письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Козлева Татьяна Валентиновна

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особенностей данных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_pismu.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по письму

Тема: «Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов»

Цель:1.Подбирать к словам –предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимы, антонимы.

2.Развивать устную и письменную речь учащихся при изучении данной темы.

3.Расширение и обогащение активного словаря учащихся.

4.Развитие памяти, внимания, элементов логического мышления.

5.Воспитание интереса к предмету.

Ход урока

1.Организационный момент.

У:  Наша речь состоит из слов(речь-это море, в котором есть много слов-рыб)

У:  Давайте вспомним ,какие это слова.

На доске:                                                            СЛОВА

         

                                                                                                                                    

         Слова-предметы                                      Слова-признаки                            Слова-действия

У:  Слова-предметы.

У: На какие вопросы отвечают слова-предметы?

Д: Слова-предметы отвечают на вопросы -кто- что? Они бывают одушевленные, неодушевленные.

У: Слова-признаки. На какие вопросы отвечают слова-признаки?

Д: Слова-признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какие?

У:  На какие вопросы отвечают слова-действия?

Д:  Слова-действия отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что будем делать?

У: Молодцы.

2.Сообщение темы урока.

У: Сегодня мы с вами повторим, что такое синонимы, что такое антонимы.

     Будем подбирать к заданным словам синонимы-антонимы.

3.Ход урока.

У:  Вспомните, как называются слова, близкие по смыслу?

Д: Синонимы.

Задание:

У:- Посмотрите на доску, прочитайте слова. Соедините стрелками слова, близкие по смыслу.

КОНЬ                                           ЗИМНИЙ


СКАКАЛ                                      ЛОШАДЬ

МОРОЗНЫЙ                               МОРДОЧКА

РОЖИЦА                                      ПРЫГАЛ

Задание:

У: Выберите из каждой пары синонимов один, который подходит по содержанию (смыслу) к предложению. Запишите предложение.

На доске записаны предложения с пропущенными словами.

                  -Наш конь быстро скакал.

                  -У нашего щенка забавная мордочка.

                  -Кузнечик прыгал в траве.

У: Молодцы. Давайте вспомним, как называются слова с противоположным значением?

Д:- Антонимы.

У: Давайте поиграем, кто быстрее назовет слова противоположные по смыслу.(Учитель называет слово, дети должны быстро ответить).

У: - Слушайте и отвечайте:

Друг ( враг )                                                        Привязал (отвязал)

Сладкий (кислый)                                              Радостный (грустный)

Закрыл (открыл)                                                Вышел (вошел)

Плакать (смеяться)                                            Вход (выход)

Верх (низ)                                                             Солнце (луна)

Зима (лето)                                                          Холодно (тепло)

Выносить (заносить)                                         Идти (стоять)

Говорить (молчать)                                           Темный (светлый)

У: Молодцы, вы все хорошо справились с этим заданием.

  -Придумайте предложения с антонимами, запишите, выделите слова противоположного значения.

-Зимой день –короткий, а летом длинный.

-Арбуз сладкий, а лимон кислый.

У: Составьте из слов предложения, выделите слова-признаки.

( на доске таблички с записанными словами в разброс)

1) хмурый        день        сегодня     осенний    холодный

-Сегодня хмурый, холодный, осенний день.

2) ветер             резкий       дует

-Дует резкий ветер.

3) грязь               ногами     под

-Под ногами грязь.

У:  Молодцы, вы справились с этим заданием.

У: Давайте немного поиграем. Игра называется «Добрые дела - плохие дела» (эстафета)

На доске нарисовано:

+        _

 

Строить                                             Разрушать

                                   Убираться                                        Мусорить    

  Включать                                          Выключать

   Любить                                               Ненавидеть

У: Молодцы.

4.Итог урока

У: Давайте вспомним, что мы делали сегодня на уроке?

Д: Мы сегодня отвечали на вопросы; подбирали к заданным словам синонимы-антонимы; вставляли пропущенные слова в предложения; ;играли; придумывали предложения с антонимами, составляли предложения из слов; работали с карточками.

У: С помощью мимики(нахмурьтесь или улыбнитесь)покажите, понравился вам урок?

 

5.Прощальная игра

У: Вы все сегодня работали отлично, но урок наш закончен, встаньте.(учитель читает стихотворение, дети слушают, потом отвечают).

-Прощаться настала пора…

-Книгу закрывать нам пора;

-С ней узнал ты много слов

-И много всяких всячин.

-И если ты запомнил их,

-Не зря урок наш был потрачен.

-И нам с тобой пришел черед

-Сыграть в игру «наоборот»:

-Скажу я слово высоко,

-А ты ответишь низко.

-Скажу я слово далеко,

-А ты ответишь близко.

-Скажу я слово потолок,

-А ты ответишь пол.

-Скажу я слово потерял ,

-И скажешь ты нашел .

-Скажу тебе я слово трус,

-Ответишь ты храбрец.

-Теперь начало я скажу,-

-Ну, отвечай -конец.

У: Все, молодцы.

У: Урок наш закончен.

У: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».

Урок по русскому языку в 5 классе на тему:   "Лексика. Синонимы. Антонимы."...

Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."

Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Задания к теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.»

Задания к теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.»...

Предмет "Основы грамоты и письмо". Тема урока: «Слова - предметы, отвечающие на вопрос: Кто это? Что это?»

Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих названия предметов....

Конспект ООД по развитию речи - Слова-предметы, «Слова-действия»

Конспект ООД по развитию речи - Слова-предметы, «Слова-действия»...

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия,  развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,  вербально - логического мышления....