Профессиограмма учителя физкультуры
статья на тему

Корякова Анастасия Антоновна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professiogramma_uchitelya_fizicheskoy_kultury.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Профессиограмма учителя физической культуры»

Корякова Анастасия Антоновна

Учитель физической культуры

МОУ  СОШ №2 г. Хвалынск,2016г.

Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно.

Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной школы любой специальности.

Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, педагога. Это образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функции учителя.  

Профессиограмма учителя физической культуры содержит не только общее, что типично для педагогической профессии вообще, но и, то особенное, что характерно только для деятельности учителя физкультуры.  

По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.

К условиям  психической напряженности я отношу:

•         шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;

•         необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;

•         значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;

•         ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.

Условия физической нагрузки:

•         необходимость показывать физические упражнения;

•         осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);

•         необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.

Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:

•        климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;

•        санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические,   организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность,   сочувствию,    умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

Педагогическая направленность учителя физической культуры формируется на базе двух мотивационных образований - так называемой "любви к детям" и интереса к физической культуре. (К сожалению, о наличии третьего - престижа профессии учителя - сейчас говорить не приходится.).

Любовь к детям Л.Н. Толстой рассматривал как доминирующую черту личности учителя.

Интерес к физической культуре является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность учителя физической культуры. Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в увлечённости ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для учителя не тяжёлой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью. А.С. Макаренко говорил, что воспитывать легко, если этому отдаёшь всю жизнь.

 

3. Характеристика профессионально-личностных качеств учителя физической культуры

Мастерство учителя физической культуры во многом определяется имеющимися у него качествами:

1. Мировоззрение личности;

2. Положительное отношение к педагогической деятельности;

3. Педагогические способности;

4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки.

На мой взгляд, важнейшими профессиональными качествами являются:

владение предметом преподавания и методикой,

психологическая подготовка,

общая эрудиция,

широкий культурный кругозор,

педагогическое мастерство,

владение образовательными технологиями,

организаторские умения и навыки,

педагогический такт,

педагогическая техника,

ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,

коммуникативные навыки,

ораторское искусство и т.д.

От профессиональных качеств неотделимы личностные качества учителя физкультуры: хорошее физическое здоровье, уравновешенность характера, предприимчивость, инициатива, стремление пополнить умственный багаж, образцовое поведение учителя.

Одним из важнейших качеств учителя я считаю- нравственные качества ! которые отражаются в поведении, в нравах. Нравственность, или мораль, - это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

Учитель должен обладать целым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на низ, но прежде всего на личном примере. Учитель физической культуры обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель - это человек, специальностью которого является правильное поведение. Постоянный контроль своего поведения необходим учителю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причём в младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.

Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителей, сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это поведение, невольно копируя не только хорошие привычки учителя, пользующегося авторитетом, но и плохие. Нельзя, воспитывая у учащихся уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на урок, приходить на него несобранным, отменять ранее запланированные мероприятия. Страстность в работе передаётся и учащимся. Они на примере учителя начинают понимать, что работа - это одна из главных ценностей в жизни человека, что она доставляет радость не только самому работающему, ни и окружающим. Только личным примером учитель физической культуры может заразить школьников своей профессией.

В связи с этим важным нравственным качеством учителя является педагогический оптимизм. Он включает доброту, чуткость учителя, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении, вера учителя заставляет и учеников поверить в своё исправление.

Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают учителю устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы учителя. К этим качествам относится и педагогический такт.

Педагогический такт - это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту.

Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля своих слов, действий. Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям.

Хочу  выделить  следующие психологические особенности личности учителя, отличающие педагогический такт от нетактичности:

•        естественность и простота обращения без фамильярности;

•        доверие без попустительства;

•        серьёзность тона без натянутости;

•        ирония и юмор без насмешливости;

•        требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

•        доброжелательность без заласкивания;

•        деловой тон без раздражительности;

•        принципиальность и настойчивость без упрямства;

•        внимательность и чуткость к учащимся без подчёркивания этого;

•        отдача распоряжений без упрашивания;

•        выслушивание без выражения безразличия.

Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности учителя физической культуры. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.

Невыдержанный учитель не может успешно вести воспитательную работу с детьми, так как в их глазах он не обладает авторитетом.

Знания учителя физической культуры являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А.С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться, входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам.

Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке - одна из ведущих, она состоит из реализации на практике  планов учителя. Это "деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей". Организаторская деятельность  учителя  и  в речи учителя (объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т.д.).

и в поведении учителя:

•        в выборе места для ведения урока;

•          контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;

•        в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;

•        в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;

•        в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;

•        в регулировании физической нагрузки для каждого ученика.

И  в управлении деятельностью учащихся:

•        в построении и перестроении на месте и в движении;

•        в выборе способов выполнения упражнений;

•        в проверке и оценке знаний, умений учащихся.

Ну и конечно коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, а именно

•        в формах обращения учителя к учащимся;

•        в тоне обращения;

Заключение…..  Ориентируясь на перечисленные выше профессиональные компетенции учителя физической культуры, мною была составлена следующая профессиограмма, включающая в себя пять блоков.

I.        Психолого-педагогические умения.

1.Читать и уметь анализировать специальную психолого-педагогическую литературу, а также специальную литературу по физическому воспитанию и спорту.

2. Уметь анализировать педагогические явления в процессе физического

 воспитания школьников и поводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

3.Анализировать передовой педагогический опыт.

4.Уметь сопереживать, понимать эмоциональное состояние учащихся посредством проникновения в их внутренний мир (проявлять эмпатию).

5.Организовать себя, управлять своим состоянием.

II. Профессионально-личностные качества.

1. Потребность в самопознании.

2. Самостоятельность и самокритичность.

3. Трудолюбие и прилежание.

5. Дисциплинированность.

6. Забота о сохранении своего здоровья, здоровый образ жизни.

7. Культура поведения и общения.

III. Частно-методические умения.

1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.

2. Проводить и анализировать уроки, а также внеклассные спортивные мероприятия и мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.

3. Организовывать разные формы спортивно-массовой работы, привлекать школьников к занятиям в спортивных секциях, находить детей одарённых в спортивном отношении.

4. Мобилизовывать и направлять учащихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств

5. Руководить действиями школьников в спортивном отношении и оценивать их деятельность.

6. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям по физической культуре и спорту.

IV. Коммуникативно-организаторские умения.

1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.

2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.

3. Регулировать внутриколлективные отношения школьников во время спортивных игр на уроках, на спортивных тренировках, соревнованиях, туристических походах и т.п.

4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение.

V. Исследовательские умения.

1. Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования

и методики психолого-педагогического изучения личности и коллективов в целях

достижения задач физического воспитания школьников.

3. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.

4. Уметь организовать эксперимент. Уметь обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.

Пусть это звучит банально, основа педагогического труда - это любовь к своему делу и любовь к детям. Тому, у кого душа не лежит к работе с детьми, заказано идти в учителя. Но, одной любви, даже самой искренней, для учительской профессии, конечно, мало.

Итак, образ учителя должен включать представление о своих качествах и свойствах, самооценку своего общения с учащимися, желаемое "Я", самоуважение.

 Уважаемые коллеги! На этом я закончу свой доклад и хочу поздравить нас всех с наступающим новым учебным годом! Хочу пожелать вам новых идей, спортивных и творческих успехов, достижения поставленных целей и кончено крепкого здоровья! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

«Профессиограмма учителя физической культуры».

Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной школы любой специально...

Стихотворение:Учитель физкультуры.

Стихотворение:Учитель физкультуры....

методическое объединение учителя физкультуры на конкурс "Учитель года"

методическая тема: «Влияние физических упражнений на уровень физической подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья»....

Профессиограмма учителя иностранного языка.

В статье содержится характеристика педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических умений....

Презентация портфолио на конкурс "Учитель года-2014" Зайцев Юрий Иванович учитель физкультуры филиала МБОУ Уваровщинская СОШ в с. Калаис

Презентация портфолио на конкурс "Учтель года-2014" Зайцев Юрий Иванович учитель физкультуры филиала "МБОУ Уваровщинская СОШ" в с. Калаис...

Статья "Роль лечебной физкультуры в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ОВЗ" Миняев В.Н., учитель физкультуры

           Статья "Роль лечебной физкультуры  в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ОВЗ"  поясняет, что одним из первостепенных...