Программа «Я - гражданин России»
методическая разработка (5 класс) по теме

Программа «Я - гражданин России» разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г» и предназначена для учащихся 5-9 классов муниципального общеобразовательного учреждения. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patrioticheskogo_vospitaniya.rar16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Кущевский район учитель МБОУ СОШ №1

Лелькина Елена Вячеславовна

Программа

по гражданско-патриотическому

воспитанию

Учитель МБОУ СОШ №1

ст.Кущевская Краснодарского края

Лелькина Елена Вячеславовна

I. Пояснительная записка

Программа «Я - гражданин России» разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г» и предназначена для учащихся 5-9 классов муниципального общеобразовательного учреждения.  Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

         Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин  получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла его ответственность за свою судьбу и судьбу Родины . В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Воспитание патриотизма так же является неотъемлемой частью успешной социализации личности.

        В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

       Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

   

  Подростковый  возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

     Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует  содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.

         Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны и малой Родины.

III. Цель и задачи программы.

Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству,  к родному казачьему краю и своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного  казачьего  края.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Педагоги школы

Реализация программы в системе воспитательной работы.

Использование современных воспитательных технологий.

Классный руководитель

Зам.директора по ВР

Старшая пионервожатая

Психолог школы

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятиях школы.

Методисты РМЦ

Кущевское казачье общество

Сотрудники  Кущёвского краеведческого музея

Работники районной детской библиотеки

V. Содержание программы

Программа включает в себя следующие направления:

1. Связь поколений.

Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, выпуск листовок, газет, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2. Растим патриота и гражданина России.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, классный праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Кубань - мой край родной.

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся интерес и  уважение к традициям кубанского казачества.
3. Формировать экологическое поведение.

Формы:  сотрудничество с казачьим обществом, поисковая работа совместно с краеведческим музеем,  экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, викторины,  тематические классные часы, устный журнал.

4. Я и семья.

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, семейные праздники часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Реализация Программы рассчитана на 5 лет.

VI.Мероприятия по  реализации программы:

Направления

Мероприятия

Срок

1. Связь поколений.

Участие в фестивалях проводимых КИД МОУ СОШ №1

Сентябрь – октябрь

ежегодно

Уроки мужества посвященные Дню освобождения станицы Кущёвской от немецко-фашистских захватчиков

Февраль

ежегодно

Классные и общешкольные мероприятия посвященные дню интернационалиста и Дню защитника Отечества.

Февраль

Ежегодно

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

Май

Ежегодно

Посещение музея по знаменательным датам

В течении года

Подшефная и тимуровская работа

В течении года

Участие в акциях «Милосердие», «Листовка».

Ежегодно

Тематические классные часы,  проводимые совместно с работниками  детской районной библиотеки

7-8 класс

2. Растим патриота и гражданина России.

Классный час,  посвященный изучению символики России и Кубани

Ознакомление учащихся с правами и свободами человека по следующим документам: «Конвенция о правах ребенка» «Декларация прав человека и гражданина»,  Конституция Российской Федерации

Сентябрь

Ежегодно

Ноябрь - декабрь

Ежегодно

Участие в районных и общешкольных  мероприятиях, посвященных подготовке  к выборам депутатов Государственной Думы и Президента РФ.

2007-2008 г

Встречи с депутатами органов местного самоуправления (Кущевское сельское поселение)

8-9 класс

Классный праздник «Получение паспорта»

8 класс

   

Общешкольные мероприятия,  классные часы по теме « Роль Русской православной Церкви  в деле защиты и единения русских земель.

8-9 класс

Ноябрь,

 январь,  апрель

3. Кубань - мой край родной.

Вступление учеников класса в  казачье общество

5 класса

Участие в мероприятиях проводимых Кущёвским казачьим обществом.

5-6 класс

Поисковая работа совместно с работниками Кущёвского краеведческого музея

7-8 класс

Учебно - исследовательская работа  по истории родного края

9 класс

Участие в экологических десантах по плану школы

Весна, осень ежегодно

Устные журналы по теме: «Мои знаменитые земляки», «Памятные места Кущёвского района», «Ими гордится наша школа».

8-9 класс

Изучение традиций и обычаев кубанского казачества.

Ежегодно

4. Я и семья.

Тематические родительские собрания

Каждую учебную четверть

Ежегодно

Родительские лектории

Ежегодно

Совместные мероприятия с родителями (походы, экскурсионные поездки, посещение театров и музеев, праздники)

Ежегодно

Анкетирование с целью выявления приоритетных задач для решения возникающих проблем в процессе воспитания учащихся

Сентябрь

ежегодно

            При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, краевые, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами.

       Возможна корректировка плана проводимых мероприятий согласно  положениям о всероссийских, краевых, муниципальных областных, конкурсах, и тематических месячниках. Изменения отражаются в планах воспитательной работы.

VII. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

      Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8-11х классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  2. Бим –Бад Б.Д. Воспитание человека обществом и общества человеком//Педагогика. 1996, № 5.
  3. Воспитание в духе прав человека: [Учебное пособие для средней школы «Воспитай гражданина» ]//Полис: Политические исследования.1997. № 2
  4. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М., 1981.
  5. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода// Педагогика.1997. № 3
  6. Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., 1996.
  7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.:Владос,2001.
  8. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

Досуговая программа Я - гражданин России

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д....

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Программа "Я - гражданин России"

Программа по патриотическому воспитанию учащихся...

Воспитательная программа "Я гражданин России"

Программа расчитана на 7  лет работы с детьми с 5 по 11 класс....

Творческий проект по программе «Я – гражданин России»

Наш проект «Песни-памятники» появился благодаря виртуальному путешествию и посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы узнали,  что существует много памятников, созданных по мотива...