Профессиограммы
статья (9 класс) по теме

Лаптева Надежда Николаевна

            Профессиограмма- описание профессии, включающее в себя основные требования, которые предъявляет профессия к психологическим и физическим особенностям человека. Перечень требований к человеку в определенной профессиограмме подскажет учащемуся, какие качества ему нужно самостоятельно тренировать и развивать.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prpofessiogrammy.rar130.39 КБ

Предварительный просмотр:

Профинформирование как основа для

 осознанного выбора профессии

        В работе общеобразовательной школы по профессиональной ориентации основное внимание следует уделить ее профинформационному аспекту, так как именно профессиональная информация, как одно из направлений профориентации, помогает наиболее осознанно подойти к выбору профессии.

           Работу по профинформированию необходимо строить так, чтобы информационный материал служил основой формирования у учащихся необходимых знаний о профессиях и о своем внутреннем мире и чтобы эти знания помогли им принять обоснованные решения по вопросу профессионального самоопределения.

          Усвоение учащимися любой информации, в том числе и информации профориентационного характера, будет эффективным только при соблюдении определенных условий.

          Во-первых, необходимо сформировать положительное отношение учащихся к восприятию профинформационного материала. Очень важно, чтобы предлагаемая учащимся информация была доступной для них. Информационный материал и по содержанию, и по форме должен отвечать возможностям его восприятия и анализа учащимися, то есть тем возможностям, которые обусловлены возрастными и образовательными особенностями школьников. Не следует перенасыщать информацию о той или иной профессии специальной терминологией или технологическими сведениями, для правильного понимания которых требуются специальные знания.

          Во-вторых, для формирования сознательного, устойчивого и адекватного отношения учащихся к профессии необходимо правильно преподнести информационный материал. Он должен быть не только доступным учащимся, но и объективным и всесторонним.

         В-третьих, формы его подачи должны быть достаточно разнообразными, чтобы обеспечить активизацию восприятия и мыслительной деятельности учащихся. Этой цели могут служить самые разные формы организации профинформационной работы. К ним следует отнести изготовление специальных стендов, организацию профессиографических мероприятий - экскурсий, встреч, бесед, исследований, проведение специальных профинформационных классных часов и использование предметных уроков (по учебным предметам) в профинформационных целях, акцентирование внимания учащихся на отдельных элементах их учебной деятельности на уроках труда и т.д.

          Профинформационная работа должна проводиться систематически и преемственно на протяжении всего периода обучения в школе. В этом длительном процессе можно выделить 3 этапа:

  1. Работа с младшими школьниками.

 Основная задача - воспитание у детей общей трудовой направленности. Она должна показать важность труда, его значение в жизни человека и общества.

  1. Работа в средних классах. 

Продолжается формирование положительного отношения ко всем видам труда. Знакомство с возможно более широким кругом ведущих профессий. Внимание учителя должно быть направлено на изучение интересов подростков, их расширение и углубление.

  1. Работа в старших классах. 

Также планируются мероприятия, направленные на формирование психологической готовности к труду, расширение знаний о мире труда. Получив багаж знаний на предыдущих этапах, старшеклассники готовы к восприятию более сложного материала, к психологическому анализу профессии. Поэтому в старших классах все профинформационные мероприятия должны завершаться составлением профориентационной характеристики профессии (профессиограммы).

                Большая роль в подготовке школьника к выбору профессии принадлежит и профессиональному самовоспитанию - сознательной и систематической работе над собой с целью усовершенствования своей пригодности к выбираемой профессии. Основные условия профессионального самовоспитания - осведомленность школьника о требованиях, которые предъявляет выбранная профессия к человеку, его способностям, характеру; какие умения, навыки и знания необходимы для занятия этим видом труда.

                Большую помощь в этом учащимся могут оказать профессиограммы.

            Профессиограмма - описание профессии, включающее в себя основные требования, которые предъявляет профессия к психологическим и физическим особенностям человека. Перечень требований к человеку в определенной профессиограмме подскажет учащемуся, какие качества ему нужно самостоятельно тренировать и развивать.

Например, для профессий типа "человек - человек" одно из требований - общительность, т. е. такая черта характера, которая выражается в приветливости к другим людям, в стремлении быть всегда в коллективе. А наиболее благоприятной для развития этой черты являются общественная работа, участие в коллективных мероприятиях и др. Знание требований, которые профессия предъявляет к человеку, - одно из важнейших условий для организации целенаправленного профессионального самовоспитания учащихся.

            Особое значение в профессиограмме имеют сведения о том, что роднит данную профессию с другими. Это позволяет выработать у школьника достаточно широкий взгляд на профессию: осваивая ее, знакомиться и с тем, что есть в других профессиях. А это в свою очередь поможет преодолеть и некоторую боязнь ограничения. Ведь выбор профессии одновременно является и самоограничением. Кроме того, такая подготовка облегчает, в случае необходимости, и перемену профессии.

          Где и как можно использовать профессиограммы?

 Главным образом на уроках или факультативах, во внеклассной и внешкольной работе, при организации профессионального самовоспитания учащихся и в других случаях, когда речь идет о профессии, ее выборе, значении изучаемых на уроках закономерностей и явлений.

Подготовка школьника к выбору профессии должна прямо или косвенно проводиться на всех уроках. Ибо каждый учебный предмет содержит те или иные профориентационные возможности. Чтобы выявить эти возможности и реализовать их на уроке (связать тему урока с той или иной профессиональной деятельностью, построить беседу о профессии), учителю нужно знать хотя бы в общих чертах содержание того труда, где применяются соответствующие знания, умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиограмма"

Конспект урока и презентация к уроку в 8 классе "Профессиограмма". Можно использовать как материал для классного часа.  по теме ""по...

«Профессиограмма учителя физической культуры».

Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной школы любой специально...

Профессиограмма

Профессия, требующая действий высокой точности. Характеризуется вынужденностью позы, умеренным  мышечным напряжением статического характера, большим напряжением зрения. Это газо и электоросварщик...

Классный час "Профессиограмма: что это такое?"

В последнее время на российском рынке труда складывается па­радоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразви...

Профессиограмма учителя иностранного языка.

В статье содержится характеристика педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических умений....

"Профессиограмма педагога музыкальной школы и некоторые аспекты технического развития учащихся".

Фундаментом техники пианиста является контакт с клавиатурой. В прошлые годы, выступая с методическим докладом "Работа с начинающими" и на проведённых открытых уроках я поделилась своим опыто...