«Душа славянского слова»
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку в 8 классе  с использованием материалов этимологического словаря О.Н. Трубачева.

1.     ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЩЕНИЯ  МЭРА ГОРОДА СОКОЛОВА:

С 17 по 22 октября в нашем городе проходит неделя , которая называется «Дни великого русского языка». Такая неделя у нас традиционна, бывает  каждый год. Мы обязательно пишем диктант мера города, мы беседуем о красоте нашего языка рассказываем о великих ученых- филологах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dusha_slova_po_trubachevu.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Душа  славянского слова» ( Слайд презентации № 1)

Открытый урок по русскому языку в 8 классе  с использованием материалов этимологического словаря О.Н. Трубачева.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЩЕНИЯ  МЭРА ГОРОДА СОКОЛОВА:

С 17 по 22 октября в нашем городе проходит неделя , которая называется «Дни великого русского языка». Такая неделя у нас традиционна, бывает  каждый год. Мы обязательно пишем диктант мера города, мы беседуем о красоте нашего языка рассказываем о великих ученых- филологах.  В рамках этой недели  сегодня у нас проходит открытый урок « Душа слова».  На этом уроке мы поговорим о нашем земляке, замечательном волгоградце  Олеге Николаевиче  Трубачеве.  Это известный  славист, член - корреспондент Академии наук СССР, Югославянской Академии в Загребе. Поговорим о его главной работе уникальном « Этимологическом словаре славянских языков» Но в начале я хочу прочитать вам обращение главы нашего города к вам, ученикам. ( Обращение)

  1. ДИКТАНТ. ( 15 мин) ( оценки будут выставляться следующие :

« Отлично», « Хорошо», « Удовлетворительно», « Посредственно»)

  1. ( Слайд презентации № 2) Итак СЛОВО О ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ  ВОЛГОГРАДЦЕ.

Родился на ул. Ковровской г. Сталинграда 23 октября 1930 г.

(Слайд презентации № 3) Когда Олегу было чуть больше 10 лет, в стране началась Вов,  на глазах у мальчика проходили страшные бои, на его глазах город сражался и не сдавался. О страшных событиях Сталинградской битвы через 50 лет мы смогли прочитать в Дневниках сталинградца. Это был первый опыт в литературе, тяжелый, страшный.

(Слайд презентации № 4) С детства любимым его увлечением были книги, а еще он очень любил слушать  от родителей истории , сказки и песни ,старинные народные. Его всегда увлекала красота русского слова.

(Слайд презентации № 5) Уже взрослым человеком Олег Николаевич свою любовь к красоте русского слова, к изучению русского слова выразил в своих научных трудах. Главный из них это «Этимологический словарь славянских языков» ( С 1961г, есть уже 33 тома изданий словаря)

Этот словарь можно назвать наукой о корнях и именах. О происхождении, корне   славянских слов и  собственных имен славянских языков.

Я просила вас приготовить материал о происхождении ваших имен. Расскажите,  что означает и от чего происходит ваше имя.

( Ответы учеников)

Славянского имени в классе нет (или есть). Для примера мы с вами взяли имена, можно поговорить и о др. словах.

Что о происхождении слов говорил  О.Н.Трубачев?

(Слайд презентации № 6)

Слово  «кобыла» .

 

В древнем Фригийском государстве была богиня Матерь Богов- КИБЕЛА, мы не помним, а вот на деревенских русских вышивках на полотенцах есть такое изображение Конной богини. Слово Кобыла происходит от слова Кибела.

(Слайд презентации № 7) Слово  «ДОМ»

 В древгреческом, на латыни  слово «dom» обозначало то же, что и у нас. Но были и др слова « дометр» - строитель, домо – строить, Римляне называли Бога Доминус домовладыка. Значит русское слово дом имеет корни из гр и рим языков. Слово имеет связь со словом строить.

еще много примеров можно привести, используя этимологический словарь Трубачева.

О.Н. Трубачев умер 9 марта 2002 г от болезни. В этот день был большой славянский праздник « Вселенская родительская суббота, когда поминают «всех прежде почивших отец и братии наших».

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ К сожалению, у нас очень мало времени, чтобы рассказать вам об этимологии многих других славянских, русских слов, мало времени, чтобы постичь душу слова, но я надеюсь. Что на сегодняшнем уроке мы посеяли с вами зерно большого желания изучать русский язык, знать его и любить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....