Семья - как греет душу это слово!
методическая разработка (11 класс) по теме

Сценарий родительского собрания в 11 классе «Семья – как греет душу это слово!» (совместно с детьми)

Главное, что есть у человека – это его семья. Основа уважительного отношения к членам семьи, конечно же, закладывается в самой семье. Роль классного руководителя заключается лишь в том, чтобы, иногда, дети и родители собрались вместе за круглым столом, нашли время сказать друг другу главные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon semya_-_kak_greet_dushu_eto_slovo.zip240.07 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Общеобразовательная средняя школа имени М.К.Янгеля п.Березняки»

Сценарий родительского собрания в 11 классе

«Семья – как греет душу это слово!»

(совместно с детьми)

Классный руководитель Гредюшкова О.Н., учитель информатики Березняковской средней школы

2011 г.

Цель: создать условия для продолжения развития уважения к членам своей семьи.

Задачи:

1. Воспитание духовных потребностей:

* любовь и уважение к окружающим;

* этические;

* познавательные;

* эстетические.

2. Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей.

3. Помочь сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

4. Разыгрывая жизненные ситуации, помочь увидеть образцы поведения членов семьи.

5. Помочь ребенку оценить свое место в семье.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дополнительный материал: 

плакаты: Лев Толстой: «…словом можно соединить людей, им же можно их и разъединить. Слова…Вскипает обида, мы говорим столько несправедливого. Помните только добрые, вежливые слова», Древнегреческий философ Фалес: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями»,  Сократ « К родителям относитесь так, как бы хотел, что бы твои собственные дети относились к тебе»; лист ватмана, чистые листы, ручки.

Задание для детей: выучить стихотворения.

ПЛАН

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Диалог с присутствующими.
  3. Игра «Строители».
  4. Сценка.
  5. Разбор проблемных ситуаций.
  6. Стихотворение «Легче всего обидеть мать».
  7. Просмотр презентации «Маме».
  8. Стихотворение «Человек, на котором держится дом».
  9. Просмотр ролика «Мамочка».
  10. Стихотворение С.Викулова «Пишите письма матерям».
  11. Заключение.

Ведущий: Добрый вечер! Сегодняшняя наша встреча называется «Семья – как греет душу это слово!»

Семья как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Слово «семья» можно разделить на 7 «Я». Вы можете сказать, что не в каждой семье 7 человек. В семье неважно сколько человек. Полезно знать что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт крепкий росток, со временем на нём появляется цветок, а затем плоды.

Когда ваши родители создали семью, они тоже напоминали «семя». Его надо было выращивать с любовью жить в согласии и заботиться друг о друге.

Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают первые цветочки – сыновья и дочери. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми.

В семейном кругу мы с вами растем!
Основа основ - родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
-Я, я, я.
Ева молвила:
- Я.
Сказала она знаменитых семь «я».
И так на земле появилась семья.

- А как Вы понимаете это слово «семья»?

- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?(говорят дети класса, а можно выдержки из сочинений)Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

-А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?

- Что для этого необходимо? (- чувства!)

-Какие? (-любовь!)

В современной песне поется:

Родительский дом- начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

- Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

(Плакат, на котором наклеиваются кирпичики)

* Задание 1. Предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

* Задание 2. На «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом- это….(крепость, очаг…)

* Задание 3.  создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

Итак, что можно….., что нельзя…..

А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом.

(Собираем кирпичики на плакате)

- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Ведущий: Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

Ведущий:  Что главное в каждой семье? Конечно же, любовь и взаимопонимание. Но вспомните, как часто мы приходим домой и вместо слов: “Добрый вечер!”, “Как я рада тебя видеть!” слышат “Опять игрушки не убрал!”. А не отсюда ли берут начало семейные конфликты и вообще проблемы “отцов и детей”? Так давайте же вместе подумаем: как сделать так, чтобы дети лучше понимали нас – родителей и мы понимали бы детей?

Сейчас вы увидите несколько проблемных сюжетов.

Сценка (выступают учащиеся)

Автор:

За горами за лесами,
За широкими полями.
Скажем к слову, например.
Жил да был пенсионер.
У старика было 3 сына
Старший был почти мужик!
Был подростком средний брат,
Младший был акселерат…

(выходят братья)

Братья те учились в школе,
Помогали отцу в поле.
Словом, жизнь сказать не грех.
Не труднее, чем у всех
В данном времени аль вскоре
Приключилося им горе.
Вдруг старик заспешил –
Их воспитывать решил.
Сыновья такой печали
Отродяся не видали, коль совру: то я – не я!
Жизнь у каждого своя.
Старший бицепсы качает.
Средний ночи коротает,
Оседлав мотоциклет!
Младший с самых малых лет
Грудь цепями обмотая
И давно уж запевая
Изо всей дурацкой мочи
Хеви-металл среди ночи.
Как–то стало лишь смеркаться,
Начал старший собираться
В атлетический кружок.
Вдруг отец:

Отец:

Постой, дружок!
Для чего тебе, Данила, эта мускульная сила:
Всюду штанги, всюду гири
Нету ходу по квартире.
Прекрати свое занятье.
На тебя же смотрят братья.

Автор:

И пока отец в сенях
Перед старшим распинался.
Средний к двери подобрался,
Да на грех в потьмах запнулся:
Бах с крыльца – и растянулся.
И отец ему тогда:

Отец:

Стой, Гаврило, подь сюда!
Кой же черт мне угодил
И я рокера родил
Жизнь свою закончишь скверно:
На тебе ж в 15 лет уж живого места нет!
Ну-ка шлем клади на полку,
А не то намылю холку.

Автор:

Рокер голову повесил
В это время бодр и весел, весь в заклепках и цепях,
Младший сын возник в дверях…

Отец:

Что я вижу, свет-Ванюша,
Измотал ты мою душу.
Всю я ноченьку не спал
Под грохочущий металл

Автор:

А они лишь отвечали.

Данило:

Мы один совет слыхали:
Перестать да прекратить.
Что ты можешь предложить:
Чем бы нам другим заняться
И с тобою не ругаться:

Автор:

Тут старик наморщил лоб,
Долго он в затылке скреб,
Но доселе старый дед
Не собрался дать ответ…

Ведущий: Поможем выйти из трудной ситуации с честью.

- Что бы вы предложили ему?

- Что делать, чтобы в семье такого безобразия было поменьше?/обсуждение 3 мин/

Ведущий: Да, трудновато нам приходится! Боюсь, что вмешательство родителей в увлечение детей в таком возрасте не даст проку. Надо было думать раньше, в дошкольном возрасте. А теперь остается следить за тем, чтобы они не нарушали законов. Впрочем, в нашей с вами здоровой семье, еще не все потеряно иногда задумайтесь над тем, почему порой мы сердимся на детей, заставляем их думать, как нам хочется, не уважаем их мнение…

Ситуация 1.

Мама просит сына прибраться в игровом уголке, он смотрит телевизор, не реагирует на слова мамы. Мама в третий раз просит убрать, тот отвечает: “Сейчас, досмотрю”. Но в дверях появляется папа и ребенок сразу начинает наводить порядок.

Вопрос:  Почему?

Ситуация 2:

Дочь 7лет звонит маме на работу, спрашивая, что ей съесть на обед. Мама, занятая в это время отчетом, говорит: “Найди что-нибудь в холодильнике” и, придя с работы обнаруживает, что нет банки икры, приготовленной к празднику…

Вопрос: виноват ли ребенок или сама мама и что надо было сделать в таком случае?

Ситуация 3:

Утром мама говорит ребенку: “Придешь из школы не забудь подмести пол, помыть посуду, накормить попугайчика, сходить в магазин и главное, сделай уроки” возвратясь домой родители обнаруживают, что все сделано, кроме уроков, ребенок спит, его начинают ругать.

Вопрос: В чем ошибка родителей?

Ведущий: Нас окружают многие люди. Попробуем выстроить в порядке, так сказать, значимости наших родных, близких, друзей, знакомых (составляют список, зачитывают).

- Поломав голову мы составили список, у каждого получился свой. Этот список всегда был и будет таким?

- Жизнь готовит нам много неожиданного, все может произойти, но никакие, даже самые невероятные события не смогут отодвинуть на задний план, отбросить роль и значение человека, который дала нам жизнь (мама). 

– Что означает для человечества мама? (ответ). 

Ведущий: Наверняка вам почти каждому приходилось быть вдали от дома. Что вы чувствуете через несколько дней? Вспоминаете ли дом, маму?

Кажется дома так хорошо, и никогда не будет ссор, обид, теплота и уют, нежность охватывают нас.

В таком состоянии душевного равновесия вы возвращаетесь домой. Теперь самое трудное – это состояние сохранить и ежедневно продлевать и следить за своими словами. Словам – особое внимание.

Надо беречь и щадить здоровье самых близких людей. И как бы вы ни пытались заменить маму друзьями, подругами, в самые трудные и горькие дни все равно с вами будет именно мама, именно она первой придет на помощь.

(Читает ученик 1) – «Легче всего обидеть мать».

- Легче всего обидеть мать.

Она обидой не ответит, А только будет повторять:

« Не простудись - сегодня ветер»

…Легче всего обидеть мать.

…Пройдут века,

Мы станем выше.

Но кто–то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего обидеть мать».

…И, может быть, его услышат».

Презентация «Маме»

Ведущий: У женщин есть важная и ответственная обязанность — быть душой семьи, нести свет и тепло.

 
(Читает ученик 2)  - «Человек, на котором держится дом»

Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть, тридцать три ей или семьдесят три —
Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чем:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
Муж ее — генерал, космонавт иль поэт
Может быть он министром, шахтером, врачом —
Всех главнее она, в том сомнения нет, —
Человек, на котором держится дом.
Очень редко, но все же бывает больна,
И тогда все вокруг кувырком, кверху дном,
Потому что она, потому что она —
Человек, на котором держится дом.
Нас куда-то уносит стремительный век.
В суете мы порой забываем о том,
Что она — не фундамент, она — человек,
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.

Ролик «Мамочка»

(Читает ученик  3) стихотворение (С. Викулов)

Пишите письма матерям.

Поют гитар походных струны

В тайге, в горах, среди морей…

О, сколько вас сегодня, юных,

Живет вдали от матерей!

Вы вечно, юные, в дороге-

То там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

вестей от вас все ждут и ждут.

Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют-

Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще все-таки, ребята,

Пишите письма матерям!

Ведущий: На этом наша встреча подошла к концу. Давайте подведем итоги. Что же такое “Семья”? Это небосвод, на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца – взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. И давайте помнить о том, что все: и взрослые, и дети хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. Какова наша семья, таковы наши дети, таким будет наше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семейного праздника "Вся семья вместе, и душа на месте"

Сценарий внеклассного мероприятия для учеников и родителей...

Классный час "Семья - Храм человеческой души"

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию Формирование нравственного долга детей перед родителями; определение роли детского участия в заботах по дому и в создании   т...

«СЕМЬЯ ВМЕСТЕ – И ДУША НА МЕСТЕ» ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

материал предназначен для общения с родителями в рамках родительского собрания...

«Душа славянского слова»

Открытый урок по русскому языку в 8 классе  с использованием материалов этимологического словаря О.Н. Трубачева.1.     ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЩЕНИЯ  МЭР...

Гармония души и слова

Миниатюра "Гармония души и слова" - методический материал, который был подготовлен и представлен обучающимися детской литературно-театральной студией "Клякса" Центра детского творч...

Внеклассное мероприятие «Вся семья вместе и душа на месте».

Данный сценарий составлен на основе русской народной сказки "Волк и семеро козлят". В нём использованы детские песни, танцы, игры, загадки и т. д. посвященные маме.  Мероприятие пр...

Совместное мероприятие учителя –логопеда и педагога-психолога, посвященное Международному дню инвалидов: «Согреем душу теплым словом»

А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях. Например незрячие или неслышащие музыканты, певцы, художник...