Статья "Роль лечебной физкультуры в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ОВЗ" Миняев В.Н., учитель физкультуры
статья по физкультуре (7 класс)

Миняев Владимир Николаевич

             Статья "Роль лечебной физкультуры  в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ОВЗ"  поясняет, что одним из первостепенных коррекционных занятий в специальных  школах для детей с ограниченными возможностями в развитии  является лечебная физкультура (ЛФК). Лечебная физическая культура (ЛФК) — это не только медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры  (в основном упражнения) с целью лечения и  реабилитации обучающихся с ОВЗ (ЗПР) , а также  профилактики заболеваний. Для увеличения  эффективности упражнений, в задачи ЛФК входит использование  педагогических  средств воздействия: выработка у пациента уверенности в своих силах, сознательного отношения к проводимым занятиям и необходимости принимать в них активное участие. Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК. Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологическое состояние, при котором этот метод применяется. Средства ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Роль лечебной физкультуры  в специальной

(коррекционной) школе для обучающихся с ОВЗ

Миняев Владимир Николаевич,

учитель физической культуры

«Физические упражнения могут заменит множество

                                                                                                        лекарств, но ни одно лекарство в мире не заменит физические упражнения».  

А. Мюссе

               Одним из коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах для детей с ограниченными возможностями в развитии  является лечебная физкультура (ЛФК). Лечебная физическая культура (ЛФК) — медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения) с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также профилактики заболеваний. Для увеличения эффективности упражнений, в задачи ЛФК входит использование педагогических средств воздействия: выработка у пациента уверенности в своих силах, сознательного отношения к проводимым занятиям и необходимости принимать в них активное участие.

Термин «лечебная физкультура» прежде всего, обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура — это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность «Лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии».

 Лечебная физкультура — это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только подчеркивает серьёзный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт.               И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства — физические упражнения.

Однако цель применения этих средств — лечение или профилактика болезней. Цель физкультуры — воспитание здорового человека, а спорта — достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологииортопедии и неврологии. Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять своё место в современном здравоохранении.

Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологическое состояние, при котором этот метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».

Средства ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах…

Таблица 1. Классификация средств, форм и методов ЛФК.

Формы ЛФК

Средства ЛФК

Методики ЛФК

Способ проведения занятий ЛФК

  • Физические упражнения.
  • Физические упражнения в воде.
  • Ходьба.
  • Восхождения
  • Занятия на тренажерах.
  • Плавание
  • при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК при коксартрозе, при нарушении            осанки, при остеохондрозе,   сколиозе…);
  • при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
  • при заболеваниях дыхательной системы;
  • при заболеваниях пищеварительной системы;
  • при нарушении осанки;
  • при травмах;
  • при операциях на грудной клетке;
  • при беременности;
  • обучение ходьбе с опорой на трость…
  • Занятия с инструктором ЛФК (индивидуальные занятия, малогрупповые [2-3 человека] и групповые          [8-12чел])
  • Самостоятельные занятия — физические тренировки

Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. В нашей школе интернате на первое сентября 2018 года выявлено 185-учащихся с различными диагнозами например, дети с нарушением опорно -двигательного аппарата,  больные сколиозом, ранью детским аутизмом, поведенческим расстройствами, врожденные пороги сердце, инвалиды. Основными формами ЛФК в нашей школе являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики.

 Для лечения остеохондроза шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим упражнениям и контроля правильности их выполнения применяется форма занятия ЛФК (например, ходьба на носочках руки в верху, руки стороны,  упражнения с гимнастическими палками И.п ноги на ширине плеч захват руками гимнастическую палку на счёт раз руки в верх на счёт два руки вниз 5-6 раз повторит.  При функциональных нарушениях нервной системы, поведенческого расстройства, плоскостопие, ранее детским аутизмом, инвалидов, назначают ЛФК   при этом применяем самые различные средства ЛФК: занятия на тренажерах «Медик Спорт» на велотренажерах «Стратос» по 3-4 подхода. Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения ЛФК. Например, занятия на велотренажере при избыточном весе.

              Для детей применяем ЛФК в форме игры, «Волк и зайцы» направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор — средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. Ходьба по «кочкам» -мешочкам полезна для развития тактильного восприятия, координации профилактика плоскостопия. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Применяем элементы легкой атлетики при нарушении осанки. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.

Используемая литература:

  • Улащик В.С. Лечебная физическая культура // Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. — Мн.: Книжный дом, 2018. — С. 308—315. — 640 с.
  • Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. — М.: Медицина, 2009. — 304 с.
  • Лечебная физическая культура / Под ред. С.Н. Попова. — М.: Физкультура и спорт, 2017. — 271 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –

Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...

лечебная физкультура в коррекционной школе

Рабочая программа составлена на основе   «Программно- методического обеспечениия 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразо...

лечебная физкультура в коррекционной школе

Рабочая программа составлена на основе   «Программно- методического обеспечениия 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразо...

Открытый урок СБО на тему "Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. Правила техники безопасности при работе на кухне" в 8-9 классах специальной (коррекционной) школы для обучающихся с ОВЗ

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 8-9 классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением здоровьесберегающих технологий...

Занятия по лечебной физкультуре в коррекционных школах

В коррекционной школе лечебная физкультура должна базироваться на патологической анатомии и физиологии в единстве с физической культурой и являться лечебно- педагогическим процессом, решающим присущие...

Актуальность использования коррекционных занятий по лечебной физкультуре в коррекционной школе

Актуальность использования коррекционных занятий по лечебной физкультуре в коррекционной школе...