. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
  13. Шемшурина А.И. Программа нравственно-этического воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И.Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2
  14. Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации [Текст]./ А.И.Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1
  15. Яковлев, Ю.Я. Ваши права, дети [Текст]./ / Ю.Я. Яковлев.-М.: 2002.

Список литературы для обучающихся

1.Горбунов, В.С. Поклон учителю [Текст] / В.С. Горбунов. – Кемерово,2007. – 403 с.

2. Кировский район: страницы истории [Текст] / Кемерово, 2002.

3. Рыжков М.И. Земля героев [Текст] / М.И. Рыжков, М.Г. Щербаков. – Кемеровское книжное издательство,1978. – 286 с.

4. Рехлов В.С. Повесть о Михайле Волкове [Текст] / В.С. Рехлов. – Кемеровское книжное издательство,1960. – 177 с.

5. Ткаченко В.К. Кемеровчане в годы войны 1941-1945 гг. [Текст] / В.К. Ткаченко. – Кемерово,1996. – 278 с.

6. Федорова И.Ф. Воспитание на региональном материале (материалы к урокам города) [Текст] / И.Ф. Федорова. – Кемерово,2002. – 54 с.

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  3. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
  6.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанва [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
  7. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10класса "Любовная лирика и её истоки"(поэты и музы")

Программа содержит рекомендации к изучению любовной лирики в творчестве  русских  поэтов 19века  ...

рабочая программа "Истоки" 6 класс

рабочая программа по Истокам для 6 класса: "Слово и Образ России" рассчитана на 34 часа, с тематическим планированием....

Рабочая программа "Наши истоки"

Рабочая общеобразовательная  программа "Наши истоки". Является интегрированной (история, литература, технология, музыка). Создана авторским коллективом МКОУ СОШ с.Новогромово: Петровой Н.В., учит...

Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"

Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...

Рабочая программа объединения "Истоки".

Программа педагога дополнительного образования по спортивному туризму. Программа обучает основам спортивного туризма, дает необходимые знания о правилах пребывания в лесу, а так же прохождения КТМ и Л...