Рабочая программа "Наши истоки"
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Петрова Наталья Владимировна

Рабочая общеобразовательная  программа "Наши истоки". Является интегрированной (история, литература, технология, музыка). Создана авторским коллективом МКОУ СОШ с.Новогромово: Петровой Н.В., учителем истории, Ксыниной Т.В., учителем технологии, Троненко Е.А., учителем литературы. Предназначена для 6-7 классов. Рассчитана на 34 учебных часа (теория и практика). Цель данной программы: возрождение интереса к русской национальной культуре и традициям, развитие личности школьника, способного к творческому самовыражению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_nashi_istoki.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор

МКОУ СОШ с.Новогромово

_________________ /Липин М.Г./

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Новогромово Черемховского района Иркутской области

Программа  факультативного курса

«Наши истоки»

Авторы:

Троненко Елена Александровна

учитель русского языка и литературы

Ксынина Татьяна Владимировна

учитель технологии

Петрова Наталья Владимировна

учитель истории

2012 год

I. Пояснительная записка

«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев… Но всякое дерево имеет корни, которые связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и пращуры. Это их дела».

В.М.Песков

Аннотация, обоснование необходимости данного курса.

Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт,  а так же Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяют духовно – нравственное  и творческое развитие  обучающихся  как одно из приоритетных направлений работы учителя.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, однако анализ школьной практики обучения показывает, что духовно-нравственный потенциал национальных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, разобщенностью учебной и внеучебной деятельности, недостаточным взаимодействием школы с семьей, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания. В практике духовно-нравственного воспитания преобладают словесные методы использования традиций, что вступает в противоречие с их практико-ориентированным характером. Создать полноценные условия для духовно – нравственного воспитания школьников  может введение  интегрированной программы «Наши истоки», разработанной  на основе общеобразовательных дисциплин «технология», «литература», «история», включающих  в себя изучение элементов русской народной культуры и истории, традиций, фольклора, прикладного народного творчества .

Цель программы - возрождение интереса к русской национальной культуре и традициям,  развитие личности школьника, способного к творческому самовыражению.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

расширить представления о  традициях  и культуре русского народа;

познакомить с культурными памятниками и традициями родного края.

Воспитательные задачи:

воспитывать патриотическое отношение к России и своему краю;

воспитывать  обучающихся  на примере  жизни  и  деятельности   земляков;

воспитывать   уважение  к  родителям, семейным традициям.

Развивающие задачи:

развивать  познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;

создать условия для развития независимого творческого мышления и  удовлетворения   духовных потребностей школьников;

прививать  школьникам  начальные навыки исследовательской работы.

Основные принципы  отбора и структурирования материала

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

принцип систематичности и последовательности – знания по  программе даются в определенной системе; накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;

-     принцип культуросообразности, предполагающий, что учебный процесс строится в соответствии с ценностями и   нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям нашего села, района, области.

Программа  составлена с учетом принципа преемственности, она состоит из трех разделов, последовательность которых определена содержанием  типовых программ по литературе и истории в  6 классе.

Новизна программы

Программа дает возможность  раскрыть духовно – нравственный потенциал традиций русского народа, связанных с фольклором, обрядами и православными традициями комплексно.

Учебный план предусматривает не только знакомство с  народными традициями, ведущими свое существование со времен Древней Руси, но  и углубление представлений учащихся об этих традициях, их роли в русской литературе, искусстве и культуре народа в целом.

Практико  – ориентированный характер программы  позволяет  развивать навыки исследовательской работы обучающихся  через  выполнение  мини-проектов, в том числе совместно с родителями. Теоретические  занятия, на которых обучающиеся знакомятся с русскими традициями, чередуются с практическими, на которых  осваиваются различные техники народных ремесел  по теме разделов.

           Развитие социальных умений сотрудничества, коммуникативных навыков, навыков самопрезентации, самореализации творческой деятельности обучающихся 6 класса осуществляется через  занятия, которые проводятся совместно с младшими школьниками по окончании изучения каждого раздела, где шестиклассники выступают в роли учителей – консультантов. Данная форма работы способствует взаимообогащению школьников старшего возраста.

          Программой предусматривается изучение ремесел и промыслов родного края (Черемховского района), а также православных традиций, истории православных храмов, расположенных на территории района.

Практико – ориентированный характер программы предусматривает использование  различных форм и методов обучения.

Формы обучения:

творческая встреча,

занятие – игра,

экскурсия,

конкурс,

семинар,

творческий проект,

мини-проект,

занятие-путешествие,

занятие-экспедиция.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративные,

наглядно – действенные,

репродуктивные,

частично – поисковые,

исследовательские.

Основные принципы организации занятий:

                  - наглядность

                  - сознательность

                  - активность

            - доступность

            - научность

            - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

            - систематичность и последовательность

            - прочность усвоения знаний

            - связь теории с практикой обучения и жизнью

            - воспитание в процессе обучения

            - вариативный подход

Формы оценки качества знаний

отчетная выставка

презентация  учебного проекта

творческий конкурс

выполнение мини  - проектов

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на  34 учебных часа  - 1 учебный год

Ожидаемые результаты

По окончании изучения курса  школьники  должны знать:

-  о фольклорных традициях в культуре русского народа;

- традиции русского православия, роль иконописи в русском искусстве;

- традиции и символику православных праздников и обрядов;

-  о генеалогии как науке, генеалогию своего рода;

-  историю возникновения ремесел и промыслов нашего края;

-   ремесла и промыслы  своей семьи;

- народные традиции в изготовлении  изделий декоративно – прикладного искусства;

-   виды декоративного творчества;

-  инструменты и принадлежности, правила техники безопасности.

Уметь:

- проводить простейшие исследования, работать над совместными проектами, обрабатывать собранные материалы;

-использовать техники декоративно – прикладного искусства при создании изделий;

- графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять изделия в разных техниках;

- использовать изготовленные изделия для украшения жилища;

- безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами.

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

Во время занятий применятся тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего учебного года педагоги ведут индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого , результатом которого может быть выполнение творческой работы по собственному замыслу.

 Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять  следующие критерии:

- текущая оценка достигнутого самим ребенком;

- оценка законченной работы;

- участие в выставках, проектах;

- реализация творческих идей;

- выполнение семейных и индивидуальных творческих работ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п\п

Разделы программы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Фольклорные традиции в культуре   русского народа

9

3.

Традиции русского православия и обряды в культуре, искусстве и семье.

19

4.

Народные умельцы нашего края

4

5.

Итоговый урок

1

ВСЕГО ЧАСОВ:

34

II. Учебно-тематический план  факультативного курса

№ п/п

                                       Тема

Дата проведения занятия

Количество часов

теория

практика

1

Введение.

1

Раздел №1. Фольклорные традиции в культуре   русского народа. (9 часов)

2

Русские сказки – сказки добра.

1

3-4

 Куклы  для пальчикового театра к русским народным сказкам.

2

5

В мире мудрых  загадок, пословиц и поговорок русского народа.

1

6

Язычество древних славян. Мифы древних славян. Славянские боги.

1

7-8

 Обереги для дома.

2

9-10

Игровое занятие «Пока занавес закрыт»

2

Раздел №2. Традиции русского православия и обряды в культуре, искусстве и семье. (19 часов)

11

Мир крестьянской семьи.

1

12

Крестьянский дом. Элементы убранства дома.

1

13

Домашние обереги своими руками.

1

14-15

Православные традиции русского народа, иконопись. Экскурсия в Свято-Никольский храм села Голуметь Черемховского района.

2


16

Традиции Рождества.

1

17-18

Рождество в музыке, живописи и литературе.

2

19

Традиции в изготовлении Рождественских  подарков и сувениров. Фабрика Рождественских подарков.

1

20

Традиции в изготовлении Рождественских подарков и сувениров. Подарочная упаковка.

1

21

Рождественский ангелочек и елочка – подарки к Рождеству.

1

22

Урок – праздник  Рождества.

1

23

Масленица. Как праздновали на Руси Масленицу.

1

24

Изготовление куклы «Домашняя  Масленица»

1

25

Вербное воскресенье. Верба- спасительница.

1

26

Светлый праздник Пасхи. Слушание пасхально – колокольных звонов.

1

27

Пасхальные сувениры. Чудо – писанки.

1

28-29

Мини – проект «Генеалогическое древо и традиции нашего рода». Презентации проекта совместно с родителями.

2

Раздел №3 Народные умельцы нашего края. (4 часа)

30

Ремесла и промыслы нашего края.

1

31

Экскурсия в районный Дом творчества декоративно – прикладного искусства села Бельск Черемховского района.

1

32-33

Конкурс-фестиваль «Ремесла и промыслы в нашей семье»

2

34

Итоговое   занятие -  выставка работ.

1

III. Содержание программы и методические рекомендации.

Введение. (1 час)

Обучающий компонент

Цели и задачи факультативного   курса. Русская литература, православие, семейный уклад и ремесла - основа традиций и культуры русского народа. Инструктаж по технике безопасности.

Воспитывающий компонент

Развитие интереса к изучению курса.

Практическая часть

Изготовление буклета – плаката по правилам техники безопасности.

Форма занятия

Беседа.

Педагогические приемы

«Жизнь прекрасна, если все безопасно». (Приложение 1)

Методическое обеспечение

Дидактическая игра «Путешествие на остров «Техника безопасности».

Раздел  1.  «Фольклорные традиции в культуре  русского народа».          (9 часов)

Тема 1.1.  «Русские  сказки – сказки добра». (1час)

Обучающий компонент

Определение «сказки», ее отличительные признаки, роль в жизни людей. Виды сказок (про животных, волшебные, бытовые). Чтение вслух русских народных сказок.

Воспитывающий компонент

Отражение традиций  русского народа, доброты, милосердия, опеки над слабыми, взаимоуважения.  

Практическая часть

Лингвистический анализ текста сказки.

Форма занятия

Лекция с элементами беседы.

Педагогические приемы

Аналитическая беседа, игра «Карты Проппа».

Методическое обеспечение

Выставка книг русских народных сказок, мультимедийная презентация к игре.

Тема 1.2.  «Куклы  для пальчикового театра к русским народным сказкам».  (2 часа)

Обучающий компонент

Ознакомление с видами театральных кукол, историей кукольного театра,  профессией кукольника. Инструктаж по технике безопасности.

Воспитывающий компонент

Привитие навыков совместной творческой деятельности.

Практическая часть

Освоение техники изготовления пальчиковой куклы. Изготовление пальчиковых кукол по собственному замыслу.

Форма занятия

Практикум

Педагогические приемы

Объяснительно - иллюстративный, наглядно  - действенный.

Методическое обеспечение

Листы с выкройками деталей куклы, технологическая карта выполнения пальчиковой куклы, образцы театральных кукол бибабо, пальчиковых кукол.

Тема 1.3.  « В мире мудрых   загадок, пословиц и поговорок русского народа».  (1 час)

Обучающий компонент

Место загадок, пословиц и поговорок в  русском фольклоре и русской речи.

Воспитывающий компонент

Привитие интереса к малым жанрам фольклора. Развитие творческого воображения.

Практическая часть

Придумывание загадок, пословиц и поговорок. Выполнение зарисовок и набросков.

Форма занятия

Урок – состязание.

Педагогические приемы

Объяснительно - иллюстративный, наглядно  - действенный, дидактические  игры.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация, листы бумаги, восковые карандаши, ластик, карандаш.

Тема 1.4.  «Язычество древних славян. Мифы древних славян». (1 час)

Обучающий компонент

Ознакомление с укладом жизни, обычаями, представлением о мире древних славян. Понятие «миф»,  языческие боги древних славян.

Воспитывающий компонент.

Привитие интереса к изучению прошлого своего народа.

Практическая часть

Выполнение творческих заданий.

Форма занятия

Урок- путешествие.

Педагогические приемы

Лекция с элементами беседы, творческие задания.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация, карточки.

Тема 1.5.  «Обереги для дома». (2 часа)

Обучающий компонент

История, предназначение оберегов в интерьере, секреты изготовления и символика. Инструктаж по технике безопасности.

Воспитывающий компонент

Воспитание любви к прекрасному, аккуратности и стремлению довести до конца начатое дело.

Практическая часть

Изготовление домашнего оберега «Домовёнок  Кузя».

Форма занятия

Творческая мастерская.

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, эвристический, объяснительно – иллюстративный.

Методическое обеспечение

Мешковина, наполнитель, семена тыквы, фасоли, косточки абрикоса, монетка, клей, атласная лента, малярная кисть из мочала. Мультимедийная презентация.

Тема 1.6.  «Итоговое занятие «Пока занавес закрыт». (2 часа)

Обучающий компонент

Занятие планируется провести совместно с обучающимися 1-2 классов с целью взаимообогащения школьников разного возраста, а также повышения уровня творческой самостоятельности школьников старшего возраста (обучающихся 6 класса), которые будут выступать в роли консультантов.

Воспитывающий компонент

 Развитие социальных умений сотрудничества, коммуникативности, самопрезентации, самореализации через творческую деятельность

Практическая часть

 Театрализация с использованием пальчиковых кукол, мастер – класс с младшими школьниками  по изготовлению оберега.

Форма занятия

Урок - путешествие с театрализацией.

Педагогические приемы

Организация совместной деятельности и общения учащихся разных классов.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация, пальчиковые куклы, изготовленные обучающимися,   обереги, выполненные обучающимися совместно с родителями, буклеты.

Раздел 2. «Традиции русского православия и обряды в культуре, искусстве и семье».  (19 часов)

Тема 2.1.  «Мир крестьянской семьи». (1 час)

Обучающий компонент

 Домашний быт, семейный уклад наших предков. Правила жизни крестьянской семьи. Понятие родства кровного и духовного (свойство, близочество). Родственные связи по восходящей линии и боковым трем видам.

Воспитывающий компонент

Сбор материала для  творческого проекта по истории семьи, семейным традициям. Работа над  генеалогическим деревом семьи.

Практическая часть

 Представление работ, выполненных старшеклассниками «Старая фотография рассказала». Работа с этимологическим словарем Шанского, Даля.

Форма занятия

Урок -    лекция с элементами беседы.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация, таблица кровного родства, перечень древних родственных наименований.

Тема 2.2. «Крестьянский дом. Элементы убранства дома». (1 час)

Обучающий компонент

Признаки избы, различия в типах домом средней полосы России, русского севера, Сибири. Дом как модель мира. Строительные обряды народов Сибири. Символы внутреннего пространства избы. Специфика названий предметов обихода.

Воспитывающий компонент

Уважение к дому как символу  единения поколений семьи, родному очагу.

Практическая часть

Работа с этимологическим словарем Шанского, Даля. Составление мини – словарика из слов, обозначающих предметы крестьянского быта.

Форма занятия

Урок – экскурсия в экспозиции школьного музея «Русская горница».

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация,  этимологические словари Шанского, Даля.

Тема 2.3. «Домашние обереги своими руками». (2 часа)

Обучающий компонент

Традиционные русские обереговые куклы. Цветовой контраст, цветовая насыщенность в оформлении. Основные составные части композиции: объем, форма, пропорция, цвет.

Воспитывающий компонент

Развитие индивидуальных творческих способностей школьников. Привитие уважения к традициям семьи.  Приобщение к обрядовой культуре родного края. Знакомство через игрушку с историей Отечества.

Практическая часть

Кукла – оберег: алгоритм выполнения.

Форма занятия

Урок – практикум.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, наглядно – действенные.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация, народные куклы – обереги, карточки с их названиями.

Тема 2.4. «Православные традиции русского народа, иконопись. Экскурсия в Свято-Никольский храм  села Голуметь Черемховского района».  (2часа)

Обучающий компонент

Традиции русского православия. Иконопись как вид живописи, религиозной по темам и сюжетам. Ансамбль иконостаса. Роль иконописи в  русском  искусстве.

Воспитывающий компонент

Привитие уважения к  православным традициям русского народа. Приобщение к  православной  культуре. Знакомство через православные традиции  с историей Отечества.

Форма занятия

Урок – экскурсия в Свято-Никольский храм села Голуметь Черемховского района проводится как встреча с настоятелем отцом Димитрием.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративные

Тема 2.5. «Традиции Рождества».  (1 час)

Обучающий компонент

Традиции и символика Рождества. Иконография Рождества. Истоки празднования Рождества. Сорокадневный Рождественский пост. Сочельник - канун Рождества. Рождественский фольклор. Обычаи колядования. Свеча как символ очищения. Вифлеемская звезда.

Воспитывающий компонент

Приобщение к традициям духовной культуры русского народа.

Практическая часть

Выпуск брошюры с рождественским материалом (иконография Рождества, святочные рассказы, символика Рождества).

Форма занятия

Урок – проект.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация, «Детская Библия».

Тема 2.6 . «Рождество в  литературе, музыке и живописи».  (2 часа)

Обучающий компонент

Развитие у школьников исторического взгляда на культуру (произведения, связанные с темой Рождества). Знакомство с произведениями литературы, живописи и музыки на тему Рождества. Развитие речи учащихся.

Воспитывающий компонент

Приобщение к традициям духовной культуры русского народа. Привитие чувства прекрасного.

Практическая часть

Комментирование иллюстраций, нарисованных дома. Чтение стихотворений русских поэтов о Рождестве. Пересказ фрагментов рассказов русских классиков о Рождестве, подготовленных обучающимися дома. Слушание песен о Рождестве, рождественских гимнов.

Форма занятия

Литературно – художественная гостиная.

Педагогические приемы

Наглядно – иллюстративные, частично  - поисковые.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация, выставка книг, иллюстраций, музыкальный центр.

Тема 2.7. «Традиции в изготовлении Рождественских  подарков и сувениров. Фабрика Рождественских подарков». (1 час)

Обучающий компонент

Основы духовно – нравственных традиций русского народа. Особенности  традиционной подготовки рождественских подарков.

Воспитывающий компонент

Приобщение к традициям духовной культуры русского народа. Воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, навыков доброжелательного и добродетельного поведения.

Практическая часть

Творческий мини проект – разработка авторских елочных украшений (елочек,  ангелочков и других) на основе природного и бросового материала для подарков  воспитанникам детского дома.

Форма занятия

Фабрика Рождественских  подарков.

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, объяснительно – иллюстративные, необычное в обычном (при выполнении поделок из бросового материала). (Приложение 2)

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентации, образцы  Рождественских сувениров.

Тема 2.8. «Традиции в изготовлении Рождественских  подарков и сувениров. Подарочная упаковка».  (1 час)

Обучающий компонент

Основы духовно – нравственных традиций русского народа. Особенности  традиционной подготовки рождественских подарков. Обучение технике выполнения плоских полуобъемных и объемных изделий из картона.

Воспитывающий компонент

Приобщение к традициям духовной культуры русского народа. Воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, навыков доброжелательного и добродетельного поведения.

Практическая часть

Освоение техники изготовления  и оформления подарочной упаковки из картона.

Форма занятия

Фабрика Рождественских  подарков

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентации, образцы  подарочной упаковки.

Тема 2.9. Тема «Праздник Рождества».  (1 час)

Обучающий компонент

Занятие планируется провести совместно с обучающимися 1-2 классов с целью взаимообогащения школьников разного возраста, а также повышения уровня творческой самостоятельности школьников старшего возраста (обучающихся 6 классов), которые будут выступать в роли консультантов.

Воспитывающий компонент

 Развитие социальных умений сотрудничества, коммуникативности, самопрезентации, самореализации через творческую деятельность. Приобщение к традициям духовной культуры русского народа. Воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, навыков доброжелательного и добродетельного поведения

Практическая часть

Разучивание Рождественских песен (колядок)  с младшими школьниками. Обучение обучающихся 1-2 класса приемам изготовления рождественских сувениров и открыток старшими школьниками. Исполнение рождественских песен (колядок).

Форма занятия

Урок – праздник с младшими школьниками.

Педагогические приемы

Организация совместной деятельности и общения учащихся разных классов.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация, выставка рождественских подарков, открыток, выполненных обучающимися 6 класса.

Тема 2.10. «Масленица. Как праздновали на Руси  Масленицу». (1 час)

Обучающий компонент

Из истории праздника Масленицы. Ознакомление  обычаями и обрядами празднования Масленицы. Атрибуты праздника Масленица.

Воспитывающий компонент

Воспитание  интереса к традициям и обычаям русского народа.

Практическая часть

Работа с энциклопедиями и монографиями по теме урока. Весенние заклички. Сбор материала  о символе праздника – кукле Масленице и древних славянских ритуалах, связанных с ней.

Форма занятия

Комбинированное занятие.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Методическое обеспечение

Энциклопедические словари, мультимедийная презентация.

Тема 2.11. «Изготовление куклы Домашняя Масленица». (1 час)

Обучающий компонент

Знакомство с традициями изготовления узелковой куклы. Народные  куклы – символы. Символичность назначения куклы, техники ее изготовления, подборки тканей и ниток. Русский народный костюм. Традиционная художественная обработка материалов разных видов.

Воспитывающий компонент

Приобщение к традициям русского народа. Воспитание любви и уважения к народным традициям, творческого подхода к выполнению работ по изготовлению русской куклы.

Практическая часть

Освоение техники  изготовления куклы «Домашняя Масленица».

Форма занятия

Творческая мастерская.

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, репродуктивные.

Методическое обеспечение

Схема изготовления куклы, образцы кукол, технологическая карта.

Тема 2.12. «Вербное воскресенье. Верба - спасительница». (1 час)

Обучающий компонент

Традиция празднования Вербного воскресения. Символичность сувенира вербы. Цветовой спектр, правила составления световой композиции.

Воспитывающий компонент

Развитие творческого  воображения  обучающихся. Приобщение к традициям духовной культуры русского народа.

Практическая часть

Изготовление из пайеток и бисера  сувенира- веточки вербы. Техника низания.

Форма занятия

Урок – практикум.

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, репродуктивные.

Методическое обеспечение

Инструкционные карты, образцы веточек верб, выполненные в разных техниках.

Тема 2.13. «Светлый праздник Пасхи. Слушание пасхально – колокольных звонов». (1час)

Обучающий компонент

Светлая Пасха: обычаи и традиции. Обычаи на Пасху среди нашего народа. Как праздновать Пасху? Торжественное богослужение в храме. Праздничный звон. Что дарят на Пасху?

Воспитывающий компонент

Поддержка  национальной культуры, воспитание достойной личности, которая сможет развивать и сохранять народные традиции родного края.

Практическая часть

Монологические высказывания обучающихся.

Форма занятия

Устный журнал.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, прием «Творчество работает на будущее» (Приложение 3)

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация, запись пасхальных звонов.

Тема 2.14. «Пасхальные сувениры. Чудо - писанки». (1 час)

Обучающий компонент

Знакомство с мастерством миниатюрной росписи на поверхности пасхального яйца. История и особенности искусства росписи пасхальных яиц. Традиционные элементы и орнаменты.

Воспитывающий компонент

Развитие творческого  воображения  обучающихся. Приобщение к традициям духовной культуры русского народа

Практическая часть

Техники росписи пасхальных яиц.

Форма занятия

Творческая мастерская.

Педагогические приемы

Наглядно – деейственные, репродуктивные, дидактическая игра.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация, раздаточный материал – карточки с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники, звездочки, снежинки, растительные мотивы, прямые волнистые и зигзагообразные линии).

Тема 2.15. «Генеалогическое древо и традиции нашего рода». Презентации проектов.  (2 часа)

Обучающий компонент

Генеалогия как наука о родословной. География рода. Систематизация фактов, рассказывающих о членах семьи (рода). Построение хронологической схемы жизненного пути самых ярких представителей семьи (рода). Факты, рассказывающие об обычаях, традициях, праздниках семьи.

Воспитывающий компонент

Привитие любви и уважения к своей семье, ее традициям, к родителям.

Практическая часть

Представление проектов, составленных совместно с родителями.

Форма занятия

 Урок - презентация проектов.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Методическое обеспечение

Мультимедийные презентации, плакаты, схемы, составленные школьниками.

Раздел 3. «Народные умельцы нашего края». (4 часа)

Тема 3.1.«Ремесла и промыслы нашего края». (1 час)

Обучающий компонент

Ремесла и промыслы  нашего края в 17-20 веках. Производство фарфора, дегтя, саней, выделка кож. Таежные промыслы. Винокурение. Добыча графита. Частный извоз.

Воспитывающий компонент

Привитие интереса  к изучению истории своего края, его истории. Воспитание гражданственности и любви к Родине.

Практическая часть

Монологические высказывания  обучающихся. Работа с картой.

Форма занятия

Урок – экспедиция по Черемховскому району.

Педагогические приемы

Частично – поисковые, исследовательские.

Методическое обеспечение

Выставка книг об истории Черемховского района, мультимедийная презентация, карта Черемховского района.

Тема 3.2. «Экскурсия в районный Дом творчества декоративно – прикладного искусства села Бельск Черемховского района». (1 час)

Обучающий компонент

Виды декоративно – прикладного искусства. Особенности и роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и общества в целом. Значение возрождения народных промыслов. Техника работы с берестой: время заготовки, способы заготовки и  хранения, обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.

Воспитывающий компонент

Создание условий для  изучения, сохранения и возрождения народных промыслов как части культуры русского народа.

Практическая часть

Изготовление по замыслу детей поделки из бересты.

Форма занятия

Урок – экскурсия.

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, репродуктивные, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка – экспозиция народных промыслов села Бельск Черемховского района.

Тема 3.3. «Ремесла и промыслы в нашей семье». (2 часа)

Обучающий компонент

Выполнение изделия своими руками по выбору родителей и детей в соответствии с семейными традициями.

Воспитывающий компонент

Внимание к семейным традициям, воспитание трудолюбия и дисциплины у детей на примере родителей. Уважительное отношение  педагогов к семейным традициям своих учеников, укрепление взаимодействия между учителем и родителями.

Практическая часть

Защита школьниками совместно с родителями выставки изделий, выполненных своими руками.

Форма занятия

Фестиваль  - конкурс.

Педагогические приемы

Частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка работ, мультимедийные презентации.

Итоговое занятие. «Отчетная выставка – ярмарка работ школьников». (1 час)

Подведение итогов, подготовка итоговой выставки – ярмарки работ, выполненных обучающимися в течение учебного года. Организация и проведение школьного аукциона – выставки поделок. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа 

Проведение выставки – ярмарки.

Методы и приемы 

Письмо обучающемуся. (Приложение 4)

IV. Список литературы

Для учителей

1. Литература

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор.- М.:Учпедгиз,1957.

Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М.: Просвещение 2003.

Даль В.И. Пословицы русского народа.- Т.2.- М.: Художественная литература, 1986.

Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное// Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике/ Сост. Ю.Г. Круглов.- М.: Высшая школа, 1986.

Дейниченко П.Г. Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Детская Библия. - Стокгольм : Институт перевода Библии, 1990.

Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.

Зубарев Н.К. Очерки истории Черемховского района. – И. : Издательский центр журнала «Сибирь», 2004.

Исмаилова С.Т.Энциклопедия для детей. История России. – М. : «Аванта+», 1995.

Калякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Владас. Москва 2002.

Криектов А.Е. Народные промыслы.- М.: Белый город,2004.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство- Пресс,1998.

Косых А.П., Рабецкая З.И. История земли Иркутской . – Иркутское книжное издательство «Символ», 2002.

Месецеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день. / Сост. О.В.Степкинаю - М.: РИПОЛ классик, 2007.

Мульги А. Рукоделие в школе. М.: Просвещение, 1974.

Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1995.

Неофициальная история России. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. – М. : Белый город, 2006.

Русский фольклор.-Москва: Художественная литература, 1985.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Библиотека словесника.- Москва: Просвещение,1990.

Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа// Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглов.-М.: Высшая школа, 1986.  

Суслов В.А. Русский музей. – Л. : Советский художник. 1967.

Суходолов А.П., Скворцов А.М. Черемховский район. -  И. : Издание ОАО «Иркутская областная типография №1», 2002.

Тарабрина Т., Елкина Н. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.- Ярославль.: Академия развития. 1996.

Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М., Высшая школа, 1992.

Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ. – И. : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1967.

Фольклор – музыка – театр / Под ред. С.М. Мерзляковой.- М.: Владос, 1999.

Шептуля А.Э. Домашние обереги своими руками». Москва 2010 год.

Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах.- М.: Детская литература, 1977.

2. Периодическая печать

«Мое село. Край Черемховский», 2008, 2009, 2010, 2011.

«Черемховский рабочий», 2009, 2010, 2011

3. Электронные издания

Иркутск – середина земли. Администрация г.Иркутска, 2009.

Иркутские хроники. ГТРК «Иркутск».

Искусство и путешествия «Пасхальные яйца Фаберже». «Интерактивный мир», 2006.

История 6 класс. «Просвещение МЕДИА», 2004.

История костюма. ООО ИТД «Корифей», 2007.

Народное искусство. «Русский музей - детям»,2005.

Презентация по теме «Мифы древних славян. Славянски боги». 6 класс. Разработка учителя Петровой Н.В.

Презентация по теме «Рождество в музыки, живописи, литературе» Разработка учителей Петровой Н.В., Троненко Е.А.

Презентация по теме «Русские сказки – сказки добра». Разработка учителя Троненко Е.А.

Презентация по теме «В мире мудрых загадок, пословиц и поговорок русского народа». Разработка учителя Троненко Е.А.

Презентация по теме «Масленица. Как праздновали на Руси Масленицу?» Разработка учителя Петровой Н.В.

Презентация по теме «Домашние обереги своими руками» Разработка учителя Ксыниной Т.В.

Презентация по теме «Пальчиковые куклы» Разработка учителя Ксыниной Т.В.

Презентация по теме «Жизнь прекрасна, если все безопасно» Разработка учителя Ксыниной Т.В.

Презентация по теме «Традиции в изготовлении Рождественских подарков и сувениров» Разработка учителя Ксыниной Т.В.

Презентация по теме «Подарочная упаковка» Разработка учителя Ксыниной Т.В.

Презентация по теме «Чудо-писанки» Разработка учителя Ксыниной Т.В.

Презентация по теме «Пасхальная радость» Разработка учителя Ксыниной Т.В.

Презентация по теме «Убранство избы» Разработка учителя Ксыниной Т.В.

Презентация по теме «Масленица» Разработка учителя Ксыниной Т.В.

Презентация по теме «Вербное воскресенье. Верба-спасительница» Разработка учителя Ксыниной Т.В.

Россия. Фотоколлекция. Ренжин К., 2004.

Русская живопись второй половины XIX века. ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2007.

Художественная энциклопедия классического искусства. «Коминфо», 2004.

Энциклопедия Байкала. Издательство «Восьмые небо», 2004.

4. Интернет-ресурсы

.«И вновь ожили русские куклы» http://www.nashgorod.ru/gazeta/news_872.html

Русская традиционная кукла http://www.zdravprom.ru/doll.html - http://www.rustoys.ru/museums/index.html?pod_id=4&next=12&rustoys=e979dea9dbc45067501fddfd1f7733d4

http://files.1september.ru/festival/articles/504884/Image102.jpg 

«Традиции русской Сибири» http://my.mail.ru/community/ rodovoenasledie/ 2F7B2ACDCC62A62D.html 

«Праздники древних славян» http://anthropology.ru/ru/texts/vinogr/ misl8_17.html 

«Знаешь сказку?» http://www.rusizn.ru/pred67.html

http://newspark.net.ua/nasledi....re-8290

5. Музыкальные CD диски

Классика в современной обработке.

Классическая музыка.

Православная музыка в современном исполнении.

Для обучающихся

1. Литература

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор.- М.:Учпедгиз,1957.

Даль В.И. Пословицы русского народа.- Т.2.- М.: Художественная литература, 1986.

Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное// Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике/ Сост. Ю.Г. Круглов.- М.: Высшая школа, 1986.

Детская Библия. - Стокгольм : Институт перевода Библии, 1990.

Закон Божий. Основы православной веры в изложении для детей.- Составлено С.Куломзиной, 1991.

Зубарев Н.К. Очерки истории Черемховского района. – И. : Издательский центр журнала «Сибирь», 2004.

Исмаилова С.Т.Энциклопедия для детей. История России. – М. : «Аванта+», 1995.

Миловский А. Песнь жар-птицы.- Москва: Детская литература, 1987.

Осетров Е. Родословное древо.- Москва: Молодая гвардия, 1979.

Русский фольклор.-Москва: Художественная литература, 1985.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Библиотека словесника.- Москва: Просвещение,1990.

Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа// Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглов.-М.: Высшая школа, 1986.

Собрание народных песен П.В.Киреевского.- Тула: Приокское книжное изд-во,1986.

Суходолов А.П., Скворцов А.М. Черемховский район. – И. : Издание ОАО «Иркутская областная типография №1», 2002.

Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах.- М.: Детская литература, 1977.

Энциклопедия русских обычаев. – Москва: Вече, 2004.

2. Электронные издания

История 6 класс. «Просвещение МЕДИА», 2004.

Стильные Штучки. ЗАО «Новый диск»,2005.

Женское рукоделие. ООО «Меридиан», 2003.

Бисер. «Гамма», 2007.

Приложение 1

Прием педагогической техники на занятиях в 6 классе

Название приема

Жизнь прекрасна, если всё безопасно.

Описание приема

 Изготовление  в тетради  буклета-плаката по правилам техники безопасности при выполнении  ручных работ. Работа выполняется индивидуально.  Можно заранее изготовить шаблоны  буклетов, таблицы, картинки     с изображением инструментов и приспособлений для ручных работ. Обучающиеся могут заполнять  таблицы,  комментируя  свою работу, приклеивать картинки в буклеты, согласно правильному ответу,  или, из нескольких буклетов выполнить плакат. Заполненные таблицы остаются в тетради, буклеты, как вариант  выполняются  для парты, а плакат из нескольких буклетов, как коллективную работу, можно повесить на доску

Цель

 Способствовать усвоению правил техники безопасности при выполнении ручных работ, адаптации учащихся в социуме;

овладению умениями для продуктивного решения индивидуальных и групповых задач.

Создание доброжелательной атмосферы, организация взаимодействия в подгруппе, группе,  предоставление возможности участникам узнать  самостоятельные творческие способности каждого.

Время

5 – 10 минут.

Урок

Урок в 5 - 6 классе по теме «Организация рабочего места для выполнения ручных  работ».

Возможные результаты

Буклет, плакат с правилами безопасных работ.

Особые замечания

Прием помогает обучающимся и учителю быстро освоить и применить на практике полученные знания. Особенно эффективен приём  в  5 -6 классе, развивается моторная, зрительная память.

Упражнение “Создание буклета и плаката  «Правила техники безопасности при выполнении ручных работ»

     Каждому обучающемуся дается ручка и листок бумаги, на котором он в произвольной форме отвечает на два вопроса: “Что нового я узнал о правилах безопасной работы?»  и,  “Каким должен быть буклет по заданному направлению на нашей парте?” Учащимся  предлагается работать по нескольким  направлениям.  Например.

  Первое направление:  К каким опасностям  может привести несоблюдение правил      безопасной работы?

  Второе: Какие необходимо выполнить операции  или действия до начала работы;

  Третье:  Какие необходимо выполнить операции  или действия во время работы;

  Четвёртое: Какие необходимо выполнить операции  или действия по окончанию работы;

   Пятое направление: Положение  корпуса (туловища)  при правильной посадке во время выполнения  ручных работ.

     Следующий этап работы - объединение в пары, подгруппы, группы и подготовка общего буклета.

    Пары, закончив работу по своему направлению,  объединяются в “четверки”, “четверки” объединяются в “восьмерки”. В итоге каждая бригада выдает конечный продукт – свой общий буклет, в карманчики которого можно вставить или прикрепить лучшие варианты уже существующих мини-буклетов. Общий буклет уже превращается в плакат и может крепиться к доске. На  последующих уроках  на плакате можно рассмотреть отдельные буклеты или все, повторяя правила техники безопасности в игровой форме. Стоит только показать направление и ответ будет в форме диалога, кроссворда,  деловой игры «5 минут в роли учителя», когда учащиеся по желанию адресно  задают вопросы друг другу и отвечают.

Приложение 2

Прием педагогической техники на занятиях в 6 классе

Название приема

Необычное в обычном.

Описание приема

 Демонстрация  вещей для украшения интерьера дома и школы  выполненных  из "бросового материала": фантиков, газет, пластиковых бутылок и т.д.

Цель

Обеспечить правильное восприятие учащимися сообщения учителя, создать требуемый эмоциональный фон.

Время

3 - 5 минут.

Урок

Урок в 5-6 классе по выполнению эко-поделок, запуск проекта «Необычное в обычном» (технология + экология)

Возможные результаты

Формирование  общекультурных, учебно-познавательных компетенций, компетенции личностного самосовершенствования, развитие творческих способностей.

Особые замечания

Данный прием развивает  экологическую сознательность, усиливает межпредметные связи. С целью стимулирования могут демонстрироваться лучшие работы учащихся, отмеченные наградами  на выставках, конференциях.

Приложение 3

Прием педагогической техники на занятиях в 6 классе

Название приема

Творчество работает на будущее

Цель

Развить умения планировать выполнение посильных работ, формировать познавательный интерес и творческие способности.

Время

5 минут

Урок

Урок в 6 классе по теме «Украшение пасхального яйца».

Возможные результаты

Формирование  учебно-познавательных компетенций,

творческого, исследовательского характера с привлечением смекалки, сообразительности, умений применять  разнообразные  способы решения поставленной проблемы.

Особые замечания

Подготовку домашнего задания преподаватель проводит на занятиях. Он обучает навыкам самостоятельной работы, разъясняет содержание и методику выполнения. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает ученикам дополнительную возможность самореализации,  а  учебный предмет становится им интереснее. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен. Таким образом, он сам отслеживает уровень своей компетентности.


Домашнее задание для урока «Пасхальное яйцо»:

 Напиши мини- сочинение или сказку «Какой была бы жизнь без яиц?»;

Придумай  синквейн «Яйцо»;

Узнай и расскажи всем: «Самое-самое о яйце»;

Составь задачу-шутку про  яичницу-глазунью;

Составь кроссворд по теме «Блюда из яиц»;

Выполни эскиз художественной росписи яиц;

Нарисуй пословицу или загадку  о яйце;

«Мой цыпленок»: приготовь украшение  из вареного яйца, сделай фото.

Приложение 4

Прием педагогической техники на занятиях в 6 классе

Название приема

Письмо обучающемуся

Описание приема

 На последнем занятии в конце учебного года каждый обучающийся получает письмо на каникулы, в нем учитель перечисляет успехи, достижения за год и дает рекомендации для работы летом и на следующий учебный год.

Цель

 Формирование положительных мотивов учения на определенном этапе обучения.

Время

3-5 минут.

Урок

Урок творчества в 6 классе по теме «Путешествие по стране Творчества».

Возможные результаты

Формирование  свойств, качеств личности, направленных на их развитие в соответствии с природными дарованиями и способностями.

Особые замечания

"Минус" приема - занимает много времени, "плюс"- доверительные отношения ученика и учителя, стимул к самопознанию и самосовершенствованию, самореализации в положительной деятельности.

                                                                                         

Текст благодарственного письма.

Благодарственное письмо обучающемуся….

Уважаемая(мый)…..

Благодарю тебя за добросовестное отношение к учебному процессу при выполнении творческих проектов.

Желаю оставаться лидером в той области, где у тебя всё получается, не уставая постигать новое, преодолевая невиданные трудности и препятствия, побеждая достойных соперников, сильнейших конкурентов.

Верь, что твой класс и  наш педагогический коллектив и в дальнейшем будет для тебя необходимой опорой в достижении и покорении новых высот.

Я надеюсь, что ты будешь и дальше совершенствовать свои способности так, чтобы все смогли получать истинное удовольствие от твоих успехов.

Искренне желаю тебе здоровья, благополучия и новых свершений на благо твоей семьи, нашей школы и всего Отечества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Истоки" 6 класс

рабочая программа по Истокам для 6 класса: "Слово и Образ России" рассчитана на 34 часа, с тематическим планированием....

Рабочая программа. Истоки. 2 класс

Рабочая программа. Истоки. 2 класс...

Рабочая программа. Истоки. 4 класс

Рабочая программа. Истоки. 4 класс...

Рабочая программа Истоки 5 класс

Рабочая программа Истоки 5 класс...

Рабочая программа Истоки 8 класс

Рабочая программа "Социокультурные истоки" 8 класс...

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс

Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствова...