Занятия по лечебной физкультуре в коррекционных школах
статья

Лавринович Марина Владимировна

В коррекционной школе лечебная физкультура должна базироваться на патологической анатомии и физиологии в единстве с физической культурой и являться лечебно- педагогическим процессом, решающим присущие ему задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lfk_publikatsiya_poyas._zap.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Лечебная физическая культура – научно-практическая медицинская дисциплина, освещающая теоретические основы и методы практического использования средств физической культуры при лечении различных заболеваний.

    В коррекционной школе VIII вида ЛФК должна базироваться на патологической  анатомии и физиологии в единстве с физической культурой и являться лечебно-педагогическим процессом, решающим присущие ему задачи.  ЛФК признано восстанавливать нарушенное здоровье, ликвидировать сформировавшуюся неполноценность физического и психического развития, содействовать биологической и социальной адаптации к социальной жизни.

      Среди различных средств реабилитации детей с нарушениями осанки основным средством коррекции является гимнастика т.к. только с помощью гимнастики можно создать хороший мышечный корсет. Активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создадут мышечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению различных звеньев тела в пространстве.

    В лечебных целях используются  физические упражнения, входящие в основную гимнастику, в подвижные  игры, прикладные и спортивные упражнения, и имеющие специальное лечебное значение пассивные, рефлекторные и корригирующие упражнения. Подбор упражнений строится на основе рекомендаций и заключений врача, которые фиксируются в листке здоровья в классных журналах и личных медицинских картах учащихся.

     Как показала многолетняя практика, в нашей коррекционной школе VIII вида наиболее эффективны и применяемы корригирующие упражнения, направленные на   исправления различных деформаций грудной клетки, позвоночника и стоп. Коррекция отдельных деформаций может вызвать затруднение деятельности органов дыхания, кровообращения. Поэтому необходим тщательный выбор исходных положений и методик проведения занятий в целях сведения к минимуму такого влияния.

    Значительное место должны занимать дыхательные упражнения, позволяющие нормализовать механику дыхания, укрепить дыхательные мышцы, улучшить подвижность грудной клетки и диафрагмы, ликвидировать застойные явления в легких.

Ходьба, бег, метание, прыжки, лазание, ползание восстанавливает вегетативно-трофическую способность, общую выносливость и общую тренированность организма.

   На занятиях ЛФК широко используются подвижные и спортивные игры. Положительные эмоции повышают эффект лечебного влияния значительно больше, чем аналогичные по интенсивности гимнастические упражнения.

    В основном   занятия ЛФК  проводятся в связи с имеющимися, у  подавляющего большинства учащихся, нарушениями осанки опорно-двигательного аппарата, дыхания с преимущественным применением корригирующих упражнений,  подвижных и спортивных игр.

    В начальной школе процессы формирования организма носят особенно интенсивный характер и требуют более внимательной коррекции появляющихся дефектов.    

   В целом программа по ЛФК условно делится на два периода: подготовительный – 1 четверть и основной 2-3-4- четверти с соблюдением одного из основных дидактических принципов - постепенности, где осуществляется переход  от менее к более сложным и трудным упражнениям и играм.

    Однако, крайне незначительное число занятий ЛФК - всего 34 урока в год не может дать необходимого лечебного эффекта.

    В связи с этим учителя нашей школы интегрируют ЛФК в учебные уроки физкультуры, используют индивидуальный подход к каждому учащемуся, нуждающемуся в лечебной физкультуре.

               Цель программы:

-всестороннее   физическое развитие личности; обеспечение комплексного подхода к развитию у детей моторных, умственных, социально-бытовых навыков и содействия их социальной адаптации средствами физической культуры, повышение двигательной активности и мобильности учащихся средствам ЛФК.

          Задачи:

-повышение физиологической активности систем организма;

-совершенствование прикладных и жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;

- развитие основных физических качеств;

-обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;

-формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья.

 Средства, используемые для реализации программы:

-основное средство физического воспитания – физические упражнения.

           На уроках применяются следующие методы обучения:

 - практический метод (разучивание по частям);

 - игровой;

 - соревновательный;

 - метод наглядного восприятия.

Формы обучения:

-разучивание двигательного действия под контролем учителя;

-совершенствование двигательного действия.

    Кроме того, важным средством для воспитания   навыков правильной  осанки является слово. Слово способствует сознательному отношению к выполнению тех задач, которые должны быть решены на занятиях ЛФК.  Профессор А.Н. Крестовников писал: «Словесные указания педагога являются раздражителем   более сильным, чем условные и безусловные  раздражители, представленные потоком проприорецепторных импульсов от работающих мышц к нервным центрам». Поэтому работа на занятиях не только лечебный , но и педагогический процесс, имеющий  своей целью доведение до сознания ребенка понятия о правильном соотношении отдельных частей тела с последующим закреплением соответствующего положения через зрительный контроль  и мышечно-суставное чувство.

         ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Ученики должны знать:

  • простейшие правила личной гигиены, режим дня;
  • правила поведения во время занятий;
  • правила  сохранения осанки;
  • название спортивного инвентаря, видов спорта.

Ученики должны уметь:

  • Выполнять упражнения для различных групп мышц, на координацию движений;
  • Владеть основами саморегуляции (напряжение и расслабление);
  • Выполнять дыхательную гимнастику для профилактики заболеваний;
  • Выполнять упражнения на коррекцию плоскостопия и осанки;
  • Игры с элементами коррекции.

Программа по ЛФК составлена на основании:

 -Приказа Министерства Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/ 2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

- Учебного плана ГБС(К)ОУ школы № 46 Калининского района

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией Л.Б. Баряевой. Санкт-Петербург  2011 год.

Используемая литература:

  1. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа, учебно-методическое  пособие  для преподавателей под общей редакцией С.П. Евсеева, Санкт-Петербург 2003 г.
  2. Лечебная физическая культура. Справочник под редакцией профессора В. А. Епифанова. Москва «Медицина» 1987 г.
  3. Потапчук А.А.,  Клочкова Е.В., Щедрина Т.Г. Физкультурно – оздоровительные технологии при нарушениях опорно-двигательного  аппарата  у детей,  Санкт- Петербург 2004 г.
  4. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л, Б, Баряевой. Санкт-Петербург  2011 год.
  5. Яшин Э. Эффект качелей, ФМС № 7, 1989 г.
  6. П.И. Готовцев. Лечебная физкультура и массаж. Москва «Медицина» 1987 г.