Система профориентационной работы в 8 классе.
методическая разработка (8 класс) по теме

Кудинова Надежда Федоровна

Отчет о системе профориентационной работы классного руководителя в 8 м классе общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientaciya.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Система профориентационной работы в 8 классе.

Значимость профориентационной работы среди подростков  можно подчеркнуть словами  доктора педагогических наук Н.С. Пряжникова: «Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать   многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни  уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией...».

 Таким образом, профориентационная работа со школьниками — это также вклад в решение острых социальных проблем.  Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос: зачем он вообще учится?

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

На уровне школы профориентационная работа должна быть системной, то есть в ней должны участвовать все, кто так или иначе работает с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.

 Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. Может так оказаться, что некоторые заинтересованные родители подростков возьмут на себя важные задачи и выполнят их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на себя и сами подростки, ведь они и так помогают друг другу советом и даже реальными действиями в выборе профессии...

Начинать профориентационную работу имеет смысл уже в младшей и средней школе. Здесь наиболее уместным оказываются игровые активизирующие подходы. Имеет смысл пробуждать интерес школьников к труду,  знакомить ребят с миром профессий, показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности,  давать возможность попробовать себя в разных видах труда.

После девятого класса школьники переходят в профильные классы или продолжают свое обучение в специализированных профессиональных колледжах.  Для этого уже нужно уметь рефлексировать, строить жизненные планы, сопоставлять свои способности, личностные особенности, интересы и ценности с будущей профессией, должен научиться принимать решения самостоятельно и взвешенно.

В старших классах основная задача школьника – определиться с вузом. Для этого необходима конкретная информация об учебных заведениях, днях открытых дверей, подготовительных курсах. Структура мотивации, личности и интеллекта к этому возрасту становится уже более устойчивой.

 Методы работы должны чередоваться,  взаимодополнять друг друга и включать следующие направления:  

-диагностику и оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления ;

В психолого-педагогической практике накоплен определенный опыт использования тестов и опросников.  Например:  методика определения профессионального личностного типа Голланда, карта интересов Голомштока,  методика изучения склонностей Синявского и Федоришина и т.д.. В 8  классе я обычно  провожу  опрос  о предпочтительном  выборе профессии и необходимости изучения школьных предметов.

Психологическое консультирование – это возможность обсудить со специалистами в области управления карьерой вопрос выбора будущей профессии.

Профориентационная работа ведется в службах занятости, относящихся к Министерству труда. Однако в нормативных документах службы занятости говорится, что помощь молодежи рассматривается как «дополнительная услуга»...

- профинформация -  включает в себя знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда. Эти вопросы можно включать в тематику классных часов, бесед с учащимися и их родителями.  Что я делаю систематически. Для того, чтобы было легче осуществить психологически правильный выбор профессии, школьникам необходимо владеть информацией о мире профессии, иметь представления о содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, знать о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику.

Профориентационные игры  создают ситуации, которые развивают такие качества как умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию – те качества, которые сложно развивать в повседневной жизни, но которые так важны в любой профессии.  В 8 классе мы проводили игру «Назови профессию», которая оказалась интересной и познавательной для учащихся.

  Профориентационные экскурсии формируют у учащихся положительное отношение к рабочим профессиям, знакомят с производственным процессом, содержанием и условиями труда рабочих специалистов. В текущем году с учащимися 8 класса были проведены экскурсии на завод строительного фарфора, в музей аэропорта Шереметьево, в пожарную часть, в художественную галерею, на предприятие «Теплосеть». Ученики выполнили исследование различной воды на жесткость в лаборатории, т.е. ознакомились с работой лаборанта.  Для знакомства с перспективами современной науки  была организована экскурсия на Факультет Наук о Материалах и Химический факультет Московского государственного университета на  лекторий с демонстрацией эффектных экспериментов для школьников «Тайны мира материалов или 5 шагов к Вашему будущему».  

-морально-эмоциональная поддержка подростков заключается в том, что  в сознание старшеклассников важно вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему. Очень важно проводить  индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания.

Литература.

1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) Москва: Вако, 2005. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в школе

Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....

Система профориентационной работы в школе

В статье описывается опыт профориентационной работы в современных социальных условиях, реализуемый в ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани...

Система профориентационной работы с учащимися в условиях СКОУ VIII вида

Учащиеся СКОУ VIII вида представляют собой отдельную категорию детей  Особую сложность образовательного процесса определяет неоднородность состава учащихся Разная степень выраженности основного д...

Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

             Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной  работы с детьми «группы риска» по подготовке...

Система профориентационной работы и ее основные направления в современной школе.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с профориентационной работой и ее основными направлениям в современной школе.Возросшие требования современного рынка труда к уровню профессиональной п...

Моделирование системы профориентационной работы

Моделирование системы профориентационной работыв 5 «а» классе...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....