Педагогические проблемы в неполных семьях
статья по теме

Долгова Галина Николаевна

В статье даны ремоендации по воспитательной работе в группах, где имеются неполные семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

                                      Преподаватель, классный руководитель гр.201

                                                                         Долгова Галина Николаевна

Энгельс, 2012

   Педагогические проблемы возникают при воспитании детей из неполных семей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи. Отец и мать не взаимосвязаны для детей в плане воспитания и ребенок многого  недополучает.

           Образ жизни неполной семьи имеет специфические особенности, которые сказываются на воспитательном процессе. Именно отсутствие кого-либо из родителей может стать причиной неудачного и неполноценного воспитания ребенка. В материнских семьях, где отсутствует отец, у мальчиков формируются неадекватные, искаженные  представления о ролевых функциях отца, мужа, мужчины, поскольку он в процессе социализации не видит мужского примера.

В неполных материнских семьях у девочек также  искажаются представления о ролевых функциях жены, матери, женщины, поскольку незамужняя мама и ее  поведение накладывает определенный отпечаток на социализацию девочки.

             В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение  ребенка. Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять  достаточное количество внимания детям. Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко  приводят к безнадзорности детей со всеми  вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.

             В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками. В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей  «бабушка-мать-ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя.

                Поскольку дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера семейных  взаимоотношений мужчины и женщины, это оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни  и социализацию в целом. Ведь именно от взаимоотношений детей со своими родителями  зависит эффективность семейного воспитания.

               Опыт прошлой семейной жизни мешает создать  новую семью:

-разведенным -  боязнь повторить    ошибку;

-овдовевшим – память по умершему супругу;

-одиноким, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на   компромисс – отсутствие опыта семейной жизни.

                Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный брак», когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.

У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь  детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи , особенно если в семью входит родитель со своим ребенком.

       В группе № 201 по списку 20 человек, в том числе  4  сироты, одна опекаемая. Из 15 оставшихся учащихся только  5 девочек живут в полной семье, т.е. с мамой и папой. В нашей группе 10 учащихся проживают в неполной семье. У трех  девочек папа умер, а остальные семьи в разводе.

Если говорить в общем про наш техникум, то более 50% детей  от общего количества учащихся  проживают в неполных семьях.  Неполную семью часто называют деформированной семьей, но  так как деформация семьи происходит по  абсолютно разным причинам, то дети из таких семей требуют к себе особого подхода и  для того, что бы ребенка не обидеть  просто каким то случайным вопросом, нужно конечно изучить историю  семьи, посетить  эту семью и обязательно выявить причины отсутствия одного из родителей в данной семье и при этом не затронуть больное место каждого ребенка, не вызвать озлобленность  у них и тревожность.

         Возвращаясь к группе 201, не смотря на то , что семья у отдельных девчонок неполная, им уделяется внимания не меньше, чем детям из полных семей и отчим иногда выполняет функции  полной семьи не хуже чем родной отец в обычной семье, а иногда и  даже лучше.  Это взаимопонимание, постоянный контроль родителей по телефону, посещение родительских собраний. Отдельные родители на первом курсе просили , чтобы с их ребенком побеседовал психолог и эти консультации и беседы были проведены психологом. Со стороны педагогов  строятся всегда доверительные отношения. По рекомендации психолога техникума в группе  на первом курсе каждым учащимся была заполнена Карта семьи. В качестве критериев такой карты были  следующие вопросы:

1.Демографический состав семьи , т.е. состав взрослых и состав детей;

2.Социальное положение родителей;

3.Характер семейных отношений по направлениям:

         -взаимоотношение родителей

        -родителей и детей

       -взаимоотношение детей

4.Материальный уровень семьи по направлениям:

       -материальное обеспечение

       -материальные потребности

       -характер распределения материальных благ

       -отношение детей к материальным ценностям

5.Образовательный уровень

6.Культурный уровень

7.Семья как фактор воспитания

 Учащиеся на мой взгляд очень откровенно  и честно отвечали на поставленными перед ними вопросы.

Эту же карту я попросила заполнить родителей на первом родительском собрании, на что была с их стороны положительная реакция .Сопоставляя  карту родителя и ребенка, уже складывалось представление о семье и это было для меня большой помощью  как для классного руководителя.

      В заключении хочу сказать , что работа с детьми из неполных семей требует особого внимания. В этом направлении  оказывает помощь психолог, проводя индивидуальные беседы, консультации. Т.е. прикладываются  все усилия, чтобы  дети имели поддержку  как со стороны родителей, так и со стороны педагогического коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ (Рекомендации для родителей подростков)

Предлагаемые ниже рекомендации и направлены на решение проблемы родительско-детских отношений в неполных семьях...

Демографическая ситуация и проблемы неполных семей.

Тест по обществознанию, 11 класс, учебник Боголюбова...

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.

Задания (в формате ЕГЭ) для работы с материалом параграфа....

Проблемы воспитания ребенка в неполной семье

Проблемы воспитания ребенка в неполной семьеРодительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, заклады...