Рабочая программа элективного курса по литературе для 10класса "Любовная лирика и её истоки"(поэты и музы")
элективный курс по литературе (10 класс) по теме

Программа содержит рекомендации к изучению любовной лирики в творчестве  русских  поэтов 19века  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_10kl._elektiv_programma.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       

Рабочая программа

элективного курса по литературе в 10а классе

«Любовная лирика и её истоки»

(поэты и музы)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена учителем Моисеенковой Е.О. на основе программы  «Любовная лирика и её истоки». Поэты и музы : элективный курс / Р.Д.Мадер. – М.: Мнемозина, 2008г.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы:

- пояснительную записку,

- основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса,

- последовательность изучения тем,

- литература.

      Проблема отношения искусства к действительности возникла с появлением самого искусства. Способ отражения, выражения и пересоздания явлений жизни в творческом сознании художника, рождение художественного образа и воплощение его в произведениях различных родов и жанров – величайшая тайна, которую пытаются разгадать психологию искусства, эстетика, философия и т.д. Важнейшим аспектом изучения этой проблемы остаётся вопрос об авторе и степени привнесённости его личности в художественный образ, вопрос о роли вымысла, фантазии, условности. Любовная лирика как поэтическое искусство является одновременно и фактом биографии поэта. Стихи о любви, вызванные отношением к женщине – музе, выражают его личные переживания, которые преобразуются в художественный образ. Лирический

образ – переживание приобретает общечеловеческий смысл, так как чувства, в нём сконцентрированные, может испытывать любой человек. Поэтому проблему преобразования жизненного материала в поэтический можно особенно наглядно представить на примере любовной лирики.

     Ставить и решать эти сложные вопросы на обычных уроках в полной мере невозможно – требуются специальные занятия. Именно этому и посвящён данный элективный курс.

Содержание программы

 

        Любовная лирика

       А.С.Пушкин  -- 9 ч.

       Творчество А.С.Пушкина как норма и образец слияния формы и содержания. Основные особенности поэтики (предметность, вещность; простота, точность, ясность поэтической речи; ёмкость, глубина и неисчерпаемость содержания художественного образа). Любовь как одна из стихий человеческого духа, как источник вдохновения. Эстетический идеал, воплощённый в любовной лирике. Адресаты любовной лирики (Музы поэта). «Перевод» сердечных переживаний в эстетическую реальность. Любовь и творчество.

     М.Н.Волконская и стихи, ей посвящённые:«На холмах Грузии…»,«Полтава» (посвящение). Е.К.Воронцова и стихи, ей посвящённые.«Михайловский» цикл  любовной лирики: «Ненастный день потух…», «Сожжённое письмо», «Желание славы» и др. Прощание с любовью в болдинских элегиях («Прощанье», «Заклинанье», «Для берегов отчизны дальной…»). А.П.Керн и стихи, ей посвящённые: «Я помню чудное мгновенье…» и др. Н.И.Гончарова и стихи, ей посвящённые: «Мадонна», «Пора, мой друг, пора…». Трагическая развязка любовной драмы.

    Женщины – друзья и покровительницы Пушкина.

    М.Ю.Лермонтов  -- 6 ч.

    Лермонтов – крупнейший представитель русского и мирового романтизма.

Трагическое ощущение дисгармонии мира и стремление к гармонии и любви. Любовь в жизни и поэзии Лермонтова. Мимолётные и глубокие увлечения поэта. Поиск и обретение «души родной» в любовной лирике. Эволюция любовных мотивов, изменение поэтики ( от романтических «штампов» к естественности и простоте). Образы-символы.      

      Н.Ф.Иванова и стихи, ей посвящённые (1831-1832гг.). Варенька Лопухина и стихи, ей посвящённые («Она негордой красотою…», «Я к вам пишу случайно, право…», «Демон» -- посвящение, «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). Духовное очищение и возрождение через любовь.  А.М.Верещагина – верный друг поэта, хранительница автографов Лермонтова и лопухинского архива.  

       Ф.И.Тютчев   -- 5 ч.     

      «Новое слово» Тютчева в русской лирике. «…Этот порою яростный публицист поднимался до бесконечно чистого лиризма, неподражаемой кристальности» (А.Блок). Жизнь за границей. Музы Тютчева. Шедевры его любовной лирики («Я помню время золотое…», «Не знаю я, коснётся ль благодать…», «Я встретил вас…» и др.) Е.А.Денисьева – поздняя страстная, роковая любовь поэта. Трагизм любви и осознание её греховности. «Любовный роман» Тютчева в «денисьевском» цикле и покаянные стихи, написанные после смерти Елены («Нет дня, чтобы душа не ныла…», «Вот бреду я вдоль большой дороги…»). Психологизм лирического образа, рефлексия; динамизм, крайняя степень обнажения силы чувств. Философские и духовные мотивы: рока, стихии, жизни и смерти, греха, покаяния, жажды воскресения души и другие – в стихах о любви.  

      А.А.Фет  -- 3 ч.

     Фет – тонкий лирик, мастер словесного «рисунка», поэт «неопределённых, недосказанных, смутных чувств» (Апп. Григорьев), поэт-импрессионист. Лирика как «отрицательный вызов» трагической жизни и судьбе поэта. Музыка поэзии, красота и совершенство лирических миниатюр. Жизненная основа любовной лирики. Мария Лазич и Афанасий Фет. Любовь и вынужденное расставание. Гибель Марии: «Там человек сгорел…» Лазич – единственная Муза поэта, вызвавшая нескончаемый поток любовных признаний и воспоминаний; её образ на страницах фетовских поэтических сборников («Следить твои шаги, молиться и любить…», «Страницы милые опять персты открыли…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»).

     Н.А.Некрасов -- 5 ч.

    Лучшие стихи Некрасова – это «стихи без тенденции». «Раненое сердце» поэта. Мечта о женщине-друге, опоре в жизни и творчестве. А.Я.Панаева – подруга и помощница Некрасова, Муза поэта. Мучительный любовный роман  в «панаевском цикле» любовной лирики. («Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Давно отвергнутый тобою…», «Когда горит в твоей крови…», «Письма», «Горящие письма», «Прости», «Три элегии». Новизна в раскрытии любовной темы. «Жгучесть» лиризма (беспощадная исповедальность, драматизм переживаний), демократизм (равенство автора со всеми условными «героями» его лирики). Расширение границ поэтического языка любовной лирики, демократизация стиля (разговорная лексика и разговорная интонация); сближение поэзии и прозы. «Последние песни»    («Три элегии» -- вершина воплощения любовной темы в лирике Некрасова).

     Зина (Ф.А.Викторова) у постели умирающего Некрасова. Стихи, ей посвящённые: не о любви – о благодарности.

       И.В.Гёте  -- 3 ч.

       Место Гёте в мировой литературе. Гёте и Россия. Выдающиеся переводчики произведений Гёте на русский язык. Повороты в жизненной судьбе и роль женщин в творческой биографии Гёте. Музы Гёте. Марианна фон Виллемер и «Западно-восточный диван». «Книга Зулейки». Ульрика Леветцов – последняя Муза Поэта. «Трилогия страсти» -- лирический шедевр, вершина любовной лирики Гёте.

Литература

1.Аксаков И.С. Биография Фёдора Ивановича Тютчева. –2-еизд. – М., 1886.

2.Андроников И. Лермонтов. Исследования. Находки. – 4-е изд. – М., 1977.

3. Анненкова Е.И. Два стихотворения: «Не знаю я, коснётся ль благодать» Ф.И.Тютчева и «Мадонна» А.С.Пушкина // Литература в школе. – 2001.-- №4.

4. Алфёрова А.М. «Целый мир от красоты…». Поэтический вечер: А.А.Фет // Литература в школе. – 2000. --№8.

5. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М., 1974.

6. Благой Д.Д. «Душа в заветной лире…» -- М., 1978.

7. Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А.Фета. – М., 1975.

8. Виноградов В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1975.  

9. Гапоненко П.А. О поэтике А.А.Фета // Литература в школе. – 2000.-- №8.

10. Гёте И.В. Поэзия и правда из моей жизни.– Собр. соч. в 10тт. Т.3.– М.,1975

11. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. – М., 1974.

12. Гессен А. Жизнь поэта. – 1972.

13. Гинзбург Л. О лирике. – 2-изд. – Л., 1974.

14. Гинзбург Л. Частное и общее в лирическом стихотворении // Вопросы литературы. --- 1981. -- №10.

15. Григорьева А.Д. Слово о поэзии Тютчева. – М., 1980.

16. Губер П.К. Дон-Жуанский список Пушкина (главы из биографии). – Петербург, МСМ ХХIII. – репринтное издание.

17. Жирмунский В.М. Гёте в русской литературе // Избранные труды. – М., 1981.

18. Иванова Т.А. Четыре лета. Лермонтов в Середникове. – М., 1959.

19. Иванова Т.А. Москва в жизни и творчестве Лермонтова. – М., 1959.

20.Кожинов В. Тютчев (ЖЗЛ). – М., 1980.

21. Козлик И.В. Психология лирики Ф.И.Тютчева // Русская литература. – 1992.        -- №1.

22. Корман Б.О.Лирика Некрасова (системный анализ). – Воронеж, 1973.

23. Леонов С.А. К изучению поэзии М.Ю.Лермонтова. IХ  и Х классы // Литература в школе. – 1999.  -- №7.

24. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М., 1989.

25. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.

26. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. – М., 1979.

27. Мадер Р.Д. «Служенье муз не терпит суеты…» // Литература в школе. – 1992.  -- №5.

28. Мадер Р.Д. «Что ты, сердце моё, расходилося…». Уроки по лирике Некрасова в Х классе лицея // Литература в школе. – 1994.-- №2.

29. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 30-е годы. – Л., 1982.

30. Некрасов в воспоминаниях современников. – М., 1975.

31. Озеров В.А. А.Фет. – О мастерстве поэта. – М., 1970.

32. Панаева А.Я. Воспоминания. – М., 1972.

33. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. – М., 1974.

34. Скатов Н.Н. Современники и продолжатели. – М., 1976.

35. Скатов Н.Н. Некрасов и Тютчев // Русская литература. – 1972. -- №2.

36. Современники о Тютчеве. – Тула, 1974.

37.Соловьёв Вл. Поэзия Ф.И.Тютчева // Соловьёв В.С.: Литературная критика. – М., 1990.

38. Фет А.А. Мои воспоминания. – В 2 т. –1890.

39. Фет А.А. Ранние годы моей жизни. – М., 1893.

40. Харитонова О.Н. Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Х класс // Литература в школе. – 1998. -- №1.

41. Чулков Г. Последняя любовь Тютчева (Елена Александровна Денисьева).

 -- Л., 1928.

42. Щеголев П.Е. – Дуэль и смерть Пушкина. – М., 1996.

43. Эккерман. Разговоры с Гёте в последние годы жизни. – М., 1975.

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения  языкахудожественной литературы.    Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...

Рабочая программа элективного курса по литературе "В мире народных сказок"

Рабочая  программа элективного курса по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательну...

Рабочая программа элективного курса Современная литература 10-11 классы

Рабочая программа элективного курса "Современная  литература 10-11 классы" разработана на основе авторской  программы элективного курса "Современная  литература 10-11 классы" Глебова Н....

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)

Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...

Рабочая программа элективного курса "Сибирская литература" 10-11 класс

Рабочая программа и тематическое планирование курса...

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»...