Классный час "Профессиограмма: что это такое?"
классный час (9 класс) на тему

В последнее время на российском рынке труда складывается па­радоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша за­дача - помочь ребятам найти востребованную специальность. В сце­нарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas.docx23.99 КБ
Файл professiogramma.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

«Профессиограмма. Я выбираю профессию».

 «Если вы удачно выберете труд и

вложите в него всю свою душу, то

счастье само вас отыщет».

К. Д. Ушинский

Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанниц)

Задачи мероприятия:

  • Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
  • Определить мотив выбора профессии.
  • Ознакомить воспитанниц с житейским способом выбора профессий.
  • Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
  • Формировать актуальное для воспитанниц «информационное поле» при выборе профессии.

План мероприятия:

  1. Вступительная часть.
  2. Профессиограмма – что это такое?
  3. Социологическое исследование
  4. Работа в группах.
  5. «Звезды говорят»
  6. Подведение итогов
  7. Заключительное слово классного руководителя.

Оборудование: выставка, буклеты для ознакомления, карточки с заданиями, медиаматериалы.

Ход классного часа:

1. Вступительная часть

Ведущий 1. Помогите! Не знаю, куда поступить. На экономику или режиссуру? Родители  говорят, что в начале жизненного пути надо получить профессию или образование. Легко сказать! А как выбрать профессию?

Ведущий 2. Да, это задача не из легких! Но паниковать не будем! Надо спокойно во всем разобраться. Для этого мы и собрались сегодня. Для того чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в самих себе, в своих склонностях и способностях. Во-вторых, в настоящее время в мире насчитывается всего свыше 40 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий - 8-10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо

2. Что такое профессиограмма?

Ведущий 3. Навигатором  в мире профессий нам будет профессиограмма. Профессиограмма – это описание научно обоснованных норм и требований профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, определяющие успешность его работы.

  Профессиограмма может рассматриваться как профессиографическая модель специалиста, включающая в себя компоненты: модель личности специалиста, модель подготовки специалиста, модель деятельности специалиста.

 Итак приступим. (Просмотр презентации о профессиях. См. приложение).

3.Социологическое исследование

 Ведущий 4. Наука социология о статусах, ролях, организациях и их взаимодействиях позволяет специализироваться в любой сфере в зависимости от интересов конкретного человека. Образ социолога ассоциируется с анкетой, человеком, проводящим опрос общественного мнения. Социолог должен знать, чем живет общество, что заботит, интересует людей. Ведь именно через человека, его социальное поведение, взаимодействие с другими людьми изучается общественная жизнь. И основная часть работы социолога начинается после сбора соответствующей информации. Происходит она не на улице, а в тиши кабинета, в ходе мозгового штурма, путем анализа, сравнения - того, что и называют социологическим исследованием. Его результатом становятся научно обоснованные выводы, прогнозы, рекомендации, характеристики тех или иных общественных процессов. Мы решили попробовать себя в роли социологов и провели небольшое исследование.

Ведущий 3. Мы провели опрос среди наших воспитанниц с целью выяснить каким профессиям они отдают предпочтение и каким высшим учебным заведениям, и вот какие результаты получили:

Лингвист -15

Врач-15

Военный 8

Программист – 7

Журналист – 5

Адвокат, экономист – 3

Метеоролог, психолог, авиадиспетчер, ветеринар, инженер-конструктор, учитель, менеджер, дизайнер – 2

Инженер-химик, агроном, PR-технологии, бухгалтер, метеоролог, финансист, режиссер, архитектор – 1

Не определились с выбором профессии 33 воспитанницы.

 (см. приложение «Диаграммы»)

4. Работа в группах.

Ведущий 1.Мы предлагаем вам составить профессиограммы с учетом выбора наших воспитанниц, используя определенный алгоритм ее составления. (см. приложения «Алгоритм»)

Ведущий 2.Предоставляем слово представителю от каждой группы для знакомства с выбранной профессией.

(выступление участников групп).

5. Звезды говорят

Ведущий 1. В нашем возрасте сделать правильный выбор  нелегко. Помогают вам в этом выборе воспитатели, психолог, социальные педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. Большую помощь в профессиональном самоопределении могут оказать и астрологи. Так, астролог _________ уверена, что подходящая профессия определена для каждого человека с рождения.

Ведущий 2. Давайте обратимся к ней за советом.

Астролог. Для Овнов - натур страстных и импульсивных - не подходит рутинная или сидячая работа. Из них получаются отличные продавцы, лекторы, дантисты, ветеринары, замечательные механики, мясники, хирурги, скульпторы. Овен всегда стремится быть первым.

Тельцы уже в юности мечтают разбогатеть, поэтому не возражают против рутинности, если она принесет много денег. Люди этого знака хорошо проявляют себя в архитектуре, дизайне, строительстве, живописи, музыке. А вот политика - не для них.

Близнецы предпочитают постоянную смену впечатлений и деятельности. Они могут убедить кого угодно и в чем угодно, поэтому из них выходят успешные рекламные агенты, менеджеры, артисты, журналисты, издатели.

Раки при выборе профессии чаще всего оказываются продолжателями семейных династий. Они любят работать с детьми, с животными. Это неплохие психологи, старательные акушеры, добросовестные няни.

Львы предпочитают управлять и при этом рассчитывают только на себя. Их сильная сторона - интеллект. Импозантные и уверенные в себе, они хорошие предприниматели, успешные политики и выдающиеся деятели шоу-бизнеса.

Девы - это «рабочие пчелы» общества. Они отлично справляются с работой, требующей скрупулезности. Девы - хорошие фармацевты, массажисты, травники,  диетврачи, а также прачки, телефонные операторы.

А вот Весы нерешительны, поэтому им обязательно нужно помочь с выбором профессии. Эти люди отлично чувствуют себя в коллективе, порученную работу всегда выполняют хорошо. Их поле деятельности - мода и развлечения: они хорошие антиквары, юристы, журналисты.

У Скорпионов сбалансированы разум и эмоции. Из них получаются отличные штурманы, моряки, шахтеры, механики. А также философы - Скорпионы склонны заниматься поиском смысла жизни.

Стрельцов отличает дух коллективизма. Они могут быть великими спортсменами, священниками, общественными деятелями. Но, увы, часто становятся шулерами и спекулянтами.

Козерогам трудно работать в коллективе, поэтому им больше подходят такие профессии, как антиквар, географ, агроном, архитектор, математик, философ, социолог.

У Водолеев отличное чувство коллективизма. Они умеют объяснять, поэтому из них выходят хорошие педагоги, телеведущие, талантливые режиссеры и психологи.

Для Рыб главное - интуиция. На работе им необходим собственный ритм. Из них получаются талантливые писатели, актеры, художники, медики, педагоги, а также успешные исследователи.

6. Подведение итогов

Продолжите, пожалуйста, предложения:

Мне понравилось…

Мне не понравилась и я бы посоветовал(а)…

Я для себя открыла…

Мне не интересно, потому что…

7. Заключительное слово воспитателя.

Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.

Мир профессий многогранен и интересен, поэтому наш разговор на эту тему обязательно будет продолжен. И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиограмма Я выбираю профессию

Слайд 2

Оператор банковского дела Содержание труда: оформление документов на проведение банковских операций, работа с клиентами банка, работа на компьютере. Должен знать: требования к правильности оформления банковских документов, инструкции по проведению различных банковских операций, сведения по автоматизированной обработке полученных данных, эксплуатационные характеристики и основные правила работы на счётно-вычислительной технике.

Слайд 3

Профессионально важные качества: Внимательность; Аккуратность; Хорошая память; Высоко развитый уровень концентрации и переключения внимания; Устойчивость к монотонной работе; Быстрота движения рук; Ответственность; Эмоциональная устойчивость; Коммуникативные способности; Хорошие зрение и слух Квалификационные данные: ссузы , курсы. Медицинские противопоказания: Психические и нервный заболевания; Снижение остроты зрения и слуха; Нарушение координации движений рук. Оператор банковского дела

Слайд 4

Содержание труда: регистрирует и систематизирует письма, документы, ведет телефонные переговоры, выполняет поручения руководителя, передает по назначению его задания, участвует в подготовке заседаний и совещаний, ведет их стенограммы, готовит информационно-обзорные материалы, тиражирует необходимую документацию, использует в работе оргтехнику и компьютер. Должен знать: делопроизводство, основы научной организации труда, стенографию, правила эксплуатации персональных компьютеров и оргтехники, основы психологии и общения, эстетики, этики, иностранный язык. Профессионально важные качества: хорошо развитые виды памяти коммуникативные и организаторские способности эмоционально-волевая устойчивость аккуратность исполнительность ответственность Квалификационные требования: ссузы , курсы. Медицинские противопоказания: Нервно-психические заболевания Дефекты зрения и слуха Выраженные дефекты речи Явные физические недостатки Секретарь-референт

Слайд 5

Дизайнер Содержание труда : эстетизация, гармонизация, упорядочение предметного окружения человека; сбор необходимых сведений об изделиях, их конструкции, технологии изготовления, материалах; изучение взаимодействия человека с изделием в процессе эксплуатации, разработка проектно-компоновочных схем, эскизов, форм, рабочих чертежей, отработка изделий на образцах. Должен знать : скульптуру, рисунок, живопись, основы композиции, технологию производства изделий, основы социологии, психологии. Профессионально важные качества: художественное воображение; пространственно-образное мышление; коммуникабельность. Квалификационные требования: художественно-промышленные училища, училища искусств, архитектурные институты, институты искусств. Медицинские противопоказания: нарушения координации движение рук; дальтонизм; дефекты зрения.

Слайд 6

Предприниматель Содержание труда: занимается торговой(коммерческой) деятельностью в той или иной сфере народного хозяйства, обеспечивающей рынок товарами и услугами оптимального а ссортимента и высокого качества; определяет соответствие товаров и услуг нормативно-технической документации, фирменному знаку, прогнозирует спрос, организует рекламу. Стимулирует сбыт, документально оформляет коммерческие операции. Должен знать: основные правила и принципы классификации товаров и услуг, требования к их качеству, рынок, его типы, состояние и перспективы развития спроса и предложения, системы маркетинговой информации, стратегию коммуникации, стимулирование сбыта, банковскую и налоговую систему, организацию финансового планирования деятельности предприятия, этикет деловых и неофициальных встреч, структуру экономики, характер торговых операций, основы рекламного дела. Профессионально важные качества: Хорошо развитые все виды памяти; Аналитические способности; Высокий уровень притязаний; Коммуникативные и организаторские способности; Психоэмоциональная устойчивость; Высокий уровень интеллекта. Квалификационные требования: вузы, ссузы , курсы. Медицинские противопоказания: Психические и нервные заболевания.

Слайд 7

Юрисконсульт Содержание труда : осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, участвует в подготовке ответов при отклонении претензий, даёт справки и консультации Должен знать : действующее законодательство, права (админ., труд., граждан., фин.), нормативные и руководящие материалы по правовой деятельности. Профессионально важные качества: Аналитическое мышление, хорошую память, Психологическая устойчивость, коммуникативные c пособности .

Слайд 8

Аудитор Содержание труда: оказывает практическую помощь руководству и экономическим службам предприятия в ведении дел и управлении финансами . Должен знать: финансовый менеджмент, бухгалтерские учет, математику и статистику, экономика трудовое, финансовое, административное право. Профессионально важные качества : Высокий уровень развития памяти (долговременной и кратковременной); Высокий уровень математических способностей; Высокий уровень аналитического мышления; Высокий уровень развития логического мышления; Способность длительное время заниматься однообразными видами деятельности. Квалификационные требования: высшее учебное заведение . Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: Отсутствие аналитических и математических способностей; Высокая утомляемость; Эмоционально-волевая неустойчивость; Безответственность; Невнимательность, рассеяность; Нечестность; Нетерпеливость. Медицинские противопоказания: Болезнь нервной системы; Выраженные заболевания зрения.

Слайд 9

Психолог Профессионально важные качества: концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь; открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость; апатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию; уравновешенность , терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции ; Содержание труда: изучает различные виды психологической деятельности человека и применяет свои знания на практике. Медицинские противопоказания: Нервные и психические заболевания Выраженное заболевание зрения и слуха Инфекционные кожные заболевания . Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности : Агрессивность Замкнутость Нерешительность Отсутствие склонности работы с людьми

Слайд 10

Программист Содержание труда: разрабатывает программы на основе анализа математических моделей и алгоритмов по реализации решения экономических и других задач, выбирает язык программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов, производит отладку разработанных программ, корректирует их в процессе доработки, определяет возможность использования готовых программных средств. Должен знать: методы программирования и использования вычислительной техники при обработке информации, технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, режимы работы оборудования, правила эксплуатации, технологию механизированной обработки информации, языки программирования .

Слайд 11

Программист Профессионально важные качества: Хорошее зрение; Оперативная память; Устойчивое концентрированное внимание; Высокая работоспособность; Дисциплинированность; Аналитическое мышление; Квалификационные требования: вузы. Медицинские противопоказания: Снижение остроты зрения; Нарушение функции щитовидной железы; Болезни крови.

Слайд 12

Содержание труда: организация производства или коммерческой деятельности, организации внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы. Профессионально важные качества: хорошо развитые виды памяти и внимание; э моционально-волевая устойчивость; д обросовестность; ч естность; к оммуникативные способности. Квалификационные требования: высшее экономическое образование. Медицинские противопоказания: Выраженные нарушения зрения; Нервные и психические заболевания; Выраженные сердечно-сосудистые заболевания. Менеджер

Слайд 13

Содержание труда: изучает и прогнозирует спрос на товары и услуги путем наблюдения, опроса потребителей; анализирует причины колебания спроса на товары и услуги, определяет пути улучшения их потребительских свойств, перспективы сбыта, отслеживает конкурентную сферу, перспективы сбыта, отслеживает конкурентную сферу, изменения налоговой ценой и таможенной политики государства. Должен знать: основы экономики, историю развития производства, торговли, действующее законодательство, основы социологии, психологии, правоведения, этики, статистики, вычислительную и оргтехнику. Профессионально важные качества: а налитическое мышление; н аблюдательность; с оциально психологическая интуиция; о бразно-логическая память; к оммуникативные способности; в ысокая самооценка; Квалификационные требования: высшее экономическое образование, юридическое образование. Медицинские противопоказания: Нарушение функций опорно-двигательного аппарата; Выраженные сердечно-сосудистые заболевания; Нервные и психические заболевания. Маркетолог

Слайд 14

Содержание труда: оказывает различную медицинскую помощь в условиях стационара и поликлиники. Должен знать: основы общетеоретических и клиничес- ких дисциплин, анатомно-физиологичские возрастные и половые особенности здорового и больного человека, симптомы заболеваний, тактику ведения больных. Профессионально важные качества: сострадание; д обросовестность; аккуратность; а налитический ум (способность анализировать факты и логически мыслить); в ысокий уровень развития произвольного внимания; к оммуникативные способности; б ольшой объем долговременной памяти; п сихоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки. Врач

Слайд 15

Квалификационные требования: лечебный факультет медицинского вуза Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: б езответственность; н евнимательность; э гоистичность; ж естокость; брезгливость. Медицинские противопоказания: н ервные и психические заболевания; в ыраженные заболевания зрения и слуха; и нфекционные и кожные заболевания. Врач

Слайд 16

WEB- дизайнер Содержание труда: работа на предприятиях и в организациях, агентствах и фирмах компьютерного дизайна по оформлению слайдов, созданию идеи и разработки макета сервера, обеспечению наилучшего восприятия документов на экране монитора, цветовой палитры; работа с узлом Internet. Должен знать: технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, режимы работы оборудования, правила эксплуатации, технологию механизированной обработки информации; современные специализированные компьютерные программы; основы психологии. Профессионально важные качества: Высокий уровень развития памяти; Высокий уровень развития образного мышления; Высокий уровень развития логического и аналитического мышления; Развитый эстетический и художественный вкус; Креативность (творческий подход); Внимательность; Терпеливость; Усидчивость.

Слайд 17

Квалификационные требования: ссузы , вузы, курсы. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: Отсутствие художественного вкуса; Высокая утомляемость; Ригидность мыслительных процессов Безответственность; Невнимательность, рассеяность; Неаккуратность. Медицинские противопоказания: Сильно развитая близорукость WEB- дизайнер

Слайд 18

Бухгалтер Содержание труда: осуществляет бухгалтерский учет, ревизию и финансовый контроль на предприятиях и в организациях различного типа ; проверяет достоверность полученной финансовой информации, контролирует соблюдение законности при распределении денежных средств. Должен з нать: статистику, финансы, кредит, анализ хозяйственной деятельности, основы управления и технологию конкретной отрасли народного хозяйства, ее экономику, организацию и планирование, методику составления отчетности. Профессионально важные качества: Умение быстро и правильно считать; Умение анализировать числа, за их динамикой, понимать суть производственных процессов; Терпение; усидчивость и устойчивость к монотонной работе; Квалификационные требования: курсы, вузы. Медицинские противопоказания: плохое зрение; болезни нервной системы.

Слайд 19

Бухгалтер Профессионально важные качества: Умение быстро и правильно считать; Умение анализировать числа, за их динамикой, понимать суть производственных процессов; Терпение; усидчивость и устойчивость к монотонной работе; Квалификационные требования: курсы, вузы. Медицинские противопоказания: плохое зрение; болезни нервной системы.

Слайд 20

Профессии, выбранные воспитанницами 9 курса

Слайд 21

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОГРАММЫ Название профессии Содержание труда Должен знать Профессионально важные качества Квалификационные требования Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности Медицинские противопоказания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...