Главные вкладки

    Проблемы воспитания ребенка в неполной семье
    статья по психологии (8 класс) на тему

    Проблемы воспитания ребенка в неполной семье

    Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И, чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_problemy_vospitaniya_rebenka_v_nepolnoy_seme.docx25.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проблемы воспитания ребенка в неполной семье

    Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И, чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

    А. С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка.

    В последнее время проблемы, связанные с семьёй, приобретают всё большую актуальность в обществе. Резко возросло количество разводов –распадается почти каждый второй брак. А ведь развод – это сильное потрясение для всех членов семьи, и, в первую очередь, для детей. Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в формировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. Мальчики, получившие только материнское воспитание, нередко лишены необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Они не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Девочкам общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым, или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей:

    Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Психосексуальное развитие не соответствует норме. Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях. Статистические исследования свидетельствуют, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

    Исследования, проведенные психологами и врачами, показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Ученые полагают, что это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма.

    Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Некоторые исследования показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.

    Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Подростки, выросшие без отца, отличаются жестокостью; у них наблюдается занижение самооценки.

    Согласно некоторым данным наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

    Что же делать, если ребенок остался с одним родителем?

    Если растет мальчик.

    Самое главное понять, что с уходом отца из семьи для мальчика будет очень важен выбор идеала, того, на кого он хотел бы быть похож в будущем. Ребенок при отсутствии отца будет обязательно искать пример для подражания в других мужчинах.    Поэтому нужно правильно и осмотрительно подбирать фильмы для просмотра, книги с участием смелых и сильных духом героев, предложить почитать нравственную и этическую литературу.

    Ни в коем случае нельзя баловать малыша. С самого раннего детства мальчик должен учиться самостоятельности. Понятно, что для женщины проще научить ребенка чисто «женским делам»: стирке, уборке по дому, мытью посуды, готовке. И приучать к этому надо, но тем не менее нужно обращать внимание в первую очередь на другие вещи, которые являются более весомой частью характера современного мужчины.

    Необходимо приучить ребенка ходить за покупками, чистить и гладить свою одежду, привить интерес к технике и спорту. Если не получается чему-то его научить, то и не стоит этого делать – лучше будет жестко и строго оставить малыша с поставленной ему задачей наедине. Если даже что-то не получается, подбадривать его словами: «У тебя обязательно все получится!», «Ты все сможешь, ведь ты у меня самый лучший!» и т.п. Именно так нужно любить ребенка, оставшегося без отца. Для него женщина в лице матери выступает тем человеком, ради которой он видит смысл своей жизни. Ведь с потерей отца он становится в семье главным защитником и опорой.

    Если растет девочка.

    Одинокой матери проще воспитать дочку, чем сына. Но и тут возникают определенные проблемы. Ведь для девочки в семье отец исполняет роль наставника, человека, на которого всегда можно опереться, попросить совета, помощи. Обычно этот человек стоит во главе семьи, принимает основные решения и обеспечивает материально. Это говорит о том, что девочка очень нуждается в отце. Поэтому если отец ушел из дома, мать не должна говорить плохо об отце, чтобы у дочери не сложилось плохое мнение об отце и в дальнейшем о мужчинах в целом. Ненависть к мужчинам уже во взрослой жизни будет препятствовать ей выбору спутника жизни и созданию собственной семьи.

    Родителям очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию. Необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

    Литература

    1. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. − М.: Владос, 2008.

    2. Целуйко, В. М. Неполная семья / В.М. Целуйко. − Волгоград, 2000.

    3. Григорьева Е. Дети после развода / Е. Григорьева //Семья и школа. − 2005. − № 3.

    4. Крыгина, Н. Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений : учебное пособие / Н.Н. Крыгин. − Магнитогорск, 2009.

    5. Андреева, Т. В. Семейная психология: уч. пособие / Т.В. Андреев. − СПб.: Речь, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание ребенка в неполной семье

    Воспитание ребенка в неполной семье....

    Консультация для родителей Особенности воспитания детей в неполных семьях

    Распад семьи — это почти всегда травма для ребенка. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчить. В своих г...

    Консультация для родителей «Особенности воспитания детей в неполных семьях»

    Распад семьи — это почти всегда травма для ребенка. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчить. В своих г...

    РЕФЕРАТ "Проблемы воспитания глухого ребёнка в семье"

    Актуальность этой темы очевидна. Семьям, имеющим детей с нарушением слуха необходимо помочь выработать общую стратегию сурдопедагогической деятельности, вселить в  них веру,  что  при ...

    Доклад на родительский всеобуч "Особенности воспитания детей в неполной семье"

    Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И, чтоб...